Файл: Кореневская, Е. И. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
существенное влияние на классификацию типов школь ных зданий до их вместимости и срокам обучения.
В соответствии с «Законом об укреплении связи шко лы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народ ного образования в СССР»1 в 1958 г. было решено создать 10 типов общеобразовательных школ, отличаю щихся друг от друга как вместимостью (от 40 до 964 учащихся), так и возрастными контингентами (три типа начальных, четыре типа восьмилетних, два типа один надцатилетних и один тип трехлетних)12 (табл. 1).
Таблица 1
Типы общеобразовательных школ по вместимости и возрастным контингентам учащихся (1960 г.)
|
|
Соотно |
|
|
|
|
шение пер |
|
|
|
|
вых — четвер |
|
|
Тип школы |
Количество |
тых, |
Число |
|
классов |
пятых — |
учащихея |
||
|
|
восьмых, |
|
|
|
|
девятых — |
|
|
|
|
одиннадцатых |
|
|
|
|
классов |
|
|
Начальные |
1 |
1:0:0 |
40 |
|
|
2 |
2:0:0 |
80 |
|
Восьмилетние |
4 |
4:0:0 |
160 |
|
•8 |
1:1:0 |
320 |
||
|
12 |
4:2:0 |
480 |
|
|
' 16 ' |
2:2:0 |
640 |
|
Одиннадцати- |
24 |
3:3:0 |
960 |
|
14 |
1:1:2 |
536 |
||
летние |
||||
Трехлетние |
25 |
2:2:3 |
964 |
|
12 |
0:0:4 |
432 |
Эти школьные здания пришли на смену четырех-, се ми- и десятилетним школам (на 40—880 учащихся) и в соответствии с Заданием на проектирование, утвер жденным Государственным комитетом по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР в 1960 г., стали типовыми (см. табл. 1). Однако, как по казала практика, начальные школы (на 40—160 уча щихся), которые были предназначены лишь для малых
1 Известия Советов депутатов трудящихся |
СССР. 25/XII 1958, |
№ 306. |
|
2 Одновременно создано два типа вечерних сменных школ на |
|
480 и 720 учащихся и три типа школ-интернатов |
на 240, 330, 480 уча |
щихся. |
|
29
сельских населенных пунктов, строились в основном по инициативе колхозов и на их средства (так называемое инициативное строительство), поэтому при создании СНиП П-Л.4-62 («Общеобразовательные школы и шко лы-интернаты. Нормы проектирования»), утвержденных в 1964 г., эти типы школьных зданий в номенклатуру не вошли, но в нее были 'Включены новые по вместимо сти типы школ: на 32 и 36 классов, на 1280 и 1392 уче нических места1 (табл. 2).
Таблица 2
Типы общеобразовательных школ по вместимости и возрастным контингентам учащихся (СНиП П-Л.4-62)
|
|
Соотно |
|
|
|
шение пер |
|
|
|
вых — четвер |
|
Тип школы |
Количество |
тых, |
Число |
классов |
пятых — |
учащихся |
|
|
|
восьмых, |
|
|
|
девятых — |
|
|
|
одиннадцатых |
|
|
|
классов |
|
Восьмилетине |
8 |
1:1:0 |
320 |
|
12 |
1:2:0 |
480 |
|
16. |
2:2:0 |
640 |
|
24 |
3:3:0 |
960 |
Одиннадцати- |
32 |
4:4:0 |
1 280 |
14 |
|
536 |
|
летние |
1:1:2 |
||
|
20 |
1:1:4 |
752 |
|
28 |
2:2:4 |
1072 |
Трехлетние шко- |
36 |
3:3:4 |
1 392 |
|
0:0:4 |
433 |
|
лы в составе |
12 |
||
9—11-х классов |
18 |
0:0:6 |
648 |
|
24 |
0:0:8 |
864 |
|
36 |
0:0:12 |
1 296 |
Наличие и в «Задании на проектирование 1960 г.», и в СНиП П-Л.4-62 большого количества типов школьных зданий диктовалось стремлением обеспечить достаточ ное количество типовых проектов, по которым могло бы осуществляться школьное строительство в любых по величине микрорайонах и населенных пунктах. Однако на практике в городах строились в основном школы на 24 класса — 960 учащихся (восьмилетние), которые использовались для размещения одиннадцатилетних
1 Максимальная вместимость школ-интернатов возросла до 560; увеличилась наполняемость классов в них с 30 до 36 учащихся.
