Файл: Сучков, А. Е. Резервы экономии металла в машиностроении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
допусков и выбором способа получения заготовок. Все эти факторы оказывают большое влияние на трудоем кость и металлоемкость изделий.
Технический прогресс в области литья и обработки металла давлением в современном машиностроении обеспечил возможность получения заготовок при мини мальных затратах труда, времени и материалов. В раз витии технологии литейного производства наблюдается значительное повышение точности, прочности, надежно сти литья с возможностью уменьшения за счет этих мер веса отливок и доли их последующей механической обра ботки. Происходит заметное повышение тонкостенное™ литья за счет образования ребер жесткости.
Ведущее направление развития технологических про цессов в кузнечно-прессовом производстве — повышение точности заготовок, улучшение качества поверхностного слоя и снижение трудоемкости их изготовления. Это позволит добиться высокой механизации и автоматиза ции и значительного уменьшения расхода материала не только в кузнечно-прессовых цехах, но и при последу ющей обработке заготовок в механических цехах.
Большое влияние на качество деталей оказывает спо соб их производства. При изготовлении деталей из заго товки волокна не должны перерезаться, они должны быть направлены в соответствии с контуром детали. Совпаде ние направления волокон с направлением наибольших нормальных напряжений, имеющих место при эксплуата ции машин, значительно повышает прочность и износо устойчивость деталей. Например, болт, полученный из прутка резанием, имеет неудовлетворительную структу ру: нормальные напряжения направлены поперек воло кон. Стержень болта, образующийся из сердцевины исходного катаного прутка, обладает пониженным каче ством. Болт, сделанный путем вытяжки стержня и осад ки головки в кузнечно-прессовом цехе, имеет благоприят ное расположение волокон. Надежность и долговечность его в эксплуатации значительно увеличивается. Шестер ни. выточенные резанием из прутка, имеют направления нормальных напряжений в зубьях тоже поперек волокон. При штамповке таких же шестерен из полосы волокна в
различных |
зубьях |
будут |
ориентированы |
неодинаково: |
часть зубьев «работает» |
вдоль волокон, |
а часть — по |
||
перек, что |
снижает |
их износоустойчивость |
при эксплуа |
23
тации. Если же шестерни делать способом осадки, то получим наиболее благоприятное расположение волокон. В этих случаях деталь будет долговечнее в эксплуатации.
Развитие машиностроительного материаловедения характеризуется улучшением свойств применяемых в машиностроении материалов, а также качества загото вок. Это обеспечивается в первую очередь ростом проч ности и точности в заготовительных процессах.
Несмотря на то что эта задача конструкторского характера, но при ее решении могут быть использованы все благоприятные воздействующие технологические при емы: значительное увеличение усталостной прочности за счет поверхностного упрочнения деталей механическим путем или термохимической обработки, возможность зна чительного повышения кинематических скоростей за счет уменьшения износа и трения, применение пористого хро мирования поверхности цилиндров мотора и др. При определении прочностных свойств материалов в деталях должны быть учтены все положения теории конструктив ной прочности и роли в ней технологических факторов.
При изготовлении точных заготовок стоимость их воз растает с увеличением степени приближения к требова ниям готовой детали. Заготовки, отличающиеся меньшей степенью приближения к требованиям готовой детали, стоят дешевле, но требуют значительных последующих расходов по их превращению в готовую деталь. Следо вательно, из нескольких возможных вариантов превра щения полуфабриката в готовую деталь необходимо использовать наиболее экономичный.
3.Показатели измерения металлоемкости машин
ивозможности их планирования
Одним из важнейших показателей, характеризующих материальные затраты в сфере производства, является материалоемкость продукции. Она может измеряться удельным весом стоимости материалов в общих затратах на производство либо весовым расходом материалов на изделие.
Материалоемкость наряду с другими параметрами — важный технико-экономический показатель любой ма шины. Исследования показывают, что доля затрат на
29
материалы, полуфабрикаты и комплектующие изделия в общей себестоимости продукции машиностроения состав ляет от 40 до 75%. Например, в крупносерийном и мас совом производстве тракторов и сельхозмашин она равна 55—60%, в автомобилестроении — 50—55, станкостро ении — 45—50, электротехнической промышленности —
60—65%.
Значительный удельный вес стоимости материала в общей структуре себестоимости машин свидетельствует о том, что экономия металла при проектировании машин — один из главных факторов снижения их себестоимости.
Экономический |
анализ подтверждает, что от экономии |
1 % материалов |
себестоимость изделия в 4 раза ниже, |
чем от экономии 1 % заработной платы.
