Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 0
ность хозяйствования, увеличивать внутрихозяйственные накопления.
Всесоюзные объединения Министерства приборострое ния, средств автоматизации п систем управления СССР
в отличие от упраздненных главков наделены финансо выми ресурсами. Как и у предприятий, в распоряжении
среднего звена сейчас три фонда стимулирования: фонд материального поощрения, фонд социально-культурных мероприятий и жилищного строительства и фонд развития
производства. Это — централизованные фонды, используе мые в интересах всего производственного комплекса.
Так, фонд материального поощрения предназначен в первую очередь для дополнительного премирования ра ботников предприятий її организаций за выполнение особо
важных задании. В их числе такие, как выпуск новой про дукции, улучшение ее качества, внедрение эффективных методов организации труда. Кроме того, за счет центра лизованного фонда предприятиям восполняются средства
на поощрение работников, если заводские фонды умень шены по не зависящим от них причинам.
Второй централизованный фонд используется для про ведения социально-культурных мероприятий в масштабе
всего хозрасчетного комплекса, а также для пополнения
средств отдельных предприятий, предназначенных па ука занную цель.
Централизованный фонд развития производства слу
жит источником финансирования мероприятий, необходи мых для подотрасли, ио пе приносящих немедленной вы годы предприятию-исполнителю. Вот один из примеров.
Министерство приборостроения по кооперации получает от 25 до 60% изделий общего машиностроительного при менения. Остальную долю такой продукции оно изготав ливает собственными силами. Подсчеты показали, что
каждому отдельному предприятию экономически было бы
не эффективно производить для себя инструменты, литье, пластмассовые изделия. Выгоднее организовать производ ство в масштабе отрасли п подотраслей. Одним из источ ников финансирования этого производства и служит цен
трализованный фонд.
Только за первые два года создания всесоюзных хоз расчетных объединений Министерства приборостроения они более двухсот раз выдавали предприятиям средства из
централизованного фонда развития на мероприятия, общие
144
для подотрасли. К примеру, лишь в 1968—1971 гг. были израсходовано свыше 12 млн. руб. на реконструкцию ряда цехов, механизацию и автоматизацию отдельных участков,
приобретение нового оборудования и устранение «узких» мест па производстве.
Кроме централизованных фондов экономического сти мулирования, среднее звено имеет резервы для времен ного восполнения оборотных средств предприятии и дру гие финансовые ресурсы и целевые резервы.
Как показывает опыт, в настоящее время в приборо строительной отрасли уже в основном создана рациональ ная система хозрасчетных отношений и осуществлен пере ход на самоокупаемость. Все это побуждает предприятия,
организации и органы хозяйственного руководства при нимать напряженные планы, больше внпмапия уделять вопросам экономики, технического прогресса, повышению эффективности производства. Значительно меньше стало предприятий, не выполняющих основные показатели плана, заметно возросла экономическая ответственность коллективов перед государством за их выполнение. Уже
в первом году девятой пятилетки объем реализации про дукции вырос па 20,8% против 18,1% в среднем за годы восьмой пятилетки; иа 38,1% против 30,3% увеличилась прибыль; на 15,5% против 12% повысилась производи тельность труда. Ускорилась оборачиваемость оборотных
средств, и, что очепь важно, ежегодно на 3—3,5 % сни жается себестоимость продукции. В результате стало воз можным в 1973 г. снизить оптовые цены на продукцию приборостроения более чем на 500 млн. руб.
Окрепло финансовое положение отрасли, сильнее стали
действовать стимулы экономической заинтересованности.
В выигрыше оказалось и государство. Только в 1970—
1971 гг. министерство внесло в государственный бюджет
сверх плана около 100 млн. руб., в том числе за счет при
были — более 22 млн. руб. Лишь в первом году девятой
пятилетки платежи в бюджет по налогу с оборота соста вили 1282 млн. руб. при среднегодовых платежах за вось
мую пятилетку 733 млн. руб.
