Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

тельно н составляет при скорости десрормирования

28 м/с 7%, при 7 м/с — 28,5%.

Увеличение пластических свойств сварных соедине­ нии при высокоскоростной проковке относительно про­ ковки с обычными скоростями вызвано частичным раз­ упрочнением деформированного материала вследствие температурного эффекта.

Ударная вязкость шва в меньшей степени зависит от скорости деформирования, хотя и для нее наблюдается тенденция к уменьшению при снижении скорости нагру­ жения. Некоторое снижение ударной вязкости в околошовиой зоне при высоких скоростях деформирования относительно обработки с меньшими скоростями свиде­ тельствует об увеличении деформации не деформиро­ ванной зоны с ростом скорости нагружения.

Испытание образцов из рассматриваемых материа­ лов после высокоскоростной проковки в сочетании с по­ следующей термообработкой показало полное восста­ новление пластических свойств деформированных сты­ ковых сварных соединений при незначительном повыше­ нии прочности. Такие же результаты получены и при измерении твердости на приборе Виккерса на образцах из сплавов МА2-1, ВМД-3 в состоянии после сварки и высокоскоростной проковки с последующим отжигом. На сплаве 01911 разупрочненный после сварки металл шва в результате проковки нагартовывается до уровня прочности основного материала.

Кроме стандартных механических испытаний для оценки влияния проковки, выполняемой с целью устра­ нения сварочных деформаций и уменьшения напряже­ ний при работе конструкций в условиях сложнонапряжениого состояния, производили испытания деформиро­ ванных плоских сварных образцов на прочность мето­ дом гидростатического выпучивания через круглое от­ верстие.

Применение высокоскоростной проковки (24—26 м/с) для всех исследованных материалов повышает несущую способность сварного соединения по сравнению с про­ ковкой со скоростями деформирования 7—8 м/с. При этом в магниевых сплавах МА2-1 и ВМД-3 при скоро­ сти деформирования 24—25 м/с наблюдается даже уве­ личение конструктивной прочности относительно непрокованных сварных соединений. Сочетание высокоско­ ростной обработки этих сплавов с последующим отжи­

90

гом дает дополнительный прирост несущей способности сварных соединений. Характер разрушения магниевых сплавов не зависит от скорости деформирования шва и подобен характеру разрушения сварных недеформированных образцов. Во всех случаях разрушение испыты­ ваемых соединений происходило в результате исчерпа­ ния пластичности металла в переходной зоне в месте концентратора, создаваемого усилением шва. При на­ гружении алюминиевых сплавов характер разрушения также ие зависит от скорости удара при проковке, но отличается от разрушения недеформированиых сварных соединений. У пагартоваиных алюминиевых сплавов разрушение проходит поперек шва и является следстви­ ем исчерпания пластичности в результате проковки шва. У недеформированиых — по линии сплавления, т. е. ана­ логично разрушению магниевых сплавов. Искусственное старение после высокоскоростной проковки на сплавах Д20-1, 01911 несколько снижает их несущую способ­ ность в условиях двухосного растяжения с одинаковыми компонентами.

Таким образом, высокоскоростная проковка шва, выполняемая с целью устранения сварочных деформа­ ций и уменьшения напряжений, ие приводит к сущест­ венным изменениям механических свойств сварных со­ единений из сплавов МА2-1, ВМД-3, 01911, Д20-1 и мо­ жет быть рекомендована для применения на производ­ стве.

УСТРАНЕНИЕ СВАРОЧНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ В КОНСТРУКЦИЯХ

При применении высокоскоростной проковки для правки сварных конструкций целесообразно не созда­ вать специализированные стенды, а вести проковку на существующем сварочном оборудовании. Устранение де­ формаций непосредственно на сварочном стенде не толь­ ко уменьшает затраты на оборудование, но и высвобож­ дает производственные площади. Особенно перспектив­ на в этом отношении проковка швов с проплавом, исключающая повторную установку конструкции на сва­ рочный стенд.