В связи с возрастающей ролью технического прогрес са, широким развитием специализации и кооперирования трудоемкость выпуска машин будет снижаться, а удель ный вес стоимости материалов — возрастать. Широкое внедрение в машиностроение наиболее прочных материа лов и точных заготовок для деталей, безусловно, увели чит стоимость. Однако эти затраты оправдаются в эксплуатации за счет повышения надежности и долго вечности машин.
Уменьшение веса машин оказывает большое влияние на рост эксплуатационных показателей. Так, снижение веса движущихся частей машин и механизмов дает воз можность уменьшить динамические нагрузки и повысить производительность машин. Уменьшение веса отдельных деталей, имеющих высокие скорости движения, приводит к повышению прочности и долговечности машин.
Весовой расход металла на изделие в машиностро ении регламентируется нормой расхода, а показателем эффективности является коэффициент использования. Он выражает отношение веса готовых деталей к сумме веса готовых деталей, отходов и безвозвратных потерь в процессе производства изделия.
При экономическом исследовании путей совершенство вания конструкции и снижения металлоемкости машин и оборудования следует учитывать, что коэффициент использования металла позволяет определить лишь его отходы и потери в процессе выпуска изделия. Он не отра жает изменения удельного расхода материала при проис шедших в конструкции изделия изменениях и, следова
30
тельно, не может объективно отразить работу по созда нию более современных конструкций.
Иногда создание более совершенной конструкции ма шин требует больше материальных и трудовых затрат, чем существующие машины. Однако удельная металло емкость новой машины ниже, а эксплуатационные пара метры выше, чем старой. Например, конструктивный вес нового трактора «Беларусь МТЗ-80» на 7% выше, чем трактора «МТЗ-50», мощность его больше на 35, а ско рость — на 30%. Экономические расчеты показывают, что за счет снижения удельного веса трактора «МТЗ-80» по сравнению с «МТЗ-50» экономится материалов более чем на 2 млн. руб. -в год.
Конструктивный ве.с автомобиля «ГАЗ-51А» составля ет 2157, а «ГАЗ-53А» — 2972 кг, или на 38% больше. Однако при одинаковых эксплуатационных условиях транспортная работа по «ГАЗ-51А» составляет 43,6 тыс. т/км, а по «ГАЗ-53А» — 79,7 тыс. т/км, или на 83% выше. Следовательно, удельная металлоемкость на единицу транспортной работы по «ГАЗ-51А» равна 49,4, а «ГАЗ-53А» — 37,3 кг/тыс. т/км, или на 32% меньше.
Аналогичные показатели в совокупности с другими оценочными критериями могут объективно отражать со вершенство конструкций и экономию металла и по другим отраслям промышленности.
Взаимосвязь между ценой и весом металлических изделий используется довольно широко — с давних времен и до наших дней. Например, в «Основах машино строения» И. А. Тиме приводит цены на токарно-винто резные станки в зависимости от их веса в пудах. Далее он указывает, что «попудная оценка токарно-механиче ских работ может быть допущена только гуртовая, т. е. для целых машин, для большой массы изделий различ ной величины»2. В прейскурантах цен, введенных в дейст вие в 1966 г., отпускные цены на станочное и некоторое другое оборудование также установлены в зависимости от их веса и трудоемкости изготовления. В связи с этим вес изделий был и пока остается основным мерилом за трат на металл и трудоемкость его обработки.
Сравнительный анализ удельной металлоемкости машин и их параметров — важный фактор оценки кон-
2 И. А. Т и м е. Основы машиностроения, т. I, вып. 2. С.-Петер бург, 1883.
31
структивного уровня машин аналогичного назначения, выпускаемых как в СССР, так и за границей (см. табл. 7 - 8 ) .
Следовательно, удельный вес — основной показатель уровня конструктивного совершенства агрегата или машины. Нормирование веса проектируемых машин, основанное на строгом учете их прочностных характери стик, габаритов, мощности и других показателей, даст большое практическое значение. Однако рекомендации по выбору весовых норм при конструировании машин, изло женные в специальных справочниках и учебной литера туре, составлены на недостаточно высоком научном уров не. Они весьма противоречивы и не отражают новейших достижений технического прогресса в области конструи рования и расчета машин. Аналогичные недостатки при сущи и ведомственным техническим условиям и нормам проектирования некоторых типов машин. Хотя при выда че задания на разработку новых машин в отдельных случаях и устанавливается весовая норма, но она не обязательна для исполнителей. В этом случае конструк тор по своему желанию стремится к снижению веса машин без снижения ее эксплуатационных качеств.
