Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 62
Скачиваний: 0
28,5 млрд. руб. (в неизменных |
ценах), |
чю составляет |
|
по отношению к затратам |
на |
основные фонды просве |
|
темня этого года 175%.' |
Как |
видно, |
народнохозяйст |
венная рентабельность вложений в народное образова ние представляет собой довольно высокую величину и свидетельствует об эффективности народного образова
ния.
Различные многочисленные исследования советских и зарубежных экономистов свидетельствуют о том, что вложения средств в развитие сферы образования ха рактеризуются чрезвычайно высокой экономической эф фективностью. Так, каждый рубль, направленный в на шей стране на повышение уровня знаний, обеспечивал в последнее время дополнительный национальный до ход в размере 53,3 копенки ежегодно, в то время как 1 рубль капитальных затрат давал 36 копК
Следовательно, экономика народного образования дает возможность путем сопоставления затрат общест ва на народное образование с тем дополнительным приростом национального дохода, который возникает за счет этих затрат, установить экономическую эффек тивность народного образования. Л подсчет экономи ческой эффективности народного образования, осно ванный на выяснении разницы экономического эффекта, получаемого от труда квалифицированного рабочего и неквалифицированного с учетом заработной платы, подтверждает высокую народнохозяйственную рента бельность вложений в эту отрасль культурного строи тельства, т. к. затраты па народное образование обес печивают существенный прирост производительности общественного труда, что выражается в приросте на ционального дохода.
Советские экономисты, начиная с С. Г. Струмилипа и др., провели различные исследования, сопоставляя заработную плату и производительность труда различ ных категорий трудящихся, учитывая неодинаковый уровень их образования и профессиональной квалифика ции. Анализ их исследований приводит к выводу, что
школьное |
обучение дает рабочему значительно больше, |
|
1 В. Л. |
Ж а м и п. Экономика образования (вопросы теории и |
|
практики). |
М., |
«Просвещение», 1969, стр. 313, |
- « П ращ а» |
та 24 мая 1969 г. |
17 J
чем столь же продолжительная npaKi пческая работа неиосредстненио па производстве. Чем выше образо вательный уровень, тем выше способность молодежи ра ботать на разнотипном оборудовании, выполнять смеж ные оиерапип, внедрять алименты научной организации производства на своем рабочем месте, давать больше изобретений и рационализаторских предложений, ус пешно внедрят!) их и достижения пауки п техники is про
изводство, участвовать |
в творческих организациях и |
г. д. У рабочих с более |
высоким уровнем образования |
и культуры во много раз меньше потерь рабочего вре мени, фактов простоев машин, поломок оборудовл пия и инструмента, объем брака.
Так. итоги обследований, проведенных Проблемной лабораторией социально-экономических исследований в области народного образования Московского государ ственного педагогического института имени ,Пепина на московских заводах «Динамо», имени Владимира Иль ича Денина, на Харьковском тракторном заводе имени С Орджоникидзе подтверждают активность влияния об щего образования на повышение квалификационного уровня рабочихИсследования показали, что у большин ства рабочих, проходивших обследования, процент выполнения нормы выработки увеличивается пропорцио
нально |
повышению |
их образования. Выполнения смен- |
||
I ого |
задания слесарями-инструмснталыцпкамн |
IV раз |
||
ряда |
с |
5-летним |
стажем, закончившими 8 |
классов |
средней школы, на 35% больше, чем рабочими с 5-клас
сным образованием. |
Показатели нормы выработ |
ки рабочих, имеющих |
полное среднее образованно, |
превышают на 25% нормы выработки рабочих, обладаю щих знаниями в объеме 8 классов. У етаночииков-пп- етрументалыциков такой же квалификации и е тем же стажем работы возрастание норм выработки находится
в пределах 15—20%. В группе |
наладчиков |
III разряда |
|
со стажем работы 1 года рабочие, |
имеющие |
10-класеное |
|
образование, выполняют норму |
па |
25- - 30‘/о |
выше, чем |
рабочие, имеюшие образование в объеме а классов.
