Файл: Кабаков, М. Г. Технология производства гидроприводов учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 1
М. Г. Кабаков, С. П. Стесан
ТЕХНОЛОГИЯ
ПРОИЗВОДСТВА
ГИДРОПРИВОДОВ
Д о п у щ е н о Министерством высшего и среднего специального образования СССР
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности „Гидропривод и гидропневмоавтоматика
К С Н Т ^ О ^ Ь Н Ы :
ЭКЗЕМПЛЯР
М о с к в а • «МАШИНОСТРОЕНИЕ» • 1974 |
\! |
|
t>
К12
УДК 62—82:002.2
Кабаков М. Г., Стесин С. П. Технология производства гидро приводов. М., «Машиностроение», 192 с.
В учебном пособии изложены основные конструктивные особен ности деталей гидродинамических и гидрообъемных приводов, а также особенности технологии их изготовления. Рассматриваются наибо лее часто применяющиеся технологические процессы изготовления и сборки гидроприводов с использованием новой техники, обеспечи вающей требуемые производительность труда и качество продук ции. Даны примеры проектирования технологических процессов изготовления основных изделий гидроприводов.
Учебное пособие рекомендуется для студентов машиностроитель ных вузов, обучающихся по специальности «Гидропривод и гидро пневмоавтоматика». Оно может быть также полезно инженернотехническим работникам заводов по производству гидроприводов и гидроаппаратуры.
Табл. 39, ил. 82, список лит. 6 назв.
Реценз е нт ы:
кафедра «Гидромашиностроение» Ленинградского политехнического института и канд. техн. наук А. И. Скокан.
30314—128 К 038(01)—74 128—74
©Издательство «Машиностроение», 1974.
] |
Гос. публпчн 'н |
| |
научнс-т т*.-:ч>ю.-ая |
! |
биолкоч-о .а С. .СР |
Ф - Л 6 9 о { |
с-^ЗСМ ПЛПР |
‘ |
ЧИТАЛ'-. ОГО ЗАЛ А |
Михаил Григорьевич Кабаков Савелий Павлович С т есин
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА ГИДРОПРИВОДОВ
Редактор издательства Л . П. Стрелецкая |
Технический редактор Л . |
Т. Зубко |
||||
Корректор 3. В. |
Снимщикова Художник Е. В. |
Бекетов |
|
|||
Сдано в набор 15/11 1974 г. |
Подписано к .печати 13/V 1974 г. |
Т-09522 |
||||
Формат 60 X 90‘/и |
Бумага |
№ 2. |
Печ. л. |
12. |
Уч.-изд. л. |
13,0 |
Тираж 11 000 экз. |
Заказ № 851 |
Цена 62 коп. |
|
|||
Издательство «Машиностроение». |
107885, |
Москва, |
Б-78, |
1-й Басманный |
пер., 3 |
Ленинградская типография № 6 Союзполнграфпрома при Государственном комитете Совета Министров СССР
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли 193144, Ленинград, С-144, ул. Моисеенко, 10
П Р Е Д И С Л О В И Е
В различных отраслях машиностроения широко распростра нены гидроприводы. Они отличаются сравнительно малыми габа ритными размерами и массой на единицу передаваемой мощности, бесступенчатым регулированием скорости, удобством в эксплуа тации, высоким к. п. д. и другими положительными факторами, что способствует их дальнейшему распространению.
Надежность, работоспособность, чувствительность и другие важные параметры гидроприводов зависят не только от выбора принципиальной схемы и конструктивного ее исполнения, но и от материала, способа обработки поверхностей, степени их гео метрической точности, высоты микронеровностей и т. д. Изделия гидропривода вследствие специфических условий их работы должны обеспечивать определенные гидравлические характери стики, поэтому в технологических процессах обработки' преду сматривают специальные контрольные операции, связанные с оп- „ределением, например, гидравлических параметров золотниковых распределителей и т. д. Другая особенность технологического процесса обработки высокоточных элементов гидропривода, рабочие зазоры которых составляют 0,005—0,035 мм, заключается в обеспечении тщательной очистки этих деталей от технологиче ских загрязнений. Надежность и ресурс агрегатов гидроприводов (особенно объемных) и систем в целом находятся в прямой зави симости от чистоты входящих в них элементов и применяемых рабочих жидкостей. Все это определяет особенности технологи ческих процессов обработки и контроля высокоточных элементов
гидропривода. |
даны материалы |
по |
изготовлению |
В предлагаемом пособии, |
|||
и испытанию гидроприводов, |
опубликованные |
в |
отечественной |
и в зарубежной печати, н также использован опыт некоторых заводов (московского машиностроительного завода им. Калинина, ЗИЛа, Калужского машиностроительного завода и др.), занятых производством элементов гидроприводов.
