ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
На рис. 98 показана регуляторная характеристика дизеля А-41Т, по данным АМЗ, снятая без воздухоочистителя и венти лятора при установке турбокомпрессора ТКР-11Н. При эффек тивной мощности 112 л. с. обеспечивается высокая экономич ность (ge=177 г/л. с-ч) и высокий запас крутящего момента.
Рис. 98. Регуляторная характеристика дизеля А-41Т с турбокомпрессором ТКР-11Н
Вместе с тем обращает на себя внимание высокая температура газов за турбиной на режиме максимального крутящего момен та, превышающая 600° С. Одна из причин такой высокой темпе ратуры газов — выбор слишком большого значения коэффициен та приспособляемости /г = 1,17, тогда как у многих дизелей с турбонаддувом коэффициент приспособляемости не превышает 1,11. Помимо этого, причиной повышенной температуры газов до и после турбины мог быть подогрев воздуха в компрессоре вследствие передачи теплоты от турбины. При установке турбо компрессора Т1\Р-8,5 температура выпускных газов снижается па 25—30° за счет лучшего обдува корпуса этого турбокомпрес сора. Степень повышения давления турбокомпрессора ТКР-8,5 составляет 1,3—1,35, что соответствует давлению наддува 1,29— 1,34 кгс/см2.
При номинальной частоте вращения среднее давление меха нических потерь этого дизеля рм.п==2,5 кгс/см2. Частота враще-
142
пия ротора турбокомпрессора находится в пределах 52000— 54 000 об/мин, что дает возможность обеспечить надежную рабо ту в течение длительного периода. Условный (температурный) к. п. д. компрессора, замеренный на дизеле па номинальном ре жиме, составляет 0,57, общин условный к. п. д. турбокомпрессо ра т)тн —11н11т1]м=0,59, что можно считать удовлетворительным.
По |
результатам, |
полученным |
ре,кгс/см 2 |
|||||
црп |
снятии |
|
нагрузочных |
ха |
||||
рактеристик, построена мпого- |
|
|||||||
лараметровая |
характеристика |
|
||||||
(рис. 99), на которой зона ми |
|
|||||||
нимального |
|
|
эффективного |
|
||||
удельного |
расхода |
топлива |
|
|||||
180 г/л. с-ч. |
|
охватывает |
ре |
|
||||
жимы |
от |
|
65 л. с. |
при |
|
|||
1250 |
об/мин |
|
до 95 л. с. при |
|
||||
1470 об/мин. |
|
На |
многопара- |
|
||||
метровон характеристике нане |
|
|||||||
сена |
кривая |
постоянной |
тем |
|
||||
пературы газов |
за |
турбиной |
|
|||||
/',.==560°. |
Эта |
|
кривая проходит |
|
||||
через сравнительно |
высокие |
|
||||||
значения |
средних |
эффектив |
|
|||||
ных давлений. |
|
|
ТКР-8,5 |
тернстика дизеля A-4IT с турбо |
||||
Турбокомпрессор |
компрессором ТКР-8,5 |
|||||||
может |
обеспечить |
такие |
же |
|
показатели дизеля А-41Т, как и турбокомпрессор ТКР-11Н. Тур бокомпрессор ТКР-8,5 имеет следующие преимущества: меньшие габаритные размеры, меньшую массу, более низкую трудоем кость при изготовлении, в нем отсутствует водяное охлаждение, уменьшенный момент инерции его ротора повышает приемис тость дизеля.
2. ДИЗЕЛЬ Д-130/Д-160
Дизель Д-130 представляет собой форсированную в резуль тате турбонаддува модификацию базового четырехцнлпндрового четырехтактного дизеля водяного охлаждения Д-108 с нераз деленной камерой сгорания (в поршне), выпускаемого ЧТЗ. Дизель Д-130, мощность которого повышена до 140 л. с., пред назначен для гусеничного трактора общего назначения Т-130 тягового класса 6,0 тс и его болотоходных модификаций.
Дизель Д-160 того же назначения представляет собой сле дующую модификацию с еще более высоким уровнем форсиро вания до 160 л. с. за счет увеличения частоты вращения дизеля Д-130 с 1070 до 1250 об/мин. В связи с тем, что дизель имеет большие массы возвратно-поступательно движущихся детален
143
и большие неуравновешенные силы инерции 2-го порядка, ука занное скоростное форсирование дизеля осуществлено при вве дении в его конструкцию специального уравновешивающего
механизма.
