Файл: Быстрова, В. И. Проектирование механизмов и приборов для целлюлозно-бумажных производств учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 0
ней передачи по требуемому закону. Эти механизмы передают движение от чувствительного элемента к стрелке; увеличивают обычно малое перемещение чувствительного элемента; превраща ют поступательное движение во вращательное и вращательное движение в одной плоскости во вращательне в другой плоскости; изменяют характер шкалы, т. е. обеспечивают определенные соот ношения между делениями шкалы, отличные от соотношений соответствующих перемещений чувствительного элемента. Одним из основных элементов, характеризующих каждую передачу, яв ляется передаточное отношение. По характеру передаточного от ношения механизмы бывают с постоянным и переменным переда точным отношением.
К передаточным механизмам относятся зубчатые, винтовые, фрикционные, кулачковые, шарнирно-рычажные, механизмы преры вистого действия, передачи гибкой связью и др.
§ 1. ЗУБЧАТЫЕ ПЕР ЕДАЧИ М Е Ж Д У П А Р А Л Л Е Л Ь Н Ы М И ОСЯМИ С НУ ЛЕВЫМ З А Ц Е П Л Е Н И Е М
Зубчатые передачи предназначены для передачи вращения от одной оси механизма к другой при помощи, зубчатых колес. Для передачи движения между двумя параллельными осями применяют цилиндрические зубчатые колеса.
Передаточное отношение зубчатой передачи гi_ 2 равно й_ 2 = = coi/ff»2, где ©ь ©2 — угловая скорость на оси ведущего и ведомого колеса соответственно. Если выразить через угловую скорость число оборотов п по формуле п = ©/2 я, то i i- 2 = n lln2.
От передаточного отношения находится в зависимости крутя щий момент на ведомой оси: 7W2 = 1i i—2 Л. где М2— крутящие моменты на ведущей и ведомой осях; ri — к. п. д зубчатой передачи (в приборостроении эта величина колеблется от 0,6 до 0,97).
Виды зацеплений цилиндрических зубчатых колес
В точной механике применяются следующие зацепления: цикло идальное нормальное, часовое, цевочное, эвольвентное нормальное, эвольвентное корригированное.
Ц и к л о и д а л ь н о е з а ц е п л е н и е . У циклоидального зацеп ления профили зубьев колес очерчены пр циклическим кривым. Если окружность 1 (рис. 36) катится без скольжения по окруж ности О с радиусом R0 с внешней стороны, то любая точка, лежа щая на первой окружности, опишет циклическую кривую, называе мую эпициклоидой. Если окружность 2 катить по окружности 0 без скольжения с внутренней стороны, то любая точка окружности 2 опишет циклическую кривую, которая называется гипоциклоидой. Некоторые участки эпициклоиды и гипоциклоиды используются для профилирования зубьев. Причем всегда головка зуба описыва ется по эпициклоиде, ножка зуба — по гипоциклоиде. Окружность
, 62
выступов и окружность впадин ограничивают высоту зуба. Окруж ности 1 я 2 называются вспомогательными, окружность 0 — на чальной или делительной. При нормальном циклоидальном зацеп лении /?b= R o/3 (RB— радиус вспомогательной окружности).
Циклоидальное нормальное зацепление применяется сравни тельно редко. Наиболее широко используются модификации его— часовое и цевочное зацепления. Если принять RB= R0/2, то гипо циклоида перерождается в прямую линию, расположенную ради ально, а эпициклоида — в дугу окружности. Эта особенность ис пользуется в часовом зацеплении.
1 Эпициклоида
Рис. 36. Циклоидальное зацеп |
Рис. 37. Профиль зуба часово |
ление. |
го зацепления. |
Ч а с о в о е з а ц е п л е н и е имеет головку зуба, очерченную по. дуге окружности, а ножку — по прямой, направленной по радиусу к центру начальной окружности (рис. 37). Часовое зацепление применяется в той области приборостроения, где при большой точности требуется получение малогабаритных передач. Оно позво ляет иметь на малом колесе 4—5 зубьев при передаточном отно шении более 10. Часовое зацепление отличает целый ряд достоинств: высокая плавность передачи; большая износоустойчивость; боль шие передаточные числа для одной пары колес (до 12—15); незна чительное влияние загрязнения, благодаря большим боковым и радиальным зазорам; высокий к. п. д. передачи (до. 0,95—0,97).
