Файл: Никольская, В. В. О естественных тенденциях развития физико-географических провинций юга Дальнего Востока [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 57

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О к о н ч а н и е т а б л . 1

Глубина взятия образна (см) и номер образца

Состав пыльцы и спор

 

10

20

30

40

50

60

70

90

но

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

R anunculaceae.................

2

2

1

_

1

_

_

1

1

1

Valerianaceae.....................

7

44

22

1

6

3

1

L ab iatae..............................

3

Chenopodiaceae.................

1

R u b ia c ea e ..........................

3

8

2

5

9 —

+

“Ь +

+

Неопределенные . . . .

18

14

5

8

9

3

1

3

9

17

Споры

7

2

2

6

1

5

4

11

7

Bryales..................................

Sphagnales.........................

1

Н"

4

E quisetaceae.....................

3

7

2

Polypodiaceae.....................

77

49

56

59

62

78

60

75

79

82

Ophyoglosum .....................

+

45

11

34

20

7

22

1

+

Lycopodiaceae .................

11

3

13

4

10

14

6

13

10

11

Lycopodium alpinum . . .

+

+

+

+

+

_L

+

L. clavatum .....................

' +

+

 

+

+

+

L. complanatum.................

+

+

_L.

+

+

- 0

+

L. s e la g o .............................

— —

-1-

+

+

+

L. sp.......................................

+

+

+

~Т~

+

Selaginella selaginoides. .

2

3

18

2

1

 

Пресноводная мпкрофа-

 

 

 

 

 

 

 

 

у н а ..................................

+

+

+

+

+

+

+

П р и м е ч а н и е . В табл.

1—10 знаком +

отмечена встречаемость пыльцы

менее

1%. Сноска * означает, что в образцах № 9 и 10 возможно

присутствие

пыльцы бам­

бука курильского (Sasa hurilensis).

 

 

 

 

 

 

 

 

ладаниеи Р. koraiensis. Вследствие большой летучести пыльцы сосны помимо указанных видов в отложениях Парамуяшра мож­ но ожидать наличие других ее видов. Она может быть занесена на этот остров не только с территории СССР, но также из Америки и Японии. По обилию пыльцы подрода Haploxylon (Pinus pumila и Р. koraiensis) нижняя часть диаграммы имеет общие черты с южно­ приморским типом диаграмм (Кац и др., 1961). В первой фазе наибольшее разнообразие пыльцы широколиственных пород, прав­ да, представленное единичными зернами. В ее составе отмечены приморские теплолюбивые породы: Juglans, Carpinus, Tilia и Quercus. В травяном покрове почти в равных количествах присут­ ствует пыльца осоковых, злаковых и разнотравья. К концу фазы увеличивается роль вересковых. Среди споровых растений, как и по всему разрезу, преобладают виды Polypodiaceae. Споры плау­ нов составляют 6 —13 %. Они принадлежат главным образом одно­ му виду — Lycopodium selago, который может встречаться как в лесах, так в лесотундре, и в тундре. Другие виды плаунов (Ly­ copodium alpinum, L. clavatum и L. complanatum), споры которых встречены в горизонтах первой фазы, также имеют широкую кли­ матическую и экологическую амплитуду, лишь L. complanatum более типичен для лесов.

54


Общий состав пьльцы и спор

Пыльца д р ев есн ы х п ород

./ыльца /прав

, _ С п о р ь -

а куст арничков

Рис. S. Разрез и пыльцевая диаграмма низкой (1 м над урезом воды) озерной террасы безымянного озера в районе пос. Саушкино, в 10 км к северо-западу от Ссверо-Курпльска.

