Файл: Малинин, С. А. Правовые проблемы морской атомной деятельности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 57
Скачиваний: 0
аварийные элементы; способы испытания; состав персонала и требования к его обучению; оценка вероятных повреждении,
которые указывают на то, что опасности сведены к минимуму. Это, конечно, неполный перечень всех возможных вопросов, ко торые могут быть, а в ряде случаев и должны быть включены в информацию.24
Требования по обеспечению радиационной безопасности (и связанные с ними вопросы безопасной эксплуатации ядерной установки) и по уменьшению вредных последствий аварий, от носящиеся к числу важнейших, будут рассмотрены в главе III.
Здесь ограничимся лишь общей констатацией того, что гла ва VIII и приложение «С» Лондонской конвенции 1960 г. тре буют, чтобы при эксплуатации ядерного судна или при аварий ных ситуациях не допускалась чрезмерная радиационная или другая ядерная опасность, чтобы были приняты надлежащие меры защиты от излучения экипажа, пассажиров и населения,
атакже водных путей, пищевых и водных ресурсов (правила 6
и12 гл. VIII и ст. 4—7 «Рекомендаций»), В указанных доку
ментах содержится конкретный перечень «надлежащих мер»,
в числе которых указана необходимость выработки «Руковод ства по эксплуатации», а также инструкции по уходу и эксплуа
тации ядерной установки и других механизмов и устройств.
§2. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕБЫВАНИЯ ЯДЕРНЫХ СУДОВ
ВИНОСТРАННЫХ ВОДАХ
Известно, что статус торгового судна как бы слагается из двух элементов: 1) предписаний, характеризующих судно как таковое и одинаково применяемых к судну независимо от его местонахождения (например, национальность судна и иммуни
тет государственных судов); 2) предписаний, определяющих пра вовое положение судна в зависимости от режима водных про странств, в которых оно в данный момент находится (право мирного прохода и соответствующий контроль в иностранных территориальных водах; разрешительный порядок входа во внутренние воды, кроме открытых портов; распространение за конов государства флага в открытом море и т. д.). При этом второй элемент нашей классификации играет столь существен ную роль в определении правового статуса судна, что в зависи мости от местонахождения его можно говорить о четырех само
стоятельных правовых режимах торгового судна: а) |
в период |
||||
пребывания |
в |
территориальных и |
внутренних |
водах |
государ |
ства флага; |
б) |
во время плавания |
в открытом |
море; |
в) при |
осуществлении мирного прохода через территориальные воды
иностранного государства; г) в |
период нахождения во внутрен |
них водах иностранного государства. |
|
24Малинин С. А. Атомная |
проблема в международном праве, |
с. 598. |
|
12
Для ядерных судов характеристика правового статуса ус ложняется еще одним элементом: дополнительными предписа ниями, относящимися только к ядерным судам. Их особенностью является то, что указанные предписания дополняют как первый
(общая характеристика судна как такового), так и второй (спе
цифика пребывания в водах с различным режимом) элемент правового статуса торгового судна.
Те специальные требования к ядерным судам, о которых шла речь до сих пор, относились либо к числу общих требований,
применяемых независимо от местонахождения судна, либо ка сались правового режима судна во внутренних и территориаль ных водах государства флага, а также в открытом море.
Теперь перейдем к исследованию особенностей пребывания ядерного судна в территориальных и внутренних водах ино
странного государства. Отметим, что эти вопросы являются наиболее сложными из всего комплекса вопросов о правовом статусе ядерного судна.
Территориальные и внутренние воды, как известно, находят ся под суверенитетом прибрежного государства, и, следова тельно, на них распространяются законы последнего. Правда, ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море и приле жащей зоне 1958 г. предоставляет торговым судам всех госу дарств право мирного прохода через территориальное море,
а ст. 19 и 20 в какой-то степени ограничивают осуществление
прибрежным государством уголовной и гражданской юрис дикции в отношении этих судов.25 Однако и в данном случае
иностранные суда должны соблюдать законы и правила, изда ваемые прибрежным государством, в том числе и законы и правила, относящиеся к транспорту и судоходству (ст. 17). Прибрежное государство в отношении иностранного судна осу ществляет пограничный, таможенный и санитарный' контроль, уголовную и гражданскую юрисдикцию (с учетом ст. 19 и 20 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне). Оно может воспрепятствовать проходу иностранного судна через свое территориальное море, если такой проход не является мир ным и если нарушаются условия, на которых суда были допу
щены в эти воды (ст. 16).
