Файл: Быков, А. Н. Научно-техническая интеграция социалистических стран.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 48
Скачиваний: 0
условия для превращения этих стран в крупнейший центр мировой науки и техники, что значительно расширит воз можности их позитивного влияния на мирохозяйственные связи, позволит проводить более гибкую внешнеэкономи ческую политику на мировом рынке. Все это, в свою оче редь, будет способствовать более эффективному исполь зованию преимуществ международного разделения труда при решении новых сложных проблем научно-техническо го и социально-экономического развития, выдвигаемых дальнейшим развертыванием революции в науке и тех
нике.
Интегрированный регион стран СЭВ будет распола гать значительно большими возможностями для оказа ния эффективной помощи в научно-техническом развитии как входящим в него странам, которые еще не создали мощного национального потенциала науки, так и социа листическим странам, не вошедшим в СЭВ. Что касается последних, то помощь их научному и техническому раз витию в настоящее время оказывается странами СЭВ на двусторонней основе.
Однако это не исключает возможности совместных акций этих стран.
В сотрудничестве с социалистическими странами, не принимающими активного участия в деятельности СЭВ, пока преобладают более простые формы научно-техни ческого обмена, обеспечивающие преимущественно одно стороннюю помощь их экономическому и научно-техни ческому развитию. Но по мере укрепления национальных научных потенциалов этих стран, чему содействует со трудничество с братскими странами, будет возрастать их возможность активно участвовать в проведении коор динации, кооперации и совместных исследований, состав ляющих основные формы сотрудничества стран СЭВ в области науки и техники на современном этапе.
В современных условиях возрастает значение научнотехнических связей социалистических стран с молодыми национальными государствами. Для стран «третьего мира» приобщение к научно-технической революции ста новится важнейшей предпосылкой преодоления унаследо ванной от колониального прошлого экономической отста лости и однобокости хозяйственного развития, укрепле ния национальной независимости. Реальную помощь они могут получить прежде всего от социалистических стран, так как капиталистические государства при оказании та
175
кой помощи прежде всего заинтересованы в сохранении их экономической и технологической зависимости.
В течение ряда лет страны социализма широко прак тикуют такие формы технического содействия развиваю щимся странам, как проведение геологоразведочных и поисковых работ, выполнение проектных и изыскатель ских работ, монтаж и наладка оборудования, передача технической документации, посылка экономических и тех нических консультантов, подготовка кадров всех звень ев в своих учебных и производственных центрах, а также непосредственно в развивающихся странах, оказание по мощи в формировании современной научно-технической
инфраструктуры.
Научно-техническая революция ведет к возрастанию потребностей в таком содействии, в совершенствовании и диверсификации его форм и методов. При его осущест влении практикуется в ряде случаев проведение социали стическими странами совместных мероприятий на основе координации и кооперации.
За последний период в осуществлении сотрудничества с развивающимися странами наметилась известная пере ориентация его на новые формы. Это связано с возрос шим уровнем экономического и научно-технического раз вития некоторых из развивающихся стран, прежде всего таких как Индия, а также Ирана, ряда арабских и лати ноамериканских государств. Большое значение имеет под писанное во время визита в ноябре 1973 года в Индию Л. И. Брежнева соглашение о дальнейшем развитии эко номического и торгового сотрудничества между СССР и Индией. Создав, в значительной степени с помощью со циалистических стран, основы национальной индустрии, современные предприятия, прежде всего в государствен ном секторе, эти страны стремятся впредь получать пре имущественно техническую помощь в их эксплуатации (поставка лицензий, техники и технологии, проведение экспертиз, предоставление консультаций). Что же ка сается строительства новых предприятий, особенно в ба зовых отраслях промышленности, то основные проектно изыскательские работы и поставка рядового оборудова ния и материалов все более осуществляются этими стра нами собственными силами. От социалистических же государств они хотят получать прежде всего наиболее сложное оборудование, помощь в организации производ ства, внедрении новой техники и технологии, подготовке
176
квалифицированных кадров специалистов. Наконец, в наиболее развитых странах «третьего мира», например
вИндии, сформировался собственный научный потенци ал, а поэтому возрастает их стремление использовать его
всовместных работах, позволяющих активно включаться
впроведение современных исследований, а также орга низовать встречный поток научно-технической информа ции.
