Файл: Салбиев, Х. Б. Вопросы повышения эффективности подготовки кадров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С каждым годом увеличиваются расходы государства па подготовку кадров в училищах. Если в 1967 г. на одного учащегося но городским „училищам затраты со­ ставили 583 руб., го в 1968 г.- -618 руб., а за счет бюд­

жета ото составило 528 руб. в 1967 г-,

548 руб. в 1968 г.

а за счет самоокупаемости — 55 руб.

и 69 руб.1 Об­

щие затраты на подготовку кадров по городским ПТУ выросли: в 1967 г. на 4,2 млн. руб., в 1968 г.—4,3 млн. руб.

Растут и доходы

но городским училищам;

в 1968 г-

они выросли но

сравнению с 1967 г. на 197

тыс.

руб.

Сопоставляя доходы по ПТУ с общими затратами

(вы­

читая гемму, выплаченную учащимися из доходов), по­ лучили следующие данные: в 1967 г. сумма доходов составила 22,-1% затрат на подготовку кадров но го­ родским ПТУ, а в 1968 г. уже 26,4%.2 Все это сви­ детельствует об эффективности профессионально-техни­ ческого образования.

Уровень квалификации работников производства оказывает большое влияние на динамику национально­ го дохода и производительность труда. Так. из общей суммы национального дохода, созданного в промышлен­ ности Таджикской ССР в 1965 г., часть его за счет повышения квалификации составила около 1/3 этой суммы, а из общей суммы, созданной во всех отраслях народного хозяйства республики, эга часть составила i выше 1/4.:’

Экономическое значение повышения квалификации работников состоит в создании большей стоимости слож­ ным (квалифицированным) трудом но'сравнению с простым, что обеспечивает рост производительности груда и. соответственно, национального дохода.

Высокую эффективность затрат на народное обра зование в Таджикистане можно показать и путем со­ поставления эффективности повышения квалификации

1 Увеличение затры

в 1968 г, произошло

за

счет введении

общего образования и

профтехучилищах Л® 1

и

40 (отдельные

группы).

 

 

 

2 Расчеты сделаны но данным Государственного комитета по

профессионально-техническому

образованию при Совете Минист­

ров Таджикской ССР. И. Ф.

Нощнхес. Изменения качественною

состава рабочей силы под влиянием технического прогресса. Душанбе, 1969. стр. 18.

2 Там же, стр. 19.

ЬЧ


работником с затратами бюджета иа основные непро­ изводственные фонды, т. е. подученного показателя до­ хода в 1965 году с бюджетными затратами республики на социально-культурные мероприятия, на просвеще­ ние, на подготовку кадров.1 Превышение дохода над затратами бюджета на социально-культурные мероприя­ тия составило 49,4%, над затратами на просвещение

149.3%, а над затратами на подготовку кадров

1295,7%.

Высокую народно-хозяйственную рентабельность вложений в народное образование можно видеть и па сравнении текущих затрат бюджета республики па ос­ новные непроизводственные фонды с суммой прироста национального дохода, прироста, который окунал за­ траты на эти фонды почти па 2/3 его суммы.

Вместе с тем следует отметить, что с I960 но 1905 гг. темпы роста затрат на подготовку кадров в целом но республике были ниже, чем па увеличение основных производственных фондов и капитальное строительство. Таю за этот период основные производственные фонды

республики

увеличились в 1,8 раза,

капитальные вло­

жения в 2 раза, а "затраты

на

подготовку кадров (н

целом) — в

1,5 раза, затраты

па

профессиональную

подготовку

рабочих кадров-

в

Ь8

раза,- Это привело

к нарушению соответствия между развитием матери­ ально-технической базы производства и обеспечением производства соответствующими квалифицированными кадрами. Это несоответствие за восьмую и первые го­ ды девятой пятилетки постепенно ликвидируется.

Результаты всех наших расчетов продемонстриро­ вали высокую эффективность народного образования на примере Таджикистана - ранее отсталой окраины царской России, которая, благодаря Советской власти, совершила резкий скачок от феодализма к социализму. Таджикистан успешно вносит свой вклад в создание

.материально-технической базы коммунизма, что 'было отмечено в Постановлении Ш< КПСС. «О работе ПК

Компартии

Таджикистана

по

выполнению

решений12

1

Данные по

бюджету приводятся

по статежегоднпку м р ,, Н|Л.

пое

хозяйство Таджикской ССР в 1965 г.», стр. 275.

 

2

Статистический ежегодник

«Народное хозяйство

Таджикской

ССР

в 1965 г.»,

Дхшанбе, «Статистика», 1966, стр. 145.

148, 27.'i.


XXIII съезда КПСС»1, а также в Постановлении ЦК КПСС «О подготовке к 50-летию образования СССР»12 п в Постановлении ЦК Компартии Таджикистана «О пятидесятилетии образования Таджикской ССР и Ком­ мунистической партии Таджикистана».3

Выше в работе мы касались ряда упущений, имею­ щих место при учете образовательного уровня рабочих, их квалификации, тарификации рабочих в тарифноквалификационных справочниках, высказали и свои предложения, но недооценка вопросов эффективности народного образования имеет место н в решении дру­ гих вопросов.

Задачи, поставленные Программой КПСС, решени­ ями X.XIV съезда партии, требуют усиления внимания к вопросам повышения эффективности народного обра­ зования. Современные условия диктуют необходимость более глубокого обобщения опыта и разработки меро­ приятий в деле эффективной и качественной подготов кн кадров для народного хозяйства.

