Файл: Сагалевич, В. М. Методы устранения сварочных деформаций и напряжений.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 1
формации в зоне шва. Прокатка сварных соединений по схеме с обратным усилением, подвергающимся непосред ственному обжатию роликом с усилием, равным 4000 и 8000 кгс (столбцы 1 и 3), приводит к низким результа там при испытании на статическое растяжение.
~ |
~ ~ -------- :-------- |
|
|
|
|
Т У / / / / / '? ? , T7 / 7 7 7 7 7 / 2 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
< 0 |
|
|
|
' . d |
* |
|
|
|
СГ- |
|
|
с г |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
' |
|
|
|
|
|
|
/ |
8 |
|
||
|
О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
- о — |
о -------- |
|
7£ < Z |
7 Z / 7 ' |
7 t2 |
? Z Z Z Z / . ^7 |
~ '7 7 7 7 ? 7 . |
7/ |
7 7 Z & |
/ 6 |
||
|
о |
0 |
|
|
|
|
|
o c |
|
|
|
|
|
‘ SO |
L |
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
ВО і . |
▲ |
|
|
" A |
A |
|
|
|
|
A — |
* |
||
■ |
30 |
ж |
|
А |
|
A |
|
|
|
|
|
A |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
■ |
2 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
■ |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р - Ш |
0 к г с Р = Ш 0 к г с |
Р -в О О О к гс |
P - 8 0 0 0 к г с |
p - m o o n c p |
= n m |
m |
О сн овн о й |
|
|||||
|
|
|
|
|
4 - = |
|
|
|
|
|
н а г а р т о О а щ |
||
|
|
|
|
|
j | - |
5 = |
| § P |
Г - Ш |
- , |
|
н ы й м е т а л л |
||
|
о- |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
Разрушение по зоне сплавления |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
в - |
Разрушение по околошовной зоне |
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 15. Механические свойства сварных соединений в зависимо сти от схемы прокатки (4=11 см, материал АМгб нагартованный, 6=2,8 мм)
Прокатка по схеме со снятым обратным усилением при условии плотного прижатия корня шва к подкладке (на рис. 15 в столбцах 2 и 5) дает достаточно стабиль ные результаты упрочнения. Это обстоятельство позво ляет рекомендовать последнюю схему прокатки как оп тимальную, удовлетворяющую условиям обеспечения равнопрочное™ сварного соединения.
Оптимальные значения усилий прокатки могут быть установлены на основе определения механических свойств сварного соединения, прокатанного при различ ных усилиях по схеме со снятым обратным усилением. Из рис. 16 следует, что почти полное восстановление нагартовки в зоне отпуска достигается при усилии про катки 8000 кгс. Дальнейшее повышение усилия до 12000 кгс не приводит к росту прочности, причем, в этом случае ролики сильно вминаются в околошовную зону, оставляя на поверхности металла следы. Наличие
49
подкладки при прокатке предотвращает выход металла околошовной зоны из плоскости листа, способствует ста бильности сдвиговых деформации в плоскости сварного соединения и повышает надежность эффекта упрочнения. При этом деформации потери устойчивости после про катки по этой схеме не превышают сварочных.
Рис. 16. Механические свойства сварных соединений в зависимости от усилия на ролике (материал АМгб нагартованный, 6=2,8 мм):
/ — ств основного материала; 2 — ов сварного соединения; 3 — угол изгиба поперек шва
Основные закономерности, установленные для алю миниевых сплавов, в принципе справедливы и для ста лей. Опытные работы по упрочнению сварных соедине ний стали Х18Н10Т, нагартованной до ов~1Ю кгс/ммг и имеющей ов сварных соединений 55—56 кгс/мм2, сви детельствуют о том, что с увеличением усилия обжатия происходит монотонный рост предела прочности сварных соединений. Прокатка шва и околошовной зоны роликом диаметром 80 мм, шириной пояска 10 мм при усилии 5 тс позволяет увеличивать предел прочности соедине ния толщиной 3 мм до 85—90 кгс/мм2. При усилии 8 тс достигается прочность основного материала.
Для сталей, упрочняемых старением (Х15Н9Ю, Х17Н5МЗ, Х15Н5Д2Т и др.), после сварки прочность существенно (до 40%) снижается. Восстановить ее пол ностью можно прокаткой с последующим старением. При прокатке сварного соединения стали Х15Н9ІО тол щиной 1,1 мм при усилии 4 тс с последующим старением предел прочности увеличивается с 85 до 130 кгс/мм2, т. е. до предела прочности основного полунагартованиого
50
материала (рис. 17), подвергнутого старению. Во избе жание деформаций потери устойчивости прокатку необ ходимо производить при закрепленном сварном соеди нении в рамке или на подкладке. В этих случаях для достижения эффективных результатов требуется повы шенное давление.
