Файл: Никольская, В. В. О естественных тенденциях развития физико-географических провинций юга Дальнего Востока [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ный профиль хребта характеризуется сосредоточением максималь­ ных высот в южной половине и постепенным падением пх к северу. На юге Камышовый хребет имеет характер крутосклонного на­ горья шириной до 30 км. П. Н. Кропоткин (1954) отмечает, что в южной частп Камышового хребта прослеживаются остатки древ­ ней поверхности выравнивания. Севернее обособляется более уз­ кий хребет, расположенный на приподнятом массивном основании.

К западу от Камышового хребта, от мыса Жонкиер на севере до мыса Ламанон на юге, вдоль берега моря протягивается При­ морский хребет со средней высотой 500—700 м п максимальной высотой 1100 м. На юге он заканчивается группой средневысотных вулканических конусов Ламанон. Копусы насажены на вулкани­ ческое плато и представляют собой потухшие вулканы, сложенные андезитами и базальтами. К востоку от Камышового хребта вдоль западного края Тымь-Поронайскоц депрессии прослеживаются ннзкогорный Поропайскпй хребет и Далгано-Армуданская цепь.

Восточнее Западно-Сахалинских гор вдоль крупнейших рек острова — Тыми на севере и Пороная на юге — располагается Тымь-Поронайская межгорная равнина, развитая на структуре Центрально-Сахалинского сипклинория, сложенная неогеновыми и четвертичными отложениями. Она разделяет Западпо -и Восточ­ но-Сахалинские горы, простираясь вдоль 153-го меридиана между 49 п 52-й параллелями и достигает 30—60 км ширины. Централь­ ная часть равнины и в настоящее время испытывает погружение. Наибольшей амплитуды достигает современное погружение бере­ га залива Терпения в устье р. Поронай; здесь развит ваттовый тип побережья.

Рельеф Тымь-Поронайской депрессии характеризуется преоб­ ладанием террасированных равнин. Только водораздел рек Тыми и Пороная представляет собой нпзкогорье высотой 160 м. Наибо­ лее широка пойменная часть долин. Река Тымь образует самую крупную на Сахалине дельту, площадь которой составляет 15 км2. Она состоит из ряда больших и малых, главным образом песчаных низменных плоских островов, разделенных многочисленными ру­ кавами реки.

На западе раздвоенного Южно-Сахалинского полуострова простирается Южно-Камышовый хребет, заканчивающийся на юге мысом Крильон; центральная часть занята Такой-Сусуйской межгорной аллювиальной равниной. По северной части восточного побережья простирается Сусуйский среднегорный многогорстовый хребет, южнее располагается Тоннайская озерная равнина, а на самом юго-востоке вдается в море гористый Тонино-А н и в с к и й по­ луостров.

По мнению Гальцева-Безюка (Атлас Сахалинской области, 1967), неотектоническое развитие Сахалина началось с раннего плейстоцена. Неотектоиические движения там тесно связаны с вул­ канизмом. С. М. Александров (1964), относящий начало неотектонических вертикальных перемещений по глубинным разломам к раннему миоцену, указал, что оно совпало с интенсивной вулкани­


ческой деятельностью, запечатлевшейся в виде вулканогенного комплекса «хойнджо». Второй этан повышенной интенсивности складчатых движений и вулканизма, отделенный от первого этапа эпохой нисходящих движений, отмечался в верхнем плиоцене.

Этот этан (iV2— QJ характеризуется локальным

вулканизмом,

полной складчатостью южной половины острова

и прерывистой

на севере.

 

В четвертичном периоде на фоне общего поднятия острова над уровнем моря на Сахалине продолжались складчатые и разломиые подвижки, унаследованные с неогена. Положительные структуры воздымались, а отрицательные или слабо прогибались, или также слабо воздымались. Амплитуда новейших движений на севере ост­ рова 500 м, а на юге 1500 м (Александров, 1964). Неотектоническое развитие антиклинориев запечатлелось в виде подпружепных озер, перегибов речных террас в сводовых частях и антецедентных долин и др. Неотектонически активировались разломы, что получило от­ ражение в рельефе в виде тектонических уступов ц изменении ри­ сунка речной сети. Характерным для неотектоники Сахалина является ее неодинаковая интенсивность и во времени, и в про­ странстве.

Так, свод Западно-Сахалинских гор в Чеховском и Лесогор­ ском районах осложнен блоковыми движениями по разрывам. Дей­ ствующие грязевые вулканы приурочены к разлому между Запад­ но-Сахалинскими горами и Тымь-Поронайской депрессией, испыты­ вающей погружение. В Восточно-Сахалинских горах и горах южного полуострова проявляются интенсивные разнонаправлен­ ные блоковые движения.

Для раскрытия путей развития природы Сахалина была рас­ смотрена вся территория, тяготеющая к побережью Тихого океана с целью отыскать географические провинции, прошедшие в про­ шлом «стадию Сахалина».