Судоходство во внутренних водах тем более регулируется
исключительно национальным законодательством. К вопросам, входящим в исключительную компетенцию прибрежного госу дарства, в частности, относятся: определение портов, открытых для иностранного судоходства (для захода в такие порты не требуется, как правило, предварительного разрешения, но ка
питан обязан заблаговременно извещать порт о времени подхо да своего судна и давать портовым властям другие необходи
мые сведения) ; выработка условий пребывания |
иностранного |
25Норма т и в н ы е документы по морскому праву. Μ., |
1965, с. 108— |
115. |
|
13
судна в порту и порядка выполнения им грузовых и иных опе раций и т. д. Власти прибрежного государства могут не допу
стить иностранное судно в порт, если оно не выполняет указан ных требований, или по причинам, связанным с обеспечением безопасности, изменением судоходной обстановки и др. Госу
дарство, наконец, может закрыть -тот или иной порт, ранее объ явленный открытым для иностранного судоходства.26
Ясно, что все условия, которые прибрежное государство устанавливает для обычного торгового судна в связи с его за ходом в территориальные или внутренние воды, могут относить ся к ядерному судну. Но возможно ли предъявление к послед нему дополнительных, более строгих требований? Анализ соот ветствующих нормативных актов позволяет дать на этот вопрос положительный ответ.
Начнем с того, что п. «в» Правила 7 гл. VHI Конвенции
1960 г. предписывает Информацию о безопасности сделать за благовременно доступной правительствам тех стран, «порты которых намеревается посетить ядерное судно». Это положение
Конвенции 1960 г. трактуется некоторыми авторами, на наш взгляд, слишком распространительно. К. Воскресенский, на пример, прямо утверждает, что «глава VIII Лондонской кон
венции (1960 г.) требует предварительного согласия государства на прием атомных судов».27
Точный смысл Правила 7 главы VIII не дает оснований для такого вывода. В самом деле, в Правиле 7 ничего не говорится о необходимости получения государством флага ядерного судна предварительного разрешения на заход судна в открытые пор ты. Отсутствует и прямое упоминание о том, что после получе ния «Информации» государство порта, если считает возмож ным, то выдает такое разрешение. Правило 7 устанавливает
обязанность государства флага заблаговременно сообщать госу дарству порта необходимые сведения о ядерном судне. Вообще говоря, в этом требовании нет ничего необычного. Как извест но, прибрежные власти могут потребовать необходимую инфор мацию и от любых других приближающихся к порту торговых судов. При этом сведения сообщаются порту также в предвари тельном порядке: нотис в первый раз, как правило, направляет ся за 48 часов до подхода судна к порту, а вторично — за 24 часа до подхода к нему. Более того, в отдельных случаях для судов специального назначения (научно-исследовательских, учебных и др.) требуется еще более раннее предварительное уведомление о времени и цели захода.28
Отметим, что, несмотря на предварительный порядок полу
чения |
государством порта |
необходимых сведений, вопрос о |
26 |
В о с к р е с е н с к и й К. |
Некоторые международно-правовые вопросы |
эксплуатации ядерных судов. — «Морской флот», 1966, № 2, с. 44. 27 Там же, с. 45.
28 Там же, с. 44.
14
выдаче «предварительного разрешения» на заход судна в ука занных случаях не возникает. Для каких целей необходимы та кие сведения? Во-первых, для того, чтобы можно было оценить безопасность судна (в различных ее аспектах), во-вторых, для того, чтобы подготовить порт к приему судна (причалы, сред ства обслуживания и т. д.). Но именно эти цели преследует
и норма п. «Ь» Правила 7 главы VIII Конвенции 1960 г. В ней указано, что заблаговременное сообщение Информации о без опасности правительствам тех стран, порты которых намерева ется посетить ядерное судно, необходимо для того, «чтобы они могли оценить его безопасность».
