Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 132
Скачиваний: 1
ние обратного прогиба, вызванного чрезмерном дефор мацией шва по толщине. Изменение остаточных напря жений в шве также носит сложный характер. Сначала с ростом удельной энергии сжимающие напряжения ра стут, а затем — при некотором значении удельной энер
гии— уменьшаются, оставаясь в значительном диапазо не энергий практически постоянными. Минимальная ве личина напряжений сжатия при полном устранении де формации в алюминиевом сплаве АМгб составляет 0,5 кгс/мм2, а в магниевых сплавах ВМД-3 и МА2-1 — соответственно 2 и 2,8 кгс/мм2. При этом значения на пряжений растяжения в околошовпой зоне не превы шают 2 кгс/мм2.
76
При прокатке же сварных образцов напряжения в шве изменяются однозначно. С ростом усилия прокатки напряжения сжатия увеличиваются и составляют, на пример, для сплава МА2-1 при полном устранении ко роблений 4,25 кгс/мм2. В то же время напряжения ра стяжения в околошовной зоне уменьшаются незначи тельно.
Следует также отметить, что при прокатке маг ниевых сплавов вследствие локализации пластической деформации в очаге деформации необходимо строго ре гламентировать величину усилия прокатки во избежа ние переката. Перекат нежелателен, так как деформа ция изделия при этом происходит в сторону, противо положную направлению сварочных деформаций.
При деформировании сварных соединений методом высокоскоростной проковки оптимальные режимы про ковки могут изменяться в широком диапазоне. Так, для магниевого сплава ВМД-3 (толщина 3 мм) оптималь
ная величина удельной энергии деформирования |
-4б- = |
|
= |
25 н -55 кгс-м/см3, а для алюминиевого сплава |
АМгб |
о |
=30ч-60 кгс-м/см3. |
|
|
Практически постоянная величина остаточных напря |
жений в диапазоне оптимальных значений удельной энергии объясняется температурным эффектом.
Таким образом, применение высокоскоростной про ковки позволяет при полном устранении деформаций значительно снизить величину растягивающих напряже ний в термически неупрочняемых магниевых и алюми ниевых сплавах при незначительной величине сжимаю щих напряжений в деформируемой зоне.
Представляется целесообразным определить, какое влияние на снятие остаточных напряжений в этих спла вах окажет проведенная после высокоскоростной про ковки термообработка. Для сравнения на рис. 34 приве дены данные по распределению продольных остаточных напряжений в магниевом сплаве МА2-1 после сварки и последующей термообработки, а также после сварки высокоскоростной проковки (ВСП) и термообработки. Термообработка в обоих случаях выполнялась по режи му отжига 7’ = 250°С± 10°, 1 ч. Предшествующая отжи-
гу высокоскоростная проковка
77
щественно повышает эффективность |
термообработки |
как метода снятия остаточных напряжений. |
|
Устранение сварочных напряжений |
в алюминиевых |
сплавах Д20-1 и 01911 имеет свои особенности. Они за ключаются в наличии процессов старения и широкой зоны напряжений растяжения [28].
Рис. |
34. Распределение |
продольных |
остаточ |
ных |
напряжении в поперечном сечении свар |
||
|
ного шва пластин |
из сплава МА2-1: |
|
I — сварка + отжііг; 2 — сварка-fвысокоскоростная про |
|||
|
ковка (а/6**30 кгс • м/см3)+ отжиг |
|
|
Существующие методы |
устранения |
сварочных на |
пряжений— прокатка шва и термообработка, выполнен ная по режиму искусственного старения, применительно к этим сплавам не являются эффективными. Прокатка шва вызывает резкое перераспределение напряжений, характеризующееся значительными напряжениями сжа тия в очаге деформации и практически не изменяющи мися сварочными напряжениями растяжения в около шовной зоне. Термообработка этих сплавов приводит лишь к снятию пиковых напряжений растяжения.
Результаты экспериментов (рис. 35) по применению высокоскоростной проковки для устранения деформаций в сварных соединениях из стареющих алюминиевых сплавов свидетельствуют о менее резком перераспре делении напряжений после высокоскоростного пластиче ского деформирования металла шва и о существенном влиянии па распределение остаточных напряжений со
стояния |
материала перед |
проковкой. Так, проковка |
сплава Д20-1, выполненная |
в состоянии — закалка + на |
|
гартовка |
7% -(-сварка — снижает максимальные папря- |
78
жения растяжения на 55%. В то же время деформиро вание шва, проведенное по тому же режиму
= 60 кгс-м/см3^, но после искусственного старения,
уменьшает величину остаточных напряжений всего на 2 0 %.
