Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

28,5 млрд. руб. (в неизменных

ценах),

чю составляет

по отношению к затратам

на

основные фонды просве

темня этого года 175%.'

Как

видно,

народнохозяйст­

венная рентабельность вложений в народное образова­ ние представляет собой довольно высокую величину и свидетельствует об эффективности народного образова­

ния.

Различные многочисленные исследования советских и зарубежных экономистов свидетельствуют о том, что вложения средств в развитие сферы образования ха­ рактеризуются чрезвычайно высокой экономической эф­ фективностью. Так, каждый рубль, направленный в на­ шей стране на повышение уровня знаний, обеспечивал в последнее время дополнительный национальный до­ ход в размере 53,3 копенки ежегодно, в то время как 1 рубль капитальных затрат давал 36 копК

Следовательно, экономика народного образования дает возможность путем сопоставления затрат общест­ ва на народное образование с тем дополнительным приростом национального дохода, который возникает за счет этих затрат, установить экономическую эффек­ тивность народного образования. Л подсчет экономи­ ческой эффективности народного образования, осно­ ванный на выяснении разницы экономического эффекта, получаемого от труда квалифицированного рабочего и неквалифицированного с учетом заработной платы, подтверждает высокую народнохозяйственную рента­ бельность вложений в эту отрасль культурного строи­ тельства, т. к. затраты па народное образование обес­ печивают существенный прирост производительности общественного труда, что выражается в приросте на­ ционального дохода.

Советские экономисты, начиная с С. Г. Струмилипа и др., провели различные исследования, сопоставляя заработную плату и производительность труда различ­ ных категорий трудящихся, учитывая неодинаковый уровень их образования и профессиональной квалифика­ ции. Анализ их исследований приводит к выводу, что

школьное

обучение дает рабочему значительно больше,

1 В. Л.

Ж а м и п. Экономика образования (вопросы теории и

практики).

М.,

«Просвещение», 1969, стр. 313,

- « П ращ а»

та 24 мая 1969 г.

17 J



чем столь же продолжительная npaKi пческая работа неиосредстненио па производстве. Чем выше образо­ вательный уровень, тем выше способность молодежи ра­ ботать на разнотипном оборудовании, выполнять смеж­ ные оиерапип, внедрять алименты научной организации производства на своем рабочем месте, давать больше изобретений и рационализаторских предложений, ус­ пешно внедрят!) их и достижения пауки п техники is про­

изводство, участвовать

в творческих организациях и

г. д. У рабочих с более

высоким уровнем образования

и культуры во много раз меньше потерь рабочего вре­ мени, фактов простоев машин, поломок оборудовл пия и инструмента, объем брака.

Так. итоги обследований, проведенных Проблемной лабораторией социально-экономических исследований в области народного образования Московского государ­ ственного педагогического института имени ,Пепина на московских заводах «Динамо», имени Владимира Иль­ ича Денина, на Харьковском тракторном заводе имени С Орджоникидзе подтверждают активность влияния об­ щего образования на повышение квалификационного уровня рабочихИсследования показали, что у большин­ ства рабочих, проходивших обследования, процент выполнения нормы выработки увеличивается пропорцио­

нально

повышению

их образования. Выполнения смен-

I ого

задания слесарями-инструмснталыцпкамн

IV раз­

ряда

с

5-летним

стажем, закончившими 8

классов

средней школы, на 35% больше, чем рабочими с 5-клас­

сным образованием.

Показатели нормы выработ­

ки рабочих, имеющих

полное среднее образованно,

превышают на 25% нормы выработки рабочих, обладаю­ щих знаниями в объеме 8 классов. У етаночииков-пп- етрументалыциков такой же квалификации и е тем же стажем работы возрастание норм выработки находится

в пределах 15—20%. В группе

наладчиков

III разряда

со стажем работы 1 года рабочие,

имеющие

10-класеное

образование, выполняют норму

па

25- - 30‘/о

выше, чем

рабочие, имеюшие образование в объеме а классов.

