Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ловпоіі завод — ЗИЛ и восемь филиалов. Материальное стимулирование в филиалах находится в прямой зависи мости от выполнения плана по реализации, рентабель ности, качества продукции и ритмичности поставок. Фонд развития производства и фонд социальпо-культурных мероприятий и жилищного строительства централизован, тем самым создаются благоприятные условия для реше ния социально-экономических задач, стоящих перед объ
единением в целом и отдельными филиалами. Крупному объединению значительно легче влиять па технический прогресс входящих в его состав заводов, так как имеется
возможность концентрированно направлять ресурсы на наиболее важные участки. К примеру, в 1970 г. ЗИЛом из фонда развития производства было выделепо Рязан скому заводу 500 тыс. руб. для приобретения оборудова
ния, Рославльскому заводу на техническое перевооруже ние — 400 тыс. руб. В условиях самостоятельной хозяй ственной деятельности зтп предприятия не располагали бы такими возможностями и, осуществляя крупные тех нические преобразования, им пришлось бы обращаться к централизованным источникам финансирования.
Заметный эффект дает концентрация производства,
достигаемая путем создания объединений с централиза цией функций управления и ликвидацией самостоятель
ности отдельных предприятий. Это создает благоприятные предпосылки для специализации производства в ее наи
более эффективных формах — технологической |
п поде |
|
тальной. |
Именно такие формы позволяют существенно |
|
повысить |
производительность труда и в первую |
очередь |
в машиностроении, легкой и некоторых других отраслях промышленности.
Определенный успех в конкретных условиях дости гается и объединениями смешанного типа, охватываю щими обычно небольшие предприятия с низким уровнем производительности труда, во главе которых стоит круп ное, технически высоковооружениое предприятие. В дай мом случае предметная специализация позволяет подтя
нуть отстающие в техническом отношении предприятия до уровня передового, отвечающего современным требова ниям научно-технического прогресса.
Современная научно-техпическая революция диктует необходимость создания единых производственно-хозяй ственных комплексов, составные элементы которых были
138
бы органически связаны друг с другом на основе строгого разделения труда и специализации внутри общей хозяй
ственной системы. Объединение призвано взять на себя централизованное осуществление прежде всего тех про изводственно-экономических функции, выполнение кото рых непосредственно самостоятельными предприятиями экономически не эффективно.
C точки зрения воздействия па эффективность обще ственного производства экономически прогрессивными являются научно-производственные объединения.
В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР
от 24 сентября 1968 г. «О мероприятиях по повышению
эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений пауки и техники» отмечалось, что научно-производственные объединения (НПО) призваны стать прогрессивной орга
низационной формой управления паучііо-техппческпм про грессом. Опыт показывает, что создание НПО обеспечи вает значительное сокращение сроков научных разработок, ускорение внедрения в производство новой техники и наи более прогрессивной продукции. Научно-производствен
ные объединения способствуют повышению паучпо-тех-
пического уровня и эффективности производства в целом в отрасли или в подотрасли. В Ленинграде, например,
только в восьмой пятилетке было создано девять научно-
производственных объединений. В их числе «Электроаппа рат», «Позитрон», «Пластполимер» и др. Каждое из них возглавляется крупным научно-исследовательским инсти тутом, объединяющим производственные предприятия. Это содействует повышению эффективности научных ис следований її разработок, сокращению времени внедрения их в производство. Благодаря укреплению связи науки с производством сокращены сроки освоения новой -продук ции.
В марте 1973 г. было утверждено «Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объедп нениях». Это Положение предусматривает, что всесоюз пое или республиканское промышленное объединение яв
ляется единым производственно-хозяйственным комплек сом, состоящим из промышленных предприятий, научно исследовательских, конструкторских, проектпо-конструк торских, технологических организации и других предприя тий.
139
Деятельность объединения строится иа основе соблю
дения интересов народного хозяйства, самого объедине
ния и входящих в его состав предприятий и организаций. При этом должно быть обеспечено правильное сочетание централизованного планового руководства с хозяйствен ной самостоятельностью и инициативой объединения, предприятий и организаций.
За управлением объединения закрепляются следующие фонды и резервы:
централизованный фонд развития производства; централизованный фонд материального поощрения;
централизованный фонд социально-культурных меро приятий и жилищного строительства;
фонд научных исследований;
фонд освоения новой техники;
централизованный фонд для премирования за созда ние и внедрение новой техники;
фонд развития экспортного производства; фонд содействия внедрению изобретений п рационали
заторских предложений;
резерв для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям;
резерв амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт.
Расчеты с государственным бюджетом по платежам из
прибыли производятся предприятиями и организациями,
входящими в состав объединения. Они могут произво диться и управлением объединения централизованно исходя из результатов его производственно-хозяйственной
деятельности в целом.
В марте 1974 г. было утверждено «Положение о производственном объединении (комбинате)», согласно которому производственное объединение (комбинат) пред ставляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс. В его состав входят фабрики, заводы, научно-
исследовательские, конструкторские, проектно-конструк торские, технологические организации и другие производ ственные единицы. Производственное объединение — основное первичное звено промышленности. Его деятель ность строится на сочетании централизованного руковод
ства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой объединения.
