Файл: Никольская, В. В. О естественных тенденциях развития физико-географических провинций юга Дальнего Востока [монография].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Морфоструктура большой южной части гор Сихотэ-Алиня яв­ ляется отражением в рельефе крупного позднемезозойско-кайно- зойсжого свода, вовлекшего в поднятие и антиклинорий в централь­ ной части хребта, и системы ряда более мелких антиклиналей, чередующихся с синклиналями в восточной части.

Основной водораздел Си х о т э - А л и н я между реками бассейна Амура и реками, впадающими в Татарский пролив и Японское мо­ ре, в плане представляет весьма извилистую линию. На юге он отдален от моря всего на какие-нибудь 20 км, а на севере сдвинут далеко на запад. Наиболее высокая вершина Сихотэ-Алиня — упомянутая гора Тордоки-Яни — расположена на севере, на ле­ вом берегу Анюя. Для средней части горной системы господствую­ щей высотой является гора Высокая (1746 м над ур. м.), располо­ женная в истоках Арму (притока р. Большая Уссурка), а для южной — гора Облачная (1856 м), в бассейне верхнего течения Уссури.

Геосинклинальная система Сихотэ-Алиня существовала с нача­ ла карбона до второй половины мелового периода (Кропоткин, Шахварстова, 1965). Складчатость в ее пределах происходила не одновременно (раньше всего в Главном антиклинории) и сопровож­ далась внедрением интрузий, главным образом позднемезозойских. В районе Партизанска виден докембрийский фундамент—архей­ ские кристаллические сланцы, гнейсы и протерозойские зеленые сланцы, филлиты, метаморфизованные песчаники и мраморы. В главном антиклинории на них с резким угловым несогласием за­ легают каменноугольные и пермские глинистые п кремнистые слан­ цы, песчаники и туфы и эффузивы основного и среднего состава общей мощностью 10 000 м (Кропоткин, Шахварстова, 1965). На размытой поверхности пермских пород залегают верхнемело­ вые и кайнозойские вулканогенные толщи. Синклинальные зоны Сихотэ-Алиня выполнены морскими терригенными, местами угле­ носными осадками и реже кремнистыми вулканогенными на запа­ де, начиная с верхнепермских, а в Главном синклинорим—начиная с триасовых отложений и кончая меловыми (нижний сенон). Позд­ немеловые и раннекайнозойские порфиры, порфириты и туфы за­ легают с угловым несогласием на мезозое вдоль побережья Япон­ ского моря.

Интрузии, сопровождавшие горообразование Сихотэ-Алиня, разные но возрасту и составу. По всей системе Сихотэ-Алиня ши­ роко распространены главным образом позднемезозойские граниты. Раннекайнозойские интрузии габбро, сионитов, диоритов и гра­ нитов прослеживаются по побережью Японского моря. Их внед­ рение совпало с завершающей фазой горообразования СихотэАлиня.

И. Н. Кропоткин отмечает, что формирование структуры СихотаАлиня завершили «...сдвиговые смещения в конце мелового перио­ да по Центральному шву и так называемому меридиональному разлому и общее коробление земной коры, происходившее в нео­ гене и четвертичном периоде...» (Кропоткин, Шахварстова, 1965,

с. 153).

28


В сложении гор Сихотэ-Алиня и в пределах Ханкайского кри­ сталлического массива большую роль в рельефе играют разновоз­ растные вулканогенные образования. Если докембрийские и ран­ непалеозойские образования не имеют большого значения в связи с тем, что прослеживаются лишь в отдельных точках, то на отрезке геологического времени (верхний девон — нижний карбон) вул­ каническая активность проявлялась на значительных площадях в главном антиклинории Сихотэ-Алиня, в предгорьях к северовостоку от станции Вяземская и на правобережье р. Спбпчп извер­ гались лавы среднего и основного состава.

Весьма широко проявлялся пермский вулканизм с лавами ос­ новного состава в пределах всей Сихотэ-Алинской геоспнклпнальной области, а к западу от ограничивающего его глубинного раз­ лома, в предгорьях Сихотэ-Алиня, состав лав был кислый и сред­ ний. Такое же распределение состава лав сохранилось и в мезозое, вплоть до позднего мела, хотя мезозойский вулканизм был менее активен, чем пермский.

