Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
И. С. СИЛАЕВ, В. И. БАКАЕВ, Т. П. СКВОРЦОВ
СИСТЕМА
КАНАРСПИ
В ДЕЙСТВИИ
(Основные направления
повышения качества и
надежности изделий)
Издательство стандартов
Москва — 1974
УДК 658.562 + 62=192
1''∙Γ .f∕ //'21/
И. С. Силаев, В. И. Бакаев, Т. П. Скворцов, Систе
ма КАНАРСПИ в действии (Основные направления повыше ния качества и надежности изделий). Μ., Издательство стан дартов. 1974, с.
В книге рассматриваются основные конструкторско-техноло гические и организационные методы повышения качества и на дежности изделий, применяемые в рамках системы КАНАРСПИ (качество, надежность, ресурс с первых изделий). Исходным материалом послужил опыт ряда предприятий г. Горького, где эта система была разработана.
Направления повышения качества и надежности освещают ся комплексно — на стадиях конструирования, изготовления и эксплуатации изделий. В работе, предназначенной для широко го круга инженерно-технических работников, затрагиваются также вопросы экономической эффективности системы КАНАР СПИ, организации ее внедрения и взаимосвязи с системой ор ганизации бездефектного изготовления продукции. Рис. — 28, табл. — 3, библ. — 25.
1—8—5
30102
12—74
085(02)-74
© Издательство стандартов, 1974
ВВЕДЕНИЕ
Улучшение качества продукции является одним из глав ных резервов повышения эффективности общественного тру да, поэтому ЦК КПСС и Совет Министров СССР придают большое значение проблемам повышения качества, что нашло отражение в Программе КПСС и Директивах XXIV съезда КПСС.
В условиях научно-технической революции почти во всех отраслях промышленности создаются новые изделия с резко возросшими качественными характеристиками по сравнению с существовавшими. Для примера можно привести пассажир ские самолеты. На наших глазах было создано первое поко ление реактивных пассажирских самолетов во главе сТУ-104,
которые стали летать в 2—3 раза быстрее по сравнению с лучшими поршневыми самолетами. Это был крупный качест венный скачок в самолетостроении. А сейчас создан самолет ТУ-1І4, являющийся первенцем новых сверхзвуковых пасса
жирских самолетов. Если ТУ-104 летал со скоростью 900 — 950 км/ч, то ТУ-144 летает со скоростью выше 2500 км/ч. Как видим', новый рост скоростей в 2,5 — 3 раза — новый ка чественный скачок. Не менее ярким примером являются элек тронно-вычислительные машины, объем памяти и быстродей
ствие которых резко возрастают от поколения к поколению.
Проблема создания сложных высококачественных изделий и систем очень трудна. Это обусловливается, во-первых, тем,
что показатели, определяющие в совокупности качество изде
лий, очень многочисленны. Так, для пассажирского самолета такими показателями будут: скорость, высота полета, грузо
подъемность, надежность и безопасность в эксплуатации,
экономичность, степень комфорта для пассажиров, степень автоматизации управления самолетом, легкость обслужива ния и подготовки самолета к вылету и др. Во-вторых, пара метры показателей, определяющих качество изделий, очень высоки (например, высокие скорости самолетов, большие чис
ла оборотов и мощности станков, высокие температуры и дав ления в турбинах и т. д.). И, в-третьих, факторы, определяю щие реализацию этих параметров, очень многочисленны.
3
Если мы, к примеру, проанализируем причины отказов тех или иных изделий в эксплуатации, то увидим, что они очень многочисленны и разнообразны.
Темпы роста качественных показателей и сокращение сро ков перехода на выпуск другого вида однотипной продукции более высокого качества становятся основными требования ми, предъявляемыми к современному производству, необхо
димыми условиями ускорения технического прогресса и за трагивают все сферы производственной деятельности пред приятий.
Поэтому решение задач создания высококачественных сложных изделий требует системного подхода. Реализа ция отдельных мероприятий не дает желательного эффекта.
Только разработка комплексной системы взаимосвязанных
между собой научных, технических и организационных мер, охватывающих все этапы создания, производства и эксплуа тации изделий, может обеспечить их высокое качество. Об этом свидетельствует как отечественныйтак и зарубежный
опыт. |
і |
Так, за последние 10—15 лет в нашей стране были разра |
|
ботаны и нашли широкое применение в |
различных отраслях |
промышленности такие системы, как саратовская, рыбинская (НОТПУ), ярославская НОРМ, горьковская (КАНАРСПИ)
И др.
