Файл: Моссур, П. М. Экономика геологоразведочных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

масс трудящихся, заинтересованных в развитии всего народного хозяйства.

Выдвинутые В. И. Лениным принципы управления социалисти­ ческим производством, последовательно развиваемые КПСС, ле­ жат в основе практической деятельности по руководству всем народ­ ным хозяйством СССР.

Одним из основных принципов управления социалистическим производством является демократический централизм, который означает сочетание централизованного планового руководства на­ родным хозяйством с максимальным демократизмом в управлении, создающим возможность, как указывал В. И. Ленин, «полного и беспрепятственного развития не только местных особенностей, но

иместного почина, местной инициативы, разнообразия путей, при­ емов и средств движения к общей цели» С

Спринципом демократического централизма в управлении на­ родным хозяйством тесно связан принцип единства политического

ихозяйственного руководства, предусматривающего необходи­ мость политического подхода к решению хозяйственных вопросов. Политический подход означает, что при решении конкретных орга­ низационно-хозяйственных задач нужно исходить из политики пар­ тии, из закономерностей и перспектив развития социалистической экономики.

Важным является также принцип единоначалия и широкого участия масс в управлении. Хозяйственные руководители наделя­ ются большими правами и несут всю полноту личной ответственно­ сти за вверенные им участки производства. Единоначалие органи­ чески сочетается с повышением роли общественности при реше­ нии вопросов планирования, мобилизации внутренних резервов производства, оценки результатов работы.

Управление народным хозяйством основывается также на прин­ ципе сочетания материального и морального стимулирования. Осу­ ществление этого принципа должно обеспечиваться путем совер­ шенствования систем оплаты труда, усиления материальной и мо­ ральной заинтересованности трудящихся в результатах своего тру­ да. Экономическая реформа предусматривает дальнейшее усиление действия этого принципа, способствующего дальнейшему росту производства.

Эффективность управления во многом зависит от правильного применения территориально-отраслевого принципа управления, в- соответствии с которым органы управления народным хозяйством строятся сверху донизу по производственному признаку с учетом территориального размещения производства. Он служит обеспе­ чению единоначалия во всех звеньях управления, приближает ру­

ководящие звенья к производству.

В основе построения органов управления лежит также принцип подбора кадров и проверки исполнения принятых решений. Кадры1

1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 36, с. 152.

21


■системы управления должны быть ответственны за порученное им дело, обладать необходимыми деловыми качествами. «...Чтобы управлять,— учил В. И. Ленин,— нужно быть компетентным, нужно полностью и до точности знать все условия производства, нужно знать технику этого производства на ее современней высоте, нужно иметь известное научное образование» Е

За годы Советской власти ленинские принципы управления на­ родным хозяйством показали Ееликую жизненную силу. Источник ее — в единстве экономической теории и практики коммунистиче­ ского строительства.

Единая система органов управления народным хозяйством охва­ тывает все его отрасли.

Высшим исполнительным и распорядительным органом госу­ дарственной власти является Совет Министров СССР. Он осуще­ ствляет общее руководство народным хозяйством, направляет раз­ витье производительных сил в интересах удовлетворения потреб­ ностей общества, наиболее рационального использования всех материальных и трудовых ресурсов страны.

Важнейшие вопросы развития народного хозяйства рассматри­ ваются высшими партийными органами: съездами, конференциями, пленумами ЦК КПСС и Политбюро ЦК КПСС.

Вопросы развития народного хозяйства, требующие законода­ тельного решения, рассматриваются сессиями Верховного Совета

СССР. С 1966 г. при Совете Союза и Совете Национальностей созданы и работают: планово-бюджетные комиссии, комиссии по промыш­ ленности, транспорту и связи, комиссии по строительству и промыш­ ленности строительных материалов и др. Комиссии организуют конт­ роль за деятельностью органов управления народным хозяйством, заслушивают их отчеты, разрабатывают соответствующие рекомен­ дации.

Всистему органов управления народным хозяйством нашей страны входят министерства, комитеты и ведомства Совета Минист­ ров СССР.