Однако наряду с достоинствами, часовое зацепление имеет весьма существенные недостатки: чувствительность к изменению межцентрового расстояния (приизменении межцентрового расстоя ния эпициклоида одного зуба придет в соприкосновение не с гипо циклоидой зуба второго колеса, а с эпициклоидой или наоборот; это снижает плавность зацепления, вызывает появление толчков, уменьшает продолжительность зацепления, . увеличивает износ зубьев); трудность замены колес (профиль одного из колес, р.або-
63
тающих в паре, проектируется в обязательном соответствии с дру гим колесом, при замене одного из колес надо подбирать не толь ко колесо одинакового модуля, но и такое, в котором профиль зубьев получен вспомогательными окружностями того же диамет ра); большие боковые зазоры, которые ограничивают применение этого зацепления только в нереверсивных передачах.
Ц е в о ч н о е з а ц е п л е н и е также образовано на основе циклоидального. В этом зацеплении зубья одного колеса заменены цевками — цилиндрами вставленными между дисками, закреплен ными на оси. Второе колесо выполняется с зубьями часового про филя. Минимальное число цевок равно шести. Контакт цевки
64
и зуба часового колеса сопровождается большим трением, поэтому износ поверхностей контакта велик, точность передачи невысокая. Механизмы с, цевочными передачами применяются в приборах низ кой точности и там, где есть опасность быстрого загрязнения.
Э в о л ь в е н т н о е |
з а ц е п л е н и е нашло преимущественное |
применение в приборо- |
и машиностроении благодаря простоте обра |
зования профиля, а также тому обстоятельству, что на правиль ность зацепления не оказывает влияния изменение межцентрового расстояния, как это имеет место при всех разновидностях цикло идального зацепления. Здесь боковая поверхность зубьев по всей их рабочей высоте очерчивается эвольвентой, поэтому линия зацеп ления (траектория движения точек касания зубьев двух колес — линия р 1 р2 на рис. 38) есть прямая, касательная к основным ок ружностям с радиусами г0] и г02 зубчатых колес. Угол зацепления а (угол между линией зацепления и нормалью к линии О, 0 2 цент ров колес) постоянен. В нормальном (нулевом) эвольвентном зацеплении а = 20°. Делительная окружность разбивает высоту зуба на головку и ножку.
Выделим рабочие участки на боковых поверхностях зубьев ко лес. Отсечем соответствующими окружностями выступов отрезок. MN на линии зацепления, который носит название рабочего участка линии зацепления. Для нахождения точки, сопряженной с верши ной зуба второго колеса, проведем из центра 0\ дугу ММ' до пере сечения с боковой поверхностью зуба первого колеса. Аналогично определим границу активного участка на боковой поверхности зуба второго колеса. Для этого из центра 0 2 проведем дугу NN' до пе ресечения с боковой поверхностью зуба второго колеса. Таким образом, на боковых поверхностях зубьев колес активная часть не распространяется на некоторую область у основания зуба. Вследст вие неравенства сопряженных поверхностей на головке и ножке зубьев наблюдается неравномерное скольжение вдоль рабочих участков-
Для непрерывной передачи движения с одного вала на другой теоретически достаточно иметь в зацеплении постоянно не меньше одной пары колес. Однако на практике вследствии неточностей изготовления и сборки при недостаточном числе пар зубьев колес, входящих в зацепление, теряется равномерность передачи окруж ной силы, возникают удары, нарушается правильность зацепления, его плавность. Последняя характеризуется коэффициентом пере крытия е, равным отношению длины линии зацепления MN к шагу зацепления по основной окружности:
M N
г. т cos 1 ’
где пт — шаг зацепления по делительной окружности, или
с — |
“ т |
COS а |
> 1,15. |
|
|||
|
|
3 216 |
G5 |
Здесь Rel = Dei/2; Re2= De2/ 2 — радиусы окружностей выступов ма лого и большого колес; г0\, го2 — радиусы основных окружностей малого и большого колес; А — междуцентровое расстояние; т - - модуль зацепления.