На дизеле справа установлен секционный четырехплупжерпын топливный насос с автоматическим отключением двух сек ций (при работе па холостом ходу) с центробежным всережимкым регулятором, имеющим корректор подачи топлива, сетчатый
|
металлический фильтр пред |
|||||
|
варительной |
очистки |
топли |
|||
|
ва и фильтр тонкой очистки |
|||||
|
с шестью сменными фильт |
|||||
|
рующими |
элементами |
из |
|||
|
хлопчатобум ажной |
|
пряж и. |
|||
|
Здесь же размешены масля |
|||||
|
ные фильтры |
грубой |
(ме |
|||
|
таллический ленточно-щеле |
|||||
|
вой) и тонкой (реактивная |
|||||
|
сопловая центрифуга) |
очи |
||||
|
стки. С левой стороны смон |
|||||
|
тирован пусковой |
двигатель |
||||
|
П-23М с |
двухступенчатым |
||||
|
редуктором |
|
и электростар |
|||
|
тером СТ-204 для его пуска. |
|||||
|
С этой же стороны преду |
|||||
|
смотрен |
двухступенчатый |
||||
Рис. 100. Регуляторная характеристика |
воздухоочиститель |
с |
сухой |
|||
дизеля Д-130 |
инерционной |
грубой |
очист |
|||
|
кой и автоматическим |
уда |
лением пыли и тонкой очисткой в мокром сетчатом фильтре. Два насоса НШ-46У гидросистемы установлены на крышке специального редуктора, приводимого от носка коленчатого вала. Наддув дизеля осуществляется от турбокомпрессора ТКР-11 с водяным охлаждением, имеющего частоту вращения на расчетном режиме 30 000—40 000 об/мин. Степень повышения давления я„=1,35.
Показанная на рис. 100 регуляторная характеристика дизе ля Д-130 свидетельствует о хорошей топливной экономичности дизеля в широком диапазоне нагрузок. Как уже отмечалось, поршни с камерой ЦНИДИ, установленные на этом' дизеле, обеспечивают, помимо хорошей топливной экономичности, менее «жесткую» работу по сравнению с работой при камере открыто го типа. Термостойкость поршня повышена в результате пра вильно подобранного материала, термообработки, обеспечиваю щей достаточную вязкость поршневого сплава, а также введе
ния масляного охлаждения поршня. Однако |
этот |
дизель |
уступает другим дизелям по быстроходности |
и |
удельной |
массе. |
|
|
144
3. ДИЗЕЛЬ Д-240
Дизель Д-240 является форсированной модификацией четырехцплппдрового четырехтактного дизеля водяного охлаж дения Д-50. Форсирование осуществлено повышением частоты вращения дизеля и увеличением среднего эффективного дав ления.
Дизель Д-240 предназначен для колесных пропашных трак
торов МТЗ-80 п МТЗ-82 тягового класса |
1,4 |
тс и |
для |
гусенич |
||||||||||
ных |
. свекловодческих |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
тракторов Т-70С тягово |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
го класса 2,0 тс. Произ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
водство дизелей Д-240 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
начато в 1973 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Gr> |
|||
Для |
установки дизеля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
на трактор |
служат |
две |
|
|
|
|
|
|
|
|
кг/ч |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
13 . |
||||||
опоры: передняя с амор |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
тизатором |
и |
задняя — |
|
|
|
|
|
|
|
|
11 |
|||
фланцевая. |
С |
левой |
сто |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
||
роны |
дизеля |
размещен |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
