Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Г л а в а II
ПУТИ с н и ж е н и я к о н с т р у к т и в н о й
МЕТАЛЛОЕМКОСТИ МАШИН
В Программе КПСС указано, что в период строи тельства коммунизма в нашей стране «быстрое развитие получат такие конструкции машин, которые, обеспечивая высокие технические свойства, приведут к сокращению расходов сырья и энергии, повышению производительно сти труда»1.
Резервы и пути повышения экономичности конструк ций машин, оборудования и приборов чрезвычайно раз нообразны и многочисленны. Совершенствование кон струкций требует проведения больших организационно технических мер, позволяющих снижать металлоемкость и трудоемкость машин и оборудования, уменьшать за траты на их производство и эксплуатацию, повышать техническую культуру конструкций.
При разработке и внедрении новых технологических процессов создания машин и механизмов прежде всего нужно исходить из удовлетворения требований наиболее рационального и экономичного использования общест венного труда. Современные машины должны обеспечи вать повышение качества и снижение себестоимости про дукции, рост производительности и облегчение труда рабочих.
Борьбу за экономически эффективные машины или оборудование нужно вести на всех стадиях их создания, начиная с подготовки проектирования, ибо именно здесь определяются основные технико-экономические парамет ры проектируемой конструкции машин. Одновременно с этим конструктивное развитие машин непосредственно связано с увеличением их мощности, долговечности и
1 Программа Коммунистической партии Советского Союза,
стр. 70.
14
эксплуатационной надежности, с повышением их эконо мичности и технологичности, со снижением трудоемкости и веса машин.
Большая ответственность ложится на конструктора при расчетах прочности создаваемых образцов, особенно в отношении их эксплуатационной надежности и долго вечности. Основная задача конструктора — создание технически современных и экономически эффективных машин, оборудования и приборов. Современный техниче ский прогресс машиностроения идет в основном по трем направлениям: а) совершенствование конструкции ма шин; б) внедрение новых методов и технологии их изго товления; в) улучшение существующих и создание но вых конструкционных материалов.
Опыт эксплуатации машин в ряде отраслей промыш ленности показывает, что преждевременный износ дета лей иногда является следствием неудачных конструктив ных решений или неправильного выбора материала.
Хотя основная проблема экономии металла в маши ностроении решается в производстве путем уменьшения припусков и напусков, рационального использования материалов и других факторов, однако конструкция деталей, как правило, предопределяет технологию их изготовления и расход материала. Поэтому возможность экономии материала в большей степени ограничивается заданной конструкцией. Следовательно, проблема эконо мии материалов решается не только технологическими методами, но и наиболее эффективным использованием средств конструктивного характера. Назовем основные из них: конструктивная простота машин; конструирова ние деталей с учетом прогрессивных методов изготовле ния заготовок;-снижение веса деталей; замена металла другими материалами.
Конструктивная простота машин выражается прежде всего в отсутствии лишних механизмов, агрегатов и дета лей, наличие которых не обусловливается функциональ ным назначением в условиях работы машины. Деталь следует конструировать с учетом применения прогрес сивных методов получения заготовок, которые бы по конфигурации и размерам приближались к готовым деталям.
Чтобы работа конструктора имела четкую направлен ность, вытекающую из задач по снижению веса, трудо
15
емкости и издержек на машину в производстве и эксплуатации, он должен заранее определить ее теорети ческий (расчетный) вес.
Нормирование веса проектируемых машин, основан ное на строгом учете их прочностных характеристик, габаритов, мощности и других факторов, имеет весьма важное практическое значение. Особенно большим резер вом снижения веса машин является ликвидация излиш них запасов прочности.
Основными путями снижения конструктивной метал лоемкости машин следует считать: совершенствование конструкции и улучшение весовых характеристик; техно логичность конструкции; показатели измерения метал лоемкости машин и возможности их планирования; ра циональное использование запаса прочности материалов; выбор материала и др.
1.Совершенствование конструкции
ивесовых характеристик
Наиболее эффективными мерами по снижению кон структивной металлоемкости машин являются: принцип конструирования машин; максимальная концентрация мощности в одном агрегате; рациональная компоновка машин; широкое применение навесных приспособлений вместо прицепных и др.