Влияние образовательного фактора на эффектив­ ность труда рабочих подтверждается также обследова­ нием, проведенным социологической лабораторией Че­ лябинского педагогического института, которое показало, что последовательный рост уровня общего образо-

171


ишин рабочих на один класс средней школы означает

рост

производительности треда

в машиностроении в

среднем на 1,5 2%, в черной металлургии — на

0,4—

0,7,

в легкой промышленности -

Mia 1,5- 2,2%• В

част­

ности, по их данным, с повышением образовательного уровня рабочих снижается количество поломок инстру­ мента.

Уровень общеобразовательной подготовки рабочих сказывается и на времени, которое они затрачивают па освоение новых видов работ. Например, каждый класс общеобразовательной подготовки (с б-го по 10-й) ус­ коряет освоение новых видов работ в среднем па 50%. Кроме того, обследование, проведенное среди слссарелнпсту.менталыцпков, показывает, что рабочий с 10-клас­ сным образованием на повышение одного тарифного разряда затрачивает почти в 5 раз меньше времени, чем рабочий с 5 6 классным образованием.

Все что свидетельствует о том, что образование яв­ ляется важным фактором в развитии экономики, а ква­ лификация является ее функцией.

Как же определить зависимость многообразной твор­ ческой активности работников от уровня их образова­ ния? В основном это делается путем выборочных об­ следований. Нашими экономистами по материалам та­ ких обследований разработана методика определения эффективности образования отдельных рабочих и про­ изводственных коллективов. Создана система аналити­ ческих таблиц и анкет индивидуального заполнения, которые позволяют судить, с одной стороны, об эффек­ тивности труда работников, имеющих различный уро­ вень образования, с другой стороны -о рентабельно­ сти основных каналов подготовки квалифицированных кадров (средних школ, профессионально-технических училищ и индивидуально-бригадного ученичества не­ посредственно па предприятиях). Методикой обследо­ вания предусматривается группировка работников но признакам однородности и сложности труда, характе­ рам применяемого оборудования и инструмента, возраст­ ных особенностей и производственного стажа.

На основе имеющейся первичной документации на производстве составляются характеристики техникоэкономических показателей труда по каждой группе в зависимости от общеобразовательного уровня обследу­

172


емых, а с помощью экспертных оценок устанавливает­ ся комплекс показателей их творческой активности. Выборочное обследование дает возможность определить эффективность подготовки кадров отдельных профес­ сий по отраслям народного хозяйства. Выше указанную методику с учетом определенных особенностей пашей республики мы применили в данной работе.

Влияние образовательного уровня на рост произво­ дительности труда можно показать па материалах мно­ гих предприятий Таджикистана, иаиримеп. Душанбин­ ского текстильного комбината. Анализ данных опроса 108 прядильщиц комбината по образовательному уров­ ню, норме выработки и заработной плате показал сле­ дующее: образовательный уровень этих работниц 8, 3 кл. (все они окончили ПТУ № 28), средняя произво­

дительность труда— 109,0%- Производительность тру­ да в зависимости от роста образовательного уровня исследуемой группы работниц растет: I группа - (об­ разование 6—7 классов) дает норму выработки, равную 107,2% (в среднем); И группа (с образованием 8—9 кл-)

— 108,3%,

третья

группа ( с образованием 10—1!

кл.)

— 110,9%.

Самая

высокая производительность

труда -

у работниц с образованием

10—11

классов

на

комбинате основная масса работниц'

с образованием

7—8 кл.).

 

 

группы

работниц,

име­

Были сопоставлены данные

ющих профессионально-техническое образование (срок обучения был равен 1 год 2 мес.), с данными других

работниц, имеющих

более

высокий образовательный

уровень -8,4 кл., с большим

производственным стажем,

прошедших

обучение при комбинате

(от 3 до 6 мес.).

1 я группа

(т. е. 108 чел.) выполняет

работу (в пормо-

чаеах)— на

109,0°%

а И группа--на

108,0%.

Иллюстрацию эффективности народного образования лают и следующие расчеты: сумма общей среднемесяч­ ной "зарплаты 108 рабочих— выпускников ГГГУ До 28 составляет 12460 руб.; па каждые 100 руб. ими созда­ но 88 руб. прибавочного продукта, что в общей сумме составило 10965 руб. Рабочие с образованием профес­ сионально-техническим имеют более высокие показате­ ли по производительности труда, создают больший объем части национального дохода, за короткий срок окупают затраты па их обучение.

173