Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нений по причинам неудовлетворенности трудом

(Зарихта,

Назимов, 1 9 7 0 ) .

 

Для рыбной промышленности особенно необходим

выпуск

специальных инструктивных, информационных и учебных руко­

водств по профориентации, популярных брошюр и

справочни­

ков по наиболее распространенным профессиям с

описанием

функций, требований к уровню знаний, образования

и профес­

сиональных навыков,

способов и длительности обучения, ус­

ловий оплаты труда

и т. п. К таким справочникам целесооб­

разно еще

выпускать дополнения в виде

брошюр с

кратким

описанием

специальностей, требующихся

в рыбной

промыш­

ленности данного экономического района, отрасли в перспек­

тиве на 3—5 лет.

*

От правильного решения проблем выбора профессии зависит

своевременное пополнение рабочей силы на

предприятиях,

рост квалификационного уровня, рациональное

распределение

ииспользование трудовых ресурсов рыбной промышленности. За последние годы у нас в стране стала складываться оп­

ределенная система совместной работы школы и производст­ ва по ориентации учащихся на рабочие профессии.

Основы этой системы заложены в совместном Постановле­ нии Президиума ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, Коллегии Мини­ стров просвещения СССР и Государственного комитета Сове­ та Министров СССР по профессионально-техническому обра­

зованию от 17 декабря 1969 г. "О 1фофессиональной ориен­ тации учащейся молодежи" и в "Положении о порядке прове­ дения на территории РСФСР трудоустройства молодежи, окан­

чивающей средние общеобразовательные школы, и молодежи, не получившей среднего образования", утвержденное Советом

Министров РСФСР 21 апреля 1969 г.

 

Наряду с многочисленными мероприятиями,

проводимыми

предприятиями совместно со школами по профориентации, сле­ дует создать на крупных предприятиях рыбной промышлен­ ности кабинеты профориентации и профконсультационные бюро.

Главной функцией таких кабинетов и бюро является привле­ чение внимания молодежи к данному предприятию, ознаком­

ление ее с производством и профессиями, проведение спра­

вочной профессиональной консультации.

Кабинеты

и бюро будут связующим звеном между предпри­

ятиями и школами, через них будут решаться все

вопросы,

касающиеся

профориентационной работы среди учащихся.


ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ

Вопросы определения экономической эффективности

подго­

товки рабочих приобретают актуальное значение,

поскольку

от их решения в конечном счете зависит рациональное

рас­

ходование государственных средств и правильное

использо­

вание трудовых ресурсов.

 

 

Под экономической эффективностью профессиональной

под­

готовки кадров понимается соотношение результатов

произ­

водственной деятельности рабочих с затратами на их

обуче­

ние. Сравнительная экономическая эффективность

професси­

ональной подготовки характеризуется оптимальным соотноше­

нием результатов производственной деятельности

рабочих,

прошедших те или иные формы подготовки, с затратами

на

обучение по каждой из форм.

 

 

В течение последнего десятилетия экономисты многих стран

уделяют

большое внимание изучению влияния образования

на

экономическое развитие производства. Так, в США

 

"Нацио­

нальный совет людских ресурсов" проводит исследования

за­

висимости роста экономики стран от образования

населения.

В Англии специальная комиссия провела анализ состояния

и

перспектив развития английской системы высшего

образова­

ния в условиях технической революции.

 

 

 

 

В 1963 г. Международная экономическая ассоциация

про­

вела во

Франции конференцию по проблемам экономики

обра­

зования.

В конференции приняли участие экономисты

СССР,

США, Западной Германии, Франции, Англии, Италии,

Канады,

Польши,

ЧССР и других стран.

 

 

 

 

В нашей стране многие видные экономисты уделяют особое внимание вопросам экономической эффективности образования

и разных форм подготовки кадров.

 

 

 

Однако в вопросе определения экономического эффекта

и

его измерения в зависимости от расходов на обучение

 

нет

единства взглядов. Большинство экономистов за основу

 

эф­

фекта принимают показатели, характеризующие

рентабель­

ность народного хозяйства и предприятий на основе

роста

производительности труда: размер национального дохода, при­ бавочный продукт и прибыль.

Отдельные исследователи указывают, что при

социализме

"экономический эффект обучения рабочих весьма

многосто—

ронен", что его не всегда можно оценить в стоимостной

форме.

Некоторые экономисты, занимающиеся этой проблемой,

опре—

85


деляют экономическую эффективность путем прямого

сопо­

ставления затрат и получаемого от них эффекта.

 

В экономической литературе общий

народнохозяйственный

показатель эффективности образования

принято

определять

отношением затрат на образование к приросту

национально­

го дохода за счет этого фактора. Чаще всего

удельный

вес

национального дохода за счет образования высчитывается при помощи данных о приросте заработной платы работников раз­

личного квалификационного уровня, однако такой метод

край­

не условен. Статистические данные о среднемесячной

зара­

ботной плате, о тарифных разрядах не всегда отражают

не­

посредственную зависимость результатов труда от образова­

тельного уровня рабочих, их производственной

квалификации.

Из практики известно, например, что при тарификации

рабо­

чих часто принимаются во внимание не только их знания

и

умение, но и условия труда, значение отрасли

или произвол—

I

 

уровень

ства для народного хозяйства и другие факторы. На

заработной платы оказывают влияние различия в нормах

вы­

работки, премиальные1суммы, дополнительные выплаты

за

сверхурочные работы, ночные смены и т. п.