Все это создает предпосылки для развития научнотехнического сотрудничества. Не удивительно, что за по следнее время значительно расширился круг развиваю
щихся государств, с которыми социалистические страны заключили соглашения о научно-техническом сотрудни честве, предусматривающие не только обмен информаци ей и оказание технической помощи, но и проведение со вместных работ. Наблюдается известный рост продажи лицензий развивающимся государствам как в составе поставляемого комплектного оборудования, так и неза висимо от него. Расширяется объем предоставляемых развивающимся странам технических услуг, для оказа ния которых иногда создаются специализированные орга низации как в развивающихся, так и в социалистических странах. Примером тому может служить венгерская ор ганизация ТЕСКО — бюро по международному научнотехническому сотрудничеству, которая выступает голов ной организацией при оказании венгерскими исследова тельскими, проектными и производственными организа циями различных технических услуг развивающимся го сударствам, а также сама разрабатывает по заказам этих стран отдельные проекты.
Все это создает благоприятные предпосылки для про ведения социалистическими странами совместных меро приятий при использовании новых возможностей в обла сти научно-технического сотрудничества с развивающи мися государствами (имеется в виду как разработка и реализация совместных программ, так и лучшая коорди нация их самостоятельных выступлений). Кроме того, имеется возможность увязывать при этом оказание тех нических услуг с получением взамен ряда товаров, пре жде всего сырьевых, в которых остро нуждаются социа листические страны. Наконец, возможно создание различ ных смешанных организаций с участием социалистиче ских стран непосредственно в развивающихся государст вах, которые обеспечивали бы проведение согласованных
177
мероприятий, служили бы центрами по оказанию различ ных технических услуг типа «инджиниринг».
Расширение сферы научно-технического обмена и практики предоставления различных технических услуг делает также необходимым определенное уточнение фи нансовых условий такого сотрудничества за счет более последовательного проведения начал взаимовыгодное™. Это оправданно прежде всего в отношении лицензий и другой оригинальной технической документации, переда ваемых развивающимся государствам.
Научно-техническая революция становится все более важной и перспективной областью сотрудничества с раз вивающимися государствами. Социалистические страны имеют необходимые возможности для того, чтобы разви вать это важное направление сотрудничества максималь но эффективно, в интересах экономического и социально го прогресса в освободившихся странах. Кооперирование научно-технических потенциалов стран СЭВ значительно расширяет эти возможности, позволяет использовать их более целенаправленно и продуктивно. Так, существую щие и создаваемые научно-технические организации стран СЭВ могли бы на взаимоприемлемых условиях вы полнять исследовательские и проектно-конструкторские работы по заказам развивающихся стран, прежде всего их государственных организаций. Для этого могли бы предоставляться необходимые долгосрочные кредиты, в частности Международным инвестиционным банком.
Научно-технические организации стран СЭВ могли бы также выполнять определенные технические разра ботки для развивающихся государств за счет средств ме ждународных организаций системы ООН. В дальнейшем заслуживает изучения вопрос создания в рамках СЭВ фонда развития, аналогичного создаваемому по решению XXVII сессии СЭВ стипендиальному фонду, который мог бы использоваться для финансирования совместных про грамм помощи развивающимся странам в области науки, техники и технологии, оказываемой, в частности, на на чалах возмещения затрат па взаимоприемлемых услови ях. На таких началах научно-технические организации и центры стран СЭВ могли бы организовывать курсы для подготовки специалистов из развивающихся государств, оказывать различные услуги в создании их национальных исследовательских центров, в проведении изыскательских работ, разработке проектов в различных областях науки,
178
техники и производства, а также оказании содействия в их осуществлении. Немаловажное значение в этой связи могла бы иметь передача развивающимся государствам и их международным организациям накопленного стра нами СЭВ опыта совместного решения крупных проблем в области научно-технического прогресса.
Научно-техническая интеграция стран СЭВ создает дополнительные возможности для взаимовыгодной коопе рации и обмена в области науки и техники между социа листическими и экономически развитыми капиталисти ческими странами, в эффективном использовании кото рых заинтересованы обе стороны. И те и другие прила гают немалые усилия к тому, чтобы эффективно исполь зовать огромные возможности, которые открывает перед человечеством научно-техническая революция. Грандиоз ность связанных с этим практических задач подсказы вает необходимость совместных конструктивных усилий стран Востока и Запада. Революция в науке и технике выдвинула новые сложные проблемы общечеловеческого значения — взаимодействие с окружающей средой, ис следование космического пространства и Мирового оке ана, рациональное использование природных ресурсов, овладение новыми источниками сырья и энергии и др. Решить их невозможно без объединения усилий многих стран и мировых регионов.
