Файл: Мелькумов, Л. Г. Вычислительная техника в управлении предприятиями угольной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 72
Скачиваний: 0
димо обеспечивать рациональную концентрацию функциониро
вания вычислительных средств (концентрацию территориаль
ную в немногих ВЦ или концентрацию посредством кольцева ния вычислительных центров системой передачи информации) с целью взаиморезервирования, повышения надежности рабо ты системы и эффективного использования электронно-вычисли тельной техники.
4. Принцип централизации обработки ин формации в АСУ. При увеличении числа объектов
управления, подчиняющихся одному центру, но территориально разбросанных, обычно требовалась определенная децентрализа ция обработки информации. Современные средства связи и ЭВМ позволяют ее централизовать. Возникает необходимость определения целесообразной (в перспективе оптимальной) сте пени централизации обработки информации при создании ОАСУ и АСУ комбинатов. Особенности централизованной и де централизованной обработки информации определяются ско ростью передачи сообщений между уровнями управления и
надежностью средств передачи информации.
Следует учитывать, что при централизации обработки ин
формации могут проявляться некоторые общие недостатки:
система может быть нечуткой к входным сообщениям или отвечать на них недостаточно быстро;
информационные сигналы могут ослабляться при прохожде нии через промежуточные ступени, следствием чего являются
ошибки; центр обработки информации может не справиться с общим
потоком информации большой системы; ■система обработки информации является жесткой, работа
ющей по строгому временному регламенту, и чувствительной к перебоям информационных потоков. Низшие уровни управле ния становятся беспомощными (остаются без информации, не обходимой для-управления), если разрываются связи с выс шим уровнем.
При выборе структуры автоматизированных систем управле ния необходимо учитывать также следующие факторы:
изменение функций человека (работника оперативной
службы, управленческого аппарата, руководителя) в системе
управления, способы и средства его связи с компонентами си стемы, соотношение звеньев управленческого аппарата и ма шинных звеньев;
возможное ускорение процесса приема человеком техниче
ской и экономической информации о состоянии управляемых, объектов;
ограниченность объема информации, которую человек или группа работников, выполняющих однородные функции, спо
собны воспринимать за единицу времени и необходимость вы бора наилучшей формы представления информации человеку
37
с учетом величины «порций» подачи информации, оптимальной
частоты следования этих порций и др.;
надежность человека, как высшего управляющего звена, при выполнении возложенных на него функций в системе и др.
Нормальное функционирование АСУ требует довольно зна чительной номенклатуры специальностей работников (электрон щиков, математиков, программистов, операторов, перфоратор щиков и т. д.), объединенных в определенную организационную структуру. Эффективность работы АСУ находится в прямой за висимости от количества и характера задач, подготовленных для решения в системе, надежности технических средств и уровня квалификации персонала АСУ.
На первых стадиях развития автоматизированных систем управления, когда еще будут параллельно существовать старые и новые формы управления, общая структура управления не будет оптимальной. Для каждой стадии развития . систем должна выбираться конкретная рациональная структура.
Опыт показывает, что внедрение вычислительной техники в сферу управления вызывает изменения организационных форм ,и структуры управления. Проблема .оптимизации структуры уп равления угольными предприятиями при применении вычис лительной техники и проблема оптимизации иерархической
структуры самих автоматизированных систем управления свя заны столь тесно, что раздельное их решение практически не возможно. Поэтому необходимо ставить задачу оптимизации структуры управления угольными предприятиями и структуры ОАСУ, АСУ комбинатов и АСУП в условиях их взаимодейст вия в процессе совершенствования управления, внедрения в не го экономико-математических методов и вычислительной техники.
§4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ
ВАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ
Между системами различных уровней осуществляется много сторонний обмен информацией.
Так, отраслевая автоматизированная система управления имеет постоянные информационные связи с автоматизирован
ными системами управления объединений (комбинатов) и че рез них с автоматизированными системами управления пред приятиями (рис. 1). ОАСУ-уголь должна иметь также информа ционные связи с автоматизированными системами управления
других отраслей (по необходимости), |
а |
также |
с' системами |
ЦСУ, Госплана СССР, Госснаба'СССР и т. п. |
|
||
Схема движения информации в условиях АСУ комбината |
|||
между предприятием и комбинатом показана на |
рис. 2. |
||
В АСУ угольных комбинатов могут формироваться инфор |
|||
мационные связи с АСУ объединений |
и |
предприятий других |
|
38 |
|
|
|
А |
Б |
Рис. 1. Движение информации при функционировании АСУП:
А — двухзвенная структура управления отраслью; Б — трехзвенная структура управления отраслевых; /—ГВЦ (Главный вычислительный центр); 2—руковод ство Минуглепрома СССР; 3 — службы Минуглепрома СССР; 4 — ИВЦ (Инфор мационно-вычислительный центр); 5— служба оперативного контроля за произ
водственной и хозяйственно-финансовой деятельностью; |
6 — руководство про |
||||||||||||
мышленного |
объединения; |
7-—службы промышленного объединения; |
8 — уст |
||||||||||
ройства |
представления |
информации; |
9— производственная |
служба; 10— руко |
|||||||||
водство |
производственного |
объединения; И— устройство |
передачи; |
а — теле |
|||||||||
тайп; |
б — фототелеграф; |
в — аппаратура |
передачи |
данных; |
г — телефон; |
||||||||
12— службы |
производственного |
объединения; 13 — телемеханическая |
система |
||||||||||
или другой |
канал связи; |
14 — начальник |
смены; |
15— руководство |
шахты; |
||||||||
16 — носители информации; |
а —машинные носители; |
б—документ; |
/7 — служ |
||||||||||
бы шахты; |
/« — устройства |
представления |
информации; 19 — устройства под |
||||||||||
готовки |
и |
обработки |
информации; |
20 — шахтная |
система |
телемеханики; |
|||||||
$1 — производственные |
процессы; |
22 — датчики; 23— операторы; |
24— горные |
||||||||||
|
|
|
|
мастера; |
25 — бригады |
|
|
|
|
|
|
отраслей, с которыми имеются тесные производственно-хозяй
ственные связи (железнодорожный транспорт, энергетика, чер
ная металлургия и др.).
В АСУП угольных предприятий информационные связи ор-. ганизуются как с АСУ комбината, так и с АСУТП.
Рис. 2. |
Схема движения |
информации между ПИПом |
предприятия |
|
|
и ИВЦ комбината: |
|
1 — внешние организации; // — комбинат; III— ИВЦ комбината; |
IV — ПИП пред |
||
приятия; |
/ — функциональные |
отделы комбината; 2 — подготовка |
промежуточных |
носителей информации; 3 — контроль носителей информации; 4 — обработка инфор мации; 5 — вывод результатов обработки; 6 — размножение документов; 7 — сред ства передачи данных (телеграф, транспорт); 8 — обработка и подготовка доку ментов к передаче; 9 — регистрация, сортировка; 10— функциональные отделы предприятия
Иерархия в информационных связях для указанных автома тизированных систем управления в угольной промышленности показана на рис. 3.
При организации информационных связей в АСУ выдви гается ряд требований к технологическим процессам подготов ки, приема, передачи и обработки информации. Основными из них являются:
обеспечение принципа одноразового ввода исходной инфор мации, необходимой для решения комплекса взаимоувязанных
задач и формирования информационно-справочных массивов;
обеспечение бездокументного обмена информацией между
вычислительными комплексами различных иерархических уров ней управления;
создание условий для перехода в перспективе от документа,
как универсальной основной формы представления экономиче ской информации, к визуальному и звуковому отображению
некоторых видов информации (в частности оперативной);
40