Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
они будут обладать для эффективного участия в научнотехнической и производственной кооперации с капитали стическими фирмами. Все это ставит перспективы раз вития такой кооперации в неразрывную связь с глубиной и эффективностью научно-технической и стыкующейся с ней производственной интеграции стран СЭВ.
Расширяя научно-технический обмен и кооперацион ные связи со странами Запада, социалистические госу дарства ясно осознают, что в современных условиях на дежной основой быстрого научно-технического развития могут быть прежде всего собственные оригинальные раз работки, осуществляемые на мировом уровне и опережа ющие имеющиеся за рубежом решения. Только путем дальнейшего расширения масштабов и повышения эф фективности собственного научного и технического по тенциала можно завоевать прочные позиции на мировом рынке в качестве поставщиков современной техники и технологии, обеспечить непрерывный рост экономическо го могущества социалистического содружества.
Вместе с тем расширение фронта собственных иссле довательских работ, повышение их результативности и ускорение внедрения полученных результатов при широ ком использовании преимуществ социалистической эко номической интеграции неразрывно связаны с активным участием стран СЭВ в международном научно-техниче ском сотрудничестве. Чтобы обеспечить наибольший эффект, необходимо достаточно гибкое и правильное со четание на каждом этапе собственных усилий с рацио нальным использованием всего того, что сделано или делается за пределами интегрированного региона, опти мальное соотношение этих двух направлений научно-тех нического сотрудничества. Все это и составляет одну из важных предпосылок проведения странами СЭВ согла сованной научно-технической политики с учетом трех ее факторов: национальных, региональных и международ ных, — и необходимости правильного сочетания и опти мизации их использования.
В этой связи нельзя не учитывать того, что научнотехническая кооперация между Востоком и Западом мо жет лишь тогда иметь последовательно взаимовыгодный характер, когда с обеих сторон выступают равноценные по своим потенциальным возможностям партнеры. Для большинства стран СЭВ это условие обеспечивается пре жде всего на путях совместных выступлений, позволяю
182
щих опираться на совокупный научный потенциал социа листического содружества. Здесь, как и при производ ственной кооперации, главным резервом может‘служить огромный потенциал Советского Союза, его крупный научный задел, особенно в области фундаментальных исследований, который еще далеко недостаточно исполь зуется в системе международной научно-технической ко операции.
Перспективной формой таких совместных действий могло бы стать подключение к осуществляемому страна ми СЭВ сотрудничеству в решении некоторых проблем научно-технического прогресса партнеров из капитали стических стран. Их участие могло бы состоять как в проведении определенных исследований, представляющих взаимный интерес, на началах кооперации, так и в со трудничестве в использовании полученных результатов, включая координацию выступлений на рынках капитали стических и развивающихся государств. При этом важное значение имеет правильный учет интересов и возможно стей социалистических стран, последовательное соблюде ние принципа взаимовыгодное™ сотрудничества приме нительно ко всем его участникам.
Другой формой могло бы стать сотрудничество меж дународных научно-технических организаций стран СЭВ и аналогичных по профилю центров западных стран. Так, например, Объединенный институт ядерных исследова ний поддерживает научные контакты со многими между народными центрами, занимающимися родственными с ним проблемами. Подобные контакты могут в дальней шем быть установлены и между другими крупными меж дународными научно-техническими организациями Вост^' ка и Запада. Предметом их могли бы быть не только обмен информацией и опытом, но и определенная гармо низация исследовательских программ, проведение со вместных исследований на основе разделения труда и кооперации.
В этой связи широкие дополнительные возможности связаны с развитием и упрочением общеевропейского на учно-технического сотрудничества, которое призвано стать важным фактором укрепления безопасности и со трудничества в Европе. Научные потенциалы Восточной и Западной Европы удачно дополняют друг друга. Гар монизация исследовательских программ на общеевро пейской основе значительно расширила бы возможности
183
европейского континента в решении проблем, выдвигае мых научно-технической революцией, позволила бы упро чить его международную роль и престиж как важнейшего центра мирового научно-технического прогресса. В част ности, для Западной Европы это создало бы реальные предпосылки для быстрого преодоления технологическо го отставания от США по важнейшим направлениям современной науки и техники. Для развития общеевро пейского сотрудничества не может служить препятствием разнотипность двух сложившихся в Европе интеграций! Принципиальные различия между ними не исключают возможности дальнейшего развития равноправного и вза имовыгодного сотрудничества между участниками СЭВ и ЕЭС, равно как и каких-то форм деловых отношений между самими этими организациями на основе полного равноправия сторон и недискриминации. Научно-техниче ская сфера могла бы стать важным элементом таких от ношений.
