Файл: Мелькумов, Л. Г. Вычислительная техника в управлении предприятиями угольной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 66
Скачиваний: 0
косрочные (диспетчерские команды, оперативные распоряже ния и др.). Основным методом оперативного воздействий яв ляется диспетчерский контроль и управление.
Главными практическими задачами управления горным про изводством (технологическими и вспомогательными процессами)’
являются обеспечение бесперебойной работы: на шахте — очи стных и подготовительных забоев; на разрезе — добычных и вскрышных забоев; на обогатительной фабрике — обогатитель ных отделений) а также принятие оперативных мер по устра нению нарушений производственного процесса.
Эффективность работы шахты, разреза, обогатительной фаб рики определяется прежде всего степенью использования техно логического оборудования, так как потери от его простоев в условиях возрастания концентрации и интенсификации работ
становятся трудно восполнимыми и во многих случаях (в гра ницах заданных интервалов времени решения задач управления и интервалов времени функционирования конкретных подсистем АСУ) могут оказаться невосполнимыми.
Имеются значительные резервы повышения эффективности работы угольных предприятий, которые могут быть использова ны только при совершенствовании методов, организации и си стем управления производством с учетом повышения качества и скорости подготовки информационного обеспечения. Это мо
жет быть осуществлено при использовании в сфере управления технологическими процессами и предприятиями .экономико-ма тематических методов и автоматизированных систем управле ния, базирующихся на средствах вычислительной техники. '
Для эффективного применения электронно-вычислительной техники в управлении производственными процессами и уголь
ными |
предприятиями необходима определенная подготовка: |
а) |
технологическая — совершенствование, механизация и ав |
томатизация основных технологических и вспомогательных про изводственных процессов, совершенствование машин, подготовка процессов и машин для работы в автоматизированных систе мах управления (в качестве информационных и управляемых объектов); '
б) экономико-математическая: математическое описание
функционирования процессов и машин, накопление статистиче ских материалов по их эксплуатационным статическим и дина-
,мическим характеристикам, моделирование (математическое,
физическое) процессов, постановка задач управления и выбор критериев оптимизации, разработка алгоритмов управления,
постановка конкретных технико-экономических задач управле^
ния производственно-хозяйственной деятельностью предприятия
ивыбор критериев оптимального управления, разработка алго ритмов управления (решения, задач);
в) организационная, совершенствование организационной
структуры управления, установление четких задач подразде-
28
.пений аппарата управления, строгое разграничение функции,
прав, обязанностей и ответственности подразделений и работ ников,, устранение дублирования функций; разработка целесо образной технологии управления, совершенствование организа ции и механизация управленческого труда; подготовка квали фицированных кадров по применению экономико-математиче ских методов в управлении, созданию АСУ и эксплуатации вы
числительной техники и |
других |
технических средств; . |
|
г) информационная |
— построение рациональных (в пер |
||
спективе оптимальных) |
потоков |
управленческой |
информации; |
определение их количественных |
и качественных |
характеристик |
(объема, периодичности отбора первичной информации, време ни обработки, периодичности передачи управляющих сигналов
и др.); повышение качества и достоверности информации; ра ционализация документооборота; і
д) нормативная — создание -мощного и непрерывного обнов ляемого нормативного хозяйства;
е) техническая — создание комплектных автоматизирован
ных систем управления технологическими процессами и произ водственно-хозяйственной деятельности предприятия (средства формирования, передачи, обработки, хранения, представления информации и реализации управляющих воздействий).
Создание организационных АСУ непосредственно не связано с механизацией и автоматизацией производственных процессов, хотя осуществление этого и внедрение локальных автоматиче ских систем управления и АСУТП значительно облегчает фор
мирование организационных АСУ и повышает эффективность их функционирования.
На базе организационных АСУ представляется возможным решить задачи научной организации, механизации и автомати зации управленческого и инженерного труда.
Создание АСУТП непосредственно базируется на автомати зированном процессе.
В связи с созданием АСУП изменяется принцип разработки
локальных систем управления отдельными производственными процессами (принцип автоматизации процессов).
Исходя из задач подсистемы оперативно-диспетчерского управления, входящей в АСУП, принципов ее формирования и функционирования, может строиться структурная сеть локальных автоматических и автоматизированных систем управления про
цессами (АСУТП). При этом определятся информационные
(в том числе управляющие связи этих локальных систем с АСУП (центральным диспетчерским пунктом).
