Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чающего аппарата количество деталей уменьшилось на 70, а их вес снижен на 50,%.

Современная конструкция тракторов обладает доста­ точной устойчивостью, чтобы противостоять силам веса и нагрузкам, действующим на его рабочие органы. По­ этому трактор способен быть не только источником тяго­ вой силы, но и противостоять нагрузкам от навесных машин. С учетом этих особенностей в последнее время ведется замена прицепных машин навесными, что обеспе­ чивает снижение их веса в 1,5 раза и больше. Причем снижение металлоемкости в данном случае достигается за счет устранения наиболее трудоемких в производстве и быстро изнашиваемых в эксплуатации узлов и деталей

(колеса, прицепные

устройства, рамы,

оси и др.). В ре­

зультате увеличения

производительности и уменьшения

удельного

сопротивления

расход

топлива

при работе

трактора

с

навесными

орудиями

снижается

почти

на 12%.

 

 

 

преимущества навесных ору­

Технико-экономические

дий по сравнению с прицепными

показаны

в

табл. 5.

Анализ данных табл. 5 подтверждает, что в результа­

те внедрения

навесных орудий их удельная

металлоем­

кость в сравнении с прицепными орудиями уменьшается от 35 до 93%. Следовательно, переход от специальных

Т а б л и ц а 5

Эффективность применения некоторых навесных сельскохозяйственных машин по сравнению с прицепными

М аш ины

Н авесн о й в а р и а н т

 

 

е м ­ р и ­

м а р к а маш ин

м е т ал л о 1 см ш и т а , к г

, к г

л ь н а я т ь н а з а х в а

в е с

у д е к о с н ы

П р и ц еп н о й

вар и ан т

 

!

 

 

ал л о е м ­ ш ирины

 

 

 

 

 

е т см

к г

м а р к а маш ин

 

м

1

 

вес , к г

у д е л ьн ая

к о с т ь на

за х в а т а ,

Плуг

«ПН-2-30М»

200

3,10

«П-3-30»

540

6,0

Культиватор-окуч-

«КОН-2,8»

300

1,07

«КУТС-2,8»

500

1,77

НИК

Пропашной куль-

«КН-5,4»

710

1,31

«КПС-5,4»

930

1,72

тиватор

Лущильник

«лдн»

308

1,28

«ЛБД 4,5»

900

2,0

21


машин к приспособлениям, выполняющим вместе с еди­ ным двигателем те же функции, что и специальные маши­ ны, является одной из основных возможностей снижения удельной металлоемкости машин.

По данным ВИСХОМ, переход с прицепных машин на навесные дает возможность снизить удельную металло­ емкость машин от 30 до 40%. Конструкционный и эксплуатационный смысл навесных орудий заключается в том, что плуги, жатки, сенокосилки, культиваторы и дру­ гие сельскохозяйственные орудия по существу преврати­ лись в операционные приспособления. У них не стало ходовой части и механизмов управления. Для передви­ жения, включения и выключения этих орудий использу­ ются шасси и гидросистема трактора. Благодаря такому кинематическому изменению вес навесных машин стал значительно меньше веса прицепных.

Замена прицепных машин навесными дала возмож­ ность значительно сократить их металлоемкость, умень­ шить трудоемкость изготовления и улучшить технологич­ ность. В последнее время наблюдается увеличение числа безмоторных комбайнов для уборки сельскохозяйствен­ ных культур, которые приводятся в движение от двигате­ ля трактора или самоходного шасси.

Самоходные шасси благодаря универсальности имеют хорошие перспективы развития. Они обеспечивают об­ служивание агрегата одним человеком и при значитель­ ной ширине захвата отличаются высокой производитель­

ностью,

могут работать с агрегатами,

расположенными

впереди,

сзади и между

осями.

Мощные самоходные

шасси

могут

эксплуатироваться

с навесными

комбай­

нами.

 

 

 

 

 

 

Дальнейшее совершенствование компоновки привело

к созданию

конструкции

машин

с одной

опорой.

К таким машинам относится силосоуборочный комбайн «ПСК-1,8». Он присоединяется к трактору сбоку и опира­ ется на одно внешнее колесо. Такая компоновка исклю­ чает сложную систему громоздких механизмов, уменьша­ ет вес машины и трудоемкость ее изготовления. Снижение веса машин обусловливает повышение их эксплуатацион­ ной надежности. Уменьшение веса автомобиля, например, на 1 т за счет усовершенствования конструкции увеличи­ вает его грузоподъемность до 5 т и снижает расход бен­ зина на 100 км пути на 22%.

22


Машины, находящиеся в производстве, не одинаково совершенны. Поэтому в их конструкции при проектирова­ нии должны быть заложены условия, обеспечивающие последующую модернизацию. Одним из таких условий должно быть разделение конструкции машины на отдель­ ные узлы, по возможности взаимозаменяемые и само­ стоятельные в функциональном отношении. Подобная мера — важное средство улучшения экономических пока­ зателей ее производства и эксплуатации.