кгс/нм*^
ПО
120
710
100
90
80
70
60
60
40
30
20 |
2„е |
3 |
|
10 |
|
||
Сварное |
|
||
О |
соединение |
|
|
|
|
|
|
Рис. 17. Прочность сое |
Рис. 18. Схема измерения сдви |
||
динений стали |
Х15Н9ТО |
говой деформации по искрив |
|
6=1 |
мм: |
лению риски |
|
/ — основной |
металл; 2 — |
|
|
сварное соединение; 3—свар |
|
||
ное соединение после про |
|
||
катки, |
Р —12 тс |
|
Механизм упрочнения и оценка сдвиговой деформа ции в зоне шва. При перекатывании роликов по усиле нию шва перед ними перемещается волна металла шва и переходной зоны, сдвигая шов относительно основного металла. В результате сдвиговой деформации шва и околошовной зоны в отожженном металле вновь восста навливается наклеп или происходят фазовые превраще ния с выпадением упрочняющей фазы, например в Х15Н9Ю. Для оценки эффективности упрочнения около шовной зоны без разрушения сварных соединений может быть использована методика, основанная на измерении
51
искривлений сечений пластины. По этой методике на сварные пластины с двух сторон наносят острой иглой поперек шва прямолинейные риски. В результате про катки шва и происходящей в зоне шва сдвиговой дефор мации наблюдается искрив ление риски. Измерение ко ординат отдельных точек ис кривленной части писки с помощью ннструменталыюгого микроскопа позволяет построить кривую переме щения точек металла око лошовной зоны (рис. 18).
|
|
W i t П |
||
|
|
70 |
77 |
’jf.AW |
Рис. 19. Искривление |
поперечной |
риски |
||
в околошовноп |
зоне |
(сталь |
Х17Г9АН4) |
|
|
(Я=12 тс) |
|
|
|
На рис. 19 представлены кривые перемещения точек |
||||
металла околошовной |
зоны |
(искривление риски) для |
сварных соединении Х17Г9АН4 толщиной 1,8 мм, про катанных при усилии 12 тс. Прокатка сварных соедине ний вызывает большие перемещения металла в около шовной зоне (Дг/) при большой ширине зоны пласти ческой деформации (Да:max) ■
Схемы прокатки на подкладке менее эффективны, чем прокатка между двумя роликами. Несмотря иа то, что с увеличением Р ширина зоны пластической дефор мации Дх растет. Этому соответствует очень незначи тельное увеличение ординат перемещения точек металла, в зоне разупрочнения Ау. Преимущество схемы прокатки в рамке по сравнению со схемами прокатки на подкладке хорошо видно из сравнения графиков иск ривления рисок ДХщах и Ді/тах-
Если после прокатки измерить твердость в попереч ном сечении, то окажется, что наибольшее выравнивание твердости в поперечном сечении шва обеспечивается в случае прокатки в рамке. Это находится в полном соот ветствии с приведенными графиками перемещений. Об этом также может свидетельствовать тот факт, что ме-
52
-сто разрушения образцов при испытании на прочность располагается на значительном расстоянии от шва и проходит по основному металлу.
Развитие пластических деформаций в шве и околошовной зоне при прокатке приводит к перераспределе-
р
Рис. 20. Деформации при прокатке в свободном состоя нии (а), в рамке (б) и на подкладке (в)
нию остаточных напряжений и может сопровождаться значительными деформациями тонколистовых элементов.
Такое развитие деформаций, помимо искажения фор мы соединения, приводит к уменьшению сдвиговых де формаций в плоскости листа и может снизить эффект упрочнения.
Значительно снижаются общие деформации коробле ния при прокатке в рамке. Однако в этом случае зона шва, расположенная в прорези рамки, может испыты вать перемещение из плоскости рамки (рис. 20, а). Воз никновение такого местного выпучивания шва является следствием значительных напряжений сжатия перед на бегающим роликом, предопределяющих возможность потери устойчивости незакрепленной зоны. Кроме того, при такой схеме даже в случае подрессоривания ролика и изделия в процессе прокатки возникают усилия, па-
53
правленные перпендикулярно плоскости листа, и это может способствовать выпучиванию зоны шва.
Прокатка стыковых швов плоских листов и продоль ных швов обечаек на подкладке с закреплением в отно шении уменьшения остаточных деформации наиболее благоприятна (рис. 20,6). Результаты наблюдений и из мерений свидетельствуют о том, что при таком приеме прокатки после освобождения из закрепления общие остаточные деформации не превышают деформаций, воз никающих от сварки, а остаточные напряжения в зоне шва, хотя и являются сжимающими, но по своей вели чине значительно меньше, чем после сварки. Это в неко торой степени поясняет то обстоятельство, что при про катке на подкладке общие деформации не возрастают.
Предотвращение местных деформаций при прокатке на подкладке непосредственно зависит от надежности прижатия к ней сварного соединения. Наиболее плотного прижатия сварного соединения к подкладке можно до стичь при условии предварительного снятия обратного усиления сварного шва.
Уменьшить деформации удлинения зоны шва без прижатия к подкладке можно изменением формы попе речного сечения подкладки. Если радиус кривизны под кладки в плоскости расположения шва меньше радиуса кривизны подкладки в стороне от шва, то при прокатке
шва между роликами и подкладкой возникнут |
усло |
||||||
вия, препятствующие |
деформациям |
удлинения |
|
вдоль |
|||
|
|
шва. Возникающие при про |
|||||
|
|
катке в свободном состоя |
|||||
|
|
нии или |
на |
плоской |
|
под |
|
|
|
кладке |
напряжения |
сжатия |
|||
|
|
вдоль шва после ухода ро |
|||||
|
|
лика частично снимаются, и |
|||||
|
|
прокатанный |
металл |
|
удли |
||
|
|
няется на некоторую |
|
вели |
|||
|
|
чину. Это удлинение метал |
|||||
|
|
ла приводит к тому, |
что об |
||||
|
|
разующая оболочки, |
прямая |
||||
|
|
до прокатки, |
искривляется |
||||
|
|
после прокатки так, как это |
|||||
Рис. 21. Деформации кольце |
показано на рис. 21. Если с |
||||||
помощью ступенчатой |
|
под |
|||||
вого шва после прокатки |
в |
кладки |
шов |
несколько |
уто |
||
свободном состоянии (а) и на |
пить по отношению |
|
к |
по- |
|||
подкладке (б) |
|
|
54