I — IV (Здесь и на рис. 9—14) — фазы изменения спорово-пыльцевых спектров. 1 — дернина с крупными корнями и войлоком; 2 — мелкозернистые суглинистые пески; з —мелкозернистые пески с суглинистыми линзами и крупными корнями растений; 4 — сред­ незернистые пески с мелкими железистыми конкрециями; 5 — среднезернпстые пески с железистыми потеками; в — мелкозерни­ стые суглинистые пески е многими тонкими горизонтальными торфянистыми прослоями; 7 — горизонт грунтовых вод; 8— пыльца древесных пород; 9 — пыльца трав и кустарничков; ю — споры; 11 — пыльца сосен; 12—ели; 13 — пихты; 14 — лиственницы; 15 — стланика; 16 — березы; 17 — ольхи; 18 — широколиственных пород; 19 — злаков; 20 —осок; 21 — вересковых; 22 — разпотравья; 23 — полыней; 24 — маревых; 25 — споры зеленых мхов; 26 — сфагновых мхов; 27 —папоротников; 28 — плаунов; 29 — хво­

щей.

К концу фазы появляются Sphagnum и Selaginella selaginoides.

I фаза из всего разреза наиболее теплая, на что показывает разнообразие широколиственных пород, присутствие среди них видов, свойственных Южному Сахалину и Приморью, а также пониженная роль в растительном покрове этой фазы Р. pumila.

Нами была сделана попытка выяснить, произрастал ли в эту наиболее теплую фазу на Парамуншре бамбук курильский, кото­ рый в настоящее время встречается на Сахалине и на Южных Курильских островах. Сопоставление ископаемой пыльцы злаков из двух нижних образцов разреза с рецептной пыльцой Sam киrilensis из коллекции Дальневосточного биолого-почвенного инсти­ тута ДВНЦ ЛИ СССР показало их тождество как по размерам, так и но форме пыльцевых зерен. Это дает основание допустить, что курильский бамбук на Парамуншре произрастал в начале голоцена.

Следует отметить, что пыльцевые зерна семейства злаковых очень однообразны по своей морфологии ,и величине. Они имеют сфероидальную или слегка овальную форму и одну проростковую пору. Принято считать, что пыльца культурных злаков обла­ дает наибольшими размерами; при анализах она может быть отде­ лена от пыльцы дикорастущих злаков по этому признаку (Фе­ дорова, 1959)1.

II фаза (образцы № 7, G, 5) характеризуется общим составом пыльцы и спор, показывающим наличие ландшафтов такого же типа, как и в первой фазе. Вверху отложений этой фазы наблю­ дается увеличение роли ольхи (до 20% от суммы пыльцы дре­ весных пород). В небольшом количестве отмечена пыльца пихты и ели и широколиственных пород. Последние исчезают в конце фазы. Основная пыльца принадлежит нс только Р. pumila, но, как и в первой фазе, также другим видам. Постоянно встречается

лиственница.

Выделение второй фазы основано на изменении в составе тра­ вянистых растений, где в отличие от первой фазы отмечается обилие осок и злаков за счет сокращения разнотравья и вереско­ вых. Из споровых растений обычен L. alpinum, в большем коли­ честве, чем когда-либо, встречаются хвощи.

В сравнении с первой фазой вторая показывает изменение климата в сторону увеличения увлажненности, а к концу фазы

ипохолодание.

ВIII фазе (образцы № 4, 3, 2) в общем составе пыльцы и спор

преобладает пыльца древесных пород. Однако их состав не го­

1 Пыльцевые зерна бамбука курильского из-за своих крупных размеров могут быть приняты за таковые культурных злаков при их совместной встре­ чаемости в ископаемом состоянии. Они имеют наибольшее сходство с пыль­ цевыми зернами пшеницы (Triticum), но различаются по устройству апер­ туры — важному диагностическому признаку. Собранная рецептная пыльца бамбука имела разпые по величине пыльцевые зерна, наиболее крупные из них составляют наибольший процент.

58


ворит о распространении лесных ландшафтов. Наоборот, увели­ чение роли Р. pumila можно рассматривать как результат еще более сильного похолодания, не способствовавшего развитию лес­ ных формации.

В горах в результате развития снежников понижалась гра­ ница распространения пояса кедрового стланика, и он расселял­ ся по нижним частям склонов. На похолодание и большую влаж­ ность указывает также максимальное распространение Selaginella selaginoides.

