Файл: Зайцев, И. М. Сущность хозяйственных споров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 70

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цессе и такое построение самого производства, которое дает

возможность быстро (и правильно) разрешать.хозяйственные

споры. Назначение процессуальных сроков состоит в том, что

с их помощью не только обеспечивается быстрота (своевремен­

ность), но и дисциплинируются участники процесса. В Прави­

лах им посвящено несколько норм. Общей из них является

п. 46 Правил, согласно которому все процессуальные действия

должны совершаться в определенные сроки. В законодатель­

стве указаны точные правила течения и исправления, восста­

новления и продления сроков. Предписаны общие сроки раз­

решения дел, предварительной их подготовки, назначения к

слушанию, обеспечения исков, вынесения решений, исправле­

ния недостатков арбитражных постановлений, их пересмотра

и исполнения.

Процессуальные сроки подразделяются в зависимости от того, кому они адресованы (для чьих процессуальных действий установлены). Они различаются также по последствиям их несоблюдения. В законодательстве установлено несколько

форм их регламентации.

Арбитры обязаны .соблюдать сроки прохождения дела по стадиям и выполнения отдельных процессуальных действий

(пп. 58, 60, 66, 79, 93, 100, 127 и др. Правил). Правила уста­

навливают ряд общих сроков совершения процессуальных действий сторонами и заинтересованными организациями (в

частности, пп. 94, 109, 117 Правил). Деление сроков по субъ­

ектному признаку обусловливает и другую систему их класси­ фикации. Нарушение или несоблюдение ’сроков арбитражем

не вызывает никаких процессуальных последствий, поскольку

в большинстве случаев виноваты не только участники процес­ са, но и лица, находящиеся за пределами арбитражного про­ изводства. Нарушение сроков разбирательства дел является

основанием для наложения на арбитра дисциплинарных взы­ сканий. Однако, как свидетельствует практика, абсолютное большинство органов арбитража рассматривает дела в 10— 15 дней. Случаи волокиты исключительно редки.

Иначе обстоит дело со сроками, регламентирующими совер­ шение процессуальных действий сторонами и другими участ­

никами производства. Они являются периодами, в течение ко­ торых допустимо правомерное осуществление процессуаль­

ных прав или исполнение процессуальных обязанностей. Их окончание влечет утрату соответствующего права у субъектов процесса и в ряде случаев Служит основанием для примене­ ния санкций за неисполнение обязанностей. Поэтому они явля-

144


ются юридическими фактами процессуального характера, свое­ образие которых состоит, прежде всего, в том, что они порож­

дают только неблагоприятные правовые последствия при исте­

чении сроков. Окончание установленных сроков, пресекая дальнейшую возможность осуществления права, не освобож­

дает участника процесса от выполнения обязанностей. Если организация к намеченному сроку не представила требуемые материалы, эксперт не закончил экспертизу; ответчик не на­

правил в Госарбитраж отзыв на иск, окончание срока не озна­

чает, что данные субъекты более не должны совершать пред­ писанные им действия. Обязанность сохраняется до гех пор,

пока она не будет исполнена или пока арбитр не сочтет ее

исполнение нецелесообразным. Истечение сроков в отношении

обязанностей дает основание только для применения к винов­

ным субъектам соответствующих санкций59.

Большинство процессуальных сроков, установленных нор­

мативными актами, выражено в виде какого-то количества суток —5, 10 дней, 1 месяц и т. д., в результате чего их норма­

тивная определенность абсолютна. Значительно реже в арбит­ ражном законодательстве встречаются сроки, чья нормативная определенность условна. Это те из них, которые оканчиваются совершением какого-либо другого процессуального действия.

Например, встречный иск может быть предъявлен до вынесе­ ния решения (п. 71 Правил). Употребление предлога «до» выражает в тексте закона время истечения срока — начало

совершения другого процессуального действия.

Но как бы ни-было велико количество точно установлен­

ных процессуальными нормами сроков, они не могут обеспе­

чить быстроту разрешения всех конкретных дел. Поэтому

арбитрам предоставлено право по собственному усмотрению назначать сроки для выполнения отдельных действий. О таком

их праве говорится, в частности, в пп. 24, 30, 59, 62, 64, 67, 89

и др. Правил.