электростартер СТ-212А |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 |
|||||
пли пусковой |
двигатель. |
|
|
|
|
|
|
|
|
9е> |
||||
Ч етырехплуижер ныи |
топ |
|
|
|
|
|
|
|
|
г/лх.ч■ |
||||
ливный насос УТН-16 с |
|
|
|
|
|
|
|
|
210 |
|||||
подкачивающим |
и |
руч |
|
|
|
|
|
|
|
|
190 |
|||
ным насосами установлен |
|
|
|
|
|
|
|
|
170 |
|||||
-также |
с левой |
|
стороны |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
С5 90 |
95 50 |
55 |
60 |
65 |
70 |
75Ие,л.с. |
|||||||
дизеля. |
Впрыск |
топлива |
||||||||||||
осуществляется |
через |
за |
Рис. |
10 1. |
Регуляторная |
характеристика ди |
||||||||
крытые |
форсунки ФД-22 |
|
|
|
зеля |
Д-240: |
|
|
||||||
с четырьмя |
отверстиями. |
! — п |
и об/мпи; |
2 — GT |
в |
кг/ч: |
3 — М в кге • м; |
|||||||
-Для фильтрации |
топлива |
|
|
4 ~ |
gr |
в r /э . |
л. с. |
* ч |
|
■служат фильтр-отстоиник грубой очистки и фильтр тонкой очистки со сменными фильтру
ющими бумажными элементами. Масло фильтруется полиопоточноп центрифугой. Первой ступенью очистки воздухоочисти теля инерционно-масляного типа является моноциклон ИВ-300,
второй ступенью — фильтрующий |
элемент |
из капроновой нити. |
С правой стороны блок-картера расположен маслозаливной |
||
патрсбок и щуп для определения |
уровня |
масла в картере. |
В верхней части картера шестерен на кронштейне установлен генератор переменного тока Г-304А1.
Основные отличия дизеля Д-240 от базовой модели Д-50 заключаются в следующем.
1. Неразделенная камера сгорания типа ЦНИДИ, выполнен ная в поршне.
2.Блок-картер большей жесткости.
3.Коленчатый вал с противовесами.
145
4.Коренные и шатунные вкладыши из сплава ЛО-20.
5.Впускной трубопровод «резонансной» длины, создающий акустически й наддув.
6.Выпускные клапаны с наплавкой из жаростойкой стали. Кроме этого, внесены изменения в конструкцию шатуна,
поршневых колец, маховика, шестерен механизма газораспреде ления и привода масляного насоса, пружин клапанов н ряда других деталей.
ре,кгс/см ‘
На рис. 101 изображена регуляторная характеристика ди
зеля, снятая с вентилятором, генератором, |
воздухоочистителем |
и электростартером. На режиме 76 л. с. |
при /г= 2200 об/мин |
удельный эффективный расход топлива |
равен 185 r/л. с.-ч, |
коэффициент приспособляемости, т. е. отношение максимально го крутящего момента к моменту при поминальной мощности,— 1,12, частота вращения, соответствующая Л'/Шах, — 1280— 1350 об/мин, что составляет 0,58—0,60 от поминальной частоты вращения. Это отношение значительно меньше отношения боль шинства тракторных дизелей. По величине механических потерь дизель Д-240 находится на \ ровне лучших образцов тракторных дизелей. На рис. 102 изображена мпогопараметровая характери стика дизеля Д-240. Кривые изменения удельного расхода топ лива показывают хорошую экономичность в широком диапазоне частот вращения.
14.6
4. ДИЗЕЛЬ Д-144
Четырехтактный четырехцилнндровый дизель Д-37М воз душного охлаждения мощностью 40 л. с. при «=1600 об/мин был форсирован до мощности 50 л. с. путем повышения часто ты вращения до /1=1800 об/мин. Эта модель (Д-37Е) в настоя щее время выпускается серийно на ВТЗ.
В результате форсирования дизеля Д-37Е до мощности 60 л. с. получена модель Д-144 в трех модификациях: с часто той варщенпя 2000, 2100 и 2200 об/мин при номинальной мощности.
