Файл: Взоров, Б. А. Форсирование тракторных двигателей.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 54

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

в дизеле Д-240 (линии 4) — за 240 ч. Из-за отсутствия проме­ жуточных значении линии 3 условны и не соответствуют харак­ теру изменения тех же показателей для всех других случаев,, показанных как на этом рисунке, так и на рис. 95.

Гак, например, щелочность резко снижается в первые 20— 60 ч работы, а дальнейшее уменьшение ее происходит медленно, что хорошо видно иа рис. 95. Ввиду больших интервалов време­ ни между определениями показателей (240 и 480 ч) в некоторой мере условны и линии 2 и 4 иа рис. 96. График на рис. 96 пока­ зывает, что масло А'НОГ, имеющее наибольшую начальнующелочность в сравнении с другими испытываемыми маслами, вследствие большего содержания присадок имеет большую* щелочность и после 480 ч работы. Это объясняется не только большей начальной щелочностью, но и тем, что «срабатыва­ ние» присадок происходит медленнее, так как конечная щелоч­ ность масла М10Г составляет 41,5%,а масла М10В — 28,6% от начальной. В масле М10Б, как отмечалось ранее, щелочность уже после 120 ч уменьшается до 0,05 мг ]\ОН/г масла, т. е. составляет примерно 1,8% от начальной.

Испытания масла М10Г в дизеле Д-240 (линии 4) показали* примерно такое же уменьшение щелочности и повышение ко­ ксуемости после 240 ч, что и в дизеле Д-37Е после 480 ч рабо­ ты. Дизель Д-240 испытывали на топливе с содержанием серы

0,9%, а

дизель Д-37М — на топливе, содержащем 0,5% S.

Большое

содержание серы в топливе не только повышает кор­

розию деталей вследствие образования сернистых соединений, но и отрицательно влияет на масло.

Рассмотренные результаты испытаний позволяют устано­ вить влияние на одно и то же масло уровней форсирования дизеля и влияние на различные масла одного и того же уровня форсирования. Не менее важным является рассмотрение влия­ ния масла иа состояние деталей дизеля, определяющее их работоспособность. Оценка состояния деталей делается по под­ вижности поршневых колец и суммарной величине нагаро- и

лакоотложений и выражается в баллах

(ГОСТ 11637—65). До­

пустимая максимальная

суммарная величина принята равней

15 баллам с превышением на 10—15%.

 

На рис. 97 показана зависимость нагаро- и лакоотложений,

выраженн&х в баллах,

от времени

работы дизелей Д-37М,.

Д-37Е, Д-141 и Д-2401.

Масло М10В при работе в дизеле Д-37Е на топливе с со­ держанием серы 0,5% вызывает нагаро- и лакоотложения после 240 ч работы, оцениваемые в 16,25 балла (линия 1). Эго превышает принятую норму в допустимых пределах. Дальней­ шее увеличение времени работы без смены масла приводит к

1 Баллы, полученные при испытаниях масел, показаны точками. Липин изменения баллов по времени проведены условно.

137


повышению В нем отложении, которые после 480 ч работы оце­ ниваются в 27 баллов (линия У), превышая допустимое значение

в 1,8 раза.

Применение масла М10Г на том же дизеле при содержании серы в топливе не более 0,5% позволяет увеличить срок смены

 

 

 

 

 

 

масла до 480 ч, что показано ли­

 

 

 

 

 

 

нией 4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Форсирование дизели Д-З/Е

 

 

 

 

 

 

до 60 л. с. повышением частоты

 

 

 

 

 

 

вращения

до

2000

об/мпп

(мо­

 

 

 

 

 

 

дель Д-14!) при условии

исполь­

 

 

 

 

 

 

зования

топлива

с содержанием

 

 

 

 

 

 

серы не более 0,5% требует при­

 

 

 

 

 

 

менения масла М10Г со сменой

 

 

 

 

 

 

его после 240

ч (линия 2). Базо­

 

 

 

 

 

 

вый дизель

Д-37М

(40 л.