Сроки в зависимости от того, кем они установлены, либо

продляются (установленные самим арбитром), либо восста­

навливаются (определенные в нормах права)60. Условно-опре­

59 Нельзя не отметить, что неразработаннЛть института процессуаль­ ных санкций проявляется и в том, что истечение срока исполнения дейст­ вий не влечет за собой в ряде случаев никаких последствий. Например, не создает последствий для нарушителя непредставление отзыва на иск. В ре­ зультате далеко не всегда ответчики высылают такие отзывы.

60Cm.: Фалькович

Μ. Сроки

в

арбитражном

процессе. — «Совет­

ская юстиция», 1971, № 10,

с. 26—27;

Боннер А. Т. Сроки в арбитраж­

ном производстве. — В кн.:

Арбитраж

в

СССР, вып.

I. Μ., ВЮЗИ, 1970,

с. 71—74.

 

 

 

 

10. Заказ 1330

145

 


деленные сроки не могут быть ни восстановлены, ни продле­

ны.

Имеется и третий вид сроков совершения процессуальных действий арбитром. Эта разновидность, как правило, прям»

не указана в нормативных актах, но с логической неизбежно­ стью вытекает из смысла принципа срочности. Речь идет о времени совершения арбитром тех или иных действий, если в-

законе оно прямо не указано. В какой срок он должен отказы­ вать в принятии или истребовании доказательств, которые не

считает не относящимися к делу? Когда он можёт выдать

сторонам свидетельство для получения доказательств? Сколь­ ко нужно ему времени для решения вопросов о приеме заяв­

лений, затребовании конкретных доказательств, обеспечении иска и т. д. и т. п.? Очевидно, все указанные действия должны

совершаться немедленно, в разумно короткие сроки. Данное положение не закреплено в Правилах ввиду его бесспорно­ сти, но тем не менее оно имеет большое значение для прак­

тики.

Такого рода сроки, пожалуй, в большей мере обеспечива­

ют своевременность разбирательства дел арбитражем по срав­

нению со сроками других видов. Они являются важнейшим

процессуальным средством реализации принципа срочности. Более того, если бы они отсутствовали, соблюдение иных сроков было затруднено; без них немыслима успешная борьба

сволокитой.

В^одержание принципа срочности входят не только про­ цессуальные сроки, но и некоторые институты, позволяющие в разумно'короткое время правильно рассматривать'дела в. арбитраже. Это, прежде всего, право арбитра единолично раз­

бирать споры, если материалы дела достаточны для принятия-

решения, а также в случаях поступления в государственный арбитраж соглашения сторон либо сообщения ответчика об

удовлетворении требований истца до заседания (п. 70 Пра­

вил).

Срочностью обусловлены институты исправления самим арбитром недостатков в вынесенном постановлении (п.п. 94, 95

Правил) ; они существенно ускоряют правильное разрешение дел. Следует отметить, что одни и те же институты могут быть порождены различными принципами. Например, возможность сторон распоряжаться субъективными правами, .отстаивать

свою позицию в споре процессуальными средствами является

проявлением как диспозитивности и состязательности, так и.

146

і


арбитрирования61. Несоблюдение любых норм процесса со­

ставляет нарушение требований определенного принципа и одновременно начал законности. Такое положение представ­

ляется логически обоснованным: оно свидетельствует о взаи­

мосвязи принципов и гармонии их системы.

Если какой-либо институт по своему содержанию не соот­

ветствует другому, мы имеем' дело с внутренней логической

несогласованностью производства. Например, право арбитра вносить изменения в вынесенное решение в случае поступле­ ния новых материалов (п. 95 ч. 1 Правил) не соответствует

принципам организации арбитражного процесса. Оно лишает

заинтересованные организации возможности активно участво­

вать в защитё своих прав при рассмотрении дела в арбитраже. Следует поэтому согласиться с Р. Ф. Каллистратовой о неце­

лесообразности сохранения данного института в новом законо­ дательстве62.63

Срочностью обусловлены и правила направления искового заявления ответчику, немедленное вступление арбитражных постановлений в силу, незамедлительная выдача приказа ңа принудительное их исполнение.

