Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ПРОКАТКА ПРЕРЫВИСТЫХ ШВОВ
Прерывистый, в том числе точечный, шов можно рас сматривать как непрерывный, но с меньшей средней величиной остаточных напряжений по длине, чем в пря молинейном шве, сваренном «напроход».
Методика отработки режимов прокатки по сути своей не меняется. Прокатка также может осуществляться как по шву, так и по околошовной зоне в зависимости от технологических возможностей. Особенность прерыви стых швов — неравномерность остаточных деформаций по длине и ширине. Прокатка устраняет продольные де формации, изменяя величину и характер распределения остаточных напряжений.
Прерывистый шов может быть прокатан либо по всей длине, либо только в зонах сварки. В последнем случае усилие подбирается без учета прерывистости шва, но технологическое осуществление такой прерывистой про катки, когда на протяжении всего шва нужно много раз увеличивать и снижать усилие на роликах при прохож дении заваренных и незаваренных участков шва, пред ставляет большие трудности. Поэтому прокатку преры вистых швов производят по всей длине, включая зава ренные и незаваренные участки. Если известна величи на продольных остаточных напряжений ах в сплошном шве, сваренном на том же режиме, что и участки пре рывистого, то для прерывистого шва, характеризуемого шагом I и длиной заваренных участков I (рис. 11), сред няя величина остаточных напряжений по длине шва ах Ср определится как
21(/ + 2Q |
k, |
6 |
стд-ср — |
|
( ) |
nt + te) |
|
|
где /г= 1 при у->0,5> и k = 0,9 при у |
<0,5 |
|
(остальные обозначения даны на рис. 11).
В отличие от одноосного поля п р я м о л и н е и п о г о прерывистого шва прп точечной сварке имеются суще ственные особенности, связанные с круговым располо жением зон пластических деформаций вокруг каждой по следующей точки. Поэтому непосредственное практиче ское значение приобретают соотношения, определяющие поле остаточных напряжений по всему листу.
40
Для приближенного определения средней величины остаточных напряжений, вводимой в расчет при опреде лении режимов прокатки, можно считать, что диаметр зоны пластических сварочных деформаций 2г равен диа метру литого ядра сварной точки dn, а величина оста точных напряжений в зоне пластических деформаций в
Рис. ІіК Распределение продольных остаточных напряжений в прерыви стом шве Сти после сварки (1) и после про
катки (2)
направлении продольной оси шва, по которому произво дится прокатка, равна некоторой величине А, принимае мой для большинства материалов равной значению про дольных остаточных напряжений в сплошном шве, вы полненном сваркой плавлением. Например, при расчетах удовлетворительные результаты для стали СтЗ получе ны при Л = 24 кгс/см2, для сплава ОТ4-1 при А —
35кгс/мм2.
Всоответствии со схемой соединения однорядного шва среднее значение остаточных продольных напряже ний а'х в зоне BCDE (рис. 12, а) можно представить как
функцию А и отношение — :
+ |
+ і |
(7) |
|
|
|
||
X |
( t - г ) ' |
т |
|
/-а |
|||
|
|||
|
|
41
По всей длине шва среднее значение а.-сСр в полоске шириной 2r = d n определяют из следующего выражения:
СТ.і'сР — |
ахѴ —г) |
(2rt — 3г*) |
(8) |
г |
Hl — г) |
Рис. 12. Схема однорядного шва (а) и зависимость средних напряжений в зоне прокатки (BCDE) от отношения шага к радиусу сварной точки (б)
Окончательное решение в виде графика, выражаю
щего зависимость .CTjcp. от — , приведено на рис. 12,6.
Аг
Точками нанесены экспериментальные значения остаточ ных напряжений. Практическое использование приведен ных соотношений не ограничивается каким-либо мате риалом или геометрическими параметрами сварного
42
шва. Если функция А в пределах ±15—20% определена правильно, то режимы прокатки, установленные по по лученному значению о^ср, оказываются удовлетвори тельно подобранными и существенной корректировки не требуется.
Результаты опытных работ по прокатке прерывистых швов наиболее успешно используются при исправлении деформаций, возникающих при сварке ребер жесткости или гофрированного набора с обшивкой. Эффективность этого процесса в вагоно-, автомобиле-, самолетострое нии, где объем точечной сварки велик, не вызывает сомнений.
ПРОКАТКА И ПРОЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Влияние прокатки, производимой с целью устранения остаточных напряжений и деформаций, на прочность. Поверхностный наклеп металлических деталей оказы вает положительное влияние на прочность сварного сое динения при переменных нагрузках. Прокатка с малы ми степенями деформации есть не что иное, как средство создания наклепа в поверхностных слоях металла, в частности на поверхностях сварного шва или околошов ной зоны. Поэтому большинство исследователей отме чают положительное влияние прокатки именно на проч ность при переменных нагрузках.