Конечно, было бы наивно полностью (даже с формально-
юридической точки зрения) отождествлять формулу п. «Ь» Пра
вила 7 гл. VIII Конвенции 1960 г., применяемого только к ядер-
ным судам, с правилом о заблаговременном сообщении обыч
ными судами определенных сведений порту захода. Между указанными правилами имеются весьма существенные разли чия. Во-первых, в отношении ядерных судов сведения должны сообщаться правительству страны порта, в то время как об
обычных судах уведомление направляется портовым властям непосредственно. Во-вторых, различна форма представления сведений о судне. Для ядерных судов необходимо предъявление
специального документа, имеющего строго определенное содер жание, — Информации о безопасности.29 Обычные суда сооб щают данные в соответствии с требованиями законов и обы чаев прибрежного государства. В-третьих, имеется различие и в сроках информации. Обычные торговые суда делают извеще ние порту при подходе к нему (как уже отмечалось, первый раз
за 48 часов до прихода). Информация о безопасности ядерного судна должна быть достоянием правительства государства пор та заблаговременно, по крайней мере в срок, достаточный для изучения до захода судна в территориальное море данной
страны.
Общее здесь состоит в том, что в обоих названных случаях:
а) требуется информация прибрежного государства о соответ ствующих данных судна, и б) не требуется официального раз
решения на заход судна в порт. Конечно, прибрежное государ ство, изучив Информацию о безопасности и придя к выводу, что радиационная безопасность на судне не обеспечена, может за претить вход судна в территориальное море или в воды портов. Однако это никакого отношения к разрешительному порядку захода судов не имеет. Такое решение прибрежное государство
29 А. И. Иойрыш считает, что заблаговременно предъявляется Свидетель ство о безопасности ядерного судна (см.: Иойрыш А. И. Международно правовой режим ядерных судов. — «Советское государство и право», 1972. № 6, с. 120). Такого требования глава VIII Конвенции 1960 г. не устанавли вает. Свидетельство остается на борту судна и предъявляется при соответ ствующем контроле в территориальных водах.
15
может принять и в отношении .обычного торгового судна, если признает проход через территориальное море немирным или
если судно не выполняет условий, предъявляемых портовыми
властями (например, нарушает санитарные правила). Здесь
следует, в частности, руководствоваться соответствующими по ложениями Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. (ст. 14 и 16).
Иногда в литературе можно встретить ссылку на ст. XVII Брюссельской конвенции об ответственности операторов ядер-
ных судов 1962 г. как на норму, якобы содержащую презумп
цию разрешительного порядка посещения ядерными судами ино странных вод. Г. Μ. Мелков даже видит в этой статье дискри минацию государственной гарантии в отношении безопасности ядерного судна, выраженной в Свидетельстве о безопасности,30
Ліежду тем ст. XVIl Конвенции 1962 |
г. никакого отношения |
к разрешительному порядку посещения |
ядерного судна не |
имеет, точно так же, как нисколько не умаляет значения госу дарственных гарантий.
«Ничто в настоящей Конвенции,— говорится в этой статье,—■
не затрагивает права, которое может иметь государство-участ ник согласно международному праву, отказывать в доступе в свои воды и порты ядерным судам, которым выдана лицензия другим государством-участником, даже если это государство формально соблюдает все положения настоящей Конвенции».
Обратим прежде всего внимание на заключительную часть статьи («даже если это государство формально соблюдает все положения настоящей Конвенции»). Речь идет о выполнении установлений, связанных с ответственностью операторов ядер-
ных судов (страхование, гарантии, компенсации и т. д.). Кон венция об ответственности не регламентирует (и не может ре
гламентировать) вопросов о порядке захода судов в иностран
ные порты. Смысл ст. XVII состоит в том, что она содержит отсылку к другим нормам международного права, регламенти рующим вопросы захода и пребывания ядерного судна в ино странных водах. И если согласно этим нормам возможен отказ
«в доступе в свои воды и порты», то такие действия данного государства следует считать правомерными, даже когда госу дарство флага судна строго выполнило все формальные пред писания Конвенции об ответственности. Выше уже приводились примеры возможных случаев, в которых прибрежное государ
ство может воспротивиться проходу судна через свои воды,
причем делает это отнюдь не из-за того, что не доверяет га рантиям государства флага судна.
Таким образом, в действующих общепризнанных нормах
(в отношении ядерных судов таковыми в настоящее время явля ются только правила соответствующих разделов Лондонской кон-
30 Мелков Г. Μ. Указ, соч., с. 90—91.
16