Предполагается, что прежде чем приступать к изучению курса технологии производства гидропривода, студент изучил резание материалов и его физические основы, теорию допусков и посадок,
основы технических измерений, обработку деталей |
на станках, |
1* |
з |
основы технологии машиностроения, а также прослушал (или изучил) специальные предметы, такие как «Объемные гидромашины и передачи», «Гидроавтоматика», «Лопастные машины и гидро динамические передачи».
При изучении технологии производства гидроприводов необ ходимо иметь в виду, что развитие науки и техники в нашей стране требует все более совершенных гидравлических механизмов и ма шин, способных решать сложные технические задачи на совре менном научном уровне. Это обстоятельство выдвигает более высо кие требования к технологическим процессам, призванным во плотить в жизнь замысел конструктора. Поэтому технологические процессы производства изделий гидроприводов постоянно совер шенствуются и изменяются в соответствии с новыми требова ниями промышленности. Примеры изготовления отдельных деталей гидравлических передач, приведенные в настоящем пособии, несомненно, будут претерпевать качественные и .количественные изменения. Однако основы взаимосвязи между конструкцией и технологией производства деталей, принципы построения техно логического процесса и другие вопросы, затронутые в книге, не изменятся.
Глава I
КОНСТРУКТИВНЫЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В ПРОЦЕССЕ
ПРОИЗВОДСТВА ГИДРОПРИВОДОВ
§ 1. ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ
При изучении технологии производства агрегатов гидропри водов целесообразно их разделить на группы, подгруппы и от дельные детали с целью выявления их назначения и специаль ных требований, подлежащих выполнению при проектировании и внедрении технологического процесса. В книге рассматриваются агрегаты объемного гидропривода: шестеренные, пластинчатые и аксиально-поршневые насосы и гидродвигатели (роторные и возвратно-поступательного действия); агрегаты гидродинамиче ского привода: гидромуфты и гидротрансформаторы; элементы систем управления: цилиндрические и плоские золотниковые распределители, дроссели, клапаны; элементы вспомогательных систем: фильтры, трубопроводы и фитинги.
При анализе агрегатов гидропривода целесообразно выделить наименования или категории деталей, аналогичных по назначе нию и имеющих много общих технических требований к конструк ции (форме рабочих поверхностей, точности изготовления, приме няемым материалам и т. д.): корпусные детали насосов, незам кнутых гидромуфт и гидротрансформаторов; гильзы гидроцилин дров; статоры пластинчатых насосов и гидромоторов; роторы пластинчатых, радиально- и аксиально-поршневых насосов и гидромоторов; корпусные детали золотниковых распределителей; плунжеры, золотники, поршни; распределители и опорные кольца аксиально-поршневых насосов; шестерни шестеренных насосов; рабочие колеса гидродинамических передач; валы и оси; пружины; детали уплотнительных устройств.
§ 2. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕССЫ. МЕТОДЫ ПРОИЗВОДСТВА
Под производственным процессом понимают совокупность эта пов, которые проходят заготовки по мере их превращения в детали. Производственный процесс машиностроительного завода включает получение заготовок, их механическую, термическую, химическую или другую обработку, контроль качества, транспортирование, хранение на складах, сборку машины, испытания, регулировку, окраску, отделку и упаковку. Различные этапы производственного
5
процесса чаще всего выполняются в отдельных цехах или в одном цехе. В первом случае говорят о литейном, механическом, сбороч ном и т. д. производственном процессе, во втором — о комплекс ном производственном процессе.
. Этапы производственного процесса, во время которых изме няется качественное состояние материала, заготовки, детали, машины, называют технологическим процессом. Технологический процесс изготовления машины или детали обычно разделяют на несколько частей. Законченная часть технологического процесса, выполняемая на рабочем месте одним или несколькими рабочими, называется операцией. Операция — это наименьшая часть, на которую разделяется технологический процесс по планированию, организации и учету.