В то же время наклеп поверхностного слоя при про катке, как свидетельствуют результаты испытаний, при водит к некоторому снижению угла изгиба. Но это сни жение не столь велико, чтобы вызвать серьезные опасе ния (обычно не более 15% для металлов толщиной до 8 мм и не более 20% — до 12 мм).
Предел прочности сварных соединений после прокат ки практически не меняется совсем, либо повышается, но незначительно.
Опытные работы, проведенные в МВТУ им. Баумана на сварных соединениях из сталей Х18Н12С4Т, Х15Н9Ю, Х15Н5Д2Т, сплавов ВТ1, ОТ4, АМгб, Д20 и других, по казали, что в среднем предел выносливости сварных соединений при вибрационных нагрузках повышается после прокатки на 10—15%, а при малоцикловых на грузках — не более чем на 10%.
43
Таким образом, прокатка с целью устранения дефор маций и напряжений, оказывая некоторое положитель ное влияние на основные прочностные характеристики сварных соединений, не является в то же время эффек тивным средством их упрочнения.
Упрочнение сварных соединений прокаткой роликами. Холодная деформация повышает предел текучести и предел прочности металла. В зависимости от материала это упрочнение получается или вследствие только нагар товки или в сочетании нагартовки с последующим старе нием. Эти два приема используются для повышения про чности сварных стыковых соединений прокаткой ролика ми. Наибольший интерес представляют сварные соеди нения, выполненные с присадочным металлом. За счет осадки усиления сварного шва можно получить требуе мую величину пластической деформации в зоне шва и вызвать необходимое упрочнение сварного соединения.
Перечислим основные условия обжатия зоны шва, которые определяют схему прокатки. Первым условием является состояние сварного соединения в процессе про катки (т. е. свободное или закрепленное в зажимное приспособление).
Вторым условием, определяющим схему прокатки, является определение участка шва или околошовиой зоны, который подвергается обжатию роликами.
К третьему условию прокатки относится вид корня шва, т. е. наличие или отсутствие обратного усиления шва, а также место расположения прокатывающего ро лика или накладки относительно корня шва.
На рис. 13 приведены схемы обжатия сварного сое динения, которые подверглись экспериментальной про верке в МВТУ им. Баумана.
Для случая прокатки сварного соединения в свобод ном состоянии возможно применение следующих двух схем: непосредственно между верхним и нижним ролика ми обжимается только шов (рис. 13,а); обжатию под вергается не только усиление шва, но и околошовная зона по разу с каждой стороны шва (рис. 13,6).
Схема б может быть воспроизведена в двух вари антах:
1) обжатию роликом подвергается шов и зона рядом
со |
швом, не перекрывающие друг друга; 2) при прокат |
|
ке |
околошовной зоны край |
ролика частично (на 2— |
8 мм) перекрывает шов (рис. |
13,в). |
44
Прокатка в рамке может производиться в соответст вии со схемой г, когда обжатию подвергается верхнее и нижнее усиление шва двумя роликами одновременно. Принципиальных отличий в смысле выбора режимов прокатки при использовании этого варианта и прокатки в свободном состоянии нет.
Рис. 13. Схемы прокатки сварного соединения: в свободном состоя нии (а—в) и в закрепленном состоянии (г—ж)
Прокатка на подкладке может производиться по сле дующим схемам: со стороны верхнего усиления шва, обратная сторона прижата к подкладке (рис. 13, д); по обратному формированию шва, верхнее усиление при жато к подкладке (рис. 13, е); по верхнему усилению шва, обратное усиление снято заподлицо с металлом околошовной зоны. Корень шва и зона шва плотно при жаты к подкладке (рис. 13, ж).
Величина пластической деформации зависит от уси лия и площади контакта. Поэтому степень упрочнения сварного соединения, достигаемая при прокатке, опре деляется усилием прокатки, диаметром и шириной рабо чего пояска ролика.
Увеличение диаметра ролика при одном и том же усилии прокатки и ширине рабочего пояска приведет к уменьшению давления в контакте и потребует увеличе ния усилия иа ролике. С другой стороны, уменьшить
45
диаметр ролика трудно из-за конструктивных особенно стей машин для прокатки.
Наиболее целесообразно для прокатки сварных сты ковых соединений металлов толщиной 1—8 мм исполь зовать ролики диаметром 80—160 мм с шириной рабо чего пояска, равной ширине шва или несколько превы шающей ее, а именно 8—18 мм. Рассмотрим некоторые результаты экспериментов.
Сварные образцы из нагартованного до 20% сплава АМгб выполнены автоматической аргоно-дуговой свар кой неплавящимся электродом с присадочной проволо кой. Образцы прокатывали на машине с поперечным расположением роликов, затем испытывали на разрыв, замерялись угол изгиба и твердость металла по сечению в зоне сварного соединения. Сварное соединение обла дает следующими механическими свойствами: предел прочности ав = 324-35 кгс/мм2, угол изгиба для 6= 3 мм,
а=1404-160° и для 6= 5 мм 0 = 604-70°.