Коренная перестройка в распределении состава лав произошла в конце мела, когда в Восточном Сихотэ-Алине проявился интен­ сивный вулканизм и были извергнуты эффузивы и туфы преимуще­ ственно кислого и среднего состава.

Снова активно проявился вулканизм в неогене, когда в Восточ­ ном Сихотэ-Алине и в Восточно-Маньчжурских горах извергались базальтовые лавы.

В. О. Соловьев (1969), анализировавший ход развития вулка­ низма, приходит к выводу, что перестройка длительно существо­ вавшего «базитового магматического очага» совпала с началом орогенного этапа Сихотэ-Алиня. Амплитуда новейших движений при образовании неоген-четвертичного свода Сихотэ-Алиня, по подсчетам П. Н. Кропоткина и К. А. Шахварстовой, равна 1000— 2000 м.

По преобладанию и распространению типов морфоскулыггуры Сихотэ-Алинь может быть определен как вулканическо-гумидные горы с морозно-мерзлотным типом на гольцах, с сосредоточением вулканического типа в предгорьях и долинах и распределением эрозионно-аллювиального типа, со сгущением в предгорьях и раз­ реженностью в верхней части склонов.

Для водораздельной части Сихотэ-Алиня, имеющей в среднем абсолютную высоту 800—1000 м, характерны три типа рельефа: гольцовый, крутосклонный горный и уплощенные денудированные водоразделы. Гольцовый тип рельефа распространен на высоте 1100—1700 м и никогда не ниже 900 м. Он отличается резкостью форм, обнаженностью р развитием коры морозного выветривания. Формы ледниковой экзарации встречены лишь локально в истоках Тумнина в северной части Сихотэ-Алинского водораздела. Южные вершины лежат за пределами распространения древнего оледене­ ния, и формы ледниковой экзарации здесь отсутствуют. Участки гольцового рельефа разделены пространствами крутосклонного горного рельефа и уплощенных денудированных водоразделов

29



с участками древних донлиоценовых поверхностей выравнивания, местами бронированными базальтовыми покровами. Кроме глав­ ного водораздела Уссури и Японского моря, где эти типы рельефа имеют непрерывное распространение, они встречаются пятнами и на второстепенных водоразделах. Ю. Ф. Чемеков (1955, 1956, 1959) и Г. С. Ганешин (1956) отмечают следы кайнозойского вырав­ нивания и развитых кор выветривания. Предположительный воз­ раст поверхностей на разных участках миоценовый и плиоценраннечетвертичный. Денудационное развитие большинства древних поверхностей выравнивания в горах продолжается и до насто­ ящего времени.

По Ю. Ф. Чемекову, Сихотэ-Алинь находится в переходном этапе между стадией расчлененного горного рельефа с реликтами поверхности выравнивания и стадией горного рельефа с вершин­ ным уровнем древней поверхности выравнивания «... с однообраз­ ными высотами, говорящими о существовании здесь ранее древней

поверхности

выравнивания, ныне начисто уничтоженной...»

(1964, с. 139).

Южный и

в о сто чн ы й приморский склоны Сихотэ-Алиня харак­

теризуются преобладанием крутосклонного средневысотпого рель­ ефа, приуроченного к распространению твердых, относительно устойчивых кристаллических пород, глубоко расчлененных попе­ речной сетью речных долин; котловины в пределах этого типа рель­ ефа редки и охватывают небольшие площади.

Материковый склон Сихотэ-Алиня отличается более сглажен­ ными очертаниями средневысотного рельефа, выработанного в бо­ лее мягких осадочных и эффузивных породах, расчлененных глав­ ным образом широкими продольными долинами. Этот среднегор­ ный рельеф характеризуется развитием большого количества кот­ ловин. Западнее находится область распространения низкогорного рельефа, постепенно сменяющего среднегорный рельеф. Среди низкогорного рельефа предгорий Си х о т э л и н я широко развиты структурные вулканические плато. Долины рек, расчленяющие Сихотэ-Алинь, террасированы, в них насчитывается до четырех надпойменных террас.

