Файл: Моссур, П. М. Экономика геологоразведочных работ учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ческое управления; управления кадров и учебных заведений; орга­ низации труда и заработной платы, финансов; отделы главного ме­ ханика, охраны труда и техники безопасности и др.

Рис. 1. Структура геологической службы СССР.

В составе министерств и управлений геологии ряда союзных рес­ публик имеются отделы, занимающиеся вопросами организации, управления, техники и технологии, методики проведения геолого­ разведочных работ на территории республики.

В подчинении министерств геологии союзных республик, как правило, находятся геологические объединения и управления, спе-‘ циализированные тресты, экспедиции и партии.

Управлениям геологии при Совете Министров республик под­ чиняются специализированные тресты, экспедиции и партии с боль­ шими объемами работ или специального назначения (роторного бурения, ведущие работы на термальные воды и др.), тематические партии.

Основными уставными организациями в системе геологической службы являются объединения, управления и тресты. Объедине­ ния и управления проводят комплекс геологоразведочных работ на значительной территории. Тресты проводят специализированные геологоразведочные работы (геофизические, гидрогеологические и др.). В отдельных случаях тресты могут входить в состав геологи­ ческих объединений и управлений.

26

Объединениям, управлениям и трестам выделяются необходи­ мые денежные средства для приобретения оборудования, материа­ лов, снаряжения (уставный фонд), а также для выполнения преду­ смотренных планом геологоразведочных работ. Выделенные сред­ ства объединения, управления и тресты распределяют (а в случае необходимости и перераспределяют) среди входящих в их состав экспедиций и партий.

При объединениях, управлениях и трестах создаются лабора­ тории, бюро оформления, материально-технические базы, цент­ ральные механические мастерские и другие подсобные произ­ водства.

Непосредственные исполнители геологоразведочных работ — экспедиции и партии (кроме полевых партий) являются само­ стоятельными в техническом и организационном отношении произ­ водственными единицами. Они имеют самостоятельный бухгалтер­ ский баланс и находятся на полном хозрасчете. Экспедиции могут выполнять комплекс работ или специализироваться на выполне­ нии одного вида геологоразведочных работ. Объем работ и площадь охватываемой исследованиями территории, как правило, у них больше чем у партий. Партии обычно выполняют один из видов геологоразведочных работ и по целевому назначению их делят на геологосъемочные, поисковые, геологоразведочные, геофизические, гидрогеологические и др.

Высшим государственным органом по утверждению разведанных запасов полезных ископаемых и определению степени их досто­ верности является Государственная комиссия по запасам полезных ископаемых* при Совете Министров СССР (ГКЗ). Она проверяет результаты подсчета запасов и утверждает их, определяет степень изученности месторождений и достоверность разведанных запасов различных полезных ископаемых, устанавливает кондиции на мине­ ральное сырье. Решения ГКЗ являются обязательными для всех ор­ ганизаций и предприятий, ведущих геологоразведочные работы или занятых добычей полезных ископаемых.

В 1966 г. в нашей стране были приняты постановления о внедре­ нии вычислительной техники и создании автоматизированных си­ стем управления (АСУ).

Автоматизированная система управления — это единый комп­ лекс технических средств, аппарата программирования и других материальных средств, предназначенных для повышения эффектив­ ности управления отдельными предприятиями или группой пред­ приятий, образующих отрасль (ОАСУ), путем совершенствования информации, оптимального планирования и синхронизации хода производства.

АСУ — Геология — совокупность административных, экономи­ ко-математических методов и средств вычислительной техники, свя­ зи, оргтехники, которые должны обеспечить получение и практи­ ческую реализацию оптимальных решений и эффективное управле­ ние геологоразведочными работами.

27


АСУ — Геология может более достоверно и объективно решать вопросы изучения минерально-сырьевой базы и улучшения перспек­ тивного планирования; разработки Оптимальных технико-экономи­ ческих планов геологоразведочных работ; сокращения времени на поступление оперативной производственной информации в органы управления; своевременного анализа технико-экономической инфор­ мации; механизации обработки всех видов информации; создания информационно-поисковых систем.

4. Задачи и методы социалистического планирования

Планирование народного хозяйства осуществляется в соответствии с требованиями объективных экономических законов социалисти­ ческой экономики.

Основные задачи планирования народного хозяйства диктуются условиями развернутого строительства коммунизма и претворения в жизнь политики Коммунистической партии и Советского госу­ дарства.

Планирование социалистической экономики подчинено интере­ сам создания материально-технической базы коммунизма, укрепле­ ния экономической и оборонной мощи страны.

Совершенствование системы и методов управления и планирова­ ния направлено прежде всего на обеспечение всесторонней интен­ сификации общественного производства и повышение его эффек­ тивности, являющееся основной линией экономического развития страны как на ближайшие годы, так и на длительную перспективу.

Планы развития всех отраслей народного хозяйства страны раз­ рабатываются на научной основе, на основе марксистско-ленинской теории расширенного воспроизводства, познания объективных эко­ номических законов социализма.

Государственные планы имеют силу юридических законов и подлежат безусловному выполнению всеми предприятиями, органи­ зациями и отраслями народного хозяйства. Обязательность выпол­ нения придает планам великую организующую силу, мобилизует трудящихся на своевременное выполнение поставленных задач.