Ширину зоны разупрочнения, получающуюся после сварки, определяли по распределению твердости в по перечных сечениях сварного образца. На рис. 14 пред ставлена схема измерения и график распределения твер дости для толщин 6= 2; 3 и 5 мм, из которых видно, что
с увеличением толщины металла зона |
отпуска возра |
||
стает, |
и если для 6= 2 мм протяженность этой |
зоны |
|
равна |
14—16 мм, то для 6= 5 мм она |
достигает |
20— |
22 мм (измерение сделано от оси шва). Твердость изме ряли на приборе Виккерса при нагрузке 5 кгс.
Протекание пластической деформации, вызываемой в зоне шва прокатным роликом, сопровождается повыше нием твердости металла. Поэтому распределение твердо сти в поперечном сечении прокатанного сварного сое динения также может характеризовать степень вос становления нагартовки исходного материала в зоне отпуска.
Исследования по упрочнению сварных соединений нагартованного металла АМгб 6= 2 мм позволяют опре делить эффективность упрочнения в свободном состоя нии сварных образцов. Прокатка осуществляется по двум схемам: а — прокатка шва и б —-прокатка шва и зоны. Прокатка по схеме с обжатием шва (6 = 2 мм) обеспечивает восстановление прочности в зоне шва почти до уровня основного нагартованного металла при-усилии на ролике 1250 кгс. Угол изгиба соединения после про
46
катки такой же, как и у основного металла, и равен
35—40°.
Дальнейшее повышение усилия на ролик в очень ма лой степени способствует повышению прочности и вызы вает увеличенный разброс результатов испытания, что, по-видимому, объясняется возможным перекатом метал ла в зоне шва. Представляет интерес проследить упроч нение сварного соединения путем измерения твердости.
/ — прокатка по шву; 2 — прокатка по шву и околошовноіі зоне
Измерения показали (рис. 14) повышение твердости в зоне шва, ио при таких условиях прокатки восстановле ние нагартовки происходит еще далеко не полностью и для его завершения при прокатке только самого шва требуется приложение к ролику значительно большего усилия. Результаты, полученные при прокатке по схе ме б, свидетельствуют о том, что прочность сварного соединения начинает повышаться при меньших усилиях иа ролике, но с увеличением усилия возникает значи тельный разброс по величине предела прочности свар ного соединения. Это объясняется некоторой неопреде ленностью условий обжатия околошовной зоны на пло скости.
На основании экспериментов можно сделать следую щее заключение:
1. Прокатка зоны шва роликами является эффектив ным средством повышения прочности стыковых сварных соединений.
47
2.Эффект упрочнения может быть достигнут при прокатке только шва и при прокатке шва и околошов ной зоны. Лучшие результаты получены при прокатке околошовной зоны с каждой стороны после прокатки шва.
3.В производстве необходимо сосредоточить внима
ние на однократной прокатке только по шву при усилии, обеспечивающем эффективность такого приема.
4.С увеличением усилия, приложенного к ролику, возрастают деформации, поэтому необходимо разрабо тать эффективные мероприятия по их предотвращению.
5.Для прокатки продольных швов оболочек толщи ной до 15 мм требуется машина с продольным располо жением роликов. Максимальное усилие, приложенное к ролику, должно быть 15—20 тс.
Основной причиной, вызывающей значительное воз растание деформаций с увеличением усилия, приложен ного к ролику, является местная потеря устойчивости листа с выходом зоны шва из плоскости. Этому способ ствуют значительные напряжения сжатия и малая жест кость листа. При увеличении жесткости на время про катки и предотвращения развития пластических дефор маций упругая деформация после освобождения из закреплений имеет характер, напоминающий по виду и величине деформацию от сварки. Эта деформация в данном случае вызывается удлинением в продольном на правлении осаженной роликами зоны шва, где возника ют остаточные напряжения сжатия (в противополож ность остаточным напряжениям растяжения в зоне усад ки шва от сварки). Для закрепления зоны шва на время прокатки могут быть применены две схемы — в рамке и на подкладке. Сваренную пластину зажимают между строгаными поверхностями верхней и нижней рамок так, чтобы шов был расположен в прорези. Ши рима прорези должна несколько превышать ширину шва.
Как видно на рис. 15, прокатка сварного соединения 6= 2,8 мм на подкладке с оставленным обратным' уси лением при усилии на ролик, равном 8000 и 12000 кгс (столбцы 4 и 5), способствует восстановлению равно прочное™ сварного соединения основному металлу. Од нако отдельные отклонения результатов испытаний с разрушением по зоне сплавления свидетельствуют, ве роятно, о слишком большой степени пластической де
48