Взависимости от производственно-технических особенностей тех или иных отраслей для руководства ими созданы общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские министерства.

Кобщесоюзным относятся такие министерства, которые управ­ ляют предприятиями и организациями определенных отраслей на­ родного хозяйства на всей территории Советского Союза непосред­ ственно, то есть минуя промежуточные звенья в союзных респуб­ ликах.

Союзно-республиканские министерства осуществляют руковод­ ство предприятиями и организациями определенных отраслей на­ родного хозяйства через одноименные министерства в союзных республиках.

Для руководства предприятиями, обслуживающими главным об-

' Л е н и н В. И. Поли. собр. соч., т. 40, с. 215.

22


разом потребности отдельных республик, создаются республикан­ ские министерства, подчиненные непосредственно Совету Минист­ ров союзной республики.

Функции министерств в области управления определены «Общим положением о министерствах СССР», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 10 июля 1967 г. № 640.

Высшим органом управления геологоразведочными работами в нашей стране является Министерство геологии СССР.

Геологоразведочные работы в процессе своего развития посте­ пенно оформились в самостоятельную отрасль народного хозяй­ ства — геологическую службу СССР. Это крупная специализиро­ ванная отрасль народного хозяйства, выполняющая ежегодно боль­ шой объем различных поисковых и разведочных работ.

Геологическая служба, подготавливая необходимые для проек­ тирования горных предприятий данные о разведанных запасах по­ лезных ископаемых, обслуживает промышленность и другие отрас­ ли материальной сферы производства. Однако по сложившейся еще в первые годы Советской власти классификации отраслей народного хозяйства ее относили к группе отраслей непроизводственной сфе­ ры — к группе «Культура и научное обслуживание». В настоящее время геологическую службу относят к сфере материального про­ изводства.

Геологоразведочные работы тесно связаны с другими отраслями народного хозяйства страны и подчиняются общим законам разви­ тия социалистической экономики. Однако для геологоразведочных работ характерны специфические особенности, отличающие их от других отраслей промышленности и определяющие их экономику.

Основными особенностями геологоразведочных работ являются: 1. Комплексный характер работ, отличающихся друг от друга техникой, технологией, методикой и организацией их производства. 2. Научно-производственный характер выполняемых работ, тре­

бующий затрат труда высокой квалификации.

3.Большая трудоемкость работ, приближающая их к горнодо­ бывающим отраслям промышленности.

4.Сравнительная отдаленность проводимых геологических ис­ следований от промышленных центров, баз материально-техниче­

ского снабжения, центральных ремонтно-механических мастерских» транспортных магистралей общего пользования. Это требует до­ полнительных ассигнований и приводит к удорожанию работ.

5.Разбросанность объектов работ и постоянное перемещение ра­ бочих мест, что особенно характерно для поисково-съемочных, гео­ физических, гидрогеологических и топографо-геодезических отря­ дов и партий.

6.Зависимость геологоразведочных работ от климатических условий, определяющих сезонный характер некоторых из этих исследований (геологосъемочные, поисковые, геофизические и др.).


2. Развитие организационных форм управления геологоразве­

дочными работами

Система органов управления социалистическим хозяйством посто­ янно развивается, совершенствуются формы управления. Как неод­ нократно подчеркивал В. И. Ленин, при построении и совершенство­ вании системы органов управления приходится иногда переделы­ вать по несколько раз типы, уставы, органы управления различных отраслей народного хозяйства.

На различных этапах социалистического строительства перед нашим народным хозяйством вставали новые задачи, повышались требования и менялись формы управления.

В процессе развития геологоразведочных работ также изменя­ лись формы управления этими работами.

Так, в 1930 г. на базе Геолкома было учреждено Главное геоло­ горазведочное управление (ГГРУ) как высшее геологическое учреж­ дение СССР.