Влияние образовательного фактора на эффектив ность труда рабочих подтверждается также обследова нием, проведенным социологической лабораторией Че лябинского педагогического института, которое показало, что последовательный рост уровня общего образо-
171
ишин рабочих на один класс средней школы означает
рост |
производительности треда |
в машиностроении в |
|
среднем на 1,5 2%, в черной металлургии — на |
0,4— |
||
0,7, |
в легкой промышленности - |
Mia 1,5- 2,2%• В |
част |
ности, по их данным, с повышением образовательного уровня рабочих снижается количество поломок инстру мента.
Уровень общеобразовательной подготовки рабочих сказывается и на времени, которое они затрачивают па освоение новых видов работ. Например, каждый класс общеобразовательной подготовки (с б-го по 10-й) ус коряет освоение новых видов работ в среднем па 50%. Кроме того, обследование, проведенное среди слссарелнпсту.менталыцпков, показывает, что рабочий с 10-клас сным образованием на повышение одного тарифного разряда затрачивает почти в 5 раз меньше времени, чем рабочий с 5 6 классным образованием.
Все что свидетельствует о том, что образование яв ляется важным фактором в развитии экономики, а ква лификация является ее функцией.
Как же определить зависимость многообразной твор ческой активности работников от уровня их образова ния? В основном это делается путем выборочных об следований. Нашими экономистами по материалам та ких обследований разработана методика определения эффективности образования отдельных рабочих и про изводственных коллективов. Создана система аналити ческих таблиц и анкет индивидуального заполнения, которые позволяют судить, с одной стороны, об эффек тивности труда работников, имеющих различный уро вень образования, с другой стороны -о рентабельно сти основных каналов подготовки квалифицированных кадров (средних школ, профессионально-технических училищ и индивидуально-бригадного ученичества не посредственно па предприятиях). Методикой обследо вания предусматривается группировка работников но признакам однородности и сложности труда, характе рам применяемого оборудования и инструмента, возраст ных особенностей и производственного стажа.
На основе имеющейся первичной документации на производстве составляются характеристики техникоэкономических показателей труда по каждой группе в зависимости от общеобразовательного уровня обследу
172
емых, а с помощью экспертных оценок устанавливает ся комплекс показателей их творческой активности. Выборочное обследование дает возможность определить эффективность подготовки кадров отдельных профес сий по отраслям народного хозяйства. Выше указанную методику с учетом определенных особенностей пашей республики мы применили в данной работе.
Влияние образовательного уровня на рост произво дительности труда можно показать па материалах мно гих предприятий Таджикистана, иаиримеп. Душанбин ского текстильного комбината. Анализ данных опроса 108 прядильщиц комбината по образовательному уров ню, норме выработки и заработной плате показал сле дующее: образовательный уровень этих работниц 8, 3 кл. (все они окончили ПТУ № 28), средняя произво
дительность труда— 109,0%- Производительность тру да в зависимости от роста образовательного уровня исследуемой группы работниц растет: I группа - (об разование 6—7 классов) дает норму выработки, равную 107,2% (в среднем); И группа (с образованием 8—9 кл-)
— 108,3%, |
третья |
группа ( с образованием 10—1! |
кл.) |
|||
— 110,9%. |
Самая |
высокая производительность |
труда - |
|||
у работниц с образованием |
10—11 |
классов |
(а |
на |
||
комбинате основная масса работниц' |
с образованием |
|||||
7—8 кл.). |
|
|
группы |
работниц, |
име |
|
Были сопоставлены данные |
ющих профессионально-техническое образование (срок обучения был равен 1 год 2 мес.), с данными других
работниц, имеющих |
более |
высокий образовательный |
||
уровень -8,4 кл., с большим |
производственным стажем, |
|||
прошедших |
обучение при комбинате |
(от 3 до 6 мес.). |
||
1 я группа |
(т. е. 108 чел.) выполняет |
работу (в пормо- |
||
чаеах)— на |
109,0°% |
а И группа--на |
108,0%. |
Иллюстрацию эффективности народного образования лают и следующие расчеты: сумма общей среднемесяч ной "зарплаты 108 рабочих— выпускников ГГГУ До 28 составляет 12460 руб.; па каждые 100 руб. ими созда но 88 руб. прибавочного продукта, что в общей сумме составило 10965 руб. Рабочие с образованием профес сионально-техническим имеют более высокие показате ли по производительности труда, создают больший объем части национального дохода, за короткий срок окупают затраты па их обучение.
173