Файл: Никольская, В. В. О естественных тенденциях развития физико-географических провинций юга Дальнего Востока [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

B e l u l a - З п .з .

Рис. 14. Разрезы и пыльцевые диаграммы озерпой поймы оз. Падали.

1 — дерновый горизонт; г — суглинок средний с конкрециями; з — суглинок тяжелый с редкими крупными конкрециями и щебен­ кой; 4 —щебенка, сцементированная суглинками; 5—щебенка с отдельными корнями и железистыми суглинками по корням; 6—пыльца дре­ весных пород; 7 — пыльца трав и кустарничков; 8 — споры; 9 — пыльца сссеи; Ю — лиственницы; 11 — ели; 12 — пихты; 13 — березы; 14 — ольхи; !,5 — ивы; 16 — широколиственных пород; П — пыльца злаке в; 18 — полыней; 19 — осок; 20 — маревых; 21 — разнотравья;

22 — споры зеленых мхов; 23 — сфагновых мхов; 24 — папоротников.

ные, преимущественно еловые с примесью пихты, березы и широ­ колиственных пород (Carpinus, Juglans, Quercus, Tilia, Ulmus, Fraxinus). Наличие пыльцы лещины свидетельствует о флори­ стических связях в ото время Нижнего Приамурья с югом При­ морья. Одновременно с признаками потепления отмечается обилие мхов — растений влажных местообитаний.

Как мы указывали, судя по общим закономерностям, выявлен­ ным в пыльцевых диаграммах из ближайших районов, в верхних горизонтах должно было бы отразиться развитие светлохвойных лесов. Однако в связи с перемывом в разрезе лишь намечается тенденция к развитию лесов этого типа.

Сопоставляя результаты анализов всех трех рассмотренных разрезов и современных ландшафтов, можно сделать следующие выводы.

1. На протяжении голоцена на всех участках бассейна в расти­ тельном покрове существовали не только леса, но и открытые пространства (луговые в разной степени остепненные).

2.Естественное развитие растительности подчинялось общим для всего бассейна климатическим изменениям. Во всех разрезах

сразной степенью четкости прослеяшвается смена относительно суровых климатических условий раннего голоцена на более мяг­ кие, благоприятные для развития широколиственных пород и остепнения в среднем голоцене, а также новая смена на более суровые современные условия в позднем голоцене.

3.Резкость смен нарастает с запада на восток. Так, на Нижнем Амуре в среднем голоцене особенно велико было разнообразие широколиственных пород, не отмечавшееся на Среднем Амуре, тогда как современный ландшафт Нижнего Приамурья, где в на­ стоящее время нет естественных степных группировок, отражает более суровые условия развития растительности, чем ландшафт

бассейна Среднего Амура.

4. Не выявленная для Сихотэ-Алиня тенденция возрастания суровости климата в разрезах бассейна Амура прослеживается достаточно четко.

Палеогеографический метод исследования развития равнинных физико-географических провинций

Для получения данных о тенденциях естественного развития палеогеографическим методом для восточной части Приханкайской равнины нами использован выполненный по просьбе архео­ лога А. П. Окладникова анализ верхней части разреза первой террасы р. Осиновки, содержащей неолитический культурный го­ ризонт (Никольская, 1968).

На правом берегу р. Осиновки в 5 км ниже села того же наз­ вания на поверхности 15—20-метровой эрозионной террасы, пок­ рытой березово-дубовой лесной порослью с лещиной разнолистной,

90


А. П. Окладниковым были обнаружены следы древних поселений человека (Окладников, 1959).

Гумусовый поверхностный горизонт в обследованном нами месте имеет мощность 12 см. До глубины 95 см разрез находится в зоне действия современных почвенных растворов, с чем связано утяжеление суглинков вниз по разрезу и железистые стяжения. На глубине 65—85 см А. П. Окладниковым обнаружена верхне­ палеолитическая культура, на глубине 48—50 см — мезолит, а на глубине 12—25 см — неолит.

Для нас представляют интерес два верхних горизонта, отно­ сящихся к голоцену.

Поверхностный почвенный горизонт представлен темно-серо­ коричневыми гумусированными суглинками с растительным вой­ локом. Анализировались два образца А

Пыльцевой спектр, обнаруженный в образце, взятом с самой поверхности, говорит о существовании лесостепного ландшафта, развивавшегося в относительно суровых условиях; степи разно­ травные. В древесном покрове лесной составляющей лесостепи пре­ обладали береза, лещина и ольха. Пыльца сосен, пихты и ели, видимо, занесена из восточных районов. Процент пыльцы липы невелик.

В образце из средней части верхнего горизонта (глубина 5 см) обнаружена пыльца и споры, говорящие о иных ландшафтах. Пыль­ цевой спектр указывает на суровость условий (господствует белая береза) и большую залесенность, хотя наличие пыльцы степных полыней указывает на близость лесостепи, схожей с современным ландшафтом долины Осиновки (табл. 8).

Глубже 12 см вскрыт горизонт комковатых легких палево-се­ рых суглинков 13 см мощности, в котором А. П. Окладниковым обнаружен неолит и датирован Q1. Ландшафтные условия форми­ рования этого горизонта были близки к описанным выше, хотя и отличались несколько большей остепненностью.

Приведенные данные не показывают недавнего перелома на похолодание, четко прослеживающегося для островной части Даль­ него Востока. По Осиновскому разрезу можно констатировать существующую в голоцене колебательную тенденцию смены пери­ одического усиления облесенности периодическим же усилением остепненности. Последний пик остепнениости, по-видимому, обо­ стрен антропогенным вмешательством. Вероятно, тенденция роста открытых пространств продлится и на предстоящую эпоху.