Для оценки рациональности конструкции машины необходима целесообразная система весовых показате лей. К сожалению, общегосударственных технических условий и норм проектирования машин пока нет, хотя давно назрела необходимость создать такой норматив ный показатель, который мог бы объективно оценить технический прогресс в данной отрасли при создании новых машин. Конечно, при многообразии выпускаемых машин, оборудования и разнохарактерности их работы единого весового показателя быть не может. Однако для однотипных машин или оборудования, эксплуатируемых в сравнительно одинаковых условиях, единая система весовых показателей, характеризующая рациональность конструкций, может быть разработана.
При конструировании машины эффективность исполь зования материалов должна определяться отношением общего ее веса к какому-либо из основных параметров. Наиболее характерным эксплуатационным показателем для измерения эффективной работы машин являет ся их производительность. Например, у почвообрабаты вающих и посевных машин их производительность будет
32
Т а б л и ц а 7
Технические и эксплуатационные параметры тракторов советского и зарубежного производства
М а р к а и ли м о д е л ь т р а к т о р а
|
|
|
т р а к т о - |
|
|
ч |
ес |
|
|
е |
в |
а к т о р а |
и г а т е л я |
сть д в и га т |
у к ти вн ы й |
Т и п т р |
Т и п д в |
М о щ н о л . с . |
К он стр р а , к г |
|
|
I |
|
оГ
§
о.
X
X
<и
X
ч
я
и
>>
<и
о
и
о
и,
к
Н н
Отн ош ен и е
ко н с т р у к т и в н о
го |
ве с а |
т р а к т о р а |
|
к номинальной м ощ н ости д в и г а т е л я , к г / л . с . |
к т я го в о м у у с и л и ю н а к р ю к е , к г / т |
Советского производства: |
г |
д |
300 |
25200 |
25,0 |
84,0 |
1008 |
|
«ДЭТ-250» |
|
|||||||
«Т-180» |
|
г |
д |
180 |
15000 |
15,0 |
83,3 |
1000 |
«Т-100М» |
|
г |
д |
108 |
11100 |
10,0 |
102,7 |
1110 |
«К-700» |
|
к |
к |
200 |
11000 |
5,0 |
55,0 |
2200 |
«Т-125» |
|
к |
к |
130 |
6940 |
3,0 |
53,3 |
2313 |
«МТЗ-50» |
|
к |
д |
50 |
2720 |
1,4 |
54,4 |
1942 |
«МТЗ-52» |
|
к |
д |
52 |
2850 |
1,4 |
51,8 |
2035 |
«Т-40А» |
|
к |
д |
40 |
2600 |
0,9 |
65,0 |
2888 |
«Т-28хЗ» |
|
к |
д |
40 |
2360 |
0,9 |
59,0 |
2622 |
«Т-4» |
|
г |
к |
П О |
7600 |
4,0 |
69,0 |
1900 |
«Т-73» |
|
г |
к |
75 |
5570 |
3,0 |
74,2 |
1856 |
«ДТ-С5А» |
|
г |
д |
54 |
5950 |
3,0 |
110,0 |
1983 |
«Т-38М» |
|
г |
д |
50 |
3950 |
2,0 |
79,0 |
1975 |
Итальянского производ |
|
|
|
|
|
|
|
|
ства: |
|
г |
д |
35 |
1930 |
— |
55,1 |
|
«ФИАТ 312 С/1» |
— |
|||||||
«ФИАТ 411 С/1» |
г |
д |
45 |
2490 |
— |
55,3 |
— |
|
«Ламборгини 5С» |
г |
д |
39,0 |
1960 |
— |
50,2 |
— |
|
«Ландини С 4000» |
г |
д |
35,0 |
2185 |
— |
62,4 |
— |
|
«Саме Атланта» |
к |
д |
42,0 |
1630 |
— |
— |
— |
|
«Саме Италия» |
к |
д |
30,0 |
1500 |
— |
— |
— |
|
«ФИАТ 215ДТ» |
к |
д |
22,0 |
1140 |
— |
— |
— |
|
«ФИАТ 315Б» |
к |
д |
40,0 |
1440 |
— |
— |
-- |
|
«РГС 25/90» |
к |
— |
24,0 |
840 |
-- |
35,0 |
— |
|
«Саме СА 42/1» |
к |
42,0 |
2150 |
— |
51,0 |
— |
||
Английского производ |
|
|
|
|
|
|
|
|
ства: |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Интернационал |
к |
д |
35,0 |
1520 |
— |
|
— |
|
« |
«В-275» |
— |
||||||
« |
«Д-434» |
к |
д |
40,0 |
1626 |
— |
40,6 |
— |
« |
«В-450» |
к |
д |
55,0 |
3059 |
“ |
55,5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. З а к . 504 |
33 |