Файл: Казанов, Д. Х. Подготовка квалифицированных рабочих кадров в рыбной промышленности СССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
нений по причинам неудовлетворенности трудом |
(Зарихта, |
Назимов, 1 9 7 0 ) . |
|
Для рыбной промышленности особенно необходим |
выпуск |
специальных инструктивных, информационных и учебных руко
водств по профориентации, популярных брошюр и |
справочни |
ков по наиболее распространенным профессиям с |
описанием |
функций, требований к уровню знаний, образования |
и профес |
сиональных навыков, |
способов и длительности обучения, ус |
ловий оплаты труда |
и т. п. К таким справочникам целесооб |
разно еще |
выпускать дополнения в виде |
брошюр с |
кратким |
описанием |
специальностей, требующихся |
в рыбной |
промыш |
ленности данного экономического района, отрасли в перспек
тиве на 3—5 лет.
*
От правильного решения проблем выбора профессии зависит
своевременное пополнение рабочей силы на |
предприятиях, |
рост квалификационного уровня, рациональное |
распределение |
ииспользование трудовых ресурсов рыбной промышленности. За последние годы у нас в стране стала складываться оп
ределенная система совместной работы школы и производст ва по ориентации учащихся на рабочие профессии.
Основы этой системы заложены в совместном Постановле нии Президиума ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, Коллегии Мини стров просвещения СССР и Государственного комитета Сове та Министров СССР по профессионально-техническому обра
зованию от 17 декабря 1969 г. "О 1фофессиональной ориен тации учащейся молодежи" и в "Положении о порядке прове дения на территории РСФСР трудоустройства молодежи, окан
чивающей средние общеобразовательные школы, и молодежи, не получившей среднего образования", утвержденное Советом
Министров РСФСР 21 апреля 1969 г. |
|
Наряду с многочисленными мероприятиями, |
проводимыми |
предприятиями совместно со школами по профориентации, сле дует создать на крупных предприятиях рыбной промышлен ности кабинеты профориентации и профконсультационные бюро.
Главной функцией таких кабинетов и бюро является привле чение внимания молодежи к данному предприятию, ознаком
ление ее с производством и профессиями, проведение спра
вочной профессиональной консультации.
Кабинеты |
и бюро будут связующим звеном между предпри |
|
ятиями и школами, через них будут решаться все |
вопросы, |
|
касающиеся |
профориентационной работы среди учащихся. |
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
Вопросы определения экономической эффективности |
подго |
|
товки рабочих приобретают актуальное значение, |
поскольку |
|
от их решения в конечном счете зависит рациональное |
рас |
|
ходование государственных средств и правильное |
использо |
|
вание трудовых ресурсов. |
|
|
Под экономической эффективностью профессиональной |
под |
|
готовки кадров понимается соотношение результатов |
произ |
|
водственной деятельности рабочих с затратами на их |
обуче |
|
ние. Сравнительная экономическая эффективность |
професси |
ональной подготовки характеризуется оптимальным соотноше
нием результатов производственной деятельности |
рабочих, |
|
прошедших те или иные формы подготовки, с затратами |
на |
|
обучение по каждой из форм. |
|
|
В течение последнего десятилетия экономисты многих стран
уделяют |
большое внимание изучению влияния образования |
на |
|||
экономическое развитие производства. Так, в США |
|
"Нацио |
|||
нальный совет людских ресурсов" проводит исследования |
за |
||||
висимости роста экономики стран от образования |
населения. |
||||
В Англии специальная комиссия провела анализ состояния |
и |
||||
перспектив развития английской системы высшего |
образова |
||||
ния в условиях технической революции. |
|
|
|
|
|
В 1963 г. Международная экономическая ассоциация |
про |
||||
вела во |
Франции конференцию по проблемам экономики |
обра |
|||
зования. |
В конференции приняли участие экономисты |
СССР, |
|||
США, Западной Германии, Франции, Англии, Италии, |
Канады, |
||||
Польши, |
ЧССР и других стран. |
|
|
|
|
В нашей стране многие видные экономисты уделяют особое внимание вопросам экономической эффективности образования
и разных форм подготовки кадров. |
|
|
|
Однако в вопросе определения экономического эффекта |
и |
||
его измерения в зависимости от расходов на обучение |
|
нет |
|
единства взглядов. Большинство экономистов за основу |
|
эф |
|
фекта принимают показатели, характеризующие |
рентабель |
||
ность народного хозяйства и предприятий на основе |
роста |
производительности труда: размер национального дохода, при бавочный продукт и прибыль.