Современные конструкции требуют проведения мно гочисленных мер, обеспечивающих снижение материало емкости и трудоемкости машин и оборудования, затрат на их выпуск и эксплуатацию, повышающих техническую культуру конструкции. Следовательно, первые шаги конструктора при создании новых машин, оборудования и приборов должны начинаться с установления прогрес сивного типажа проектируемой конструкции, ее служеб ного назначения, выбора наиболее эффективной схемы и рациональной конструкции ее элементов, узлов и дета лей, а также тех требований, которым она должна удовлетворять в эксплуатации.
Одно из средств повышения экономической эффектив ности изготовления машин — выбор рациональной кине матической схемы. Разработка оптимальной схемы ма шины дает возможность осуществить наиболее полное
16
соответствие ее конструкции технологическим требова ниям и наиболее выгодную компоновку основных узлов и механизмов. Проектирование рабочих органов и меха низмов машин с обоснованными эксплуатационными требованиями приводит к созданию рациональной их конструкции, характеризующейся меньшими размерами, более совершенной формой, эффективным использовани ем материала и снижением трудоемкости выпуска.
Практика показывает, что в некоторых конструкциях машин излишне усложнены кинематические схемы, уве личено количество передаточных механизмов, которые не полностью используются при эксплуатации машин или по характеру их работы могут быть заменены более простыми передачами. Эти особенности ведут к не обоснованному увеличению количества деталей, повыша ют вес машины и расход материала, увеличивают трудо емкость изготовления. Упрощение кинематической схемы дает возможность уменьшить количество и размеры деталей как в самой цепи, так и в целом в машине.
Значительный экономический эффект может быть по лучен при пересмотре конструкции мало или вовсе ненагруженных деталей типа крышек, фланцев, втулок, кронштейнов, муфт, колец и других аналогичных деталей при сохранении их механических и эксплуатационных свойств. Например, при изменении конструкции круглого фланца корпуса подшипника комбайна «СК-2,6» на заводе «Гомсельмаш» на треугольную форму сэкономле но более 15% металла только на одном наименовании деталей. А если учесть, что подобных деталей ежегодно выпускается десятки миллионов штук, то на этой «мело чи» можно сэкономить около 50 тыс. т металла.
В механических приводах эффективна замена много ступенчатых зубчатых передач клиноременными, цилин дрических и червячных — глобоидальными. При одина ковой передаваемой мощности и одном и том же переда точном отношении вес глобоидального редуктора в 5 раз меньше, чем вес цилиндрического двухступенчатого редуктора. Из сказанного видно, что снижение веса машин в полной мере зависит от рационального выбора их кинематической схемы, позволяющей сократить дли ну кинематической цепи, свести до минимума количество звеньев в ней и уменьшить количество деталей. В прак тике уже известны новые металлорежущие, станки, где
2. Зак. 504 |
17 |
шпиндель жестко соединен с валом электродвигателя и устранен промежуточный механизм передачи.
Выбор оптимального количества рабочих органов ма шины при проектировании значительно снижает вес и трудоемкость ее изготовления. Однако иногда конструк тор излишне усложняет кинематические схемы, вводит в
них много трудоемких оригинальных деталей, мало использует унифицированные узлы и детали, возможно сти передовой технологии. Поэтому при разработке новой конструкции следует вводить только те новые детали и узлы, которые предопределяют производитель ность машины, удобство ее обслуживания и снижают ее себестоимость. Все остальные узлы, не влияющие на эти факторы, надо оставлять по возможности в неизменном виде.
Следовательно, основными мерами по совершенство ванию кинематических схем машин являются: 1) умень шение количества звеньев в кинематической цепи и пере даточных механизмов в машине; 2) сокращение числен ности рабочих органов, имеющих привод; 3) выбор наиболее рациональных конструкций передач и переда точных механизмов; 4) широкое внедрение гидравличе ских, пневматических, электромеханических и других видов передач.
Фирма «Аткинсон» оборудует грузовые автомобили задними мостами, имеющими коническую главную пере дачу. Это обеспечивает большую экономию в весе. За счет применения проката швеллерного типа конструкция автомобиля имеет большую жесткость на кручение по сравнению с ранее применявшимися поперечинами.
За счет более тщательной проработки элементов кон струкции рамы вес автомобиля фирмы «Фаден» по сравнению с автомобилем аналогичного класса снижен на тонну. На этом автомобиле опорные кронштейны рес сор устанавливаются непосредственно под ланжероном вместо принятого консольного крепления. Такая кон струкция снижает вес опорного кронштейна за счет равномерного распределения нагружения в его теле. Коренной лист за ушком рессоры загнут назад и тем самым обеспечивает прочность рессор. Главная рама одной модели трактора «Интернационал» (Англия) со стоит из полых элементов, которые одновременно служат резервуарами для масла, гидросистемы и топлива.