Необходимость совместных конструктивных усилий европейских государств для укрепления экономического сотрудничества между Востоком и Западом, прежде все го для решения общих проблем, связанных с современ ным научно-техническим прогрессом, была четко выра жена в выступлении Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева во время посещения им Франции в ок тябре 1971 года. «На европейском континенте сосредо точен огромный интеллектуальный и экономический по тенциал, и история не простит нам, если он не даст человечеству всего того, что может дать, — отмечал Л. И. Брежнев. — Научно-техническая революция насто ятельно диктует важность объединения накопленного столетиями в европейских странах опыта и мастерства в промышленном развитии, в научных исследованиях» 3. Немаловажным импульсом для развития общеевропей ского научно-технического сотрудничества может стать успешное завершение работ, связанных с Общеевропей ским совещанием по безопасности и сотрудничеству, соз дание им эффективной организационно-правовой струк туры такого сотрудничества.
Проводимый социалистическими странами курс на разрядку напряженности и развитие взаимовыгодного сотрудничества привел к существенному оздоровлению политического климата в мире, создает новые возможно сти для развития научно-технической кооперации и с
184
Соединенными Штатами. За последнее время, особенно в результате визита Л. И. Брежнева в США в июне 1973 года, заключен ряд важных соглашений о научнотехническом сотрудничестве между СССР и США как на межгосударственном, так и на фирменном уровнях. Подобные соглашения заключены и другими странами СЭВ. Советско-американскими соглашениями предус матривается совместная разработка многих крупных проблем научно-технического прогресса, начиная с сот рудничества в освоении космического пространства, в об ласти охраны окружающей среды, здравоохранения, в решении важных научных проблем фундаментального характера до совместного проведения прикладных иссле дований и разработок в различных отраслях народного хозяйства и сотрудничества в освоении их результатов. Некоторые из этих соглашений носят крупномасштабный, комплексный и компенсационный характер, предусматри вая взаимный обмен информацией и лицензиями, сов местные разработки, предоставление в кредит техноло гического оборудования, взаимные поставки полуфабри катов и готовой продукции. СССР и в целом содруже ство стран СЭВ, а также США, обладающие самыми мощными в мире научно-техническими и экономически ми потенциалами, имеют необходимые объективные пред посылки (судя по анализу имеющихся возможностей и выводам компетентных представителей, ученых и специа листов обеих стран) для того, чтобы на равноправной и взаимовыгодной основе расширять и углублять сотруд ничество в решении многих крупных научно-технических проблем, выдвигаемых перед человечеством происходя щей революцией в пауке и технике, осуществлять широ кий и плодотворный взаимный обмен научно-технически ми достижениями. Успех такого сотрудничества содейст вовал бы эффективному решению многих научных и тех нических проблем в социалистическом содружестве и в странах Запада, отвечал бы интересам всех народов мира.
Благоприятные возможности имеются для активиза ции научно-технического обмена и кооперации с Япони ей. Эта страна, обладающая огромным опытом адапта ции зарубежных технических достижений и располага ющая сравнительно скромным для своих быстро возра стающих производственных возможностей собственным научным потенциалом, могла бы выступать естественным
185
партнером в освоении научного задела и технических до стижений СССР и других стран СЭВ и совместном взаи мовыгодном их использовании в производстве и между народной торговле. В свою очередь, для стран СЭВ пред ставляли бы интерес многие технические решения, осво енные японской промышленностью, взаимные поставки технологического оборудования, кооперация в его кон струировании и производстве.
В развитии научно-технического сотрудничества меж ду Востоком и Западом немаловажную роль играет дея тельность международных организаций, особенно регио нальных и специализированных организаций системы ООН. Однако и здесь имеется еще много неиспользован ных возможностей. Это касается и деятельности ЭКЕ ООН, и таких специализированных учреждений ООН, как ЮНЕСКО, ЮНКТАД, ЮНИДО, МАГАТЭ. Уделяя зна чительное внимание вопросам передачи технологии раз вивающимся государствам, они недостаточно увязывают их с развитием научно-технических связей между социа листическими и капиталистическими странами. Вместе с тем представляется очевидным, что укрепление таких связей создает дополнительные возможности для оказа ния технического содействия развивающимся государст вам, для их подключения к крупным проектам, совмест но реализуемым социалистическими и капиталистиче скими государствами, в целях приобретения на льготных условиях необходимого опыта и знаний.
Развитие взаимовыгодной научно-технической коопе рации между государствами, принадлежащими к различ ным социальным системам, зависит также от хорошо по ставленной взаимной информации о реальных возмож ностях и интересах сторон, от лучшей их адаптации к ус ловиям различных по своему механизму рынков, от ре шения ряда организационно-правовых и патентных во просов. Наконец, ее развитие в решающей степени зави сит от последовательного проведения капиталистически ми странами и их экономическими организациями прин ципов равноправия и взаимной выгоды в международной торговле и научно-технических связях, от прекращения ими все еще продолжающейся дискриминации в отноше нии всех или отдельных социалистических стран, от пред принимаемых Западом попыток использовать их заин тересованность в новой технологии для противопостав ления одних социалистических стран другим.
