ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 68
Скачиваний: 1
правоприменительного процесса (иерархия законов, действие закона во времени, примат общегосударственных интересов и др.), которые не всегда имеют нормативное оформление и существуют как положения общей теории права79; д) пра
вовые средства, обеспечивающие стабильность и обяза тельность арбитражных постановлений; иными словами, ин
ституты законной силы решений и их пересмотра. Для содер жания принципа законности не безразличны требования,,
предъявляемые к кандидатам в арбитры, порядок их назначе
ния и смещения, условия, исключающие воздействие на арбит ров при разбирательстве конкретных дел. Без этого нельзя говорить об эффективности правоприменительной деятельно
сти арбитража.
Итак, содержание анализируемого принципа неоднородно;
Наличие в нем процессуальных элементов делает возможным
его осуществление в арбитражном процессе.
Арбитражная практика, в частности известные нам итоги
рассмотрения тысяч хозяйственных споров государственным»
арбитражами при Саратовском, Пензенском, Куйбышевском и -
Тамбовском облисполкомах Советов депутатов трудящихся,
убедительно свидетельствует, что абсолютное большинство дел разрешается быстро и в точном соответствии с законом, а
решения арбитров экономически обоснованы и хозяйственна
целесообразны. Следовательно, в деятельности органов госу-
дарственного арбитража принцип законности находит свое полное воплощение.
Однако проблемы законности полностью не решены в
арбитраже.
Во-первых, хозяйственное законодательство в настоящий период огромно и не систематизировано. Оно находится в та
ком состоянии, что никто не в состоянии знать его полностью-
и в совершенстве.
Во-вторых, серьезные недостатки имеет и процессуальное
законодательство, в котором имеются значительные пробелы.
79 П. В. JIoγhhqb исследовал систему принципов правильного примене ния нормативных актов арбитрами при разрешении хозяйственных споров. Он включил в нее следующие принципы: подчинение арбитров только за кону, правила иерархии закона, целесообразность, правильность и единооб разие применения норм права (см. его: Сущность государственного арбит ража и принципы применения его органами норм советского права при раз решении хозяйственных споров. Изд-во МГУ, П968). Такой подход к ана лизу условий, обеспечивающих законность в юрисдикционной работе арбит ража, представляется весьма плодотворным.
153:
Так, не выделено в самостоятельный вид производства рас
смотрение преддоговорных споров, не определен процессуаль
ный статус всех участников арбитражного процесса, виды пе ресмотра решений не составляют единой законченной системы,
некоторые нормы вообще не соответствуют общим началам
процессуальной теории (например, проверка арбитражных по становлений не юрисдикционными органами, право арбитра единолично изменять решения при поступлении новых мате риалов) . Отдельные нормы вызывают ,серьезные сомнения в их целесообразности (срок проведения предварительной под
готовки дела, отсутствие среди средств доказывания объясне ний ответственных представителей сторон и т. д.).
В-третьих, процессуальные санкции в арбитраже далеко не
всегда эффективны, не объединены в единое целое, а их раз мер незначителен. В результате они не способны обеспечить
даже борьбу с сутяжничеством.
В-четвертых, пока еще не существует каких-либо норма тивно установленных цензов к кандидатам в арбитры. Арбит ры в отличие от судей, нотариусов, прокуроров и следователей не обладают правовой независимостью при разрешении кон
кретных дел. Как и все советские служащие, они, конечно, са
мостоятельны при осуществлении своих полномочий. Однако
этого недостаточно с позиций принципа единой законности в
народном хозяйстве. Более того, служебная подчиненность арбитров органам управления, а также возможность пересмот
ра их решений органами, при которых созданы арбитражи, не могут гарантировать их независимости. П. В. Логинов обосно
ванно считает, что данное положение не соответствует требо
ванию подчинения арбитров при разбирательстве дел только
закону80.
Принцип обоснованности определяется в литературе по
гражданскому процессуальному праву как объективная истин
ность устанавливаемых при разбирательстве дел фактов. Он означает правильность постановления юрисдикционного акта
с фактической стороны. Назначение его состоит в такой орга
низации деятельности арбитра и всех участников по делу, ко
торая гарантировала бы достижение истины,при рассмотре
нии и разрешении дел .
80 См.: Логинов П. В. Принципы применения норм права органами
.государственного арбитража при рассмотрении хозяйственных споров. — «Вестник МГУ. Право», 1973, № 1, с. 29—30.