Было выяснено, что в пределах Тихоокеанского кольца о. Са­ халин не имеет близких ландшафтных аналогов. Примерно в тех же широтах, что и Сахалин, но у побережья Америки расположен о. Ванкувер п острова Королевы Шарлотты, однако ландшафт этих островов существенно отличается от Сахалина, что связано с особенностями циркуляции воздушных масс, неодинаковым по­ ложением объектов по отношению к направлению вращения Земли. В геоморфологическом отношении и о. Ванкувер и о-ва Королевы Шарлотты являются территориями более молодыми.

По биологическому компоненту ландшафта близкие аналоги Сахалина можно найти на Атлантическом побережье Северной Америки. К таким демнаналогам можно отнести о. Ньюфаундленд и п-ов Новая Шотландия. Как и на Сахалине, там господствуют темнохвойпые пихтово-еловые леса с участием лиственницы и бе­ резы. На равнинах эти леса сочетаются со сфагновыми низинными болотами, на высших точках—редколесье из лиственницы и елей с участием березы, осины в сочетании с тундровыми группировка­ ми и зарослями ольхи. На п-ове Новая Шотландия ландшафт на­

24


поминает таковой па Южно-Сахалинском полуострове: господст­ вуют темнохвойные леса с участием широколиственных пород.

Однако по геологическому возрасту и характеру рельефа эти территории много старше Сахалина п поэтому не удобны для исслО' дования естественных тенденции развития.

Для определения изменения природы под влиянием хозяйст­ венного освоения Сахалина может представить интерес физикогеографическая провинция гор Аппалачи, в которой имеется сход­ ство с Сахалином в распределении промышленных запасов полез­ ных ископаемых (на севере Аппалачей — нефть, а на юге — уголь).

Интересным одновозрастным демианалогом Сахалина, по кото­ рому также можно исследовать влияние формы хозяйственного ис­ пользования, является Новая Зеландия, которая располагается в южном полушарии в техже широтах, как Сахалин в северном по­ лушарии.

Однако все эти демианалоги не подходят для решения стоящей перед нами задачи исследования длительных естественных тенден­ ций развития.

После установления отсутствия полных ландшафтных аналогов Сахалина была предпринята попытка получить хотя бы отдельные данпые, исходя нз общности Тихоокеанского пояса. Вспомним, что острова и полуострова к северу от 20° с. ш., сопутствующие и азиатскому и американскому берегам, имеют удлиненную форму, с длинной осью, вытянутой субмериднопально, а заливы как того, так и другого побережья врезаются с юга и также простирают­ ся субмеридионально. Это сходство, как было отмечено, имеет, не­ видимому, планетарные причины, так как отражается и в строении земной коры. Так, в пределах Японского моря с юга глубоко рас­ пространяется кора субокеаиического типа, а на юге Калифорний­ ского залива прослеживается кора океанического типа (Beal, 1948; Durham, Allison, 1960; Кропоткин, Шахварстова, 1965). Видимо,

общепланетарные причины, связанные, в частности, с направле­ нием вращения Земли, вызывают различия восточного и западного побережий, выражающиеся в очень неодинаковой ширине шельфа, в большей высотной контрастности и одновременно меньшей изре­ занное™ американского побережья в сравнении с азиатским. Изу­ чение геологических материалов позволило использовать некото­ рые общие закономерности развития Тихоокеанского кольца для определения направления развития береговой линии Сахалина как части Тихоокеанского складчатого пояса.

Элементы аналогии в ходе истории развития и в строении релье­ фа имеются у ряда притихоокеанскнх регионов, располагающихся, однако, в иных климатических поясах и сильно отличающихся от Сахалина по биоклиматической составляющей ландшафта, поэтому сравнение может в данном случае быть использовано лишь для раскрытия длительных тенденций развития береговой линии.

В пределах Советского Союза некоторые черты сходства с Са­ халином в истории развития имеют Камчатка и Корякская горная группа. На рубеже палеогена и неогена части этих территорий су­

25


ществовали как острова и в плиоцене были присоединены к мате­ рику. За рубежом к таким частичным аналогам относятся острова Хоккайдо, Тайвань, Калифорния и Центральная Америка.

Сходство их выражается в однотипных линейных асимметрич­ ных прогибах протяжением до 80 км, выделяющихся на западе Са­ халина и в краевых зонах трех его аналогов — Калифорнии, Хок­ кайдо и Тайваня. Заложились эти прогибы синхронно с последним этапом геосинклиналыюго накопления в меле и кайнозое, кото­ рое протекало медленно и постепенно, и лишь в четвертичном пе­ риоде произошли дислокации и замыкание прогибов, рост складок продолжается до настоящего времени (Меланхолина, 1968). У не­ которых из этих аналогов стадия развития Сахалина еще не дости­ гнута (о. Тайвань), у других совпадает (о. Хоккайдо), а у третьих уже пройдена (Центральная Америка и Калифорния). Для иссле­ дования тенденций развития Сахалина особенно интересны эти последние территории, т. е. морфоструктурные аналоги, которые уже прошли основную стадию развития.