План развития народного хозяйства разрабатывается в терри­ ториальном аспекте — по союзным республикам, а в союзных рес­ публиках — по краям, областям и автономным республикам.

Одновременно планы разрабатываются по отраслям материаль­ ного производства и непроизводственной сферы народного хозяй­ ства.

Планы делятся на перспективные и текущие. К перспективным относятся планы, составленные на срок более года. Примером пер­ спективных планов служат наши пятилетние планы развития на­ родного хозяйства. Перспективные планы составляют и на более длительные сроки, например, на 10 и 20 лет. К текущим планам относятся годовые, квартальные и месячные.

Планирование всех отраслей народного хозяйства производит­

28


ся исходя из контрольных цифр перспективных планов, утверждае­ мых ЦК КПСС и Советом Министров СССР. Контрольные цифры через Советы Министров союзных республик, министерства и ве­ домства доводятся до предприятий. Предприятия на основе этих цифр разрабатывают проекты перспективных планов с распреде­ лением заданий по годам. Планы после широкого обсуждения кол­ лективами предприятий представляются на утверждение в выше­ стоящие организации по подчиненности.

Министерства и ведомства СССР и союзных республик взаимно согласовывают планы, проверяют их соответствие контрольным цифрам и составляют свои перспективные и текущие планы.

■Советы Министров союзных республик и Госплан СССР прове­ ряют представленные планы, соответствие их утвержденным конт­ рольным цифрам и представляют сводный план на рассмотрение ЦК КПСС и Совета Министров СССР. После рассмотрения ЦК КПСС, Советом Министров СССР и утверждения Верховным Сове­ том СССР план приобретает силу закона. Плановые задания сооб­ щаются союзным республикам, министерствам и ведомствам, а че­ рез них — предприятиям.

Основным принципом планирования является повышение экономической эффективности общественного производства, что требует ускоренного развития наиболее прогрессивных отраслей народного хозяйства и концентрации капитальных вложений; обес­ печения пропорциональности в развитии народного хозяйства; по­ строения плана на основе достижений новейшей техники, прогрес­ сивных технико-экономических норм и передового опыта предприя­ тий и максимального использования их резервов.

Характерной особенностью наших планов является их реаль­ ность, обеспечивающая поступательное развитие всех отраслей на­ родного хозяйства и недопускающая диспропорций в распределе­ нии средств производства, рабочей силы и средств потребления.

Установление правильных пропорций в процессе планирования достигается с помощью балансового метода. Балансы подразделя­ ются на материальные, денежные и трудовые. Материальные балан­ сы составляются по всем видам продукции и минерального сырья. Они дают возможность установить пропорции в уровнях развития промышленности. К денежным относятся балансы доходов и рас­ ходов. Трудовые балансы определяют потребность народного хозяй­ ства в кадрах и источники ее удовлетворения.

Все балансовые расчеты должны базироваться на прогрессивных технико-экономических нормах, на опыте передовых промышленных предприятий и новаторов производства.

Система показателей планирования включает Два вида пока­ зателей: натуральные и стоимостные. К натуральным относятся показатели важнейших видов продукции. Без натуральных пока­ зателей не могут быть составлены материальные балансы производ­ ства, распределения и потребления продукции. К стоимостным от­ носятся показатели объема работ в денежном выражении, фонда

29



заработной платы, объема капитальных вложений и др. Стоимост ные показатели в . планировании необходимы для выражения об­ щественных затрат труда в производстве.

При планировании широко используются методы: 1) технико­ экономического обоснования плана прогрессивными технико­ экономическими нормами (нормативный метод), 2) координации, увяз­ ки и сбалансирования показателей плана (балансовый метод), 3) со­ поставления экономической эффективности различных вариантов плана.

В плановых расчетах применяются экономико-математические модели и электронная вычислительная техника. Это дает возмож­ ность выбирать наиболее выгодные плановые решения и разраба­ тывать оптимальные варианты плана.

5. Планирование геологоразведочных работ

Геологоразведочные работы — составная часть общественного про­ изводства, и планируют их, исходя из основных принципов, кото­ рыми руководствуются при разработке народнохозяйственного плана.

Основная задача плана геологоразведочных работ — создание резервов разведанных запасов различных видов минерального сырья, которые обеспечивают планомерное развитие всех отраслей народного хозяйства, базирующихся на природных минеральных ресурсах.

Планы геологоразведочных работ разрабатываются с учетом максимального повышения экономической эффективности этих ра­ бот и улучшения географического размещения минерально-сырье­ вых баз за счет выявления и разведки новых месторождений, распо­ ложенных в наиболее благоприятных для освоения условиях; с учетом рационального размещения горнодобывающих предприятий. Особое внимание при планировании уделяется разведочным рабо­ там на нефть и газ, а также поискам и разведке богатых и легкообогатимых руд черных и цветных металлов.

При составлении планов учитываются данные балансов запасов минерального сырья и сведения о геологической изученности терри­ тории СССР. На основании этих данных выявляется обеспеченность действующих и строящихся горных предприятий разведанными минерально-сырьевыми ресурсами, а также территориальное раз­ мещение запасов полезных ископаемых по отдельным районам страны.

При планировании геологоразведочных работ предусматри­ вается:

1. Широкое проведение геологосъемочных и региональных гео­ физических работ по комплексному геологическому изучению тер­ ритории страны с целью выявления перспективных площадей для организации на них поисков и разведки новых месторождений по­ лезных ископаемых.

30