Файл: Баимов, Н. И. Оптимизация процессов прокатки на блюминге.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а I

СОВРЕМЕННЫЙ БЛЮМИНГ

ИРЕЖИМ ЕГО РАБОТЫ

1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЛЮМИНГА

Современный блюминг является мощным обжимным реверсивным двухвалковым станом. Блюминг предназначен для прокатки крупных слитков массой более 7— 14 т в заготовки квад­ ратного и прямоугольного сечения (блюмы) или плоского сечения (слябы). Из блюмов на станах готовой продукции получают раз­ личные профили, из слябов — листы.

Рис. 1. Схема расположения оборудования блю­ минга 1300:

/ — нагревательные колодцы;

2 — слнтковоз;

3

сталкнватель; 4 — приемный

рольганг; 5 — рабочий

рольганг; 6 — манипулятор

с кантователем;

7 —

рабочая

клеть; 8 — прокатный

двигатель; 9 — ма­

шина

огневой J зачистки;

10 — ножницы; 11 — кон­

вейер

уборки обрезков;

12

конвейер уборки сля­

бов;

13

— сталкнватель; 14 — поворотный стол;

15

первая

клеть непрерывного заготовочного стана

 

Реверсивные блюминги делятся на три группы: малые блю­ минги с валками диаметром 850— 900 мм, средние блюминги с вал­ ками диаметром 1000 мм и большие блюминги с валками диаме­ тром 1100— 1300 мм и более. Размеры, масса прокатываемых слит­ ков, а также размеры получаемых блюмов и слябов зависят от размера обжимных валков блюминга. На современных реверсив­ ных блюмингах получают блюмы размерами от 140x140 до 450 X Х-450 мм (ГОСТ 4692— 57) и слябы размерами по ширине от 600 до 1500 мм и по толщине от 100 до 250 мм (ГОСТ 9137— 59).

Валки блюмингов присоединяются к шпинделям и приводятся через шестеренную клеть от одного двигателя (групповой привод) или непосредственно каждый от собственного двигателя (индиви­ дуальный привод). При этом мощность каждого двигателя составляет от 3310 до 6800 кВт. На блюминге 1300 прокатывают слитки кипящей стали с размерами в утолщенной части 735 Х815 мм:

13


Рис. 2. Главная линия блюминга

1300:

 

1 — механизм перевалки валков; 2

— комплект валков; 3 — рабочая клеть;

4 — шпиндельное устройство; 5 — промежуточный)

вал; 6 — прокатные электродвигатели

 

массой 8 т в блюмы размерами 300x300 мм и 825x960 мм; массой 12,5 в блюмы размером 320x320 мм.

Слитки спокойной стали с размерами в утолщенной части

720X825 мм:

массой 8,5 т в блюмы размером 820X920 мм; массой 12,5 т в блюмы размером 360x360 мм.

Цех блюминга состоит из комплекса основного и вспомога­ тельного оборудования, машин и механизмов, которые в целом обеспечивают весь технологический процесс нагрева и прокатки слитков. Схема расположения оборудования блюминга 1300 пока­ зана на рис.' 1, а рабочая клеть с приводом— на рис. 2.

2.КАЛИБРОВКА ВАЛКОВ БЛЮМИНГА

Калибровка валков блюминга обычно состоит из 3—5 прямо­ угольных калибров. Поднимая или опуская верхний валок, можно получить разную высоту того или иного калибра. Это позволяет

Ш

ш

а

i

 

316

330

озо

310

II

 

 

 

ГГ

 

 

 

л_и

m u

 

 

-XV-

II

366

650

550

350

Рис. 3. Калибровки валков блюмингов:

а — 1300

KM3; 6 — 1150 Коммунарского металлургического завода; о — 1150 KM3;

Р — 1150

Череповецкого металлургического завода

15


в одном калибре обжимать слиток (раскат) несколько раз, т. е. за несколько пропусков.

Прокатка слитков на блюминге начинается с первого калибра, называемого обычно бочкой. Этот калибр делают широким с мень­ шим, чем в других калибрах, врезом, чтобы иметь возможность начинать прокатывать в нем слитки разных размеров, а также прокатывать слябы. Если на блюминге слябы не прокатывают, то врез первого калибра увеличивают.

Иногда первый калибр находится посередине валка; это обу­ словливается чаще всего прокаткой слябов. Обычно же калиб­ ровка валков блюминга имеет последовательное расположение

калибров, что

обеспечивает

при прокатке перемещение

раската

в одном направлении и

за

счет этого уменьшение

пауз.