Система КАНАРСПИ, впервые разработанная на передо вых предприятиях г. Горького под руководством инженеров Т. Д. Сейфи и А. И. Ярошенко, нашла весьма широкое рас пространение и на предприятиях других городов страны. Многолетний опыт работы по этой системе показал ее высо кую эффективность. Система КАНАРСПИ создала условия для значительного роста качественных характеристик слож
ных изделий в условиях высокой динамичности производства. Практика работы предприятий города Горького и других
городов по системе КАНАРСПИ показала ее высокую уни версальность. Система с успехом может быть внедрена на предприятиях различных отраслей промышленности с сохра нением ее основных принципов и изменением отдельных по
ложений и рекомендаций в зависимости от специфики каждо
го отдельного предприятия.
4
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ КАНАРСПИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Тенденция к частой смене объектов производства требует предельного сокращения сроков разработки изделий и довод ки их качества до начала промышленного выпуска.
Анализ показывает, что в отечественном машиностроении каждые 10 лет срок нахождения изделий в производстве со
кращается вдвое и по прогнозам к 1990 г. по некоторым изде
лиям составит в среднем всего 6—12 месяцев.
В этих условиях традиционный подход к обеспечению требуемого качества путем доводки изделия в серийном про изводстве становится неприемлемым.
Объективной необходимостью стало создание |
таких про |
изводственных систем, которые бы в сжатые |
сроки могли |
обеспечить создание изделий с требуемым уровнем качества с первых промышленных образцов.
Система КАНАРСПИ представляет собой комплекс науч но-технических и организационных мероприятий, охватываю щих этапы проектирования, производства и эксплуатации и обеспечивающих получение в сжатые сроки требуемого каче ства с первых промышленных образцов.
Созданию системы КАНАРСПИ предшествовала большая
работа по исследованию причин отказов, влияния конструк тивных, технологических и эксплуатационных факторов на
надежность; по изучению отечественного и зарубежного опы та создания сложных машин и их эксплуатации. В результа
те этих исследований были получены следующие важные
выводы, определившие главное направление разработки си стемы.
1. От 60 до 85% от общего количества дефектов, прояв ляющихся в эксплуатации (особенно в первых серийных из делиях) порождено неизученностью всех сложных явлений,
которые обусловливают качество. Эти дефекты в некотором смысле носят объективный характер и обусловлены ограни ченными возможностями существующих систем создания
новых изделий.
2. Конструктивно-технологические недостатки, вызываемые
небрежностью в работе конструктора, технолога, рабочего
5.
(причины субъективного характера), составляют определен ную долю в общем количестве дефектов. Однако они не являются определяющими в решении общей проб лемы качества.
3. Чтобы не допустить изделие в производство и массовую эксплуатацию с уровнем качества ниже заданного, необходи мо так изменить систему создания изделий, чтобы субъектив ные причины, отрицательно действующие на качество изде лий, практически исключить, а нежелательное действие объ ективных причин свести к минимуму.
1 -■ |
L------------------- |
___________________________ ї |
ї |
і |
_ |
||
' |
U |
Hl |
IY |
Y |
Vl |
ѵц |
В |
Рис. 1. Интенсивность выявления дефектов изделия до и после внедрения системы КАНАРСПИ:
кривая А — интенсивность выявления дефектов после внедрения систе мы; кривая Б — интенсивность выявления отказов до внедрения систе мы; шкала А — методы выявления дефектов после внедрения системы: О — заводские и государственные испытания опытного образца, /— про работка чертежей на предприятии, 2 — отработка чертежей на плазах, увязка, уточнение основных трасс, предварительное панелирование, 3 — отработка систем на действующих плаз-стендах, 4 — ресурсные испыта
ния узлов, элементов, |
систем в |
лабораторных |
условиях, 5 — конструк |
||
тивно-технологическая |
отработка |
систем |
на эталонном изделии, 6 — ре |
||
сурсные испытания систем на эталонном |
изделии, |
7 — выявление не |
|||
достатков в процессе |
общей сборки, 8 — отработка |
систем на стендах, |
|||
9 — отработка систем |
на собранном изделии на |
заключительной стадии |
производства; шкала Б — методы выявления дефектов до внедрения сис темы: 0 — заводские и государственные испытания опытного изделия, 1 — проработка чертежей на предприятии, 2 — выявление недостатков в процессе сборки. 3 — проверка изделия на функционирование на стендах, 4— испытания изделия на заводе; шкала В — этапы подготовки к про изводству и производство изделий: /— передача чертежей в произвол отво, // — разработка технологии изготовления оснастки, И/ — изготов ление деталей изделия, /V —сборка агрегатов и узлов, V — общая сбор
ка изделия, Vl— стендовые |
испытания изделия, VII — отработка изде |
лия в |
натурных условиях |
6
Система КАНАРСПИ сориентировала предприятия на по иск таких организационно-технических и инженерных реше ний, которые бы обеспечивали на каждом этапе создания из делия максимум вероятности того, что с первых промышлен ных образцов изделие будет иметь заданное качество.