Локальные автоматические и автоматизированные системы
.управления процессами будут функционировать в качестве под систем низшего ранга в подсистеме оперативно-диспетчерского управления АСУП. Разработка локальных систем управления
29
процессами должна базироваться на общих с АСУП методоло
гических основах.
Функциональные требования к локальной конкретной си стеме управления, ее структура, технический уровень (автома
тическая или автоматизированная, вид автоматического управ ления), выбор технических средств реализации определяются:
общими требованиями, предъявляемыми АСУП к локальным
системам управления процессами;
специфическими требованиями, предъявляемыми к данной локальной системе управления;
технологическими и технико-экономическими требованиями к управлению и автоматизации конкретного производственного
процесса; технологическими и другими производственными (в том чис
ле информационными) взаимосвязями процессов, отражаемыми в технологических блокировочных взаимосвязях локальных си стем управления.
Разработка методологических вопросов построения и функ ционирования автоматизированных систем управления техноло гическими процессами и угольными предприятиями базируется на перспективах совершенствования технологии, технологиче ского оборудования, организации производства и управления.
Такими перспективами являются:
для шахт — значительное уменьшение .числа рабочих в за бое и в дальнейшем выемка угля без постоянного присутствия
людей в забое; концентрация горных работ, интенсификация
производства, повышение нагрузок на забои, горные выработ ки, шахту; валовая выемка угля (когда это экономически вы годно в сопоставлении с неизбежным усложнением обогащения углей); конвейеризация транспорта и др.;
для разрезов — увеличение объемов вскрышных и добычных работ, конвейеризация, внедрение большегрузного автотранс порта, значительное повышение грузоподъемности состава при электрифицированном железнодорожном транспорте; примене ние весьма мощных одноковшовых экскаваторов — механиче ских лопат и драглайнов; применение высокопроизводительных роторных комплексов непрерывного действия и др.;
для обогатительных фабрик — расширение применения обо
гащения в тяжелых средах, отсадки и флотации; внедрение но вых технологических процессов (кипящего слоя и др.); внедре ние однопоточных технологических схем, мощных технологиче ских машин и поточно-транспортных систем;
для угольных предприятий всех типов — повышение мощ-
. ности, комплексная механизация и автоматизация. процессов;
применение автоматизированных погрузочно-разгрузочных ком плексов; бесцеховая структура управления; безнарядная орга низация работ, научная организация производства и труда;
совершенствование организации и структуры управления; ме-
30
ханизация и автоматизация управленческого и инженерного труда.
Основными функциями ОАСУ Минуглепромов СССР и
УССР, АСУ объединений и АСУП являются:
сбор, формирование, передача, централизованная обработ
ка, анализ и хранение технико-экономической информации; ¡поиск и выдача соответствующему аппарату управления ин
формации, необходимой для выполнения его функций; выдача информации вышестоящим органам управления;
решение задач прогнозирования, оптимального планирова ния, регулирования, контроля, учета, анализа, нормирования, инженерных при управлении производством и хозяйственной
деятельностью, а также проведение различных расчетов; подготовка предложений руководству и аппарату управле
ния для ¡принятия решений и передача принятых решений низ шим уровням управления;
контроль за исполнением принятых управленческих решений и директивных документов;
централизованное накопление и анализ статистической ин формации о деятельности предприятий и их структурных ча стей за длительные периоды;
накопление фонда алгоритмов, нормативной информации, машинных программ (стандартных, типовых, индивидуальных)
решения задач.
Управление с помощью организационных АСУ может обес печить по сравнению е традиционными методами управления:
ускорение формирования и получения первичной информа ции от предприятий, ускорение и полноту ее обработки;
¡повышение достоверности информации управления;
оптимизацию планов и принимаемых решений; установление рациональных (в перспективе оптимальных)
структуры и взаимосвязей в аппарате управления; совершенствование и упрощение документооборота, сокраще
ние потока документированной информации;
сокращение счетно-сортировочной работы над документами, механизацию и автоматизацию некоторых формальных видов
управленческого труда;
постепенное повышение удельного значения инженерных и
экономических вопросов в работе аппарата и сокращение затрат времени и труда на подготовку и обработку документов.
При функционировании организационных АСУ всех уровней управление будет четким, оперативным и обеспечит наиболее эффективные режимы работы предприятий, вовлечение в сферу производственно-экономической деятельности резервов, ритмич ное выполнение планов, объективную оценку и планирование
работы предприятий и комбинатов по обобщенному критерию управления, научную постановку экономической деятельности аппарата управления, достижение наивысших технико-экономи-
31