Для дальнейшего развития повой отрасли экономи­ ки .экономики народного образования требуется еди­ ная совершенная методика исследования, пользуясь ко­ торой можно было бы получить более точные расчеты эффективности затрат па народное образование в сфе­ рах материального производства и обслуживания, на науку и культуру. Следовало бы объединить усилия уче­ ных, работников вузов и других учреждений и органи­ заций, работающих в этой области, для разработки та­ кой методики. Было бы крайне полезно организовать в республике лабораторию по изучению эффективности народного образования.

Назрела необходимость ввести в педагогических институтах самостоятельный курс -- «Экономика народ­ ного образования», взяв за основу работу В. Л. Жамина «Экономика образования».

Говоря об эффективности

народного

образования,

нужно обратить внимание па

вопрос о

наполняемости

классов в общеобразовательных школах,

доходящей до

40 человек в I—8 классах

и до 35 чел. в старших клас-

1

« К о м м у н и с т Т а д ж и к и с т а н а »

з а 8 я н в а р я 1969 г.

2

«Экономическая газета» №

9, февраль, 1972 г., стр. 3—5.

'•

«Вечерний Душанбе» за 16

июля 1973 г.

.6


слх. Это не может не сказываться отрицательно на ка­ честве обучения школьников и, в конечном счете, в бу­ дущем па качестве подготовки молодых специалистов, на результатах эффективности народного образования.

Повышение качества обучения в общеобразователь­ ных школах и подготовка на этой базе высококвали­ фицированных специалистов обеспечат большую отдачу ■ повышение эффективности производства, рост произ­ водительности труда будущих работников.

Нуждается в улучшении подготовка п переподготов­ ка кадров мастеров профессионально технических учи­ лищ, мастеров в учебных цехах на предприятиях, в учебных комбинатах, преподавателей по труду. Кстати,

проводившуюся

ранее практику Душанбинским госпед-

п псти-тутом им.

Т. Г. Шевченко по переподготовке пре­

подавателей по труду, следовало бы продолжить и рас­ пространить.

В республике проведена и проводится большая ра­ бота по планированию подготовки кадров, ведется разработка расчетного баланса труда квалифицирован­ ных рабочих кадров па перспективу с учетом влияния научно-технического прогресса па профессионально-ква­ лификационный состав рабочих и содержание их труда. Но пока еще отсутствует и единый перспективный план

подготовки кадров

по профессиям и специальностям

для всех отраслей

народного хозяйства.

Перспективное планирование подготовки квалифи­ цированных рабочих кадров и высококвалифицирован­ ных специалистов нуждается в некоторых организацион­ ных мероприятиях. В настоящее время планирование подготовки рабочих кадров различных звеньев квали­ фикации при Госплане Таджикской ССР сосредоточено не в одном, а в разных отделах Госплана. Так, вопро­ сами планирования подготовки новых рабочих кадров и повышения их квалификации через систему профессио­ нально-технического образования занимается отдел труда, зарплаты и трудовых ресурсов, а вопросами пла­ нирования подготовки специалистов со средним специ­ альным и высшим образованием, а также вопросами планирования средней общеобразовательной школы и вечерних школ рабочей молодежи занимается отдел науки, культуры и здравоохранения.

177


Требуется внести некоторые изменения и в систему отчетности о подготовке кадров всех видов и высоко­ квалифицированных специалистов, сосредоточив это в одном отделе ЦСУ Таджикской ССР.

Решение затронутых вопросов, несомненно, будет спо­ собствовать повышению общеобразовательной и совер­ шенствованию профессионально-технической подготов­ ки рабочих кадров, улучшению качества их обучения, повышению их квалификационного уровня, росту эф­ фективности народного образования, а в целом окажет значительное влияние на формирование работника но­ вого типа.

 

 

 

с о д е р ж а н и е

 

 

 

 

 

 

Предисловие

.

.

.

 

.

............................................;i

Глава I.

Научно-техническая

революция и ес социально-

 

 

экономические

последствия . . . .

.

5

Глава II.

 

Важнейшие изменении профессионального и ква­

 

 

лификационного

состава рабочей

силы

 

.

5-1

§

1.

Сдвиги

в

профессиональной

структуре

рабо­

 

 

чей

силы

 

.

 

 

.

. . . .

.

55

§ 2.

Изгаепения

квалификационной структуры

рабо­

 

 

чей

силы

 

.

 

.

 

.................................. Яр

Глава III.

 

Повышение

общеобразовательного

 

уровня

и

со­

 

 

вершенствование

профессионально-технической

 

 

подготовки рабочих

кадров ..................................

 

 

 

 

 

[04

§

1.

Роль

общеобразовательной,

средней

специаль­

 

 

ной

и высшей

школ

в подготовке

квалифици­

 

 

рованных рабочих кадров и высококвалифици­

 

 

рованных

с п е ц и а л и с т о в .....................................

 

 

 

 

 

ЮН

§

2.

Подготовка

квалифицированных .

рабочих

кад­

 

ров в системе профессионально-технического об­

 

 

разования и на предприятиях, повышение их

 

 

квалификации .

.

.

 

 

. .

.

150

§ 3.

Экономика

народного

образования

н

се

эко­

 

номическая

эффективность .

.

 

.

 

,

.100