Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 1
тельно н составляет при скорости десрормирования
28 м/с 7%, при 7 м/с — 28,5%.
Увеличение пластических свойств сварных соедине нии при высокоскоростной проковке относительно про ковки с обычными скоростями вызвано частичным раз упрочнением деформированного материала вследствие температурного эффекта.
Ударная вязкость шва в меньшей степени зависит от скорости деформирования, хотя и для нее наблюдается тенденция к уменьшению при снижении скорости нагру жения. Некоторое снижение ударной вязкости в околошовиой зоне при высоких скоростях деформирования относительно обработки с меньшими скоростями свиде тельствует об увеличении деформации не деформиро ванной зоны с ростом скорости нагружения.
Испытание образцов из рассматриваемых материа лов после высокоскоростной проковки в сочетании с по следующей термообработкой показало полное восста новление пластических свойств деформированных сты ковых сварных соединений при незначительном повыше нии прочности. Такие же результаты получены и при измерении твердости на приборе Виккерса на образцах из сплавов МА2-1, ВМД-3 в состоянии после сварки и высокоскоростной проковки с последующим отжигом. На сплаве 01911 разупрочненный после сварки металл шва в результате проковки нагартовывается до уровня прочности основного материала.
Кроме стандартных механических испытаний для оценки влияния проковки, выполняемой с целью устра нения сварочных деформаций и уменьшения напряже ний при работе конструкций в условиях сложнонапряжениого состояния, производили испытания деформиро ванных плоских сварных образцов на прочность мето дом гидростатического выпучивания через круглое от верстие.
Применение высокоскоростной проковки (24—26 м/с) для всех исследованных материалов повышает несущую способность сварного соединения по сравнению с про ковкой со скоростями деформирования 7—8 м/с. При этом в магниевых сплавах МА2-1 и ВМД-3 при скоро сти деформирования 24—25 м/с наблюдается даже уве личение конструктивной прочности относительно непрокованных сварных соединений. Сочетание высокоско ростной обработки этих сплавов с последующим отжи
90
гом дает дополнительный прирост несущей способности сварных соединений. Характер разрушения магниевых сплавов не зависит от скорости деформирования шва и подобен характеру разрушения сварных недеформированных образцов. Во всех случаях разрушение испыты ваемых соединений происходило в результате исчерпа ния пластичности металла в переходной зоне в месте концентратора, создаваемого усилением шва. При на гружении алюминиевых сплавов характер разрушения также ие зависит от скорости удара при проковке, но отличается от разрушения недеформированиых сварных соединений. У пагартоваиных алюминиевых сплавов разрушение проходит поперек шва и является следстви ем исчерпания пластичности в результате проковки шва. У недеформированиых — по линии сплавления, т. е. ана логично разрушению магниевых сплавов. Искусственное старение после высокоскоростной проковки на сплавах Д20-1, 01911 несколько снижает их несущую способ ность в условиях двухосного растяжения с одинаковыми компонентами.
Таким образом, высокоскоростная проковка шва, выполняемая с целью устранения сварочных деформа ций и уменьшения напряжений, ие приводит к сущест венным изменениям механических свойств сварных со единений из сплавов МА2-1, ВМД-3, 01911, Д20-1 и мо жет быть рекомендована для применения на производ стве.
УСТРАНЕНИЕ СВАРОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ В КОНСТРУКЦИЯХ
При применении высокоскоростной проковки для правки сварных конструкций целесообразно не созда вать специализированные стенды, а вести проковку на существующем сварочном оборудовании. Устранение де формаций непосредственно на сварочном стенде не толь ко уменьшает затраты на оборудование, но и высвобож дает производственные площади. Особенно перспектив на в этом отношении проковка швов с проплавом, исключающая повторную установку конструкции на сва рочный стенд.