Рис. 35. Влияние удельной энергии деформирования при вы сокоскоростной проковке шва сплавов 01911 (а), Д20-1 (б) на величину остаточных напряжении сг0ст в шве (1), максималь ных напряжений растяжения в околошовной зоне (2) и оста точного прогиба / (3):
О — сварка+ВСП; О — сварка+старенне+ВСП
Значительное снижение напряжений растяжения на материале, не прошедшем предварительной термообра ботки, объясняется тем, что при высокоскоростной про ковке в результате теплового эффекта происходит про цесс интенсивного старения материала, который сов местно с пластической деформацией оказывает заметное воздействие на характер распределения остаточных на пряжений. При проковке предварительно состаренного материала влияние подогрева материала на процесс старения оказывается незначительным, о чем свидетель ствует относительно небольшое снижение остаточных напряжений.
79
Однако и при наличии старения в процессе проковки величина максимальных напряжений растяжения в око лошовной зоне термически упрочняемых сплавов значи тельно превосходит величину максимальных остаточных напряжений в термически неупрочняемом сплаве АМгб. Это происходит вследствие образования широкой зоны напряжений растяжения в результате интенсивного разупрочнения в процессе сварки.
Одним из путей уменьшения величины напряжений растяжения в стареющих алюминиевых сплавах яв ляется применение повторной проковки. Повторная про ковка, проведенная по одному и тому же месту при не изменном режиме, вызывает в исследуемых материалах существенное снижение величины напряжений растяже ния в околошовной зоне при незначительном увеличении напряжений сжатия в шве. С увеличением энергии де формирования при втором проходе эффект перераспре деления напряжений проявляется еще в большей сте пени. Так, повторная проковка сплава 01911 с удельной энергией деформирования, равной энергии первого про
вызывает дополнительное
уменьшение напряжений растяжения в околошовной зоне на 25% и увеличение напряжений сжатия в шве — на 10%-. При повторной проковке с удельной энергией деформирования 35 кгс-м/см3 изменение остаточных на пряжений в околошовной зоне составляет свыше 40%, а в шве — около 15%. Такой же характер влияния по вторной проковки обнаружен и на сплаве Д20-1.
Применение повторной проковки приводит не только к существенному снятию пиковых растягивающих на пряжений на более широкой зоне, но и к снижению сва рочных деформаций, чего в алюминиевых сплавах не редко нельзя добиться одним проходом с большей удельной энергией, так как вызванная проковкой осадка материала под бойком настолько значительная, что ве дет к «зарыванию» бойка и, как следствие этого, к ухуд шению внешнего вида сварного соединения.
Другим приемом для устранения напряжений растя жения в стареющих алюминиевых сплавах является при менение термообработки после высокоскоростной про ковки. Она снижает величину максимальных напряже ний растяжения (сравнивается с состоянием материала после проковки) в сплаве 01911 на 60%, а Д20-1 на 55%.
80
Общее снижение |
напряжений после высокоскоростной |
|
проковки |
для этих сплавов составляет соответственно- |
|
85 и 75%. |
|
режимы термообработок (отпуск 7= |
Идентичные |
||
= 200° С, |
ч для сплава Д20-1 и искусственное старение |
2
7=100 Ш° С, 20 ч+175°С, 5 ч для сплава 01911), прове денных после сварки, дают снижение остаточных напря жений на 25% в сплаве 01911 и 30% в сплаве Д20-1. Такие же результаты получены после искусственного старения образцов из сплава 01911, прошедших пред варительную проковку с целью устранения сварочных деформаций.
Увеличение эффекта снятия напряжения термообра боткой после высокоскоростной проковки объясняется тем, что в быстродеформируемом металле содержится большое число менее устойчивых искажений, что и при водит при повышенной температуре к более полному протеканию релаксационных процессов.
Таким образом, применение высокоскоростной про ковки для правки сварных тонколистовых элементов из сплавов МА2-1, ВМД-3, АМгб, 01911 и Д20-1 позволяет в сочетании с повторной проковкой или термообработ кой значительно уменьшить величину остаточных сва рочных напряжений.