186
Полная 'нормализация условий научно-технического обмена между Востоком и Западом и создание наибо лее благоприятных организационно-правовых предпо сылок для широкого международного сотрудничества в области науки и техники при возможности равноправ ного и взаимовыгодного участия в нем любого государ ства, независимо от его социального строя и уровня экономического развития, — важная задача ООН, ее специализированных и региональных органов.
Что касается социалистических стран, то они неод нократно выражали готовность развивать равноправные
ивзаимовыгодные экономические и научно-технические связи со всеми странами, независимо от различий в их социальных системах и уровнях экономического развития,
исвоими конкретными делами подтверждают свою по следовательную приверженность этому курсу, отвечаю щему интересам мира и прогресса. Эта принципиаль ная линия социалистических стран нашла свое под тверждение в решениях апрельского и декабрьского
(1973 г.) Пленумов ЦК КПСС, в решениях братских партий других социалистических стран, в их совмест ных документах, в Комплексной программе социали стической экономической интеграции, в которой за фиксировано стремление стран СЭВ продолжать раз вивать экономические и научно-технические связи с другими странами, независимо от их общественного и государственного строя, «а принципах равноправия, взаимной выгоды и соблюдения суверенитета. Между народное социалистическое разделение труда становит ся все более важной частью всемирного разделения труда. Разрабатывая свои долгосрочные планы, страны СЭВ стремятся учесть в них преимущества и выгоды, которые вытекают из интенсификации процесса социали стической интеграции, а также из развития их междуна родных экономических и научно-технических связей с другими государствами региона. Социалистическая интеграция, существенно увеличивая экономический и научно-технический потенциал содружества братских стран, создает дополнительные возможности для эффек тивного использования ими преимуществ международно го разделения труда в интересах социалистического и коммунистического строительства, дальнейшей консоли дации сил мирового социализма,
ПРИМЕЧАНИЯ
Глава I |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 «Материалы |
XXIV съезда КПСС», |
М., 1971, |
стр. |
9. |
|
|
||||||
1 |
«Работническо дело», 21.IV. 1971. |
|
|
|
между страните |
|||||||
3 |
См. М. П е т р о в , Научно-техническая интеграция |
|||||||||||
|
от СИВ, изд-во на БКП, София, 1971; |
«Nova mysl», |
1971, № 1; |
|||||||||
|
«Проблемы повышения экономической эффективности общественно |
|||||||||||
4 |
го производства в социалистических |
странах», |
М., |
1973. |
|
|
||||||
«Правда», 22 декабря 1972 г. |
|
|
|
|
|
179. |
|
|||||
5 |
В. И. Л е н и н , |
Полное собрание сочинений, т. 41, стр. |
|
|||||||||
6 |
«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. *57. |
|
|
|
произ |
|||||||
7 |
См. Ю. Ф. К о р м н о в, |
Специализация и кооперирование |
||||||||||
8 |
водства стран СЭВ, М., |
1972, стр. 128— 129. |
|
|
|
|
||||||
«Neues Deutschland», |
19.VI.1971. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Глава II |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 39. |
|
|
|
|
||||||||
2 |
«Rude pravo», |
26.V. 1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
3 |
«Информационный бюллетень Центрального Комитета Венгерской |
|||||||||||
|
социалистической рабочей партии, X |
|
съезд», |
Специальный |
номер, |
|||||||
4 |
т. I, Будапешт, декабрь |
1970. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
«Правда», 26 января 1974 г. |
|
г.», М., 1971, |
стр. 656. |
|
||||||||
5 |
«Народное хозяйство СССР в 1970 |
|
||||||||||
6 |
«Мировая экономика и международные отношения», 1972 г., № 6, |
|||||||||||
7 |
стр. 113. |
|
|
1973 г.; «Правда», 23 января 1974 г. |
|
|||||||
«Правда», 14 февраля |
|
|||||||||||
8 Ю. Н. Б е л я е в , Л. |
С. С е м е н о в а , |
Социалистическая интегра |
||||||||||
|
ция и мировое |
хозяйство, М., |
1972, стр. 17, 18. |
|
|
|
|
|||||
9 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 254, 256. |
|
3.IV.1971. |
||||||||||
10 «Работническо |
дело», |
28.IV.1971; |
|
«Rude |
pravo», |
|||||||
11 |
«Sctnteia», 22.Х.1971. |
|
|
Ленинское учение о |
мировом |
хозяй |
||||||
См. К. И. М и к у л ь с к и й , |
||||||||||||
12 |
стве и современность, М., 1970, стр. 346. |
|
|
|
|
|||||||
К. М а р к с |
и |
Ф. Э н г е л ь с , |
Соч., |
т. 26, ч. I, стр. 215. |
|
|||||||
13 «Проблемы мира и социализма», 1971 |
г., № 12. |
|
|
|
||||||||
14 «Rude pravo», |
26.V.1971. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
15 См. «Мировая |
экономика и |
международные |
отношения», |
1970 г., |
||||||||
|
№ 4. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 168. |
|
|
|
|
||||||||
17 См. В. И. Л е н и н , Полное собрание |
сочинений, |
т. 36, |
стр. 228— |
|||||||||
|
231. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
18 «Проблемы |
управления |
наукой в |
условиях |
научцо-технической |
революции», М., 1972, стр. 38,
188
19 Подобная классификация дается Ю. М. Шейниным в книге «Ин тегральный интеллект», М., 1970, стр. 151.