Однако при использовании сварочного оборудования для проковки возникает ряд сложных вопросов. Во-пер вых, возможно ли вести проковку на существующем
91
сварочном оборудовании, достаточна ли его жесткость, Во-вторых, какое влияние иа величину минимальной удельной энергии деформирования, при которой дости гается устранение сварочных деформаций на плоских образцах с прямолинейным швом без проплава, окажет изменение условий проковки (проковка шва с пропла вом, наличие формирующей канавки), а также проковка непрямолинейных швов '(круговых, кольцевых и др.).
В некоторых случаях условия проковки оказывают влияние на величину минимальной удельной энергии деформирования. Так, для устранения деформаций сварных соединений из сплавов МА2-1, АМгбМ иа пло-
Рнс. 38. Схема выполнения высокоскоростной проковки на
а — схема устройства;
92
ской подкладке с проплавом требуется минимальная удельная энергия деформирования на 10—20% меньше, чем при проковке стыкового соединения с удаленным проплавом. При проковке на подкладке с формирующей канавкой минимальные значения удельной энергии для этих сплавов увеличились на 10%.
устройстве СВПШ-1 [24]:
б — схемы проковки
93
Б первом случае снижение удельной энергии дефор мирования объясняется уменьшением ширины деформи руемой зоны вследствие интенсивной деформации про плава, имеющей меньшее сечение, чем усиление. Во вто ром случае, увеличение удельной энергии связано с за тратой энергии на заполнение формирующей канавки. Следует, однако, подчеркнуть, что проковка шва с про плавом, обладая очевидными преимуществами перед проковкой сварных соединений с предварительно уда ленным проплавом, имеет также и некоторые недо статки.
При деформировании шва на плоской подкладке окисные пленки, интерметаллнческне включения, ска пливающиеся в проплаве в процессе формирования шва, внедряются в глубь шва и могут стать причиной зарож дения первоначальных трещин.
Проковка шва на подкладке с формирующей канав кой требует соблюдения регламентированного режима сварки, обеспечивающего се заполнение. В противном случае осадка шва может вызвать появление угловой деформации, а при значительной удельной энергии де формирования— утонение основного материала в месте его перехода к проплаву, что, в свою очередь, приводит к снижению несущей способности сварного соединения. Исходя из этого, перед проковкой на плоской подклад ке рекомендуется удаление проплава или обеспечение хорошего проплавления, при деформировании шва на подкладке с формирующей канавкой должно быть обе спечено полное проплавление с заполнением канавки.
Устранение деформаций, возникающих при сварке круговых швов, имеет свои особенности. Они заклю чаются в необходимости компенсировать не только про дольную, но и поперечную усадку шва. Холодная про катка шва сопровождается развитием, главным обра зом, продольных деформаций и не устраняет сварочные перемещения от воздействия этих двух факторов.
Высокоскоростная проковка, требующая для устра нения деформаций от продольных швов создания боль ших степеней деформации по толщине шва, при относи тельно меньшей величине продольной деформации мо жет быть применена и для устранения перемещений от круговых швов (рис. 38).
Г л а в а IV
УСТРАНЕНИЕ ДЕФОРМАЦИЙ И НАПРЯЖЕНИЙ ПРИЛОЖЕНИЕМ АКТИВНЫХ СИЛ И ВИБРАЦИЕЙ
МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ АКТИВНЫХ СИЛ ПРИ СВАРКЕ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
Д л я смятия остаточных |
напряжений |
растяжения и |
устранения деформаций при |
сварке прямолинейных |
|
швов достаточно удлинить после сварки |
металл зоны |
пластических деформаций на величину, равную пласти ческому укорочению, происходящему при сварке. Это удлинение может быть осуществлено растяжением либо после сварки, либо в процессе сварки. Последнее яв ляется более предпочтительным, так как растягиваю щие усилия, действующие иа области нагретого метал ла, способствуют протеканию пластических деформаций удлинения, обратных сварочным. Кроме того, уменьше ние площади сопротивляющегося растяжению сечения при нагреве в процессе сварки способствует протеканию пластических деформаций удлинения и в зонах, распо ложенных за пределами области пластических дефор маций [2, 37].
