Файл: Мелькумов, Л. Г. Вычислительная техника в управлении предприятиями угольной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

обеспечить возможность внесения изменений в информацию после выполнения определенного этапа ее обработки;

снизить трудоемкость ручных операций технологического про­ цесса обработки данных в вычислительных центрах.

Подготовка и внедрение математического обеспечения может осуществляться принципиально двумя способами. Первый спо­ соб предусматривает подготовку отдельных задач и их внедре­ ние по мере готовности. При подготовке.последующих задач про­ водится их алгоритмическая, программная и информационная

увязка с предыдущими. При этом неизбежны неоднократные корректировки алгоритмов, программ и форм документации по

мере расширения круга внедряемых задач. Достоинствами этого способа являются быстрое начало и последовательное осуществ­ ление внедрения математического обеспечения, что позволяет постепенно готовить кадры для АСУ, значительно снижает слож­ ность и трудоемкость внедрения задач в каждый отрезок време­

ни, повышает загрузку ЭВМ, позволяет быстрее получить

экономический эффект. Недостатком можно считать повышенную трудоемкость создания и внедрения полного математического обеспечения системы. Этот способ был основным для первых автоматизированных систем управления и будет, видимо, основ­ ным, пока не будет разработано достаточно полное математи­ ческое обеспечение.

Второй способ предусматривает подготовку математического обеспечения по полному кругу задач во всех аспектах (или по крайней м'ере по основным задачам) с увязкой программ и форм документов, а затем уже их внедрение. Естественно, что сроки работ по подготовке математического обеспечения в этом случае будут более длительными, начало внедрения оттянуто, а процесс внедрения осложнен. Реализация источников эффективности АСУ будет надолго задержана.

По этим причинам для первых создаваемых систем этот спо­ соб подготовки и внедрения математического обеспечения не мог быть принят, но он может оказаться полезным для автома­

тизированных систем, которые будут вводиться

после 1975 г.

К этому периоду будет накоплен значительный

опыт освоения

систем и разработано значительное количество задач экономико­ математического обеспечения.

§ 8. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АСУ

Информационное обеспечение автоматизированных систем управления в угольной промышленности складывается из исполь­

зуемых в системах стандартизированных и унифицированных

показателей, кодов и шифров документов, форм документации, программно-информационной схемы документооборота, массивов информации и методов их организации, хранения и контроля. Должно быть обеспечено постоянное хранение, пополнение и не­

72


обходимое обновление информации (так называемый «банк данных»). Используется принцип одноразового ввода, хранения

имногократного использования информации.

ВАСУ формируется информационная модель, представляю­ щая системное информационное обеспечение по комплексу вы­ бранных задач. В связи с этим разрабатываются специальные

требования к документам—они должны содержать информацию, необходимую для решения задач, и быть пригодными для ма­ шинной обработки. Периодичность формирования информации

для задач оперативно-диспетчерского управления определяется интервалом времени, за который может быть восстановлен запланированный режим работы после получения информации о фактическом состоянии объекта. Для задач текущего и перспек­

тивного экономического управления эта периодичность опреде­

ляется с учетом влияния результатов решения задач на обеспе­ чение ритмичной работы предприятия.

Подсистемы управления производственно-хозяйственной дея­

тельности предприятия будут базироваться на информации, по­ ступающей как от аппарата управления (наряды и другая доку­

ментальная информация), так и от технологических датчиков и локальных автоматических или автоматизированных систем управления технологическими процессами — объем добычи угля,

по лавам, расстановка трудящихся по объектам, продолжитель­ ность простоев оборудования и др. Диспетчерская информация должна формироваться в основном с помощью автоматических устройств.

При формировании информационного обеспечения для си­ стем в угольной промышленности предусматриваются:

установление совокупности показателей, используемых в си­

стеме;

однократность записи одних и тех же показателей во входной информации, используемой при решении задач (в исключитель­ ных случаях разрешается дублирование показателей в различ­ ных документах при условии обеспечения контроля их соответст­ вия);

межотраслевой обмен информацией на необходимых уровням управления;

регламентация информационных связей между задачами; разработка форм документов, используемых в системе;

выбор носителей информации; разработка способов хранения, поиска и внесения изменений

в массивы информации; разработка способов контроля формирования и обработки

информации; разработка классификаторов и словарей наименований от-’

дельных показателей.

Вновь разрабатываемые для АСУ формы документов должны обеспечивать:

73


использование существующих форм документов, пригодных для машинной обработки;

унификацию документации; соответствие документации регламентирующим документам

государственных органов управления, которые являются обяза­

тельными для предприятий и организаций угольной промышлен­ ности.

При выборе и обосновании носителей информации необходи­ мо предусматривать:

технологичность обработки носителей, включая рациональную организацию массивов и построения системы хранения и поиска

информации в архиве данных; требования к составу выходных показателей, характеризую­

щих работу предприятий, отрасли; взаимный обмен данными между предприятиями, комбина­

том, министерством (АСУП, АСУ комбинатов, ОАСУ);

взаимный обмен данными с АСУ других ведомств;

требования к составу и организации информационных масси­ вов;

виды и объемы хранимой информации; способы хранения,

поиска и внесения изменений в массивы информации.

При разработке способов хранения, поиска и внесения изме­ нений в массивы информаций необходимо предусматривать:

организацию нормативно-справочной информации;

своевременное внесение изменений в массивы информации и поддержание их в рабочем состоянии;

своевременное укомплектование задач массивами информа­

ции, необходимыми для их решения, с учетом выдачи информа­ ции по запросам аппарата соответствующего уровня и внешних организаций;

определение содержания и порядок размещения информации

на машинных носителях.

