Файл: Моссур, П. М. Экономика геологоразведочных работ учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
ческое управления; управления кадров и учебных заведений; орга низации труда и заработной платы, финансов; отделы главного ме ханика, охраны труда и техники безопасности и др.
Рис. 1. Структура геологической службы СССР.
В составе министерств и управлений геологии ряда союзных рес публик имеются отделы, занимающиеся вопросами организации, управления, техники и технологии, методики проведения геолого разведочных работ на территории республики.
В подчинении министерств геологии союзных республик, как правило, находятся геологические объединения и управления, спе-‘ циализированные тресты, экспедиции и партии.
Управлениям геологии при Совете Министров республик под чиняются специализированные тресты, экспедиции и партии с боль шими объемами работ или специального назначения (роторного бурения, ведущие работы на термальные воды и др.), тематические партии.
Основными уставными организациями в системе геологической службы являются объединения, управления и тресты. Объедине ния и управления проводят комплекс геологоразведочных работ на значительной территории. Тресты проводят специализированные геологоразведочные работы (геофизические, гидрогеологические и др.). В отдельных случаях тресты могут входить в состав геологи ческих объединений и управлений.
26
Объединениям, управлениям и трестам выделяются необходи мые денежные средства для приобретения оборудования, материа лов, снаряжения (уставный фонд), а также для выполнения преду смотренных планом геологоразведочных работ. Выделенные сред ства объединения, управления и тресты распределяют (а в случае необходимости и перераспределяют) среди входящих в их состав экспедиций и партий.
При объединениях, управлениях и трестах создаются лабора тории, бюро оформления, материально-технические базы, цент ральные механические мастерские и другие подсобные произ водства.
Непосредственные исполнители геологоразведочных работ — экспедиции и партии (кроме полевых партий) являются само стоятельными в техническом и организационном отношении произ водственными единицами. Они имеют самостоятельный бухгалтер ский баланс и находятся на полном хозрасчете. Экспедиции могут выполнять комплекс работ или специализироваться на выполне нии одного вида геологоразведочных работ. Объем работ и площадь охватываемой исследованиями территории, как правило, у них больше чем у партий. Партии обычно выполняют один из видов геологоразведочных работ и по целевому назначению их делят на геологосъемочные, поисковые, геологоразведочные, геофизические, гидрогеологические и др.
Высшим государственным органом по утверждению разведанных запасов полезных ископаемых и определению степени их досто верности является Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых* при Совете Министров СССР (ГКЗ). Она проверяет результаты подсчета запасов и утверждает их, определяет степень изученности месторождений и достоверность разведанных запасов различных полезных ископаемых, устанавливает кондиции на мине ральное сырье. Решения ГКЗ являются обязательными для всех ор ганизаций и предприятий, ведущих геологоразведочные работы или занятых добычей полезных ископаемых.
В 1966 г. в нашей стране были приняты постановления о внедре нии вычислительной техники и создании автоматизированных си стем управления (АСУ).
Автоматизированная система управления — это единый комп лекс технических средств, аппарата программирования и других материальных средств, предназначенных для повышения эффектив ности управления отдельными предприятиями или группой пред приятий, образующих отрасль (ОАСУ), путем совершенствования информации, оптимального планирования и синхронизации хода производства.
АСУ — Геология — совокупность административных, экономи ко-математических методов и средств вычислительной техники, свя зи, оргтехники, которые должны обеспечить получение и практи ческую реализацию оптимальных решений и эффективное управле ние геологоразведочными работами.
27
АСУ — Геология может более достоверно и объективно решать вопросы изучения минерально-сырьевой базы и улучшения перспек тивного планирования; разработки Оптимальных технико-экономи ческих планов геологоразведочных работ; сокращения времени на поступление оперативной производственной информации в органы управления; своевременного анализа технико-экономической инфор мации; механизации обработки всех видов информации; создания информационно-поисковых систем.
4. Задачи и методы социалистического планирования
Планирование народного хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями объективных экономических законов социалисти ческой экономики.
Основные задачи планирования народного хозяйства диктуются условиями развернутого строительства коммунизма и претворения в жизнь политики Коммунистической партии и Советского госу дарства.
Планирование социалистической экономики подчинено интере сам создания материально-технической базы коммунизма, укрепле ния экономической и оборонной мощи страны.
Совершенствование системы и методов управления и планирова ния направлено прежде всего на обеспечение всесторонней интен сификации общественного производства и повышение его эффек тивности, являющееся основной линией экономического развития страны как на ближайшие годы, так и на длительную перспективу.
Планы развития всех отраслей народного хозяйства страны раз рабатываются на научной основе, на основе марксистско-ленинской теории расширенного воспроизводства, познания объективных эко номических законов социализма.
Государственные планы имеют силу юридических законов и подлежат безусловному выполнению всеми предприятиями, органи зациями и отраслями народного хозяйства. Обязательность выпол нения придает планам великую организующую силу, мобилизует трудящихся на своевременное выполнение поставленных задач.
План развития народного хозяйства разрабатывается в терри ториальном аспекте — по союзным республикам, а в союзных рес публиках — по краям, областям и автономным республикам.