Сущность способа рассмотрим сначала на примере сварки листов одинаковой ширины встык, хотя, по мне нию большинства исследователей, наиболее рациональ ная область применения метода активных сил — устра нение деформаций изгиба при несимметричном относи тельно нейтральной осп сечения расположении сварных
швов в конструкции. |
швом |
пластинам дли |
К свариваемым стыковым |
||
ной /, общей шириной b и |
толщиной |
б равномерно |
перед сваркой приложено усилие, создающее напряже
ние растяжения ар и удлинение |
(рис. 39): |
А/ = і г / . |
(12) |
э>
При сварке в активной зоне, т. е. в зоне пластиче ских сварочных деформаций Ь0, напряжения ар редуци руют, благодаря чему увеличиваются напряжения в остальной части пластины, не ослабленной нагревом. Они становятся равными:
tfp =<? р |
(13) |
Ь — Ьа |
Если пластина широкая, т. е. b^>(5~6)bo, то изме нение напряжений от нагрева в практических расчетах можно не учитывать.
62д)
ѳ
2
Рис. 39. Схема образования напряжений в пластинах со стыковым швом при действии активных сил
Для определения ширины зоны пластических дефор маций bо может быть использована зависимость
ьо |
2h |
(14) |
|
сгт/щсв бо |
|||
|
|
||
|
2 2,32q |
|
|
где h — ширина листа, |
принимаемая в расчет, см; |
|
|
бо — толщина листа, |
принимаемая в расчет, см. |
|
|
При автоматической |
и полуавтоматической сварке |
расчетная ширина h составляет не более 35 см, при руч ной сварке — не более 25 см. Для стыковой сварки двух
листов постоянной толщины расчетная толщина |
|
|
о= б. |
|
После охлаждения напряжения растяжения в |
пласти |
|||
|
6 |
2 |
||
ческой зоне достигают |
предела текучести (рис. |
|
39,8). |
|
В процессе освобождения листов от внешней нагруз |
||||
ки можно выделить два |
этапа. На первом (рис. |
|
39, г) |
96
в активной зоне остаются напряжения п'= ат—о'р, дей ствие которых эквивалентно растягивающему усилию:
Р' = о'А1 = a'b0ö. |
(15) |
|||
Полное снятие нагрузки приводит к условию равно |
||||
весия внутренних сил: |
|
|
|
|
(Vir = |
сг«/43, |
|
(16) |
|
где А\ — площадь сечения |
|
зоны |
пластических дефор |
|
маций, см2; |
|
|
|
|
А2— разность между общей площадью сечения пла |
||||
стин А и площадью А\. |
|
в активной |
||
Остаточные напряжения |
растяжения бі |
|||
зотіе |
|
|
|
|
а'Л, |
_ (от — а') Аз |
(17) |
||
Al+ Аі |
|
|
А |
|
|
|
|
||
Напряжения сжатия за пределами зоны пластиче |
||||
ских деформаций (рис. 39,(9) |
|
|
|
|
_ ст1Л 1 |
_ |
(° т — |
Р р ) 711 |
(18) |
|
|
|
|
Очевидно, что снижение величины напряжений в зоне, определяющей деформации потери устойчивости от
напряжении сжатия, будет зависеть от отношения — ,
так как в случае отсутствия активных сил напряжения Ог будут равны:
|
|
|
ao= -^â L |
(19) |
|
|
|
Аз |
’ |
где оо — напряжения в той же |
зоне, в которой дейст |
|||
вуют |
|
после снятия активных сил. |
||
Отсюда |
эффект снижения напряжений сжатия опре |
|||
|
02 |
|
|
делится соотношением
ст2
02
(20)
СТТ
4 В. М. Сагалевич |
97 |