20 «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 140.
21 К. К а т у ш е в , |
Укрепление |
единства |
социалистических стран — |
закономерность |
развития |
мирового |
социализма, «Коммунист», |
1973 г., № 16, стр. 24.
22 «Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенст вования сотрудничества и развития социалистической экономиче
ской интеграции |
стран—членов СЭВ» {далее |
«Комплексная |
про |
грамма»), М., 1972, стр. 12. |
|
|
|
Глава III |
|
|
|
1 «Комплексная программа», стр. 19—20. |
экономической |
ин |
|
2 О. Ч у к а н о в , |
Программа социалистической |
||
теграции претворяется в жизнь, «Коммунист», 1972 г., № |
13, |
||
стр. 32. |
|
|
|
3«Экономическая газета», № 35, 1973 г.
4См. «Правда», 19 июня 1973 г.
5«Комплексная программа», стр. 36—37.
6На эти обстоятельства указывали прежде всего экономисты наи более технически развитых стран СЭВ, которые острее ощущали
недостатки безвозмездного обмена. В литературе стран СЭВ этот
вопрос |
одним из |
первых |
был поставлен в ГДР |
В. |
Бергером |
||
(см. «Проблемы мира и |
социализма», |
1965 г., № 4), в |
СССР — |
||||
О. |
Богомоловым |
(см. |
«Коммунист», |
1966 г., № |
18). |
В то же |
|
время некоторые специалисты экономически менее развитых стран, |
|||||||
например болгарский академик Е. Каменов, указывали на то, что |
|||||||
принцип |
безвозмездности |
научно-технического обмена наиболее |
|||||
полно отвечает характеру социалистической системы при условии, |
|||||||
что при этом не нарушаются приоритет соответствующих стран и |
|||||||
их |
интересы в отношениях с третьими |
странами (см. «Отечествен |
7 |
фронт», 12.Х. 1968 г.). |
|
|
|
|
|||
По вопросу о двух этапах социалистической экономической инте |
||||||||
|
грации см. П. М. АламП' Иев, |
О. Т. Б о г о м о л о в , Ю. С. Ш и- |
||||||
|
р я е в, Экономическая интеграция — объективная потребность раз |
|||||||
|
вития мирового социализма, М., 1971, стр. 84—88. |
|
|
|||||
8 |
См. М. М. Б о г у с л а в с к и й , |
Правовое регулирование |
между |
|||||
|
народных хозяйственных отношений, М., 1970, стр. 94; М. |
K e m |
||||||
|
per, |
D. M a s k o w , Jnternationale Wirtschaftstrage fiber |
wissen- |
|||||
|
schaftliches technische Ergebnisse und Leistungen zwischen Unter- |
|||||||
|
nehmen der RGW Lander, «Staat |
und Recht», |
1966, H. 6, |
S. 964. |
||||
9 В органах СЭВ |
изучается проблема усиления |
материальной ответ |
||||||
|
ственности государств за принимаемые на себя хозяйственные обя |
|||||||
10 |
зательства. |
|
|
|
|
|
|
|
См. «Внешняя торговля», 1969 г., № 7, стр. 63—64. |
|
|
||||||
" «Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 56, 245. |
|
|
||||||
12 |
«Комплексная программа», стр. 58. |
|
|
|
||||
13 |
Т а м ж е, |
стр. 60, 61. |
|
|
|
|
||
14 |
«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 295. |
|
|
|
||||
Глава |
IV |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
В. И. Л е н и н, |
Полное собрание сочинений, |
т. 24, стр. |
124. |
||||
2 А. Ап р о , |
Международные организации стран—членов |
СЭВ, М., |
||||||
|
1972, стр. 108— 109. |
|
|
|
|
|||
3 |
«Материалы XXIV съезда КПСС», стр. 57. |
|
|
|
189