154
Связь этого принципа с хозяйственными спорами двоякая: установлению подлежат факты действительных отношений спорящих организаций; выяснение их является необходимым
условием правильного разрешения хозяйственного спора. Бу
дучи -направлен на выявление в процессе основания спора,
принцип обоснованности обеспечивает правильное разрешение
конфликта. Он реализуется в течение всего процесса разбира тельства хозяйственных споров. C момента приема искового
заявления арбитр проверяет доказанность исковых требова
ний, наличие у истца соответствующих сведений. Во время
предварительной подготовки он собирает недостающие мате риалы, характеризующие взаимоотношения сторон, а в засе
дании проверяет достаточность доказательств, их доказатель
ственную силу. При пересмотре арбитражных постановлений
обоснованность служит одним из критериев оценки правиль
ности проверяемых решений81.
Содержание данного принципа составляют нормы, обязы
вающие арбитра принимать все предусмотренные законом
меры для установления истины по делу и вынесения мотиви рованных решений, постановлять только обоснованные реше ния, представлять все имеющиеся в распоряжении сторон фак ты и выполнять предписания о проведении проверочных меро
приятий, направленных на выяснение истины по делу. Кроме того, указанный принцип включает в себя требования ко всем органам и должностным лицам способствовать арбитражу в ■сборе доказательственного материала, а также правила оцен
ки доказательств.
В таком виде принцип обоснованности реализуется в ходе всего арбитражного познания, который состоит в выявлении
юридически значимых обстоятельств; их доказывании, а так же построении выводов о действительных взаимоотношениях организаций.
Ошибка на любом из этапов познания влечет необоснован
ность арбитражных постановлений и является основанием к
ях отмене. Необоснованность имеет место в следующих слу
чаях: а) при неполном выяснении фактов, имеющих значение
для дела; б) при их недоказанности; в) при несоответствии
выводов арбитра, изложенных в решении, обстоятельствах
дела.
81 В других формах защиты — в исполнительном производстве и при обеспечении иска — принцип обоснованности не действует, так как нет на добности устанавливать действительные взаимоотношения организаций.
155
По своей конструкции принцип обоснованности идентичен
одноименному началу в гражданском судопроизводстве и в других видах юрисдикционных производств. Коль скоро пра*
воприменительный процесс одинаков во всех производствах,
тождественны и регулирующие его начала. Среди средств, обеспечивающих установление истины в арбитраже, главное
место занимают письменные доказательства, широко распро странена также экспертиза и т. д. Специфика обоснованности
в арбитражном процессе проявляется в содержании доказы
вания.
Такова система и содержание принципов арбитражного
процесса, предопределенная предметом разбирательства — хо
зяйственным спором.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава I. |
|
|
|
ПРИРОДА ХОЗЯЙСТВЕННОГО СПОРА ....... |
6 |
||
§ 1. Конфликты организаций |
и хозяйственные споры ... |
6 |
|
§ 2. Понятие хозяйственного спора........................................... |
15 |
||
§ 3. Дискуссионные вопросы |
характеристики хозяйственного |
|
|
спора |
. . |
. ........................................................... 27 |
|
§ 4. Содержание |
хозяйственного спора........................................ |
40 |
|
Глава II. |
|
|
|
ДИНАМИКА ХОЗЯЙСТВЕННОГО СПОРА ........ |
52 |
||
§ 1. Возникновение хозяйственного спора .............................. |
55 |
||
§ 2. Заявление |
хозяйственного спора............................................ |
59 |
|
§ 3. Урегулирование хозяйственного спора ................... |
65 |
||
§ 4. Разрешение хозяйственного спора ................................... |
73 |
||
Глава III. |
|
|
|
ФУНКЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СПОРА ............................................. |
80 |
||
§ ¡1. Опосредствование хозяйственными спорами конфликтов |
|||
организаций |
|
.......................................................... |
81 |
§ 2. О взаимосвязи арбитражного процесса и хозяйственного |
|||
законодательства |
...................................... |
87 |
|
§ 3. Воздействие хозяйственного спора на функции и природу |
|||
арбитража |
|
• ..................................................... |
108 |
Глава IV. |
|
|
|
ВОЗДЕЙСТВИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СПОРА НА АРБИТРАЖНЫЙ |
|||
ПРОЦЕСС |
|
.......................................................... |
114 |
§ 1. Хозяйственный спор и метод правового регулирования ар |
|||
битражной деятельности |
........................ |
114 |
§ 2. Воздействие хозяйственного спора на систему принципов
Игорь Михайлович Зайцев
СУЩНОСТЬ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СПОРОВ
«
Редактор Л. Л. Прозоровская Технический редактор Н. И. Добровольская Корректор Л. В. Мокроусова
НГ09191. Сдано в набор 30/1-1974 г( Подписано к печати ЗО/ѴПІ-1974 г. Формат 60x84*∕1ft. Бум. тип. № 3. Уел» жеч. л. 9,30(10). Уч.-изд. л. 9,6. Тираж 2000. Заказ >1330« Цена 58 коп.
Издательство Саратовского университета, Университетская, 42.
Типография издательства «Коммунист», Волжская, 28.