Следует предусматривать возможность использования одних и тех же машинных носителей информации для решения различ­ ных задач, возможность использования совместимых носителей информации для различных ЭВМ, установленных в одном вычи­

слительном центре, а также определение способов контроля и защиты информации.

Необходимо, чтобы контроль формирования и обработки массивов нормативной, плановой и другой информации позволял обнаружить и исправить ошибки без нарушения заданных сро­

ков решения задач и обеспечивал способы защиты информации,

т. е. использование ее только в определенных задачах.

Словари наименований показателей должны предусматри­ вать:

систему кодирования (общесоюзную или локальную) для каждого показателя, подлежащего шифровке;

74


возможность укрупнения информации по определенным кате­ гориям;

автоматизированный переход к общесоюзным классификато­ рам в случае использования отраслевых локальных классифи­ каторов;

перечень подразделений, ответственных за обмен информа­ цией с вычислительными центрами высшего уровня, а также

сроки, способы и периодичность получения и выдачи инфор­ мации.

Важнейшим вопросом является создание нормативного обес­ печения автоматизированных систем управления.

Без нормативного обеспечения, в сущности, невозможно функционирование АСУ. Необходимо сопоставление плановых и фактических показателей производственно-технической и произ­

водственно-хозяйственной деятельности предприятий, комбина­ тов, отрасли с нормативами, оценка положения дел, прогнозиро­ вание отклонений.

Для нормального функционирования автоматизированных систем управления всех уровней должна создаваться система разработки, хранения и систематического обновления нормати­

вов (технических, финансовых, материальных и др.). Массивы нормативной информации должны храниться на машинных но­ сителях.

Глава IV

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ, ДВИЖЕНИЯ и ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

§ 1. КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ

Каждый объект управления является источником и потреби­ телем информации. При создании АСУ особое внимание уделя­ ется минимизации потоков информации и рационализации ее переработки.

Информацию можно систематизировать по различным при­ знакам:

по назначению (техническая, экономическая, распорядитель­

ная); по функциональной принадлежности (к основной деятельно­

сти, материально-техническому снабжению, финансовой деятель­ ности и т. д.);

по фазам управления (учет, анализ, контроль, планирование и т. д.);

по временному фактору (оперативная, неоперативная); по характеру изменения (переменная, условно-постоянная,

постоянная) ; по фактору формирования документов (первичная, производ­

ная); по отношению к алгоритму решения задачи (входная, внут­

ренняя, выходная); по характеру представления (документированная, недокумен­

тированная) .

Взаимосвязь систематизированных видов информации пред­ ставлена на рис. 10.

Информация технического характера отражает состояние и динамику изменения технических параметров объектов управле­ ния, требует регулярного формирования и представления.

Экономическая информация обладает следующими особенно­ стями:

большая часть экономической информации подвергается ре­ гулярной обработке, причем значительные объемы обрабатыва­ ются в заданные интервалы времени;

информация обрабатывается таким образом, что над основа­ нием показателя производятся в основном арифметические, а

над признаками — логические операции;

76


Техническая

I Экономическая

Рис. 10. Классификация видов информации

исходные данные, а иногда и результаты расчета требуют длительного хранения;

входные и выходные данные,

как

правило,

представляются

в виде документа (формы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Распорядительная информация используется для админи­

стративной работы в

управленческом аппарате,

требует логиче­

%

 

 

 

ской обработки и длитель­

 

 

 

ного хранения.

 

 

 

ин­

 

 

 

 

 

Документированная

 

 

 

 

формация

фиксируется

в

 

 

 

 

специальных

 

документах.

 

 

 

 

Недокументированная ин­

 

 

 

 

формация не имеет посто­

 

 

 

 

янной фиксации, представ­

 

 

 

 

ляется в

виде

изображений

 

 

 

 

звуковых или световых сиг­

 

 

 

 

налов и существует непро­

 

 

 

 

должительное время.

 

 

 

 

 

 

 

Все

виды

информации,

 

 

 

 

представленные на рис. 10,

 

 

 

 

должны

рассматриваться

 

 

 

 

также с точки зрения важ­

 

 

 

 

ности, достоверности, объ­

Рис. 11. Падение ценности информации

ективности.

значение

имеет

со временем в зависимости от сферы ее

 

Большое

применения:

 

вопрос о

падении

ценности

а — информация в

сфере

промышленного

информации

со

временем,

производства; в — информация в сфере

техни­

ческого творчества

с —информация в

сфере

что

иллюстрируется

(лишь

управления

 

 

 

 

 

 

как

общая

тенденция)

 

 

 

 

рис. 11. Этот рисунок пока­

зывает, что почти 50.% информации, накопленной

в

сфере

управления, теряет ценность через

2 года.

 

 

 

 

 

 

§ 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТОКОВ И ОБЪЕМОВ ИНФОРМАЦИИ,

 

ЦИРКУЛИРУЮЩЕЙ В

СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

Для выбора комплекса технических средств АСУ и режимов его работы необходимо знать характеристики информационных потоков.

Под потоками информации в общем случае понимается на­ правленное движение сведений, оформленных в сообщения, от источников информации к ее получателям.

В каждой системе управления имеются потоки входящей

(обрабатываемой и необрабатываемой), промежуточной, исходя­

щей, исходной, производной и другой информации. Общая клас­ сификация потоков аналогична классификации видов информа­ ции, приведенной выше.

78