Снижение конструктивной металлоемкости в значи­ тельной степени зависит от повышения мощности двига­ теля. Форсирование мощности двигателя за счет увеличе­ ния количества цилиндров при расположении их верти­ кально в ряд приводит к увеличению габаритных размеров и снижению литровой мощности. Разработка новых конструктивных компоновок двигателей наряду с интенсификацией и совершенствованием их рабочего про­ цесса дает возможность увеличить его мощность.

Практика показала, что малооборотные длинноходные рядные дизели, отличающиеся повышенной жесткостью работы, уступают место высокооборотным У-образным дизелям. Основное преимущество последних — малые габаритные размеры, высокая жесткость блока цилинд­ ров и коленчатого вала, малые удельный вес и вес, при­ ходящийся на единицу рабочего объема цилиндров. Эти доводы можно проиллюстрировать конкретными приме­ рами, приведенными в табл. 6. Из таблицы видно, что применение У-образной схемы расположения цилиндров двигателя в автомобилестроении позволяет снизить вес двигателя, уменьшить его длину и улучшить компоновку автомобиля в целом. По данным НАМИ, использование У-образного 6-цилиндрового двигателя мощностью 135 л.с. на шасси автомобиля «ЗИЛ-151» дало возмож­ ность при сохранении прежней длины кузова сократить базу автомобиля на 365, а габаритную длину — на 700 мм. Переход от системы водяного охлаждения двига­ телей к воздушному позволил снизить металлоемкость двигателя на 10—12%• На автомобиле «КонтинентальАрсенал» 8-цилиндровый двигатель с У-образным распо­ ложением цилиндров мощностью 810 л.с. имеет удельный вес 1,34 кг/л.с., а 4-цилиндровый с рядным расположени­ ем цилиндров мощностью 50 л.с., установленный на авто­ мобиле «М-20»,—4,8 кг/л.с.

23

Т а б л и ц а 6

Сравнительная характеристика автомобильных двигателей

М ар к а д в и г а т е л я или ф и рм а -и зг о т о в и т е л ь

 

 

П а р а м е т р ы

 

 

ко л и ч ество ц и л и н д р о в и и х р а с п о л о ­ ж ен и е

вес д в и г а т е ­ л я , к г

эф ф екти вн ая м о щ н о сть , л . с .

л и т р о в а я м о щ н о с ть , к г / с м 3

у д е л ьн ы й вес, к г / л . с .

С водяным охлаждением:

240

50

23,6

4,8

«М-20»

«Крейслер»

8

318

180

33,4

1,77

«Студебеккер»

8

290

1 2 0

31,5

2,4

С воздушным охлажде­

 

 

 

 

 

нием:

8

150

85

33,4

1,77

«Татра 603»

«Фольксваген»

77

25

2 2 , 1

3,07

«Штейер»

8

285

88

25,0

3,24

«Джап»

2

50

95

86,5

0 , 6

«Континенталь-Арсе-

 

1080

810

27,7

1,34

нал»

12

«Парше»

77

42

32,7

1,83

2.Роль технологичности конструкции

вснижении веса машин

Машиностроение —■главная движущая сила'в техни­ ческом перевооружении народного хозяйства. Высокое качество советского машиностроения, соответствие его состояния и развития достижениям науки и техники — одна из весьма важных народнохозяйственных задач.

В Советском Союзе накоплен большой опыт в области проектирования и производства машин. Между конструк­ цией машины и технологией ее изготовления существует тесная взаимосвязь. Технологичность конструкции разре­ шает вопросы взаимосвязей и взаимозависимостей кон­ струкционных и технологических приемов создания ма­ шин. Поэтому технологию машиностроения признано считать наукой об изготовлении машин. Основной ее задачей является выявление закономерностей образова­ ния из первичных материалов деталей машин определен­ ных форм и размеров, необходимых точностей и качества поверхностей, улучшение физических свойств деталей и эксплуатационных качеств за счет технологического воз­ действия на них.

24


Стремление к высокой технологичности стало одним из важных принципов конструирования современных машин. Конструкция машин и оборудования должна не только отвечать заданным эксплуатационным показате­ лям, но и быть экономичной и простой в подготовке к производству и в процессе самого изготовления. Рацио­ нальную конструкцию машин можно создать лишь в том случае, когда конструктор ясно представляет себе техно­ логию ее выпуска.

Конструктивные формы машин, узлов и деталей обусловливаются главным образом их служебным назна­ чением. Однако, если машина, узел или деталь сконструи­ рованы без учета требований технологии их изготовле­ ния, они могут оказаться неэкономичными не только в производстве, но и в эксплуатации. Следовательно, при конструктивной разработке машин и деталей необходимо учитывать и отражать в конструкции требования техно­ логии их наиболее экономичного изготовления.