Самостоятельность принципа активной помощи арбитра в защите прав и интересов организаций не является бесспорной.

Никто не отрицает, что в законодательстве имеется ряд инсти­ тутов, обеспечивающих активную помощь арбитра спорящим

организациям. Но одни авторы включают этот материал в принцип диспозитивности83, другие — обособляют его в от­ дельный принцип64.

Представляется, что правы те авторы, которые выделяют

61 Данное положение дало основание П. В. Логинову рассматривать состязательность как необходимое условие арбитрирования (см. его указ, работу, с. 91—93). Однако в силу того, что принципы образуют единую систему, каждый принцип, испытывая воздействие со стороны всех других начал, в то же время оказывает на них определенное влияние. Так, арбитрирование влияет на состязательность: спор ведется организациями с целью достижения взаимовыгодного, экономически обоснованного его разрешения.

β2 См.: «Ученые записки ВНИИСЗ», вып. 6. Μ., 1966, с. 61—63; вып. 7.

Μ., 1966, с. 55.

работа,

с.

53—56; Арбитраж в СССР.

63 См.: Тараненко В. Ф. Указ,

Изд-во МГУ, I960, с. 19.

 

 

И. Арбитраж в советском

64 См.: Можейко В. H., Шкундин 3.

хозяйстве. М^Юриздат НКЮ СССР,

1941, с.

11—12; Воробьев Μ. К.

Советский гражданский процесс. Μ.,

«Высшая школа», 1967, с.

386;

Юдельсон К. С. Указ, работа, с. 422—423;

К а л л и с т р а т о в а Р.

Ф.

Государственный арбитраж в СССР,

с. 19;

До б р о в о л ьс к и й-A.

At

Указ, работа, с. 388—389.

 

 

 

147

10*

 

 

 


активность арбитражной помощи в самостоятельное начало.

Диспозитивность предназначена регулировать полномочия

сторон по распоряжению правами, принадлежащими им как субъектам разбираемого спора. Арбитр в силу своего руково­

дящего положения в процессе санкционирует такое осуществ­

ление прав. Его контроль является необходимым следствием властного характера процессуальных отношений. Конечно, тем самым он оказывает заинтересованным организациям помощь в защите их прав. Данное его полномочие с необходимостью входит в содержание диспозитивности — без санкции арбитра распоряжение сторон правами немыслимо. Но включать в указанный принцип все иные полномочия арбитра, с помощью которых он защищает государственные и общественные инте­ ресы, неправильно, так как по своему характеру они сущест­

венно отличны от правомочий сторон. Диспозитивность при

смешении прав сторон и арбитра утрачивает необходимое каждому принципу качество — однородность содержания.

Автономия принципа активной помощи арбитра порожде­

на отношением государства к разбираемым хозяйственным спорам, которое заинтересовано в быстром и полном устране­

нии спорности в отношениях организаций. Поэтому юрисдик­

ционный процесс построен таким образом, чтобы арбитр имел

в своем распоряжении достаточные процессуальные средства для эффективной защиты прав организаций и интересов на­

родного хозяйства в целом.

Содержание данного принципа составляют правомочия

арбитра совершать процессуальные действия, движущие раз­ бирательство хозяйственных споров: 1) возбуждать производ­

ство по собственной инициативе при наличии данных о наруше­ ниях организациями планово-договорной дисциплины и требо-,

ваний хозрасчета (пп. 62, 63, 43 Правил) ; 2) проверять закон­

ность договора в целом, если даже преддоговорный спор не

охватывает все его пункты; 3) уточнять, какая организация

должна быть привлечена к ответственности и исключать из

дела ненадлежащих ответчиков (п. 21 Правил); 4) разрешать споры единолично, если соглашение сторон незаконно (п. 17

Положения); 5)‘исправлять в решениях недостатки, ошибки, неточности (пп. 95—96 Правил). Кроме того, главный арбитр и его заместитель вправе пересматривать постановленные ре­

шения (п. 113 Правил). Как свидетельствует практика, ука­ занные полномочия активно используются арбитрами85.*

β5 См.: Усилить роль Госарбитража при разрешении хозяйственных спо­ ров.— «(Советская юстиция», 1972, № 11, с. 1—2.

148