Дизель Д-144 предназначен для колесных тракторов Т-60Х и Т-28Х4М тягового класса 0,9 тс. С правой стороны дизеля ус тановлены полнопоточная реактивная масляная центрифуга для фильтрации масла, стартер СТ-212Б, генератор Г-304В1 переменного тока, форсунки и легкосъемный кожух вентилятора (под которым размещен масляный радиатор 3), топливный че тырехплунжерный насос УТН-5 или одноплунжерный насос типа НД-21/4. Для фильтрации топлива служат два фильтра: грубой очистки (сетчатый с отстойником) и тонкой очистки (с двумя сменными бумажными фильтрующими элементами). Первой ступенью очистки инерционно-масляного воздухоочи стителя является моноцнклон ИВ-300, второй ступенью — фильтрующий элемент из капроновой нити и пластины из пено полиуретана. С левой стороны, в передней части дизеля, распо ложен маслозаливпой патрубок и щуп для определения уровня масла. В систему охлаждения дизеля входят осевой вентилятор с направляющим аппаратом; кожух, распределяющий поток воздуха от вентилятора по цилиндрам; система дефлекторов
н оребреине головок и цилиндров. |
от модели Д-37Е: |
|
Основные |
отличия дизеля Д-144 |
|
1. Система автоматического регулирования теплового режи |
||
ма дизеля, при которой вентилятор |
приводится во вращение |
|
при помощи |
масляной муфты переменного наполнения. Масло |
в муфту подается золотником, перемещающимся от датчика, установленного в головке цилиндра. При отклонении теплового состояния дизеля от заданного (при переохлаждении) венти лятор автоматически отключается и включается при достиже
нии заданной температуры головки.
2. Цилиндры с укороченными ребрами и уменьшенным ша
гом.
3. Головки цилиндров с увеличенным проходным сечением центрального воздушного канала, с двумя вертикальными реб рами в нем.
4.Укороченные поршни без нижнего маслосъемного кольца.
5.Маховик повышенной надежности.
6.Поршневые кольца с увеличенной упругостью и умень
шенным зазором в замке.
147
7.Выпускные клапаны с наплавкой из жаростойкой стали ЭП-616.
8.Электрофакслвпый пусковой подогрев.
9.Воздухоочиститель увеличенной пропускной способности.' На рис. 103 показана регуляторная характеристика дизеля
|
Рис. |
103. Регуляторная характеристика дизеля Д-144: |
||
|
1 — п в |
об/мин; 2 — с т в кг/ч; 3 — М в |
кгс • м; 1 — g,, в r/э. л. с • ч |
|
Д-144. Удельный расход топлива |
на |
поминальном режиме |
||
182 |
г/л. с. -ч, |
при максимальном |
крутящем моменте — |
|
180 |
г/л. с.-ч, |
что свидетельствует |
о |
хорошей топливной эко |
номичности дизеля.
5. ДИЗЕЛЬ СМД-60
Дизель СМД-60 представляет собой новый форсированный четырехтактный шестицилиндровый тракторный дизель, создан ный специально для энергонасыщенных гусеничных п колесных тракторов тягового класса 3,0 тс п их модификаций. Мощность дизеля СМД-60, устанавливаемого на гусеничный трактор, 150 л. с. при 2000 об/мин. Модификация этого дизеля (СМД-62)
148
для |
колесного трактора |
имеет мощность |
165 л. с. npir |
|
210U |
об/.мин. Оба дизеля |
работают с наддувом от |
турбоком |
|
прессора ТКР-11. Принятая конструктивная |
схема |
с у г л о м |
||
между блоками 90° позволила получить малые |
габаритные раз |
меры, массу и большую жесткость конструкции, создать унифи цированное семейство шести- и восьмицилиндровых дизелей.
Рис. |
104. Регуляторная характеристика |
дизеля |
СМД-60: |
1 — п |
в об/мин; 2 — С?т в кг/ч; 3 — М и кгс*м; |
4 — g v в |
г/э. л. с • ч |
Производство дизелей СМД-60 начато |
на ХЗТД с 1971 г. |
С левой стороны дизеля установлены |
пусковой двигатель |
П-350 и генератор, с правой стороны — полиопоточная реактив ная масляная центрифуга, фильтры грубой и тонкой очистки топлива. Турбокомпрессор расположен между блоками над впускным ресивером. Топливный иасос распределительного типа
находится сзади |
дизеля. |
Дизель устанавливается на трактор |
на трех опорах, |
имеющих |
виброизолирующие амортизаторы. |
Основные особенности дизеля СМД-60 и его агрегатов:
1.Жесткий блок-картер, имеющий стяжные горизонтальные болты, крепящие также крышки коренных подшипников.
2.Заднее расположение шестерен механизма газораспределе ния и применение плоских толкателей.
3.Большое перекрытие шеек коленчатого вала, повышающее
его жесткость.
4. Противовесы, откованные заодно целое с валом.
149