Калиб­

ровки валков

некоторых

блюмингов приведены на

рис.

3.

3.РЕЖИМЫ ПРОКАТКИ

Режим обжатий

Прокатка слитка на блюминге ведется последовательно в ка­ либрах валков, начиная с первого калибра, и поочередно с одной

идругой стороны. По мере уменьшения сечения раскат кантуется

ипередается из калибра в калибр. Величины обжатий в каждом пропуске определяются условиями захвата, прочностью валков, перегрузочной способностью и мощностью прокатных двигателей, пластическими свойствами прокатываемого металла и другими факторами. Суммарные обжатия по этапам прокатки между пан­ товками определяются условиями устойчивости раската при прокатке, калибровкой валков, условиями кантовки и другими факторами.

Выбор числа этапов прокатки, пропусков в каждом этапе, т. е. выбор схемы прокатки, является первой задачей при составлении и расчете режима обжатий, который наряду со схемой прокатки характеризуется и распределением обжатий по пропускам.

В настоящее время на блюмингах применяются самые различ­ ные схемы прокатки. Наиболее распространенными являются следующие схемы Е

4 4 - 4 + 1 = 9

 

 

6 + 4 +

2 + 1 = 13

2 + 4 + 4 + 1 = 11

2 + 6 +

4 + 2 + 1 = 15

6 + 4 + 1 = 11

 

 

4 + 4 + 4 + 2 + 1 = 15

2 + 6 + 4 + 1 = 13

2 + 4 + 4 + 2 + 2 + 1 = 15

4 + 4 + 4 + 1 =

13

6 + 4 +

2 + 2 + 1 = 15

2

+ 4 + 2 + 1 = 9

 

 

2 + 6 + 4 + 2 + 2 + 1 = 17

4

+ 4 + 2 + 1 =

11

4 + 4 + 4 + 2 + 2 + 1 = 17

2

+ 4 + 4 + 2 +

1 = 13

 

 

 

1 Слагаемые

означают

числа

пропусков

в этапах, а сумма — собщее

число пропусков

за цикл

прокатки.

 

 

16


Эти схемы прокатки можно использовать при расчете режимов обжатий.

Режим скоростей

Работа операторов блюмингов и анализ осциллограмм прокатки показывают, что с точки зрения осуществления, т. е. формирова­ ния режима скоростей в паузы без кантовок, следует применять разные приемы и способы управления станом.

Прокатка с нулевыми скоростями выброса (п0) и захвата (л3)

или, как говорят операторы, прокатка раската, «не выпуская

Рас. 4. Способы (а —с) управления блюмингом в паузы без кантовок

его из валков». При таком способе выброс раската из валков про­ исходит п.ри скорости валков практически равной нулю; конец раската останавливается в зоне очага деформации при последу­ ющем пропуске, верхний рабочий валок опускается, а затем про­ исходит реверс валков на последующий пропуск, который начи­ нается сразу при захвате раската валками, скорость вращения которых также практически равна нулю (рис. 4, а).

Такой способ работы весьма ритмичен: раскат почти полностью управляем, так как он «не выпускается 1ГЗ..цщако.в»;,.случайные

задержки раската на рольганге практически

исключены;-^захват!

|

иау'.'ис--.г~.Л.;-гс:-щл |

2 Н. И. Банмов

баЯ.жо и «г. ' L-X» 171

в последующем пропуске уверенный, так как скорости валков

и раската одинаковы и равны нулю; конец раската находится уже

взоне деформации, а включаемый в работу по направлению к вал­ кам рольганг помогает захвату.

Прокатка с низкими скоростями выброса, практически близ­

кими к нулю, и высокими скоростями захвата, меньшими или равными допускаемым из условий захвата п3 < па. Выброс ра­ ската из валков происходит при малой скорости валков, достаточ­ ной лишь для отвода конца раската за зону деформации; затем опускается верхний рабочий валок и с некоторым отставанием одновременно начинается реверс валков на последующий пропуск,

который

начинается при скорости захвата, равной п3 = па

(рис. 4,

б).

Такой способ работы также ритмичен: раскат почти полностью управляем, так как он неотводится от валков; случайные задержки раската на рольганге практически исключены; из-за того, что скорости валков и раската не одинаковы, захват в последующем пропуске происходит менее уверенно, хотя п3 < па, а включае­ мый к валкам рольганг помогает захвату.