18
Снижение конструктивной металлоемкости можно получить за счет изменения схемы компоновки деталей и узлов машин, принципов их работы и других факторов.
Наиболее ответственный этап при конструировании новой машины — выбор наиболее оптимальной компо новки и ее узлов, построенной с учетом действующих сил и нагрузок. Эти предпосылки обеспечивают значи тельное снижение трудоемкости и веса машин.
Весьма важно также получить наиболее выгодную компоновку не только машины в целом, но и отдельных ее узлов, выбрать необходимую мощность и число оборо тов двигателя, рационально разбить передаточное число по ступеням.
Снижение веса во многом зависит от принципиальной схемы машины, от ее конструктивной компоновки. Рас пределение веса некоторых машин и оборудования по узлам показано в табл. 4.
Из табл. 4 видно, что основную часть веса машин и оборудования составляют колонны, столы, фундамент ные плиты, станины, блоки и шасси: на их долю прихо дится от 28 до 80% общего веса. Следовательно, в пер вую очередь следует снижать металлоемкость этих узлов.
Анализ показывает, что наиболее металлоемки литые детали, прежде всего из чугуна. Из общего веса литые детали (в среднем) составляют: в металлорежущих станках — до 80%, в тракторах — до 60, в автомобиль ных двигателях — 65—70, в сельскохозяйственных ма шинах — около 22%. Поскольку большинство этих дета лей корпусные пустотелые, то их вес зависит только от толщины стенок.
При конструировании машин толщина стенок кор пусных литых деталей, как правило, определяется по аналогии с деталями существующих машин или по тех нологическим соображениям и оказывается несколько завышенной.
Рациональность компоновки машин зависит от мно гих конструктивных, производственно-технологических и эксплуатационных показателей. Для улучшения техно логичности конструкции совершенствование компоновки машины может быть достигнуто за счет следующих фак торов: 1) сокращения расстояний между опорами и при ближения их к месту приложения нагрузок; 2) упраздне
ния отдельных узлов, |
механизмов и агрегатов за счет |
2* |
19 |
t
Т а б л и ц а 4
Распределение веса по узлам к общему весу машин и оборудования, %
Машины и оборудование |
У зл ы |
|
% |
Вертикально-сверлильные |
коробка скоростей |
1 |
0 ,0 |
станки |
шпиндель |
|
1 ,0 |
|
коробка подач |
|
3 , 0 |
|
механизм подачи |
1 0 ,0 |
|
|
фундаментальная плита, |
|
|
|
стол, колонна |
7 6 , 0 |
|
Токарные (центровые) |
передняя бабка |
3 0 , 0 |
|
станки |
задняя бабка |
|
3 , 0 |
|
суппорт |
1 0 ,0 |
|
|
станина |
4 4 , 0 |
|
|
тумбы и электрообору- |
|
|
|
дование |
1 3 ,0 |
|
Двигатели (рядные) |
блок-картер |
2 8 |
— 35 |
|
головка цилиндров |
7 — 15 |
|
|
коленчатый вал |
8 |
— 14 |
|
маховик |
6 |
— 12 |
|
электрооборудование |
7 |
— 14 |
Грузовой автомобиль |
шасси |
70 |
— 80 |
|
кузов (деревянный) |
11— 14 |
|
|
кабина с оперением |
6 |
— 14 |
передачи их функций другим машинам; 3) соединения двух или нескольких механизмов в один; 4) совершенст вования компоновки отдельных узлов и механизмов;
5)расчленения машин на сборочные элементы. Сокращение расстояний между опорами и возможное
приближение их к месту приложения нагрузок позволяет уменьшить вес и размеры нагруженных деталей, улуч шить технологичность конструкции машины в целом и ее отдельных узлов. Так, у силосоуборочного комбайна «СК-2,6» барабан измельчающего аппарата устанавли вался на две опоры, расположенные друг от друга на большом расстоянии (более ширины захвата). Это при водило к увеличению размеров и веса некоторых нагру женных деталей. В последующих выпусках комбайнов такого назначения за счет сужения горловины измель-
20