140
В производственном объединении (на комбинате)
создаются следующие фонды:
фонд развития производства;
фонд материального поощрения; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного
строительства;
фонд амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт;
фонд для премирования за создание и внедрение новой техники;
фонд содействия внедрению изобретений и рационали заторских предложений;
другие фонды в соответствии с законодательством
Союза ССР.
Расчеты с бюджетом, поставщиками и покупателями,
с подрядчиками, вышестоящей организацией, кредитные
отношения осуществляются по производственному объеди нению (комбинату) в целом независимо от местонахож дения его производственных единиц. По объединениям, которым подчинены самостоятельные предприятия и орга низации, пользующиеся правами, предусмотренными По ложением о социалистическом государственном производ ственном предприятии, расчеты с бюджетом по платежам
из прибыли производятся самими предприятиями и орга низациями. Однако платежи могут вноситься и объеди нением в централизованном порядке, который устанавли вается Министерством финансов СССР по согласованию с министерством, в систему которого входит данное объ единение.
В связи с утверждением Положения о производствен
ном объединении (комбинате) намечается в дальнейшем осуществить глубокую перестройку действующих объеди нений. В новых условиях управления не все объединения
будут хозяйствовать как прежде. В действовавших до сих
пор объединениях примерно 60% производственных еди ниц имели самостоятельность. Между тем исходя из по становления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О не которых мероприятиях по дальнейшему совершенствова нию управления промышленностью», производственные
единицы в объединениях теряют юридическую самостоя
тельность.
Предстоит решить ряд вопросов, связанных с дея
тельностью объединений. В частности, предусматривается,
141
что на основе общего Положения, как единого норматив ного документа, министерства и ведомства подготовят и введут положения, учитывающие специфические особен
ности своей отрасли.
Имеется в виду, что производственное объединение (комбинат) будет основным, первичным звеном промыш
ленности.
В принятом Советом Министров СССР Положении о производственном объединении (цомбпнате) преду
сматривается распространить это положение на крупные
заводы и фабрики, хотя они ни с кем и не объединяются.
На современном этапе хозяйственного развития страны
процесс углубления хозрасчетных начал в организации
отраслевых финансов постепенно начинает охватывать ми нистерства. Если в дореформенный период отраслевые
финансы ограничивались главным образом отношениями, связанными с распределением ассигнований из бюджета и платежей в бюджет между подведомственными предприя тиями и организациями, то теперь содержание таких отношений расширяется. Это усиливает воздействующую
роль отраслевых финансов на эффективность производства,
на темпы экономического роста. В |
Отчетном |
докладе |
ЦК КПСС XXIV съезду партии подчеркивается: |
«Весьма |
|
актуальным остается последовательное |
впедренпе прин |
ципов хозяйственного расчета как на промышленных пред приятиях, в колхозах и совхозах, так и в вышестоящих хозяйственных звеньях» *.
В 1970 г. хозрасчетные принципы организации отрас левых финансов получили дальнейшее развитие, когда на основополагающие принципы экономической реформы были переведены приборостроительная отрасль и одна из крупнейших в стране хозяйственных организаций — Главмосавтотранс. Впервые в практике осуществления ре формы хозрасчетным стало целое министерство — Мини
стерство приборостроения, средств автоматизации и си стем управления СССР, где финансирование всех расходов отрасли, включая капиталовложения, производится за счет собственных источников.
Основой планирования в приборостроении является
пятилетіпш план с распределением заданий по годам. На
год утверждаются лппіь три показателя: производство про-
1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 70.
142
дукции в укрупненной номенклатуре; ввод в действие но вых мощностей и объектов; объем материально-техничес
кого снабжения, обеспечивающий выполнение программы производства, строительства и научно-исследовательских работ. Все остальные показатели министерство планирует самостоятельно, а некоторые из ипх — по согласованию с Госпланом СССР.
Одновременно с пятилетним планом и в соответствии с ним министерству утверждаются иа каждый год пяти летки следующие финансовые нормативы:
норматив отчислений от прибыли в распоряжение
министерства для осуществления расширенного воспроиз водства, развития науки и техники, экономического стиму
лирования предприятий и организаций и покрытия других плановых затрат;
норматив фонда заработной платы в процентном отно шении к реализуемой продукции или к другому экономи
ческому показателю, характеризующему расширение производства и повышение его эффективности, с учетом
обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы.
Утвержденные нормативы, как правило, не меняются в ходе выполнения пятилетпего плана, чем обеспечивается его стабильность.
До перехода па новые условия министерство не несло должпой материальной ответственности за невыполнение предприятиями обязательств перед государственным бюд жетом. Его финансовые ресурсы представляли собой по существу сумму средств предприятии. Резерв финансовой помощи был небольшой и, следовательно, слабо воздей
ствовал на работу предприятий. Недостатки их деятель ности в конечном счете покрывал бюджет. В настоящее время в пятилетием плане и годовых планах министерства
утверждаются нормативы и сумма платежей в бюджет из прибыли предприятий. Эта сумма вносится в бюджет во
всех случаях, даже тогда, когда план по прибыли в целом по отрасли не выполнен, за счет уменьшения доли при были, остающейся у министерства. Таким образом, с по
мощью отраслевых финансов возможность дальнейшего развития отрасли органически сочетается с эффективной
деятельностью всех предприятий. |
Но |
чтобы |
развивать |
производство, внедрять новую технику, |
нужна |
прибыль, |
|
а поэтому необходимо постоянно |
повышать результатпв- |
143