Наименьшее число зубьев колес
Условие оптимальности зацепления определяется исходя из максимально возможной продолжительности зацепления при от
|
|
|
|
сутствии |
|
заклинивания |
переда |
|||
|
|
|
|
чи. Заклинивание зубьев наблю |
||||||
|
|
|
|
дается тогда, когда точки пере |
||||||
|
|
|
|
сечения |
окружностей |
выступов |
||||
|
|
|
|
колес находятся на линии зацеп |
||||||
|
|
|
|
ления дальше от полюса Р, чем |
||||||
|
|
|
|
точки G\ и G2 (рис. 39). Если ма |
||||||
|
|
|
|
лое колесо выполнить с числом |
||||||
|
|
|
|
зубьев меньше некоторого пре |
||||||
|
|
|
|
дельного, то окружность высту |
||||||
|
|
|
|
пов большого колеса будет пере |
||||||
|
|
|
|
секать линию зацепления дальше |
||||||
|
|
|
|
от полюса Р, чем точка |
G\. |
В этом |
||||
|
|
|
|
случае |
головка |
зуба |
большого |
|||
|
|
|
|
колеса будет вдаваться в ножку |
||||||
|
|
|
|
зуба малого колеса и произой |
||||||
|
|
|
|
дет заклинивание. |
Предельным |
|||||
|
|
|
|
случаем, исключающим заклини- |
||||||
|
|
|
|
пивание и в то же время обеспе |
||||||
Рис. 39. К определению наимень |
чивающим максимальное исполь |
|||||||||
шего числа зубьев |
колес. |
|
зование |
рабочего |
участка линии |
|||||
|
|
|
|
зацепления, будет такой, при ко |
||||||
тором окружность . выступов большого |
колеса пересечет |
линию |
||||||||
зацепления в точке |
G{— точке |
касания |
последней |
с |
основной |
|||||
окружностью малого колеса. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Из AOiOzGt: (0 2G!)2= (0 1G1)2+ ( 0 10 2)2- 2 0 1G ,-020 1cosa. Вы |
||||||||||
разим это равенство через параметры зацепления: |
|
|
|
|
||||||
(г2 + h 'f = |
(гл cos а.)2 + |
(гл + г,)2 — 2r1{r1-f г2) cos2 а. |
(7.1) |
|||||||
Для нормального |
(нулевого) |
звольвентного |
зацепления |
ri = mz\j2, |
r2 = mz2j2. Обозначим отношение zi/z2 через i, тогда выражение (7,1) может быть написано относительно высоты головки зуба h' сле дующим образом:
- ^ [ V (l+2-f)«n-.+ (-L)\ .. f
ИЛИ
h' = kxm ,
€6
где
*.-^[/('+*т)«*",»+(-г)’ -f -
Отсюда число зубьев малого колеса
1 |
2 |
• |
1 1 :. /(/- |
(7.2) |
+ 1 |
sin- т. |
' ' |
Число зубьев малого колеса будет наименьшим, если в формуле (7.2) i будет равно нулю. Это соответствует такому случаю, при котором большое колесо обращается в рейку (г2 = оо). Таким обра зом, для наименьшего числа зубьев колеса получим выражение
|
|
|
2*i |
(7.3) |
|
|
|
|
|
|
|
Имея в виду, что по ГОСТу для нормального |
(нулевого) эволь- |
||||
вентного |
зацепления |
k = l |
(hl = m ) |
и а = 20°, |
из формулы (7.3) |
получим |
наименьшее |
число |
зубьев |
колеса без |
подрезки erain=17. |
В ряде случаев (в несиловых передачах) можно допустить под резку зубьев, не входящую в область активного профиля. Такая подрезка ослабляет зуб колеса, однако плавность зацепления при этом не нарушается. Это наблюдается при уменьшении числа зубь ев до 14. При zmin<<14 подрезка будет захватывать активную об ласть на боковой поверхности зуба, что совершенно недопустимо. Итак, для нулевого эвольвентного зацепления определено два ми нимальных числа зубьев: zmin= 17, когда подрезка зубьев полностью отсутствует, и zmin=14, когда она имеет место в области неактив ного профиля. Геометрические параметры нулевого эвольвентного зацепления определяются по формулам, приведенным ниже со следующими обозначениями: М — момент на оси колеса; k$ — ко эффициент формы зуба; [а]и — допускаемое напряжение изгиба; /гдл —- коэффициент длины зуба; kp — коэффициент режима работы
передачи (&р=1-ь1,5); /гд — коэффициент |
динамической |
нагрузки |
передачи. Индексы «1» и «2» указывают, |
что элемент |
относится |
к первому или второму колесу. |
|
|
Расчетные формулы для цилиндрической зубчатой передачи с некорригированными колесами (нулевое зацепление)
Передаточное отношение
._ «1__г2
1~~ Zi
Модуль зацепления (выбирается конструктивно, а в силовых передачах рассчитывается)
т > |
М &р &д |
V ^дл 2 [а]и |
Диаметр делительной окружности
67