Одновременно планы разрабатываются по отраслям материаль ного производства и непроизводственной сферы народного хозяй ства.
Планы делятся на перспективные и текущие. К перспективным относятся планы, составленные на срок более года. Примером пер спективных планов служат наши пятилетние планы развития на родного хозяйства. Перспективные планы составляют и на более длительные сроки, например, на 10 и 20 лет. К текущим планам относятся годовые, квартальные и месячные.
Планирование всех отраслей народного хозяйства производит
28
ся исходя из контрольных цифр перспективных планов, утверждае мых ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Контрольные цифры через Советы Министров союзных республик, министерства и ве домства доводятся до предприятий. Предприятия на основе этих цифр разрабатывают проекты перспективных планов с распреде лением заданий по годам. Планы после широкого обсуждения кол лективами предприятий представляются на утверждение в выше стоящие организации по подчиненности.
Министерства и ведомства СССР и союзных республик взаимно согласовывают планы, проверяют их соответствие контрольным цифрам и составляют свои перспективные и текущие планы.
■Советы Министров союзных республик и Госплан СССР прове ряют представленные планы, соответствие их утвержденным конт рольным цифрам и представляют сводный план на рассмотрение ЦК КПСС и Совета Министров СССР. После рассмотрения ЦК КПСС, Советом Министров СССР и утверждения Верховным Сове том СССР план приобретает силу закона. Плановые задания сооб щаются союзным республикам, министерствам и ведомствам, а че рез них — предприятиям.
Основным принципом планирования является повышение экономической эффективности общественного производства, что требует ускоренного развития наиболее прогрессивных отраслей народного хозяйства и концентрации капитальных вложений; обес печения пропорциональности в развитии народного хозяйства; по строения плана на основе достижений новейшей техники, прогрес сивных технико-экономических норм и передового опыта предприя тий и максимального использования их резервов.
Характерной особенностью наших планов является их реаль ность, обеспечивающая поступательное развитие всех отраслей на родного хозяйства и недопускающая диспропорций в распределе нии средств производства, рабочей силы и средств потребления.
Установление правильных пропорций в процессе планирования достигается с помощью балансового метода. Балансы подразделя ются на материальные, денежные и трудовые. Материальные балан сы составляются по всем видам продукции и минерального сырья. Они дают возможность установить пропорции в уровнях развития промышленности. К денежным относятся балансы доходов и рас ходов. Трудовые балансы определяют потребность народного хозяй ства в кадрах и источники ее удовлетворения.
Все балансовые расчеты должны базироваться на прогрессивных технико-экономических нормах, на опыте передовых промышленных предприятий и новаторов производства.
Система показателей планирования включает Два вида пока зателей: натуральные и стоимостные. К натуральным относятся показатели важнейших видов продукции. Без натуральных пока зателей не могут быть составлены материальные балансы производ ства, распределения и потребления продукции. К стоимостным от носятся показатели объема работ в денежном выражении, фонда
29
заработной платы, объема капитальных вложений и др. Стоимост ные показатели в . планировании необходимы для выражения об щественных затрат труда в производстве.
При планировании широко используются методы: 1) технико экономического обоснования плана прогрессивными технико экономическими нормами (нормативный метод), 2) координации, увяз ки и сбалансирования показателей плана (балансовый метод), 3) со поставления экономической эффективности различных вариантов плана.
В плановых расчетах применяются экономико-математические модели и электронная вычислительная техника. Это дает возмож ность выбирать наиболее выгодные плановые решения и разраба тывать оптимальные варианты плана.
5. Планирование геологоразведочных работ
Геологоразведочные работы — составная часть общественного про изводства, и планируют их, исходя из основных принципов, кото рыми руководствуются при разработке народнохозяйственного плана.
Основная задача плана геологоразведочных работ — создание резервов разведанных запасов различных видов минерального сырья, которые обеспечивают планомерное развитие всех отраслей народного хозяйства, базирующихся на природных минеральных ресурсах.
Планы геологоразведочных работ разрабатываются с учетом максимального повышения экономической эффективности этих ра бот и улучшения географического размещения минерально-сырье вых баз за счет выявления и разведки новых месторождений, распо ложенных в наиболее благоприятных для освоения условиях; с учетом рационального размещения горнодобывающих предприятий. Особое внимание при планировании уделяется разведочным рабо там на нефть и газ, а также поискам и разведке богатых и легкообогатимых руд черных и цветных металлов.
При составлении планов учитываются данные балансов запасов минерального сырья и сведения о геологической изученности терри тории СССР. На основании этих данных выявляется обеспеченность действующих и строящихся горных предприятий разведанными минерально-сырьевыми ресурсами, а также территориальное раз мещение запасов полезных ископаемых по отдельным районам страны.
При планировании геологоразведочных работ предусматри вается:
1. Широкое проведение геологосъемочных и региональных гео физических работ по комплексному геологическому изучению тер ритории страны с целью выявления перспективных площадей для организации на них поисков и разведки новых месторождений по лезных ископаемых.
30