Файл: Мелькумов, Л. Г. Вычислительная техника в управлении предприятиями угольной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

димо обеспечивать рациональную концентрацию функциониро­

вания вычислительных средств (концентрацию территориаль­

ную в немногих ВЦ или концентрацию посредством кольцева­ ния вычислительных центров системой передачи информации) с целью взаиморезервирования, повышения надежности рабо­ ты системы и эффективного использования электронно-вычисли­ тельной техники.

4. Принцип централизации обработки ин­ формации в АСУ. При увеличении числа объектов

управления, подчиняющихся одному центру, но территориально разбросанных, обычно требовалась определенная децентрализа­ ция обработки информации. Современные средства связи и ЭВМ позволяют ее централизовать. Возникает необходимость определения целесообразной (в перспективе оптимальной) сте­ пени централизации обработки информации при создании ОАСУ и АСУ комбинатов. Особенности централизованной и де­ централизованной обработки информации определяются ско­ ростью передачи сообщений между уровнями управления и

надежностью средств передачи информации.

Следует учитывать, что при централизации обработки ин­

формации могут проявляться некоторые общие недостатки:

система может быть нечуткой к входным сообщениям или отвечать на них недостаточно быстро;

информационные сигналы могут ослабляться при прохожде­ нии через промежуточные ступени, следствием чего являются

ошибки; центр обработки информации может не справиться с общим

потоком информации большой системы; ■система обработки информации является жесткой, работа­

ющей по строгому временному регламенту, и чувствительной к перебоям информационных потоков. Низшие уровни управле­ ния становятся беспомощными (остаются без информации, не­ обходимой для-управления), если разрываются связи с выс­ шим уровнем.

При выборе структуры автоматизированных систем управле­ ния необходимо учитывать также следующие факторы:

изменение функций человека (работника оперативной

службы, управленческого аппарата, руководителя) в системе

управления, способы и средства его связи с компонентами си­ стемы, соотношение звеньев управленческого аппарата и ма­ шинных звеньев;

возможное ускорение процесса приема человеком техниче­

ской и экономической информации о состоянии управляемых, объектов;

ограниченность объема информации, которую человек или группа работников, выполняющих однородные функции, спо­

собны воспринимать за единицу времени и необходимость вы­ бора наилучшей формы представления информации человеку

37


с учетом величины «порций» подачи информации, оптимальной

частоты следования этих порций и др.;

надежность человека, как высшего управляющего звена, при выполнении возложенных на него функций в системе и др.

Нормальное функционирование АСУ требует довольно зна­ чительной номенклатуры специальностей работников (электрон­ щиков, математиков, программистов, операторов, перфоратор­ щиков и т. д.), объединенных в определенную организационную структуру. Эффективность работы АСУ находится в прямой за­ висимости от количества и характера задач, подготовленных для решения в системе, надежности технических средств и уровня квалификации персонала АСУ.

На первых стадиях развития автоматизированных систем управления, когда еще будут параллельно существовать старые и новые формы управления, общая структура управления не будет оптимальной. Для каждой стадии развития . систем должна выбираться конкретная рациональная структура.

Опыт показывает, что внедрение вычислительной техники в сферу управления вызывает изменения организационных форм ,и структуры управления. Проблема .оптимизации структуры уп­ равления угольными предприятиями при применении вычис­ лительной техники и проблема оптимизации иерархической

структуры самих автоматизированных систем управления свя­ заны столь тесно, что раздельное их решение практически не­ возможно. Поэтому необходимо ставить задачу оптимизации структуры управления угольными предприятиями и структуры ОАСУ, АСУ комбинатов и АСУП в условиях их взаимодейст­ вия в процессе совершенствования управления, внедрения в не­ го экономико-математических методов и вычислительной техники.

§4. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СВЯЗИ

ВАВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМАХ УПРАВЛЕНИЯ

Между системами различных уровней осуществляется много­ сторонний обмен информацией.

Так, отраслевая автоматизированная система управления имеет постоянные информационные связи с автоматизирован­

ными системами управления объединений (комбинатов) и че­ рез них с автоматизированными системами управления пред­ приятиями (рис. 1). ОАСУ-уголь должна иметь также информа­ ционные связи с автоматизированными системами управления

других отраслей (по необходимости),

а

также

с' системами

ЦСУ, Госплана СССР, Госснаба'СССР и т. п.

 

Схема движения информации в условиях АСУ комбината

между предприятием и комбинатом показана на

рис. 2.

В АСУ угольных комбинатов могут формироваться инфор­

мационные связи с АСУ объединений

и

предприятий других

38

 

 

 


А

Б

Рис. 1. Движение информации при функционировании АСУП:

А — двухзвенная структура управления отраслью; Б — трехзвенная структура управления отраслевых; /—ГВЦ (Главный вычислительный центр); 2—руковод­ ство Минуглепрома СССР; 3 — службы Минуглепрома СССР; 4 — ИВЦ (Инфор­ мационно-вычислительный центр); 5— служба оперативного контроля за произ­

водственной и хозяйственно-финансовой деятельностью;

6 — руководство про­

мышленного

объединения;

7-—службы промышленного объединения;

8 — уст­

ройства

представления

информации;

9— производственная

служба; 10— руко­

водство

производственного

объединения; И— устройство

передачи;

а — теле­

тайп;

б — фототелеграф;

в — аппаратура

передачи

данных;

г — телефон;

12— службы

производственного

объединения; 13 — телемеханическая

система

или другой

канал связи;

14 — начальник

смены;

15— руководство

шахты;

16 — носители информации;

а —машинные носители;

б—документ;

/7 — служ­

бы шахты;

/« — устройства

представления

информации; 19 — устройства под

готовки

и

обработки

информации;

20 — шахтная

система

телемеханики;

$1 — производственные

процессы;

22 — датчики; 23— операторы;

24— горные

 

 

 

 

мастера;

25 — бригады

 

 

 

 

 

 



отраслей, с которыми имеются тесные производственно-хозяй­

ственные связи (железнодорожный транспорт, энергетика, чер­

ная металлургия и др.).

В АСУП угольных предприятий информационные связи ор-. ганизуются как с АСУ комбината, так и с АСУТП.

Рис. 2.

Схема движения

информации между ПИПом

предприятия

 

 

и ИВЦ комбината:

 

1 — внешние организации; // — комбинат; III— ИВЦ комбината;

IV — ПИП пред­

приятия;

/ — функциональные

отделы комбината; 2 — подготовка

промежуточных

носителей информации; 3 — контроль носителей информации; 4 — обработка инфор­ мации; 5 — вывод результатов обработки; 6 — размножение документов; 7 — сред­ ства передачи данных (телеграф, транспорт); 8 — обработка и подготовка доку­ ментов к передаче; 9 — регистрация, сортировка; 10— функциональные отделы предприятия

Иерархия в информационных связях для указанных автома­ тизированных систем управления в угольной промышленности показана на рис. 3.

При организации информационных связей в АСУ выдви­ гается ряд требований к технологическим процессам подготов­ ки, приема, передачи и обработки информации. Основными из них являются:

обеспечение принципа одноразового ввода исходной инфор­ мации, необходимой для решения комплекса взаимоувязанных

задач и формирования информационно-справочных массивов;

обеспечение бездокументного обмена информацией между

вычислительными комплексами различных иерархических уров­ ней управления;

создание условий для перехода в перспективе от документа,

как универсальной основной формы представления экономиче­ ской информации, к визуальному и звуковому отображению

некоторых видов информации (в частности оперативной);

40