Отдельные исследователи указывают, что при |
социализме |
|
"экономический эффект обучения рабочих весьма |
многосто— |
|
ронен", что его не всегда можно оценить в стоимостной |
форме. |
|
Некоторые экономисты, занимающиеся этой проблемой, |
опре— |
85
деляют экономическую эффективность путем прямого |
сопо |
||
ставления затрат и получаемого от них эффекта. |
|
||
В экономической литературе общий |
народнохозяйственный |
||
показатель эффективности образования |
принято |
определять |
|
отношением затрат на образование к приросту |
национально |
||
го дохода за счет этого фактора. Чаще всего |
удельный |
вес |
национального дохода за счет образования высчитывается при помощи данных о приросте заработной платы работников раз
личного квалификационного уровня, однако такой метод |
край |
не условен. Статистические данные о среднемесячной |
зара |
ботной плате, о тарифных разрядах не всегда отражают |
не |
посредственную зависимость результатов труда от образова |
тельного уровня рабочих, их производственной |
квалификации. |
||
Из практики известно, например, что при тарификации |
рабо |
||
чих часто принимаются во внимание не только их знания |
и |
||
умение, но и условия труда, значение отрасли |
или произвол— |
||
I |
|
уровень |
|
ства для народного хозяйства и другие факторы. На |
|||
заработной платы оказывают влияние различия в нормах |
вы |
||
работки, премиальные1суммы, дополнительные выплаты |
за |
||
сверхурочные работы, ночные смены и т. п. |
|
|
|
Для многих вспомогательных работ, не требующих от |
ис |
полнителей глубоких специальных и общеобразовательных зна
ний, тарифные ставки часто бывают такими же, как для |
ра |
|
бочих основного производства, труд которых является |
высо |
|
коквалифицированным. Нередки случаи, когда очередные |
та |
|
рифные разряды не присваиваются рабочим в течение |
дли |
|
тельного времени из-за недостатков в планировании |
фонда |
|
заработной платы. |
|
|
Поэтому для установления зависимости между |
образова |
|
тельным уровнем рабочего и создаваемой за его |
счет частью |
|
общественного продукта нужно прежде всего определить |
вли |
|
яние данного фактора на выполнение нормы выработки, |
раз |
меры брака продукции, издержки от поломки оборудования. На
основе комплексного исследования экономической |
эффектив |
|
ности профессиональной подготовки кадров можно будет |
оп |
|
ределить, какой из основных каналов подготовки |
кадров |
яв |
ляется наиболее рентабельным, где в современных условиях |
||
рациональнее обеспечивается выпуск рабочих, которые |
по |
|
уровню полученной квалификации соответствуют |
требованиям |
производства. Это позволит также установить наиболее опти мальные сроки обучения рабочих различного уровня квалифи кации.