Основными технологическими элементами операций являются переходы. Применительно к операции резания переход пред ставляет собой процесс получения новой поверхности или поверх ностей детали при обработке одним режущим инструментом. При переходах может удаляться один или несколько слоев материала, снимаемых один за другим.
Проходом называется однократное относительное движение ре жущего инструмента и обрабатываемой детали, в результате кото рого с поверхности или поверхностей снимается один слой металла.
Процесс установки заготовки (детали) в приспособлении с тре буемой точностью называют установкой. Каждое новое положе ние, занимаемое объектом производства вместе с приспособлением, в котором он установлен и закреплен, называется позицией. Части технологического процесса различаются рабочими приемами и эле ментами приемов, производимых рабочим во время технологиче ского процесса.
Количество времени, затрачиваемое работающим при нормаль ной интенсивности труда на выполнение технологического про цесса или части его, называется трудоемкостью. Различают фак тическую, расчетную или нормированную трудоемкости. Трудо емкость измеряется в человеко-часах. При нормировании труда и планировании производственных процессов пользуются нормой времени. Норма времени — установленное (нормированное) коли чество труда определенной квалификации и нормальной интен сивности, необходимое для выполнения операции или технологи ческого процесса в нормальных производственных условиях.
Норма выработки — установленное (нормированное) количе ство заготовок, деталей или изделий, которое должно быть обра ботано и сделано в установленную единицу времени. Норма выра ботки определяется в штуках.
Цикл представляет собой промежуток календарного времени, измеренный от начала периодически повторяющейся операции тех нологического или производственного процесса до ее окончания.
Количество машин, их деталей или заготовок, которое должно быть изготовлено в единицу времени (в месяц, квартал или год),
6
называют программой. Общее количество машин, их деталей или заготовок, подлежащих изготовлению по неизменному чертежу, называют серией.
Партия — это определенное количество заготовок (деталей), одновременно поступающих на одно рабочее место.
В зависимости от количества выпускаемых изделий различают производство единичное, серийное,- массовое. При единичном про изводстве (например, при создании опытных образцов машин) продукция определяется единицами, штуками.
При серийном производстве изделия, детали или заготовки периодически изготовляют по неизменным чертежам в течение некоторого времени. В зависимости от количества изделий в серии различают мелко-, средне- и крупносерийное производство.
При массовом производстве в течение более или менее зна чительного промежутка времени по неизменным чертежам изго товляется массовое количество изделий, деталей или заготовок.
Производственные процессы могут быть поточными и -непоточ ными. Под поточным понимают такой вид производства, при котором заготовки, детали или изделия в процессе их изготовле ния находятся в движении, осуществляемом через определенный промежуток времени (такт).
Все перечисленные виды производства применяются при изго товлении деталей гидроприводов. Однако, учитывая, что в гидро машиностроении в результате быстрого роста мощностей машин давление и рабочий объем гидроагрегатов возрастают за короткий промежуток времени, приходится часто изменять конструкцию узла (габаритные размеры, толщину стенок, материал, уплотне ния, опорные узлы и т. д.), поэтому внедрение поточного произ водства затруднительно. В СССР освоено массовое производство контрольно-измерительной и регулирующей гидроаппаратуры, гидроцилиндров общепромышленного . назначения, крупносерий ное производство гидромуфт и гидротрансформаторов, серийное производство аксиально-поршневых гидромашин. К поточному производству относится изготовление шестеренных насосов.
§ 3. СЕБЕСТОИМОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ И ТРУДОЕМКОСТЬ ЕДИНИЦЫ ПРОДУКЦИИ
Затраты, израсходованные на средства производства и зара ботную плату, на изготовление машины на заводе, выраженные в денежной форме, называют заводской стоимостью машины. Различают стоимость машины в целом (цеховую, заводскую и т. д.) и себестоимость ее деталей и отдельных операций. Подсчет себестоимости называют калькуляцией. Различают, предвари тельную калькуляцию, называемую сметной, и последующую, называемую отчетной или исполнительной. Предварительная
калькуляция служит |
для определения плановой себестоимости |
и выбора наиболее |
экономичного варианта технологического |
7