Однако при использовании сварочного оборудования для проковки возникает ряд сложных вопросов. Во-пер­ вых, возможно ли вести проковку на существующем

91


сварочном оборудовании, достаточна ли его жесткость, Во-вторых, какое влияние иа величину минимальной удельной энергии деформирования, при которой дости­ гается устранение сварочных деформаций на плоских образцах с прямолинейным швом без проплава, окажет изменение условий проковки (проковка шва с пропла­ вом, наличие формирующей канавки), а также проковка непрямолинейных швов '(круговых, кольцевых и др.).

В некоторых случаях условия проковки оказывают влияние на величину минимальной удельной энергии деформирования. Так, для устранения деформаций сварных соединений из сплавов МА2-1, АМгбМ иа пло-

Рнс. 38. Схема выполнения высокоскоростной проковки на

а — схема устройства;

92

ской подкладке с проплавом требуется минимальная удельная энергия деформирования на 10—20% меньше, чем при проковке стыкового соединения с удаленным проплавом. При проковке на подкладке с формирующей канавкой минимальные значения удельной энергии для этих сплавов увеличились на 10%.

устройстве СВПШ-1 [24]:

б — схемы проковки

93

Б первом случае снижение удельной энергии дефор­ мирования объясняется уменьшением ширины деформи­ руемой зоны вследствие интенсивной деформации про­ плава, имеющей меньшее сечение, чем усиление. Во вто­ ром случае, увеличение удельной энергии связано с за­ тратой энергии на заполнение формирующей канавки. Следует, однако, подчеркнуть, что проковка шва с про­ плавом, обладая очевидными преимуществами перед проковкой сварных соединений с предварительно уда­ ленным проплавом, имеет также и некоторые недо­ статки.

При деформировании шва на плоской подкладке окисные пленки, интерметаллнческне включения, ска­ пливающиеся в проплаве в процессе формирования шва, внедряются в глубь шва и могут стать причиной зарож­ дения первоначальных трещин.

Проковка шва на подкладке с формирующей канав­ кой требует соблюдения регламентированного режима сварки, обеспечивающего се заполнение. В противном случае осадка шва может вызвать появление угловой деформации, а при значительной удельной энергии де­ формирования— утонение основного материала в месте его перехода к проплаву, что, в свою очередь, приводит к снижению несущей способности сварного соединения. Исходя из этого, перед проковкой на плоской подклад­ ке рекомендуется удаление проплава или обеспечение хорошего проплавления, при деформировании шва на подкладке с формирующей канавкой должно быть обе­ спечено полное проплавление с заполнением канавки.

Устранение деформаций, возникающих при сварке круговых швов, имеет свои особенности. Они заклю­ чаются в необходимости компенсировать не только про­ дольную, но и поперечную усадку шва. Холодная про­ катка шва сопровождается развитием, главным обра­ зом, продольных деформаций и не устраняет сварочные перемещения от воздействия этих двух факторов.

Высокоскоростная проковка, требующая для устра­ нения деформаций от продольных швов создания боль­ ших степеней деформации по толщине шва, при относи­ тельно меньшей величине продольной деформации мо­ жет быть применена и для устранения перемещений от круговых швов (рис. 38).


Г л а в а IV

УСТРАНЕНИЕ ДЕФОРМАЦИЙ И НАПРЯЖЕНИЙ ПРИЛОЖЕНИЕМ АКТИВНЫХ СИЛ И ВИБРАЦИЕЙ

МЕХАНИЗМ ВОЗДЕЙСТВИЯ АКТИВНЫХ СИЛ ПРИ СВАРКЕ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Д л я смятия остаточных

напряжений

растяжения и

устранения деформаций при

сварке прямолинейных

швов достаточно удлинить после сварки

металл зоны

пластических деформаций на величину, равную пласти­ ческому укорочению, происходящему при сварке. Это удлинение может быть осуществлено растяжением либо после сварки, либо в процессе сварки. Последнее яв­ ляется более предпочтительным, так как растягиваю­ щие усилия, действующие иа области нагретого метал­ ла, способствуют протеканию пластических деформаций удлинения, обратных сварочным. Кроме того, уменьше­ ние площади сопротивляющегося растяжению сечения при нагреве в процессе сварки способствует протеканию пластических деформаций удлинения и в зонах, распо­ ложенных за пределами области пластических дефор­ маций [2, 37].