Прокатка с высокими скоростями выброса, меньшими или рав­ ными допустимым соответственно двойному условию пи < по м [2 ], и нулевыми скоростями захвата. Выброс раската происходит при скорости валков, обеспечивающей возврат раската обратно

квалкам в течение паузы; опускается верхний рабочий валок, одновременно замедляется вращение валков и затем они остана­ вливаются. По окончании паузы, когда раскат уже возвратился

квалкам, начинается реверс валков на последующий пропуск, который начинается со скорости захвата п3, равной нулю (рис. 4, в).

При таком способе

работы соблюдается двойное условие ix =

= ^н. м — ^сл > ^рев>

н0 раскат менее управляем, так как он отво­

дится от валков и возможны случайные задержки его на роль­ ганге. В последующем пропуске надежный захват уверенный, так как п3 равно 0, а подсоединенный к валкам рольганг помогает захвату. Рассмотренные три способа управления станом харак­ теризуются лишь частичным использованием паузы на реверси­ рование валков и поэтому менее производительны.

Прокатка по возможности с высокими

скоростями выброса

пв « пв ыи с высокими скоростями захвата п3,

равной па (рис. 4, г).

Пауза прежде всего используется для образования высокой ско­

рости

захвата п3

— па,

а оставшаяся доля паузы — для

образо­

вания пв <

пв м.

При

этом соблюдается другое двойное условие:

^ X

^11. М

^ P L B

^ С Л ■

 

пв, равной пв м,

и

Прокатка с

высокими скоростями выброса

по

возможности с

высокими скоростями

захвата

п3 с па

(рис. 4, д). Пауза прежде всего используется для образования высокой скорости лв, равной лв м, а оставшаяся доля паузы —

для

образования

п3

« па. При этом соблюдается тройное усло­

вие.

tx

ta м

^рев

 

19


Четвертый и пятый способы управления станом характери­ зуются полным использованием пауз на реверсирование валков и поэтому более, производительны.

Выбирая тот или иной способ управления станом, операторы учитывают особенности схем прокатки, особенности и быстродей­ ствие главного привода и вспомогательных механизмов рабочей клети стана, с помощью которых осуществляется прокатка, а также свои навыки и опыт работы. У каждого оператора свой стиль управления станом.

Многие операторы пользуются первым способом, при котором раскат не отводится от валков и более управляем, случайные за­ держки практически отсутствуют, пауза выдерживается мини­ мально возможной по работе нажимного механизма (tx = t„ м), захват полосы происходит при согласованных нулевых скоростях валков (п3 = 0 ) и раската (исл= 0), т. е. весьма надежный, так - как допустимая скорость из условий захвата па больше нуля.

Широко используют операторы и второй способ, при котором раскат не отводится от валков, более управляем, но только захват происходит при несогласованных скоростях валков и раската, т. е. менее надежен, несмотря на то, что скорость валков при за­ хвате выбирается, конечно, не более допустимой скорости из усло­ вий захвата п3 < па. Преимуществом второго способа перед пер­ вым является то, что пауза используется на образование скорости захвата. Это приводит при прочих равных условиях к повышению средней скорости прокатки, т. е. к уменьшению цикла прокатки слитка. Если такое уменьшение цикла прокатки допустимо из условий нагрева двигателя и не нарушает систему ограничений в целом, то можно сказать, что второй способ обеспечивает не­ сколько большую производительность стана. Вместе с тем второй способ сложнее с точки зрения управления станом и требует от оператора большего внимания и опыта.

Используется операторами и третий способ, при котором ра­ скат хотя и отводится от валков, но выбрасывается из них на роль­ ганг с такой скоростью, что к концу паузы (без вмешательства оператора) возвращается обратно к валкам. Захват же произво­ дится при несогласованных скоростях валков и раската, т. е.

.менее надежен, несмотря на то, что скорость валков при захвате п3 равна нулю. Что касается производительности, третий способ имеет такое же преимущество перед первым, как и второй способ.

На современных мощных и высокопроизводительных блюмин­ гах применяются в основном четвертый и пятый способы управле­ ния станом. Преимуществом четвертого способа перед вторым является то, что пауза используется не только на образование скорости захвата п3 = па, но и оставшаяся доля паузы исполь­ зуется на образование скорости выброса пв < пв м. Это приводит при прочих равных условиях к дальнейшему повышению средней скорости прокатки, т. е. к дальнейшему уменьшению цикла про­ катки слитка. Если такое уменьшение цикла прокатки также допу­

2*

19