Для физико-географической провинции Сихотэ-Алиня очень трудно отыскать демианалог, удобный для раскрытия многовеко­ вых тенденций развития. В Тихоокеанском кольце в тех же широ­ тах, но на американском берегу также простирается область кай­ нозойской складчатости, сменяющаяся в глубь материка областью мезозойской складчатости.

Мезозойская тектоническая область существенно отличается от Сихотэ-Алиня тем, что представлена двумя высокими плато — Колумбийским на севере и Колорадо южнее, в рельефе которых складчатые образования не отражены, а четко выявляются раз­ рывные нарушения. Общим является развитие эффузивов, однако в пределах плато Колорадо кайнозойские эффузивы охватывают значительно большие площади, чем в Сихотэ-Алине, и распрост­ ранены они в глубине, не выходя к побережью.

30


Все перечисленное затрудняет использование этих американ­ ских демианалогов Сихотэ-Алиня для определения естественных тенденций развития.

Второй неполный аналог мы отыскали на атлантическом побе­ режье Северной Америки. Таким интересным демнаналогом явля­ ются Аппалачские горы, простирающиеся с юго-юго-запада па се­ веро-северо-восток по краю Северо-Американского материка вдоль побережья Атлантического океана, подобно тому как Сихотэ-Алннь простирается по краю Азиатского материка вдоль побережья мо­ рей Т и х о г о океана; в средних широтах северного полушария (Аппа­ лачи лишь на 5° южнее Сихотэ-Алиня) как у той, так и у другой горной системы с запада простираются обширные равнины. Ши­ рина обеих систем, состоящих из ряда продольных хребтов, 200— 300 км. Близки и их максимальные высоты в Аппалачах, высшая точка горы Митчелл 2044 м, в Сихотэ-Алине высшая точка горы Тордоки-Яни 2078 м. В рельефе как той, так и другой горной си­ стемы значительно отражение дизъюнктивных дислокаций. На­ блюдается сходство и в биологическом компонепте ландшафта: в се­ верной части Аппалачских гор преобладают горные ельники, на юге в нижнем поясе гор хвойно-широколиственные леса, выра­ жен гольцовый пояс. Как и для фауны хвойно-широколиственных лесов Сихотэ-Алиня, для лесов юга Аппалачских гор характерно обилие эндемичных видов. Основные различия этих двух физикогеографических провинций возрастные (Аппалачи значительно превосходят Сихотэ-Алинь по возрасту). Неодинаковы неотектоническая активность и степень участия вулканизма в горообразо­ вании. В Сихотэ-Алине вулканические образования широко пред­ ставлены в виде разновысотных плато. Как мы показали выше, вулканизм постоянно сопутствовал развитию этой горной системы. В Аппалачах вулканические формы отсутствуют, а неотектонические движения в значительной мере подавлены денудацией. В свя­ зи с тем, что Аппалачи простираются по берегу открытого океана, Сихотэ-Алинь — по берегу Татарского пролива и Японского моря, в рельефе первой физико-географической провинции значительнее сказалась абразия и эвстатические колебания. С этой последней особенностью Аппалачских гор связано то, что главный водораз­ дел, смещенный в обеих системах в сторону моря, в Аппалачах от­ делен от океана двумя уступами: от Голубого хребта к холмистой равнине предгорья Пидмонту и от Пидмонта к Приатлантической низменности.

Неодинаковы эти физико-географические провинции по формам хозяйственного использования. Если основными хозяйственными направлениями использования Сихотэ-Алиня является разработ­ ка россыпных и рудных месторождений, а также лесная промыш­ ленность, то для Аппалачей ведущие направления — нефтедобыча на севере и угледобыча на юге, что, как мы отмечали, сближает эту физико-географическую провинцию с Сахалином.

Однако для исследования естественных тенденций развития наи­ более существенное затруднение представляет значительное раз-

31