Форма соударяющихся поверхностей, как показы вают теоретические и экспериментальные исследования, существенно влияет на распределение остаточных на пряжений. Представляет интерес, какое влияние на рас пределение остаточных сварочных напряжений окажет изменение формы рабочей части бойка при высокоско ростной проковке швов. Для этой цели дополнительно- к основному бойку, с помощью которого проведены экс перименты, описанные выше, применяли также цилин дрические бойки с цилиндрической формой рабочей ча сти бойка, выполненной по радиусам R = 6 и 18 мм.
Эксперименты проводили на плоских сварных образ цах из магниевого сплава МА2-1 и стареющего алюми ниевого сплава 01911 (рис. 36). Образцы имели толщи ну соответственно 3 и 2 мм. Общим для этих сплавов является то, что при увеличении радиуса кривизны ра бочего торца бойка изменяется характер зависимости величины остаточных напряжений в деформированной зоне от удельной энергии проковки. При деформирова нии шва бойком с радиусом закругления в рабочей ча
81
сти R = 18 мм наблюдается с ростом удельной энергии деформирования еще незначительное снижение напря жений сжатия. С уменьшением же радиуса закругления
бойка до R = |
|
мм напряжения сжатия оказываются |
|
больше по |
величине во всем диапазоне исследованных |
||
|
6 |
|
Т*ис. 36. Влияние удельной энергии деформирования при вы сокоскоростной проковке сварного шва сплавов МА2-1 (а), 01911 (б) на величину остаточных напряжений сг0Ст в шве (1), максимальных напряжений растяжения в околошовной зоне (2) и остаточного прогиба f (3) при различной форме
рабочей поверхности бойка
удельных энергий. При этом максимальные напряжения растяжения в околошовной зоне при полном устранении сварочных деформаций остаются на 50—60% выше, чем при проковке шва бойком с плоским торцом рабочей поверхности.
Такое перераспределение напряжений при увеличе нии радиуса кривизны рабочей части бойка вызвано, по-
видимому, |
изменением схемы напряженно-деформиро |
||
ванного состояния |
металла под бойком: от сжатия — |
||
при |
плоском |
торце |
бойка до сжатия с растяжением — |
при |
цилиндрической |
форме рабочей части бойка. |
82
Это приводит к тому, что при осадке шва закруг ленными бойками происходит преимущественное тече ние материала в направлении проковки. Возникшая при этом деформация удлинения не компенсируется в про дольном направлении деформацией укорочения, кото рая появляется из-за наличия температурного эффекта и сопротивления деформированию окружающего мате риала. С увеличением радиуса закругления бойка умень шается продольная составляющая усилия деформиро вания, что ведет к уменьшению напряжений сжатия в шве. Таким образом, для получения меньших значений остаточных напряжений в шве и околошовной зоне при полном устранении короблений применение цилиндри ческих бойков с плоским торцом рабочей части предпо чтительно.
Полученные зависимости величины остаточных на пряжений от удельной энергии деформирования позво ляют для исследованных материалов и толщин опреде лить параметры режима высокоскоростной проковки, проводимой с целью устранения сварочных деформаций при минимальном значении остаточных напряжений. Режим проковки практически может быть определен двумя способами.
Способ 1. Требуется подобрать режим |
высокоско |
||||
ростной проковки |
сварного |
соединения |
по |
известным |
|
характеристикам |
ударного |
устройства |
Лг = /(р), |
W — |
|
= f(p) и Од=f(p). |
Задаемся |
величиной давления |
сжа |
того воздуха р с таким расчетом, чтобы значение скоро сти деформирования од>20 м/с. Из графиков а =
определяем для данного материала минимальное значе ние удельной энергии деформирования. Подставляем значения W, N (см. графики W=f(p) и N=f(p) на
рис. 28), — , 6 , Н в выражение для — и находим из о 6
него скорость проковки s.
Ширину зоны пластической деформации Н можно принять равной ширине шва.
Способ 2 . Если скорость проковки не может меняться в широких пределах, то задаваясь ее величиной и зна чением удельной энергии деформирования по графику WN = f(p) (рис. 37), находим необходимую величину давления сжатого воздуха.
83