Новая система планирования и экономического стиму лирования позволила министерству взять еще более на пряженные задания в девятой пятилетке. По сравнению с 1970 г. объем продукции увеличивается в 2,2 раза, про
изводительность труда — на 82 %, а прибыль — более чем
145
в 3 раза. Намного улучшится и расширится в полтора раза номенклатура выпускаемой продукции. Удельный вес изделий, соответствующих достижениям отечественной и зарубежной техники, в общем объеме производства воз растет с 60% в 1970 г. до 70—80% к концу девятой пяти летки.
При переходе отрасли на принципы полного хозрасчета большое значение имеет решение вопроса об установлении нормативов. Известно, что их неустойчивость, отсутствие стабильности паносят определенный ущерб руководству хозяйственной деятельностью предприятий. Однако если по
отпошепшо к нормативам платы за фонды, отчислений в поощрительные фонды и т. д. необходимость стабилиза ции, па наш взгляд, бесспорна, то в отношении тех, кото рые можно назвать обобщающими показателями, отражаю щими характер взаимоотношений между предприятиями
ибюджетом в целом, этого сказать нельзя.
Всвязи с этим важно экономически правильно решить
вопрос о нормативе, который выражает отношения между
бюджетом и министерством. Вначале Министерству при
боростроения, средств автоматизации и систем управления
СССР оставлялась примерно половина всей прибыли пред
приятий, а другая поступала в бюджет. Но рост прибыли
вотрасли не всегда совпадал по отдельным годам с по требностью в ней па развитие п стимулирование произ водства.
Всвязи с тем, что прибыль в приборостроении растет
быстрее, чем потребность в затратах, связанных с расши ренным воспроизводством, на каждый год пятилетки стали предусматривать дифференцированные нормативы рас
пределения прибыли. Например, |
в девятой |
пятилетке |
||
в |
распоряжении |
министерства |
намечалось |
оставить |
в |
1971 г. 54% прибыли, в 1972 г. |
— 47,8, в 1973 г. — 44,5, |
||
в |
1974 г. — 37,8 и в |
1975 г. — 32,6%. Однако в связи с пе |
ресмотром оптовых цен и с учетом влияния некоторых
других факторов нормативы распределения прибыли между бюджетом и отраслью были несколько изменены.
Внедряя припцииы полного хозрасчета в вышестоящие звенья хозяйственного управления, необходимо исходить
из того, чтобы обеспечивалось пропорциональное развитие отрасли в системе всего народного хозяйства страны. Сте пень удовлетворения потребностей отдельных министерств в таких крупных расходах, как капиталовложения, науч-
146
пые исследования, прирост оборотных средств, должна строго учитываться при обосновании показателей народно хозяйственного плана її государственного бюджета.
В настоящее время высказываются различные и порой противоположные мнения относительно перспектив вне дрения действующих в Министерстве приборостроения принципов хозяйствования в других министерствах. Нам думается, что нельзя механически переносить систему пла нирования и экономического стимулирования, применяе мую в приборостроительной промышленности, на все хо
зяйственные министерства. Во-первых, следует учитывать специфические условия работы названного министерства (высокий уровень рентабельности производства, большой опыт работы по-новому и др.) и, во-вторых, нельзя ослаблять возможности маневрирования средствами в на роднохозяйственном масштабе, успешно осуществляемого ныне с помощью государственного бюджета.
Опыт Министерства приборостроения, средств автома тизации и систем управления СССР заслуживает тщатель ного изучения. Обобщение итогов позволит более широко внедрять отдельные элементы полного хозрасчета в дея тельность отраслевых промышленных министерств. В Ди
рективах XXIV7 съезда КПСС поставлена задача обеспе чить повышение хозрасчетной заинтересованности пред приятий, объединении и министерств в достижении наи больших производственных результатов при наименьших затратах труда, материальных ресурсов и капитальных
вложений.
На декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС указы валось на необходимость повысить ответственность кад
ров, укреплять плановую дисциплину, значительно под нять уровень руководства во всех сферах хозяйственной
деятельности, обеспечить бережное отношение к народ ным деньгам. Наше народное хозяйство располагает огром ными производственными резервами. Для того чтобы умело их использовать, отмечалось па Пленуме, требуется целая серия плановых, организационных, экономических мер. Начинаться они должны с определенного сдвига в мышлении хозяйственных кадров, которые призваны покончить с бесхозяйственностью и расточительством,
усилить внимание к вопросам научно-технического про гресса, качества продукции.