Пыльца широколиственных пород здесь отсутствует, лишь единично отмечена пыльца вяза (Ulmus proplnqua).

К IV фазе (образец № 1) отнесены спектры поверхностного слоя почвы, где общий состав пыльцы и спор показывает абсо­ лютное преобладание травянистых растений (73%), что отражает существование здесь растительных ландшафтов подобных сущест­ вующим в тундровой зоне. Состав пыльцы древесных пород крайне беден. Здесь отмечены: Alnus, Pinus, Ulmus и Belula. В последнее время сильно сократилась роль Р. pumila за счет распростране­ ния Alnus kamtschatica.

Волыним разнообразием отличается состав пыльцы травянистых растений. Большинство из/ отмеченных растений относится к се­ мействам, распространенным в холодных или влажных условиях или свойственным сорным местам произрастания. Здесь наиболее обычны вересковые, злаки, зонтичные, полыни и другие слож­ ноцветные, щавели, крестоцветные и др. Среди споровых расте­ ний, как обычно, преобладают папоротники. Второе моего за­ нимают плауны (11,1)%), среди которых имеются умеренно тер­ мофильные виды и виды, свойственные более суровым условиям.

Таким образом, спорово-пыльцевой анализ поверхностного слоя почвы свидетельствует о наличии на Ларамушире растительности с кустарниковыми и травянистыми группировками и обилием растений заносного и сорного характера. Вероятно, это явля­ ется не только следствием естественных тенденций развития при­ родных условий, но и результатом деятельности человека.

Палинологические исследования показывают, что на Парамушире в течение всего голоцена существовали условия холодного и влажного климата. Однако в неизменной тенденции к все боль­ шему похолоданию и в развитии климатических условий могут быть выделены четыре фазы.

В первой фазе еще имелись условия для произрастания теп­ лолюбивых древесных породи наиболее благоприятной обстановке— в укрытиях. В последующие фазы они исчезают, более широко расселяется в растительном покрове Р. pumila, постоянно участ­ вует кустарничковая береза и Selaginella selaginoides.

Состав пыльцы и спор (см. табл. 1) голоценовых отложений Парамушира говорит о большом разнообразии климатических и экологических условий. Так, в первой фазе зарегистрированы встречаемость пыльцы Juglans, бамбука и споры сфагнума, пыль­ ца вересковых и кедрового стланика. Подобные сочетания имеются

57


и в других фазах. Объяснение этому может быть найдено в осо­ бенностях физико-географических условий острова. Горный рельеф острова создает высотную поясность ландшафтов. Несомненно, в растительном покрове сказывается экспозиция склонов и неоди­ наковое морское влияние на побережьях Тихого океана, Охот­ ского моря и проливов, а также имеет значение разная степень удаления территории от береговой линии.

Изменения в растительном покрове Парамушира связаны с при­ родными явлениями, охватившими значительные пространства Дальнего Востока. Это доказывается тем, что выделенные фазы голоценового развития природы Парамушира сопоставимы с та­ ковыми для Северного и Южного Сахалина (Пьявченко, 1954; Кулаков, Никольская, Федорова, 1970) и отчасти Камчатки (Нейштадт, Короткина, 1936; Нейштадт, 1936).

Сопоставление пыльцевых диаграмм Парамушира и Камчат­ ки — наиболее близко расположенной территории, весьма услов­ но, так как для Камчатки имеются определения только пыльцы древесных пород.

Между диаграммами торфяников восточного и западного побе­ режий Камчатки существует большое сходство в составе пыльцы (береза, ольха, ива, кедровый стланик) с явным преобладанием березы и тремя максимумами ольхи. М. И. Нейштадт (1952) отно­ сит пыльцевые диаграммы торфяных отложений Камчатки к кам­ чатскому березово-ольховому типу и датирует эти отложения следующим образом.

Отложения, леяшщие ниже III максимума (нижнего) ольхи, относятся к древнему голоцену; III максимум ольхи —к ран­ нему голоцену; II максимум ольхи —к среднему голоцену и I мак­ симум (верхний) ольхи — к позднему голоцену.