Успешная реализация выработанной XXIV съездом КПСС Программы мира, чему содействовали скоордини рованные выступления братских стран на международ ной арене, изменение соотношения сил в пользу социа лизма привели в начале 70-х годов к новому этапу в ме ждународных отношениях, характеризуемому разрядкой напряженности и утверждением в отношениях между государствами с различным социальным строем принци пов мирного сосуществования. В результате позитивных сдвигов в мире наметился поворот от политики конфрон тации к сотрудничеству в различных областях межгосу дарственных отношений этих стран. Все это создает бла гоприятные условия для развития взаимовыгодных эко номических и научно-технических связей между социа листическими и капиталистическими странами, которые материально подкрепляют разрядку и содействуют тому, чтобы она приняла необратимый характер.
Научно-техническое сотрудничество между социали стическими и капиталистическими странами за последние
179
10—15 лет получило значительное развитие. Накоплен определенный опыт взаимодействия различных по своей природе механизмов этого сотрудничества, в результате чего сложились и получили проверку на практике формы их взаимной адаптации. От спорадических контактов, вы ражавшихся прежде всего в обмене информацией, специ алистами, научно-техническими достижениями и лицен зиями, осуществлен закономерный переход к более глу боким и стабильным формам сотрудничества, основан ным на долгосрочных межправительственных соглаше ниях. Это позволило внести в него элементы плановости, создать соответствующий международный механизм, представляемый прежде всего двусторонними комиссия ми по научно-техническому и экономическому сотрудни честву, отраслевыми и проблемными рабочими группами. Наиболее отлаженный механизм такого сотрудничества сложился в отношениях СССР и других братских стран с Францией, которые служат своеобразной лабораторией проверки и отработки различных его форм и методов. Важное значение имеют соглашения, заключенные в по следние годы СССР и другими странами СЭВ с ФРГ, Италией, Австрией, Канадой, Японией и рядом других капиталистических стран.
Наряду с научно-техническим обменом получают раз витие более глубокие формы международного разделе ния труда, основанные на кооперационных связях и со вместных исследованиях, проводимых по согласованной программе, на сотрудничестве во внедрении и практиче ском использовании научных результатов. При этом со гласовываются поэтапное проведение необходимых работ, порядок участия в них исследовательских и производст венных подразделений обеих сторон, вопросы реализации полученных результатов на мировом рынке. Такое со трудничество имеет целью не только разработку научных проблем фундаментального характера, но и получение чисто прикладных решений, создание новых технологиче ских процессов, что связано с использованием их в про изводстве и реализацией продукции на рынке, то есть с обеспечением участникам сотрудничества реальной ком мерческой выгоды. В этих целях заключаются соглаше ния о научно-техническом сотрудничестве между ведом ствами по науке и технике, другими органами и органи зациями социалистических стран и крупными капитали стическими фирмами, обладающими мощной исследова
180
тельской непроизводственной базой и широкими коммер ческими связями. Такие соглашения упрощают взаимо отношения сторон, позволяют строить их на последова тельно деловой основе.
Важным направлением сотрудничества между социа листическими и капиталистическими странами становит ся производственная кооперация, которая включает в качестве существенной составной части обмен техниче скими достижениями и производственным опытом, вне дрение современной технологии и помощь в ее освоении, поставку необходимого технологического оборудования. Такая по существу технологическая кооперация служит важной предпосылкой активизации участия социалисти ческих стран в международном разделении труда, рас ширения их торговли с капиталистическими странами и совершенствования ее структуры. Она способствует по вышению технической оснащенности и эффективности промышленного производства социалистических стран, совершенствованию его структуры, повышению качества выпускаемой продукции. Страны СЭВ за последние годы
заключили несколько |
сот кооперационных соглашений |
с капиталистическими |
фирмами в различных отраслях |
производства.
Имеющийся опыт свидетельствует о том, что произ водственное кооперирование с капиталистическими стра нами дает наилучшие результаты тогда, когда при этом правильно учитываются возможности и преимущества социалистической интеграции, осуществляется необходи мая координация соответствующих действий стран СЭВ. Эти страны, особенно небольшие, могут рассчитывать на прогрессивное изменение их роли и места в такой коопе рации, если они опираются при этом на их совокупный научно-технический потенциал, прежде всего на огром ный научный задел Советского Союза. Это позволяет странам СЭВ выступать в кооперационных связях с За падом в качестве исполнителей наиболее сложных, а сле довательно, и экономически наиболее эффективных работ, не только получать, но и поставлять новые технические идеи и решения, обеспечивать структурный динамизм та ких связей с учетом возрастающих технических и произ водственных возможностей братских стран.
Таким образом, чем согласованнее будут выступле ния стран СЭВ, чем прочнее будут их собственные коопе рационные связи, тем более широкими возможностями
181