Важно и дальше совершенствовать механизм руковод
147
ства экономикой па основе решений XXIV съезда КПСС и опыта, накопленного за истекшие годы девятой пяти летки. Речь идет о единой цельной системе мер, направ ленных на повышение эффективности управления и пла нирования, улучшение всего хозяйственного механизма.
Это относится к организационной структуре управления
экономикой, к системе и методам планирования, распре
деления капиталовложений, усиления экономических сти
мулов. Задача состоит в том, чтобы экономические усло вия делали для каждого труженика и каждого коллектива выгодным то, что выгодно государству: брать напряжен
ный план, использовать все резервы, выпускать нужную стране продукцию, экономить сырье и материалы, повы
шать производительность труда.
Опыт убеждает, что процесс совершенствования управ ления, как и всякое большое государственное дело, успешно протекает там, где активно участвуют партий ные организации, где с их стороны установлен действен ный контроль. «У партии в хозяйственном строитель
стве,— говорил Л. И. Брежнев на декабрьском (1973 г.) Пленуме ЦК КПСС, — и сегодня и в будущем есть две точки опоры. Одна из них — это улучшение руководства хозяйством. И другая — мобилизация самых широких масс трудящихся, пробуждение их творческой активности и инициативы в борьбе за экономический прогресс» '.
Решение задачи дальнейшего совершенствования управления экономикой в немалой степени зависит и от еще большего повышения роли отраслевых финансов, что в свою очередь содействовало бы усилению их воздействия на факторы экономического роста. C достижением высо ких темпов развития социалистической экономики непо средственно связано успешное осуществление крупных экономических и социальных задач, неуклонное повыше ние жизненного уровня народа.
4. Социальные последствия ускорения темпов экономического роста и финансы
На XXIV съезде КПСС Л. И. Брежнев сказал: «Вы двинув в качестве главной задачи девятой пятилетки су щественное повышение благосостояния трудящихся, Цен-
'Брежнев Л. И. Вопросы аграрной политики КПСС и ос воение целинных земель Казахстана, с. 353.
148
тральный Комитет имеет в виду, что этот курс будет определять нашу деятельность не только в предстоящие пять лет, но и общую ориентацию хозяйственного разви тия страны па длительную перспективу. Намечая такой курс, партия исходит прежде всего из того, что наиболее полное удовлетворение... потребностей людей—это высшая цель общественного производства при социализме» *.
Для достижения этой цели потребовалось перераспре делить в девятой пятилетке общественные ресурсы и внести большие структурные изменения в народное хозяй ство страны. Как уже отмечалось, увеличивается доля на
ционального дохода, используемая на потребление, повы
шается удельный вес капитальных вложений, направляе мых на создание современной материально-технической базы производства товаров народного потребления и сферы услуг для населения. Только за три года девятой пятилетки в легкой и пищевой промышленности было по строено 637 предприятий. В общем объеме промышленной продукции возрастает часть, предназначенная для народ ного потребления. Значительные трудовые ресурсы вовле каются в сферу обслуживания.
В выполнении столь широкой социальной программы
важную роль играет государственный бюджет СССР. В де вятой пятилетке на осуществление намеченных мероприя тий по дальнейшему повышению жизненного уровня на селения будет ассигновано 22 млрд. руб. — в 2,2 раза больше, чем в восьмой. В 1975 г. сумма общественных фондов потребления достигнет 90 млрд, руб., увеличив шись по сравнению с 1970 г. на 40%. В результате еще быстрее станет развиваться просвещение и здравоохране ние, улучшится социальное обеспечение, повысятся раз
меры пенсий, пособий и стипендий, нормы питания в боль
ницах и детских учреждениях. Доходы населения возрастут и вследствие отмены її снижения суммы налога у значи тельного числа рабочих и служащих, досрочного погаше
ния государственных займов.
Осуществление предусмотренных в девятой пятилетке социальных мероприятий заметно увеличит долю фонда
потребления в национальном доходе страны. Вот харак
терные цифры. В 1961—1965 гг. темпы роста фонда на копления превышали темпы роста фонда потребления
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 41.
149