Пыльцевые диаграммы Парамушира и Камчатки относятся к разным типам. Их сближает только периодическое увеличение пыльцы ольхи, которое возникает трехкратно. Однако выясни­

лось, что по своему характеру

наши диаграммы тяготеют не к

более близкой для Парамушира

территории — п-ову

Камчатке,

а к более южному и далекому о.

Сахалину.

И. Пьяв­

Для голоценовых отложений Северного Сахалина Н.

ченко (1954), изучивший торфяные отложения, установил три фазы. В первую фазу, теплую и влажную, были распространены хвойные (ель и пихта) леса с березой и широколиственными по­ родами. В конце фазы появляется лиственница. Эта фаза, вероят­ но, соответствует первой фазе Парамушира, которая тоже была наиболее теплой. Как и на севере Сахалина, в конце этой фазы на Парамушире появляется лиственница, которая здесь исчезает в третьей фазе.

Во вторую фазу на севере Сахалина произошла смена расти­ тельных ландшафтов, показавшая, что климат стал суше и прох­ ладнее, с сильным похолоданием в середине фазы. Эта характе­ ристика совпадает с той, которая приводится для климата второй фазы Парамушира. В третью, последнюю, фазу климат на севере

58


Сахалина стал еще более влажным и прохладным. Настало наибо­ лее холодное время голоцена (Пьявченко, 1954).

На Итурупе анализу подвергалась низкая терраса на левом берегу речкн Горной, в 1 км от устья. Разрез выбран в древнем старичном понижении с пушицевым болотом на поверхности.

За пределами старичного понижения терраса вторично-луго­ вая. Луг сильно вытоптанный, разнотравный, влажный. В рас­ тительном покрове преобладают: клевер ползучий (Trifolium re­ pens L.), Черноголовка обыкновенная (Brunella vulgaris L.), ана-

фалис жемчужный (Anaphalis margaritaceae (L.) Benth. et Hook.),

полевица шероховатая (Agrostis hiemalis (Walt.) Britt.), ситник Фори (Juncus fauriensis Buch.) и лапчатка побегоносная (Poten- tilla stolonifera Lehrn.).

 

Глубина см

В разрезе обнажаются (сверху

 

впиз):

 

Дерновый горизонт: темно-корич­

 

невый суглинок с густой сетью

0,8

корней

Суглинок шоколадный, легкий

8—17

Суглинок фиолетово-шоколадный,

17—28

легкий

Суглинок зеленовато-серый, тя­

28—40

желый ............................................

Суглинок серо-коричневый, сред­

40—G4

ний ................................................

Суглинок желто-коричневый, тя­

64—85

желый . .........................................

Видимаяглубина обнажения

85 см.

Произведены спорово-пыльцевые анализы шести образцов. Пыльца и споры хорошей сохранности в исследованных отложениях обнаружены в изобилии. Общий состав пыльцы и спор (табл. 2, рис. 9) показывает, что во время накопления изученной толщи, как п в настоящее время, на Итурупе существовали лесные ланд­ шафты. Однако леса не имели сплошного распространения, были разреженными и чередовались с открытыми пространствами. Оби­ лие в спектрах пыльцы древесных пород и спор папоротников п плаунов наряду с относительно высоким содержанием пыльцы травянистых растений свидетельствует о парковом типе лесов и о существовании на острове высотной поясности.

Пыльца и споры растений в анализированных образцах очень разнообразны: представлены элементы разных природных зон — от субтропиков до лесотундры. Наряду с бамбуком курильским и орехом маньчжурским здесь отмечены сфагновые мхи. Комплекс пыльцы растений разных по экологии определяется горным релье­ фом с разнообразием экспозиций склонов, близостью действующих вулканов и моря, а также местными условиями — расположением разреза в долине реки. На протяжении всего разреза встречается пыльца гидрофильных растений, что говорит о наличии постоян­ ного избыточного увлажнения. В течение всего изученного отрез­ ка времени главными древесными породами в лесах Итурупа

59