 

 

 

Для многих вспомогательных работ, не требующих от

ис­

полнителей глубоких специальных и общеобразовательных зна­

ний, тарифные ставки часто бывают такими же, как для

ра­

бочих основного производства, труд которых является

высо­

коквалифицированным. Нередки случаи, когда очередные

та­

рифные разряды не присваиваются рабочим в течение

дли­

тельного времени из-за недостатков в планировании

фонда

заработной платы.

 

 

Поэтому для установления зависимости между

образова­

тельным уровнем рабочего и создаваемой за его

счет частью

общественного продукта нужно прежде всего определить

вли­

яние данного фактора на выполнение нормы выработки,

раз­

меры брака продукции, издержки от поломки оборудования. На

основе комплексного исследования экономической

эффектив­

ности профессиональной подготовки кадров можно будет

оп­

ределить, какой из основных каналов подготовки

кадров

яв­

ляется наиболее рентабельным, где в современных условиях

рациональнее обеспечивается выпуск рабочих, которые

по

уровню полученной квалификации соответствуют

требованиям

производства. Это позволит также установить наиболее опти­ мальные сроки обучения рабочих различного уровня квалифи­ кации.

86


Первые исследования по экономической

эффективности об­

разования провел академик С. Г. Струмилин, который

при

оценке экономического эффекта обучения

использует

показа­

тель годового прироста национального дохода и норму приба­ вочного продукта. По его расчетам затраты на народное об­ разование обеспечивают значительный прирост производитель­ ности общественного труда в результате повышения квалифика­ ции, что ведет в конечном счете к увеличению национального дохода. Например, в 1940 г. за счет увеличения уровня квали­

фикации рабочих прирост национального дохода составлял 16,1%,

в 1950 г. -

20,6, а в 1960 г. - 23,0%. В 1 9 6 0 г .

33,7

млрд.

руб. национального дохода явилось результатом

увели­

чения

уровня

квалификации трудящихся.

 

С. Г. Струмилин вывел обобщающие показатели экономичес­ кой эффективности; он показал необходимость сопоставления хозяйственного эффекта образования с затратами на эти цели (Струмилин, 1 9 6 4 ). Он рассчитал, что первоначальные ка­

питальные затраты на образование погашаются в

течение

7 лет, а затем в течение 30 лет страна получает

ежегодно

чистую прибыль. Таким образом, он применил два показателя эффективности: срок окупаемости затрат и их рентабельность

в последующий период. По его подсчетам рентабельность

об­

разования

в последующие годы составляет

5 2 -1 4 4 %

в

год,

что свидетельствует о превышении доходов государства

за

счет образования над расходами на просвещение.

Экономи­

ческую эффективность подготовки рабочих необходимо

рас­

считывать с учетом ряда факторов, в том числе:

 

 

затрат на обучение (принимая во внимание пути

формиро­

вания квалифицированных рабочих и окупаемость их

подго­

товки) ;

 

 

 

 

 

 

темпов получения рабочими высшего

квалификационного

разряда (имеющими одинаковый уровень образования),

обу­

ченными на производстве и в профтехучилищах.

 

 

 

В настоящее время в практике используются

следующие

формулы для определения экономической эффективности

двух

различных форм подготовки рабочих

 

 

 

 

 

.=7-

~ М г

 

 

 

 

 

3 - экономическая

- К1 '

 

 

 

 

где

эффективность

(прирост при­

 

бавочного продукта на 1 руб.

затрат

на

 

подготовку кадров);

 

 

 

 

A/J и

М2 - стоимость прибавочного продукта,

созда­

 

ваемого рабочими;

 

 

 

 

87


/fj и

Кг

затраты на подготовку одного рабочего

в

 

 

каждой

форме подготовки.

 

Для подсчета

эффективности используют обратный показа-'

тель - срок окупаемости

Т :

 

г- ^ - / r t

м,-м г

Однако по приведенным формулам не представляется воз»»

можным определить социально-экономическую эффективность

подготовки рабочих в средних профтехучилищах,

поскольку

расчет ее подобным методом не учитывает всех

факторов,

обусловливающих производственную отдачу.

 

В основе социально-экономической эффективности

лежит

принцип сопоставления затрат на подготовку рабочих кадров

спроизводственной отдачей каждого рабочего.

Косновным показателям эффективности относится величина

прибавочного продукта и соизмерение эффекта производст­

венной отдачи рабочих, получивших профессиональную подго­

товку в училищах обычного типа и в средних

профтехучили­

щах. Разность эффектов дает сравнительную

эффективность

обучения рабочих в средних профтехучилищах,

отличительной

чертой которых от училищ обычного типа

является

получение

учащимися наряду с профессией и общего

среднего

образова­

ния. Следовательно, сравнительная эффективность выражается прежде всего в эффекте от среднего образования.

Учитывая сложность выражения

социально-экономической

эффективности через определенный

конкретный

показатель,

возможно использование формулы подсчета

экономического

эффекта подготовки квалифицированных рабочих кадров

где

Э -

экономический эффект;

 

 

Тк - возраст работника

в данный момент;

 

7JJ -

возраст работника

в момент получения профессии;

 

Т -

срок окупаемости;

 

 

 

М -

размеры прибавочного продукта,

создаваемого

 

 

рабочими за год;

 

 

/— абсолютный прирост заработной платы за счет повышения квалификации рабочего;

/7 — период трудовой деятельности рабочего по дан­

ной профессии.

88