Так, анализ плиоценовой и четвертичной истории развития Центральной Америки позволяет найти некоторые общие черты с более поздней историей развития Сахалина (Ирдли, 1960). В позд­ нем миоцене, как указывает Дж. Дж. Ллойд (1967), Центральная Америка представляла собой удлиненный гористый о. Таламанка, расположенный между двумя полуостровами — массивным широ­ ким полуостровом ядра Центральной Америки на северо-западе и узким вытянутым субширотно Панамским полуостровом на юговостоке. Параллельно острову вдоль побережья океана простира­ лась гряда вулканических островов, о которых мы уже упоминали как о палеоаналоге Курильской островной дуги. В плиоцене произо­ шел подъем узкого перешейка над уровнем моря, в результате чего о. Таламанка соединился с обоими полуостровами, хотя на севере еще в начале четвертичного периода существовала длинная узкая впадина Никарагуа — залив Карибского моря. Гряда вулкани­ ческих островов частично ушла под уровень моря. Подъем Саха­ лина над уровнем моря произошел в позднем плиоцене, причем

враннем эоплейстоцене Западно-Сахалинские горы присоедини­ лись к материку, а Восточно-Сахалинские горы и поднятия ЮжноСахалинского полуострова существовали как группа островов (Гальцев-Безюк, 1967).

Отличие истории развития Сахалина от такового Центральной Америки заключается в том, что в течение конца плиоцена и чет­ вертичного периода Сахалин многократно переходил из островно­ го состояния в полуостровное и обратно в результате эветатических колебаний океана, тогда как о. Таламанка, присоединившись

вплиоцене к полуостровам на северо-западе и юго-востоке, в даль­ нейшем не отделялся от них, а отмеченные эвстатические колеба­ ния лишь наращивали его площадь. Так же островную стадию про­ шла территория Калифорнии, расположенная к северу от полу­ острова того же названия, к северу и к югу от широты Сан-Фран­ циско. Здесь особенно выпукло выступают черты морфоструктур­

26


ного сходства с Сахалином. Е. Н. Меланхолина (1968), занимав­ шаяся сравнительной тектоникой этих территорий, приводит ин­ тересные данные. Ею отмечены черты сходства западной части обе­ их территорий, в обоих случаях выделяются две различные обла­ сти: область поднятия и область прогиба. Прогиб Грейт-Вэлли, представляющий отрицательную морфоструктуру, вытянутую в северо-западном направлении, заполнен преимущественно морски­ ми и терригенными осадками, имеет асимметричную структуру, как и Татарский пролив в области Западно-Сахалинского прогиба. Осадочные толщи Грейт-Вэлли по возрасту и литологии схожи

сЗападно-Сахалинскими. Превращение дна пролива Грейт-Вэлли

всушу произошло в четвертичное время в результате эвстатиче-

ского колебания моря, сочетавшегося с блоковыми движениями, в связи с чем, по-видимому, в отличие от Сахалина, при новой транс­ грессии не произошло повторного отчленения Западно-Калифор­ нийского полуострова от материка.

Подводя итог анализу истории развития притихоокеанскнх демианалогов Сахалина, можно сделать вывод лишь об одной об­ щей устойчивой тенденции развития, которая, несомненно, про­ длится и на предстоящую эпоху антропогена. Эта тенденция — причленение островов к материку. Она более отчетливо проявля­

ется по

американскому побережью, ее можно проследить даже

в районе

упоминавшегося более молодого аналога Сахалина —

о. Ванкувер, где дно акваторий, отделяющих остров от материка, втянуто в современный подъем. Но азиатскому же побережью тен­ денция присоединения островов имеет колебательный характер, но все же поступательное развитие, судя по палеогеографии Кам­ чатки и Корякской горной группы. Такое различие двух берегов, видимо, связано с планетарными особенностями движения масс.

Третья физико-географическая провинция, для которой выяс­ няются многовековые тенденции развития,— с и с т е м а г о р С и х о т э - А л и н я — вытянута в северо-северо-восточном нап­ равлении параллельно побережью Японского моря и Татарского пролива. Она представляет ряд хребтов и горных плато, расчле­ ненных относительно широкими продольными, реже поперечными тектоническими депрессиями и более узкими поперечными доли­ нами. Общая протяженность всей системы 1200 км. Ширина ее на широте 46°30' 260 км. Наиболее высокая вершина системы — гора Тордоки-Яни (2078 м) — приурочена к ее осевой части; сред­ няя высота гор 640—850 м над ур. м., отдельные вершины дости­ гают 1500—1700 м. Глубина вреза крупных долин составляет

300-800 м.

В северной части Сихотэ-Алинской складчатой области глав­ ными положительными морфоструктурами являются Центрально- Снхотэ-Алинский и Ванданский антиклинорные хребты. Частные водоразделы образованы горстовыми хребтами. К западу от Цент- рально-Сихотэ-Алинского хребта прослеживается Нижне-Бикпн- ский синклинорий, а к востоку — Восточно-Сихотэ-Алинский сннклинорпй.

27