В связи с этим перед машиностроителями возникла необходимость настойчивой и упорной борьбы над раз­ решением одной из важных проблем в машиностроении— технологичности конструкции машин. Технологичной счи­ тают такую конструкцию, которая при обеспечении заданных эксплуатационных показателей требует для сво­ его осуществления минимальных затрат материала, вре­ мени, труда и средств в конкретных условиях данного производства. Для снижения общей металлоемкости машин необходимо конкретизировать рассмотрение вопросов технологичности конструкции на основе наибо­ лее эффективных технологических процессов, вытека­ ющих из практики, и после этого выработать методику конструирования технологичных деталей машин.

Технологичность конструкций сочетает в себе ком­ плексное решение задачи, учитывающей требования всех стадий технологических процессов выпуска машин, начи­ ная от полуфабриката и кончая сборкой и испытанием готовой продукции. Технологичность конструкции — ме­ рило технологических требований при конструировании машин для улучшения и уменьшения обработки, повыше­ ния производительности и снижения стоимости. Техно­ логичность деталей и узлов машин определяет трудоем­ кость изделия и расход материала на его изготовление. Поэтому технологичность деталей нужно отрабатывать

25

до окончательного появления их чертежей, создать чет­ кую систему показателей, позволяющую оценить степень технологичности изделий.

Технологические требования, предъявляемые к кон­ струкции деталей, обязаны обусловливать техническую возможность применения того или иного способа произ­ водства и его рентабельность, обеспечения максималь­ ных механических качеств, минимальных отходов и тру­ доемкости как в заготовительной, так и обрабатыва­ ющей фазах.

Технологические возможности современного машино­ строения позволяют решать самые разнообразные за­ дачи, возникающие в процессе выпуска машин, и обеспе­ чивать высокоэффективное, рациональное производство. Однако конструкция деталей обычно предопределяет тех­ нологию их изготовления. Поэтому возможности сниже­ ния себестоимости технологическими средствами всегда ограничиваются заданной конструкцией: одну и ту же деталь можно сконструировать в различных вариантах. При оптимальной технологической отработке каждого варианта металлоемкость и трудоемкость деталей окажутся неодинаковыми. Вариант, конструкция которо­ го отвечает требованиям наиболее рациональной техно­ логии, является технологичным. Технологичность кон­ струкции предопределяет возможность качественного изготовления изделия наиболее прогрессивными и эконо­ мичными методами с наименьшей затратой времени, тру­ да и материалов с учетом реализации предъявляемых к конструкции эксплуатационных требований.

Выбор полуфабриката и разработка технологического процесса его превращения в готовую деталь дают наибо­ лее высокие технико-экономические показатели тогда, когда эти вопросы решаются комплексно с конструкцией машины и ее деталей. В результате совместных усилий конструктора и технолога в творческом содружестве с производственниками разрабатывается оптимальный ва­ риант и создается наиболее технологичная конструкция детали и машины в целом.

При конструировании формы деталей нужно стре­ миться к созданию наиболее простых обрабатываемых поверхностей, к наименьшему их числу и минимальной площади. Простота конструкции нужна для того, чтобы получить машину из наименьшего количества простых,

26


минимального веса деталей при наиболее рациональном способе их изготовления и легкой сборке.

Среди научно-технических проблем советского маши­ ностроения одно из важнейших мест занимает проблема улучшения технологичности конструкции машин, обеспе­ чивающая высокие технико-экономические показатели как в производстве, так и при эксплуатации. Применение технологических возможностей для решения конструктор­ ских задач имеет важное народнохозяйственное значение.

Улучшение технологичности конструкции деталей и машин в целом должно характеризоваться:

1.Широким использованием технологических возмож­ ностей для повышения параметров рабочих процессов, транспортных и кинематических скоростей машин с одно­ временным снижением удельной металлоемкости, осо­ бенно в дефицитных и дорогостоящих материалах.

2.Рациональностью выбора материала, заготовки и формы деталей с таким расчетом, чтобы их можно было получать прогрессивными технологическими процессами почти без дальнейшей механической обработки.

3.Совокупностью конструктивных и технологических факторов, обеспечивающих высокую надежность и долго­ вечность машин за счет повышения качества, прочности

иизносоустойчивости их деталей и узлов.

4.Степенью точности изготовления и чистотой обра­ батываемых поверхностей деталей, повышением их каче­ ства и прочности технологическими приемами.

Технологичность конструкции зависит от вида заго­ товки, из которой делается деталь. Чем рациональнее выполнена заготовка, тем она менее трудоемка при механической обработке. Основными их видами в маши­ ностроении являются: нормальные или специальные про­

фили проката, поковки, штамповки и отливки. Литейная технология в современных условиях позволяет получить детали машин разнообразной конструкции со сложными внутренними полостями и элементами переменного сече­ ния. При выборе материалов, предназначенных для литья деталей, обращают особое внимание на конструк­ тивность и технологичность их форм, целевое назначе­ ние, условия работы, характер и величину нагрузок и на­ пряжения.

Повышение технологичности отливок, поковок и штамповок очень тесно связано с величиной припусков,

27