30
школ на 25 классов (964 учащихся), а в небольших на селенных пунктах на 8, 12, 14, 16 классов. Школьные здания трехлетних школ в составе 9—1Ьх классов прак тически не строились, так как эти школы, по мнению органов народного образования, оказались наименее удачными и перспективными.
Наличие в Нормах проектирования большого числа самостоятельных типов зданий восьми- и одиннадцати летних школ оказалось неудобным с точки зрения их проектирования, строительства и главное эксплуатации. Здания восьмилетних школ зачастую использовались для одиннадцатилетних и наоборот. Поэтому уже в 1962 г. архитекторами А. К- Чалдымовым и В. И. Сте пановым была выдвинута и осуществлена идея созда ния универсальных типов школьных зданий, пригодных как для восьми-, так и для одиннадцатилетних школ. Эта идея уже устарела, однако изучение результатов ее претворения в жизнь представляет несомненный ин терес. Именно на этом примере хорошо видно, как по рой внешне привлекательная идея приводит к довольно грубым с гигиенических позиций нарушениям режима эксплуатации зданий и как сложна, а иногда и недопус тима универсализация разных типов школ.
По замыслу архитекторов, в зданиях универсального типа можно разместить в зависимости от потребности восьмилетнюю или трехлетнюю школу, путем измене ния соотношения потоков 1—4-х, 5—8-х, и 9—11-х классов и назначения учебных помещений. В здании универсального типа на 24—25 классов размещалась либо восьмилетняя школа с соотношением потоков 3:3:0, либо одиннадцатилетняя с соотношением потоков 2:2:3. В зависимости от потребности учебные помеще ния 3-го этажа предполагалось использовать под клас сные комнаты (восьмилетняя школа) или учебные кабинеты для 9—11-х классов (одиннадцатилетняя шко ла). Вместимость школы практически не менялась (960—964 ученических места); изменялось лишь число учебных групп с 24 до 25 при неизменном количестве
помещений, что обеспечивалось применением |
кабинет |
ной системы обучения (вместо закрепленных |
классов) |
и максимальным использованием (загрузкой) |
лабора |
торий. |
|
Действительно, расчет по сетке часов показывает, что при переходе на кабинетную систему обучения удается
31
обеспечить учебный процесс для 9 старших (9—11.-х) классов в восьми классных комнатах и лабораториях, при этом часть кабинетов, например географии, ино странного языка, черчения и лаборатории (биологии, химии), останется недогруженной (до 30 ч в неделю) и ими могут пользоваться и учащиеся 5—8-х классов. Од нако в то время кабинетная система обучения еще не получила широкого распространения. Она применялась лишь в отдельных школах и то для старших классов; в остальных школах занятия проводились в закреплен ных помещениях. В результате из 38 обследованных на ми школьных зданий универсального типа лишь в двух все 25 классов одиннадцатилетней школы занима лись в одну смену, в остальных же по 2—3 класса было
переведено во вторую смену. |
Указанные проекты име |
||
ют и другие недостатки. Они удобны |
для размещения |
||
двух параллелей 1—4-х классов |
(все на первом этаже), |
||
а при наличии трех параллелей |
(восьмилетняя школа) |
||
часть учащихся начальных |
классов |
будет заниматься |
на 2-м этаже вместе с учащимися старших классов, что крайне неудобно. При наличии на этаже не 8, а 6 клас сов (а такие проекты были) будет наблюдаться обрат ная, но столь же неудачная с гигиенических позиций картина размещения начальных классов по этажам.
Таким образом, идея универсализации на практике себя не оправдала. Между тем, развивая идею универ сализации, архитектор А. К. Чалдымов (1965) предло жил и «обосновал» возможность создания так назы ваемого растущего типа школьного здания. По замыслу автора, «каждая школа может путем пристройки ве ранд и спальных корпусов быть превращена в школу продленного дня», а затем и в школу-интернат. Эта точка зрения прямо противоположна ранее высказан ному нами положению о том, что здания для различ ных типов школ должны отличаться не только составом помещений, но и планировочной структурой.
Возможность создания школ «растущего» типа дик товалась лишь экономическими преимуществами, так как строительство предполагалось вести по этапам: вна чале учебный корпус (общеобразовательная школа), затем пристройка спальных корпусов (интернат). С гигиенических позиций такая универсализация типов школьных зданий имеет ряд серьезнейших недо статков:
32