с.,

 

 

 

 

 

 

1600 об/мин)

допускает

работу

 

 

 

 

 

 

на масле М10В со сменой его

 

 

 

 

 

 

через 480 ч при содержании серы

 

 

 

 

 

 

в топливе

не

более

0,5%

(линия

 

 

 

 

 

 

5). Дизель Д-50 может работать

 

 

 

 

 

 

иа масле

МЮГ

со сменой

его

 

 

 

 

 

 

через 480 ч

при содержании серы

 

 

 

 

 

 

г. топливе

не

более

0,9%

(ли­

Рьс. 97.

Зависимость

нагаро-

и

ния 6).

Форсированный

дизель

лакоотложешиТ от времени работы

Д-240 (75

л. с.,

2200 об/мин)

до­

дизелей

на маслах M

l 0 В и М1 0 Г

пускает также применение масла

н топливах с разным содержанием

МЮГ при

содержании

серы

в

 

серы:

 

 

 

топливе до 0,9%, по со сроком

} — Д-37Е

<М10В.

5 -0 .5 % ;

2 — Д-141

(МЮГ, 5= 0,5% ); 3 — Д-2-10 (МЮГ.

5 =

смены

масла

после 240 ч работы

= 0.9%)-,

4 — Д-37Е

(МЮГ,

S = 0,5%V.

(линия 3).

 

 

 

 

 

 

 

-5 — Д-37М

(МЮВ.

5 = 0.5%);

Г, — Д-50

 

 

 

 

 

 

 

 

(МЮГ,

5=0.9% )

 

 

При всех испытаниях порш­

 

 

 

 

 

 

невые

кольца

оставались

пол­

ностью свободными, т. е. пагаро- и лакоотложеиия, несмотря на значительные их количества, оцениваемые высокими баллами для некоторых масел и режимов работы, не нарушили их под­ вижности. На количество отложений влияет и частота доливки свежего масла. Чем больше угар масла, тем чаще приходится его доливать до требуемого уровня, а такое «обновление» масла сказывается па уменьшении нагаро- и лакоотложепнй.

При форсировании дизелей с применением наддува условия работы масла ухудшаются вследствие увеличения коэффициен­ та избытка воздуха а, т. е. количества избыточного кислорода; повышения давления газов и большего их перетекания через поршневые кольца в картер; повышения температуры газов и их плотности. Все это ускоряет процесс окисления масла, сра­ батывание присадок и образование смол, что приводит к уско­ рению нагаро-и лакоотложепнй на деталях дизеля. Поэтому

138


при наддуве, как и в случае форсирования по частоте враще­ ния, требуется увеличение содержания присадок (в %) в масле. Это подтверждается испытаниями на одноцилиндровой установке УИМ-6Н- НАТИ в течение 120 ч с наддувом и без наддува масел двух типов на основе базового масла ДС-П.

Тип масла

Присадки фирмы Монсанто

Серия

1

4% монто-613 -f 0,25% сантолюб-493

Серия

2

9% монто-613-f 0,7% сантолюб-493

Результаты испытании в виде баллов, оценивающих нагаро- п лакоотложення и состояние поршневых колец, приведены в табл. 16. Сумма баллов 30,5 при работе с наддувом на масле

серии

1 получена вслед­

 

 

 

Таблица 16

ствие

значительной

за­

 

 

 

грязненности

поршня и

Суммарная оценка загрязненности и состояния

закоксовывания

верхнего

 

•^поршней в баллах

 

поршневого

кольца.

При

 

 

 

 

работе на масле примене­

 

 

наддува

Работа с над­

ние

наддува

увеличило

Тип масла

 

 

 

дувом (30 л .с . г

суммарную оценку в бал­

 

 

1500 об/мнп)

1500 об/мнп)

лах примерно в 4—5 раз.

 

 

 

 

При

замене

масла серии

Серия 1 . .

. .

8 ,2

3 0 ,5

1 маслом серии 2

сум­

Серия 2 . .

, .