86
Первые исследования по экономической |
эффективности об |
|
разования провел академик С. Г. Струмилин, который |
при |
|
оценке экономического эффекта обучения |
использует |
показа |
тель годового прироста национального дохода и норму приба вочного продукта. По его расчетам затраты на народное об разование обеспечивают значительный прирост производитель ности общественного труда в результате повышения квалифика ции, что ведет в конечном счете к увеличению национального дохода. Например, в 1940 г. за счет увеличения уровня квали
фикации рабочих прирост национального дохода составлял 16,1%,
в 1950 г. - |
20,6, а в 1960 г. - 23,0%. В 1 9 6 0 г . |
33,7 |
|
млрд. |
руб. национального дохода явилось результатом |
увели |
|
чения |
уровня |
квалификации трудящихся. |
|
С. Г. Струмилин вывел обобщающие показатели экономичес кой эффективности; он показал необходимость сопоставления хозяйственного эффекта образования с затратами на эти цели (Струмилин, 1 9 6 4 ). Он рассчитал, что первоначальные ка
питальные затраты на образование погашаются в |
течение |
7 лет, а затем в течение 30 лет страна получает |
ежегодно |
чистую прибыль. Таким образом, он применил два показателя эффективности: срок окупаемости затрат и их рентабельность
в последующий период. По его подсчетам рентабельность |
об |
|||||
разования |
в последующие годы составляет |
5 2 -1 4 4 % |
в |
год, |
||
что свидетельствует о превышении доходов государства |
за |
|||||
счет образования над расходами на просвещение. |
Экономи |
|||||
ческую эффективность подготовки рабочих необходимо |
рас |
|||||
считывать с учетом ряда факторов, в том числе: |
|
|
||||
затрат на обучение (принимая во внимание пути |
формиро |
|||||
вания квалифицированных рабочих и окупаемость их |
подго |
|||||
товки) ; |
|
|
|
|
|
|
темпов получения рабочими высшего |
квалификационного |
|||||
разряда (имеющими одинаковый уровень образования), |
обу |
|||||
ченными на производстве и в профтехучилищах. |
|
|
|
|||
В настоящее время в практике используются |
следующие |
|||||
формулы для определения экономической эффективности |
двух |
|||||
различных форм подготовки рабочих |
|
|
|
|
||
|
.=7- |
~ М г |
|
|
|
|
|
3 - экономическая |
- К1 ' |
|
|
|
|
где |
эффективность |
(прирост при |
||||
|
бавочного продукта на 1 руб. |
затрат |
на |
|||
|
подготовку кадров); |
|
|
|
|
|
A/J и |
М2 - стоимость прибавочного продукта, |
созда |
||||
|
ваемого рабочими; |
|
|
|
|
87
/fj и |
Кг — |
затраты на подготовку одного рабочего |
в |
|
|
|
каждой |
форме подготовки. |
|
Для подсчета |
эффективности используют обратный показа-' |
|||
тель - срок окупаемости |
Т : |
|
г- ^ - / r t
м,-м г •
Однако по приведенным формулам не представляется воз»»
можным определить социально-экономическую эффективность
подготовки рабочих в средних профтехучилищах, |
поскольку |
расчет ее подобным методом не учитывает всех |
факторов, |
обусловливающих производственную отдачу. |
|
В основе социально-экономической эффективности |
лежит |
принцип сопоставления затрат на подготовку рабочих кадров
спроизводственной отдачей каждого рабочего.
Косновным показателям эффективности относится величина
прибавочного продукта и соизмерение эффекта производст
венной отдачи рабочих, получивших профессиональную подго
товку в училищах обычного типа и в средних |
профтехучили |
||
щах. Разность эффектов дает сравнительную |
эффективность |
||
обучения рабочих в средних профтехучилищах, |
отличительной |
||
чертой которых от училищ обычного типа |
является |
получение |
|
учащимися наряду с профессией и общего |
среднего |
образова |
ния. Следовательно, сравнительная эффективность выражается прежде всего в эффекте от среднего образования.
Учитывая сложность выражения |
социально-экономической |
|
эффективности через определенный |
конкретный |
показатель, |
возможно использование формулы подсчета |
экономического |
эффекта подготовки квалифицированных рабочих кадров
где |
Э - |
экономический эффект; |
|
|
|
Тк - возраст работника |
в данный момент; |
||
|
7JJ - |
возраст работника |
в момент получения профессии; |
|
|
Т - |
срок окупаемости; |
|
|
|
М - |
размеры прибавочного продукта, |
создаваемого |
|
|
|
рабочими за год; |
|
|
/— абсолютный прирост заработной платы за счет повышения квалификации рабочего;
/7 — период трудовой деятельности рабочего по дан
ной профессии.
88