Для определения будущих тенденций развития природы в за­ падной части Приханкайской равнины мы привлекаем материалы наших старых разрезов низких голоценовых террас оз. Ханка и сопоставляем их с поверхностной пробой, взятой в районе пос. Турий Рог.

Видимо, климат раннего голоцена был более суровым, чем

позднеголоценовый. Степи были

злаково-полынными с участием1

1 Пыльцевой апалн;! проведен Р.

В. Федоровой.

91


Т а б л и ц а 8

Результаты сиорово-пыльцевого анализа разреза голоцена террасы

р. Осиновки,

%

 

 

Состав пыльцы и спор

Глубина взятия образца,

см

поверхность

|

5

25

 

Общее количество подсчитан-

329

 

172

185

ных пыльцевых зерен л спор

 

Общий состав пыльцы

Пыльца древесных пород . . .

16

 

90

1 (ыльца трав и кустарничков .

83

 

8

С поры ..............................

....

 

1

 

2

Пыльца древесных пород

 

9

 

Piceae jesoensis..............................

 

 

Abies nephrolepis.........................

 

14

 

Pinus koraiensis-\~P. sp.................

 

29

 

Pinus silvestris..............................

 

33

 

tcUd 100

Betula ..............................................

 

 

8

 

A I n u s ..............................................

 

 

5

 

1

Tilia ...................................................

 

 

1

 

Acer sp.............................................

 

 

 

Corylus sp..........................................

 

 

7

 

1

Пыльца трав и кустарничков

 

 

 

Gramineae (культурные) . . . .

+

 

»

(дикорастущие) . .

18

 

A rtem isia ..........................................

 

 

6

 

Sec. Dracunculus.........................

 

 

Sec. A bsinthium .........................

 

 

Зх

Проч. Composita.........................

 

5

 

Polygonum bisto rta .....................

 

56

 

R ubiaceae......................................

 

 

+

 

R osaceae..........................................

 

 

4

 

Cyperaceae......................................

 

2

 

Euphorbiac-eae..............................

 

2

 

Chenopodiaceae . . . . . . . .

4

 

Chenopodium a l b u m .................

;

+

 

Lonicera..........................................

 

 

1

 

Geraniaceae

......................................

 

4-

 

Неопределенные..........................

 

2

(

Споры

 

 

_

 

 

 

 

Bryales..............................................

 

 

25

 

Polypodiaceae..................................

 

75

 

Зх

88

10

2

92 gr

5

+

3

'Зх

Зх

П р и м е ч а в и e. Знаком gr отмечена пыльца, склеенная комочками.

осок, с небольшим количеством разнотравья. Леса были березово­ дубовыми. Наличие пыльцы хвойных (ели, пихты и сосен) указы­ вает на принос ее из лесов, покрывающих прилежащие горы. Та­ кой принос продолжался и в позднем голоцене, когда, однако, появилось большее разнообразие широколиственных пород (клен, граб) при общем сокращении площади лесов, а степи стали еще более полынными (54%). Тенденция сокращения лесной состав­ ляющей лесостепи продолжается и, судя по современному ланд­

92



шафту, видимо, продлится и на предстоящую эпоху антропогена. Степная составляющая приханкайских лесостепей на равни­ нах уничтожена распашкой, а у поселков и но горным склонам — выпасом скота. Еще в 50-х годах в западной части равнины ме­ стами сохранялись и сочетались с дубово-леспедецево-лещинными зарослями фрагменты луговых степей и остенненных лугов, в ко­

торых наиболее заметную роль играли следующие степняки.

Злаки

Koeleria gracilis Pers.

Festuca rubra L.

Avenastrum Schellianum (Hack) Rosliev.

Diplachne sinensis Ilance

Poa botryoides Trill.

Arundinella anomala Stend

Stipa baicalensis Roshev.

Осоки

Carex duriuscula C. A. Mey

C.korshinskii Kom. C. ulobasis V. Krecz.

Разнотравье

Tanacetum sibiricum L.

Artemisia capillaris Tluinb.

A . sacrorum var. minor Iiryl.

A . sacrorum var. vestita Kom.

A. laciniata WiRd

A renaria funcea M. B.

Bupleurum scorzonaerifolia Willd

Lespedeza hedysaroides (Pall) Kitagawa

Scutellaria baicalensis Georgi и др.

Внастоящее время степи и остепненные луга полностью уничто­ жены распашкой и выпасом скота. В травяном покрове в западной части равнины по нашим наблюдениям преобладают: турчаниновия верхушечная (Turczaninowia fastigiata (Fisch) D. С., ранее называв­ шаяся Aster fastigiata Fisch), девятисил иволистный (Innula salicina L.), латук растопыренный (Lactuca squarosa (Thund) Mig.),

мышей сизый (Setaria glauca (L.) Beauv.), полевица булавчатая

(Aqrostis clavata Trin.), чихотная трава (Ptarmia alpina (L.) D. C.),

гравилат алепский (Geum allepicum Jacq.), солонечник даурский (Galatella dahurica D. С.), ранее определявшаяся как астра даур­ ская (Aster dahurica Benth.). Лишь это растение, а также вейник наземный (Calamagrostis epigeios (L.) Roth.) напоминают о том, что в прошлом здесь существовали степи.

Ввосточной части Приханкайская равнина начала осваиваться раньше, чем на западе, в связи с чем лесная составляющая сохра­ нилась лишь небольшими пятнами порослевых древесно-кустар­ никовых зарослей из дуба монгольского, березы даурской, леспедецы двуцветной, лещины разнолистной и других, а естествен­ ная растительность открытых пространств полностью уничтожена.

Травянистая растительность на выгоне угнетена и бедна по

93