2 ,2

1 1 ,5

марная оценка

уменьши­

 

 

 

 

лась:

без наддува

при­

 

 

 

 

мерно в 4 раза, а с наддувом — примерно в 3 раза. В этих испы­

таниях использовалось

топливо

с

содержанием серы

0,9%.

В качестве эталонов

масла

серии

3 были приняты:

масло

на основе базового масла ДС-П с присадкой монто-702 (18%) фирмы Монсанто и масло римула-30 фирмы Шелл.

При испытании этих масел на одноцилиндровой установке УИМ-6Н-НАТИ в течение 120 ч, с наддувом 1,5 кгс/см2, на режиме 30 л. с. при 1500 об/мин были получены следующие суммарные оценки в баллах: на масле с присадкой монто-702—

6; на масле римула-30—1,5.

При испытании масла римула-30 в течение 250 ч на дизеле ЯМЗ-238НБ, имеющем турбонаддув, была получена суммарная оценка, равная 4 баллам. На дизеле ЯМЗ-238НБ были также проведены испытания нескольких отечественных масел с при­

садками.

Лучшие результаты

получены

на

маслах:

ДС-11+4%

БашНИИНП-2 + 4% ПМСЯ + 0,005%

ПМС-200А—

11,0 баллов,

ДС-11+3%

АСК + 3%

MACK+1,2%

ДФ-11 +

+ 0,005% ПМС-200—13,5

баллов, Эти величины

соответствуют

139


величинам, полученным при испытании эталонного масла се­ рии 2, и достаточно хорошо совпадают с баллами, полученными на установке УНМ-6Н-НАТИ.

Все сказанное показывает, что любой способ форсирования ускоряет процесс ухудшения масла. Для предотвращения этого требуется более частая смена масла пли замена его на другое, отличающееся меньшей способностью образования смол и

.кислот в условиях форсированных режимов.

Гл а в а V

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ФОРСИРОВАННЫЕ ТРАКТОРНЫЕ ДИЗЕЛИ

1. ДИЗЕЛЬ А-41Т

Дизель A-4IT представляет собой форсированную за счет турбонаддува модификацию базового четырехцилиндрового четырехтактного дизеля водяного охлаждения А-41 с непосред­ ственным впрыском топлива и камерой сгорания открытого типа в поршне. Дизель А-41Т, мощность которого повышена до 115 л. с. при 1750 об/мин, предназначен для пахотного трактора тягового класса 3,0 тс повышенной эиергонасыщенности. Под­ веска дизеля осуществлена в трех точках: одна впереди, две сзади.

На дизеле с правой стороны установлены: четырехплунжер­ ный топливный насос 4ТН-9ХЮ с дозированием отсечкой в конце подачи и центробежным всережимным регулятором, фильтры грубой (отстойник ФГ-1) и тонкой ТФ-3 очистки топ­ лива со сменным бумажным фильтрующим элементом, труба слива воды из блока, пусковой двигатель ПД-10У с электростар­ тером и односкоростным редуктором, впускной коллектор и механизм управления декомпрессором, горловина для заливки масла, гидронасос НШ-ЮДЛ и переключатель «зима— лето».

Слева на дизеле размещены: впускной коллектор, масляные фильтры грубой (с сетчатыми элементами) и тонкой очистка (сдвоенная полнопоточная центрифуга с реактивным приводом), гидронасос НШ-46УЛ.

Впереди на дизеле находятся : водяной насос, шестплопастной осевой вентилятор с клиноременным приводом, генератор постоянного тока Г-214А1. Сзади размещен воздухоочиститель моноциклонного типа с полипеиоуретановым элементом во вто­ рой ступени очистки.

Наддув дизеля А-41Т осуществляется от турбокомпрессора ТКР-ПН или от турбокомпрессора ТКР-8,5. От базовой модели дизель А-41Т отличается конструкцией впускного и выпускного коллекторов и воздухоочистителем, рассчитанным на повышен­ ный расход воздуха. Топливный маеос отрегулирован на повы­

шенную подачу топлива.

Для уравновешивания сил инерции 2-го порядка дизель снаб­ жен уравновешивающим механизмом с приводом от венца на средней шейке коленчатого вала.

141