Из рис. 1 видно, что интенсивность выявления возможных дефектов резко возросла в период конструирования и подго товки производства, в результате чего количество конструк тивно-технологических дефектов, выявляемых в эксплуатации первых изделий, сократилось более чем вдвое.
Система КАНАРСПИ позволила на ряде предприятий:
сократить сроки доводки новых изделий до заданного уровня качества в 2—3 раза;
повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5—2 раза; увеличить ресурс изделия в 2 раза; снизить трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ
в 1,3—2 раза.
Эта система нашла применение во многих отраслях про
мышленности. Ее развитие с учетом |
отраслевых особенно |
|
стей предприятия таит в себе большие возможности. |
|
|
Система КАНАРСПИ получила |
признание прежде всего |
|
как система, способная в условиях |
частой смены |
объекта |
производства поддерживать предприятие в состоянии |
посто |
янной готовности к безостановочному переходу на серийный или массовый выпуск более совершенной техники с заданным уровнем качества с первых промышленных образцов.
Характерными особенностями системы КАНАРСПИ явля ются:
комплексность решения задач обеспечения качества вы пускаемых изделий;
поисковый характер системы, обусловливающий всемерное развитие исследований, направленных на повышение качест
ва, и, в связи с этим, развитие конструктивных, технологиче ских и испытательных служб предприятий;
организация работ по получению объективной и своевре
менной информации о качестве выпускаемых изделий;
интенсивное использование периода подготовки производ ства для выявления и устранения причин, снижающих каче
ство изделий, проведение конструктивно-технологической от работки в процессе создания серийного образца;
активное участие предприятия-изготовителя и эксплуати рующих организаций в совершенствовании конструкции изде лия и повышения технологического уровня его эксплуатации;
широкое использование принципов комплексной стандар тизации при решении задач системы;
7
о
CQ
О
CQ
со
S
о
CX
C
о га |
S CD |
|
X |
ао |
а |
м |
||
ф |
о о |
|
X |
||
<D |
CD |
си |
C |
σ, |
|
|
|
tí |
CXCD |
X |
|
X X га |
X |
|
tʧ |
|
КАНАРСПИ |
|
V |
га |
S |
≡ ς X га |
|
X |
о |
|
|||
X |
о |
CD |
о X н |
о |
га |
га |
га |
|
||
CQ |
о X |
F- |
Cu CD |
CJ |
га |
а со |
га |
|
||
X <D |
X |
CJ H Д' о |
га |
га |
X |
fr- |
|
|||
CD |
S X о |
га |
í- |
о |
CJ |
|
||||
X X |
S CJ |
о |
га |
• S _Ф |
CL |
|
|
|||
|
|
X |
X |
|
|
X |
|
|
||
|
CD |
|
|
|
|
|
|
|
|
системы |
|
L- |
X |
X X |
|
|
|
|
|
||
|
CJ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
CD |
CD |
<D |
Q |
|
|
|
|
|
|
|
CU H X CU |
|
|
|
|
|
|
|||
|
о |
X |
C- |
|
|
|
|
|
|
2.Основные.Риснаправления |
|
Q- |
O X |
|
|
|
|
|
|||
|
. С |
3 |
«=5 |
X |
|
|
|
|
|
|
|
CD |
X |
О |
CJ |
|
|
|
|
|
|
|
га |
|
|
|
|
|
|
|
X X
X CJ
8