Сущность способа рассмотрим сначала на примере сварки листов одинаковой ширины встык, хотя, по мне­ нию большинства исследователей, наиболее рациональ­ ная область применения метода активных сил — устра­ нение деформаций изгиба при несимметричном относи­ тельно нейтральной осп сечения расположении сварных

швов в конструкции.

швом

пластинам дли­

К свариваемым стыковым

ной /, общей шириной b и

толщиной

б равномерно

перед сваркой приложено усилие, создающее напряже­

ние растяжения ар и удлинение

(рис. 39):

А/ = і г / .

(12)

э>

При сварке в активной зоне, т. е. в зоне пластиче­ ских сварочных деформаций Ь0, напряжения ар редуци­ руют, благодаря чему увеличиваются напряжения в остальной части пластины, не ослабленной нагревом. Они становятся равными:

tfp =<? р

(13)

Ь — Ьа

Если пластина широкая, т. е. b^>(5~6)bo, то изме­ нение напряжений от нагрева в практических расчетах можно не учитывать.

62д)

ѳ

2

Рис. 39. Схема образования напряжений в пластинах со стыковым швом при действии активных сил

Для определения ширины зоны пластических дефор­ маций bо может быть использована зависимость

ьо

2h

(14)

сгт/щсв бо

 

 

 

2 2,32q

 

где h — ширина листа,

принимаемая в расчет, см;

 

бо — толщина листа,

принимаемая в расчет, см.

 

При автоматической

и полуавтоматической сварке

расчетная ширина h составляет не более 35 см, при руч­ ной сварке — не более 25 см. Для стыковой сварки двух

листов постоянной толщины расчетная толщина

 

 

о= б.

После охлаждения напряжения растяжения в

пласти­

 

6

2

ческой зоне достигают

предела текучести (рис.

 

39,8).

В процессе освобождения листов от внешней нагруз­

ки можно выделить два

этапа. На первом (рис.

 

39, г)

96


в активной зоне остаются напряжения п'= ато'р, дей­ ствие которых эквивалентно растягивающему усилию:

Р' = о'А1 = a'b0ö.

(15)

Полное снятие нагрузки приводит к условию равно­

весия внутренних сил:

 

 

 

 

(Vir =

сг«/43,

 

(16)

где А\ — площадь сечения

 

зоны

пластических дефор­

маций, см2;

 

 

 

 

А2— разность между общей площадью сечения пла­

стин А и площадью А\.

 

в активной

Остаточные напряжения

растяжения бі

зотіе

 

 

 

 

а'Л,

_ (от — а') Аз

(17)

Al+ Аі

 

 

А

 

 

 

Напряжения сжатия за пределами зоны пластиче­

ских деформаций (рис. 39,(9)

 

 

 

_ ст1Л 1

_

(° т —

Р р ) 711

(18)

 

 

 

 

Очевидно, что снижение величины напряжений в зоне, определяющей деформации потери устойчивости от

напряжении сжатия, будет зависеть от отношения — ,

так как в случае отсутствия активных сил напряжения Ог будут равны:

 

 

 

ao= -^â L

(19)

 

 

 

Аз

где оо — напряжения в той же

зоне, в которой дейст­

вуют

 

после снятия активных сил.

Отсюда

эффект снижения напряжений сжатия опре­

 

02

 

 

делится соотношением

ст2

02

(20)

СТТ

4 В. М. Сагалевич

97