В начале 30-х годов была проведена большая работа по реорга­ низации управления промышленностью, вызванная быстрыми тем­ пами роста различных ее отраслей. Вместо Главного геологоразве­ дочного управления в 1939 г. был организован Комитет по делам геологии при Совете Народных Комиссаров. В состав этого Комите­ та входило несколько территориальных геологических главков, непосредственно руководивших сетью геологоразведочных органи­ заций в различных районах страны.

В связи с необходимостью более полного обеспечения бурно развивавшейся тяжелой промышленности минеральным сырьем и топливом в некоторых наркоматах была создана своя ведомственная геологическая служба. Главные геологические управления были организованы, например, в составе Наркомугля, Наркомнефти, Наркомчермета и др. Эти отраслевые геологические главки объ­ единяли геологоразведочные тресты, а те в свою очередь партии, охватывающие геологическими работами основные месторождения соответствующих полезных ископаемых.

На Комитет по делам геологии, помимо осуществления руковод­ ства геологическими работами, проводимыми организациями, вхо­ дившими в его состав, возлагалось координирование деятельности ведомственных геологических управлений и обобщение результа­ тов геологоразведочных работ (подсчет и учет запасов, составление сводных геологических карт).

После Великой Отечественной войны управление народным хо­ зяйством в стране переводится на систему министерств. В 1946 г. Комитет по делам геологии при Совете Народных Комиссаров реор­ ганизуется в Министерство геологии СССР. В ведение министерства вошли крупные научно-исследовательские институты. Для созда­ ния собственной технической базы Министерству геологии СССР

были переданы предприятия по производству бурового и геофизи­ ческого оборудования и аппаратуры, а также полевого снаряжения.

24


В 1953 г. Министерство геологии СССР было преобразовано в Министерство геологии и охраны недр СССР. В 1963 г. Министер­ ство геологии и охраны недр СССР преобразуется в Государствен­ ный геологический комитет СССР.

После сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС в стране был осуществлен переход к отраслевой системе управления промыш­ ленностью. Это нашло отражение и в структуре геологической службы. Вместо Государственного геологического комитета СССР

было образовано союзно-республиканское Министерство геологии

СССР, основными задачами которого являются: определение глав­ ных направлений в развитии геологоразведочных работ, планиро­ вание этих работ в целом по стране, обобщение геологических результатов, развитие технической базы для геологоразведочных работ.

3.Организационная структура геологической службы СССР

Внастоящее время руководство геологоразведочными работами в нашей стране возложено на союзно-республиканское Министерство

геологии СССР. В четырех союзных республиках — Россий­ ской СФСР, Украинской ССР, Казахской ССР и Узбекской ССР — созданы министерства геологии. В остальных республиках — управ­ ления при Совете Министров и управления геологии Совета Мини­ стров соответствующей республики (рис. 1),

Некоторые организации общесоюзного значения подчиняются непосредственно Министерству геологии СССР: трест «Спецгеофи­ зика», контора «Геолстройпроект», Всесоюзный аэрогеологический трест, опытный завод «Геологоразведка», Всесоюзные геологические фонды и др. Министерству геологии СССР подчиняются также науч­ но-исследовательские институты (ВИМС, ВИЭМС, ВИТР, ВНИГРИ

идр.), Всесоюзная геологическая библиотека, Центральный геоло­ гический музей.

Некоторые отрасли промышленности (угольная, газовая, черная

ицветная металлургия) имеют в составе своих министерств геоло­

гические организации, которые проводят работы по увеличению запасов эксплуатируемых месторождений и уточнению геологиче­ ских и гидрогеологических условий. Методологическое руководство и контроль за их работой возложены на Министеретво геологии

СССР.

Аппарат управления Министерства геологии СССР представлен министром и его заместителями, коллегией министерства и научнотехническим советом, а также отраслевыми и общими управлениями и отделами.^ К отраслевым, например, относятся управления поиско­ вых и разведочных работ на нефть и газ, уголь и горючие сланцы, черные, цветные и редкие металлы; геофизических работ; гидрогео­ логических работ; отдел геологического картирования и некоторые другие. К общим относятся: производственное и планово-экономи-

25