Файл: Константинова, Ю. Н. Финансы и факторы экономического роста.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 41

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ловпоіі завод — ЗИЛ и восемь филиалов. Материальное стимулирование в филиалах находится в прямой зависи­ мости от выполнения плана по реализации, рентабель­ ности, качества продукции и ритмичности поставок. Фонд развития производства и фонд социальпо-культурных мероприятий и жилищного строительства централизован, тем самым создаются благоприятные условия для реше­ ния социально-экономических задач, стоящих перед объ­

единением в целом и отдельными филиалами. Крупному объединению значительно легче влиять па технический прогресс входящих в его состав заводов, так как имеется

возможность концентрированно направлять ресурсы на наиболее важные участки. К примеру, в 1970 г. ЗИЛом из фонда развития производства было выделепо Рязан­ скому заводу 500 тыс. руб. для приобретения оборудова­

ния, Рославльскому заводу на техническое перевооруже­ ние — 400 тыс. руб. В условиях самостоятельной хозяй­ ственной деятельности зтп предприятия не располагали бы такими возможностями и, осуществляя крупные тех­ нические преобразования, им пришлось бы обращаться к централизованным источникам финансирования.

Заметный эффект дает концентрация производства,

достигаемая путем создания объединений с централиза­ цией функций управления и ликвидацией самостоятель­

ности отдельных предприятий. Это создает благоприятные предпосылки для специализации производства в ее наи­

более эффективных формах — технологической

п поде­

тальной.

Именно такие формы позволяют существенно

повысить

производительность труда и в первую

очередь

в машиностроении, легкой и некоторых других отраслях промышленности.

Определенный успех в конкретных условиях дости­ гается и объединениями смешанного типа, охватываю­ щими обычно небольшие предприятия с низким уровнем производительности труда, во главе которых стоит круп­ ное, технически высоковооружениое предприятие. В дай­ мом случае предметная специализация позволяет подтя­

нуть отстающие в техническом отношении предприятия до уровня передового, отвечающего современным требова­ ниям научно-технического прогресса.

Современная научно-техпическая революция диктует необходимость создания единых производственно-хозяй­ ственных комплексов, составные элементы которых были

138


бы органически связаны друг с другом на основе строгого разделения труда и специализации внутри общей хозяй­

ственной системы. Объединение призвано взять на себя централизованное осуществление прежде всего тех про­ изводственно-экономических функции, выполнение кото­ рых непосредственно самостоятельными предприятиями экономически не эффективно.

C точки зрения воздействия па эффективность обще­ ственного производства экономически прогрессивными являются научно-производственные объединения.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР

от 24 сентября 1968 г. «О мероприятиях по повышению

эффективности работы научных организаций и ускорению использования в народном хозяйстве достижений пауки и техники» отмечалось, что научно-производственные объединения (НПО) призваны стать прогрессивной орга­

низационной формой управления паучііо-техппческпм про­ грессом. Опыт показывает, что создание НПО обеспечи­ вает значительное сокращение сроков научных разработок, ускорение внедрения в производство новой техники и наи­ более прогрессивной продукции. Научно-производствен­

ные объединения способствуют повышению паучпо-тех-

пического уровня и эффективности производства в целом в отрасли или в подотрасли. В Ленинграде, например,

только в восьмой пятилетке было создано девять научно-

производственных объединений. В их числе «Электроаппа­ рат», «Позитрон», «Пластполимер» и др. Каждое из них возглавляется крупным научно-исследовательским инсти­ тутом, объединяющим производственные предприятия. Это содействует повышению эффективности научных ис­ следований її разработок, сокращению времени внедрения их в производство. Благодаря укреплению связи науки с производством сокращены сроки освоения новой -продук­ ции.

В марте 1973 г. было утверждено «Общее положение о всесоюзном и республиканском промышленных объедп нениях». Это Положение предусматривает, что всесоюз пое или республиканское промышленное объединение яв

ляется единым производственно-хозяйственным комплек сом, состоящим из промышленных предприятий, научно исследовательских, конструкторских, проектпо-конструк торских, технологических организации и других предприя тий.

139


Деятельность объединения строится иа основе соблю­

дения интересов народного хозяйства, самого объедине­

ния и входящих в его состав предприятий и организаций. При этом должно быть обеспечено правильное сочетание централизованного планового руководства с хозяйствен­ ной самостоятельностью и инициативой объединения, предприятий и организаций.

За управлением объединения закрепляются следующие фонды и резервы:

централизованный фонд развития производства; централизованный фонд материального поощрения;

централизованный фонд социально-культурных меро­ приятий и жилищного строительства;

фонд научных исследований;

фонд освоения новой техники;

централизованный фонд для премирования за созда­ ние и внедрение новой техники;

фонд развития экспортного производства; фонд содействия внедрению изобретений п рационали­

заторских предложений;

резерв для оказания финансовой помощи предприятиям и хозяйственным организациям;

резерв амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт.

Расчеты с государственным бюджетом по платежам из

прибыли производятся предприятиями и организациями,

входящими в состав объединения. Они могут произво­ диться и управлением объединения централизованно исходя из результатов его производственно-хозяйственной

деятельности в целом.

В марте 1974 г. было утверждено «Положение о производственном объединении (комбинате)», согласно которому производственное объединение (комбинат) пред­ ставляет собой единый производственно-хозяйственный комплекс. В его состав входят фабрики, заводы, научно-

исследовательские, конструкторские, проектно-конструк­ торские, технологические организации и другие производ­ ственные единицы. Производственное объединение — основное первичное звено промышленности. Его деятель­ ность строится на сочетании централизованного руковод­

ства с хозяйственной самостоятельностью и инициативой объединения.

140

В производственном объединении (на комбинате)

создаются следующие фонды:

фонд развития производства;

фонд материального поощрения; фонд социально-культурных мероприятий и жилищного

строительства;

фонд амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт;

фонд для премирования за создание и внедрение новой техники;

фонд содействия внедрению изобретений и рационали­ заторских предложений;

другие фонды в соответствии с законодательством

Союза ССР.

Расчеты с бюджетом, поставщиками и покупателями,

с подрядчиками, вышестоящей организацией, кредитные

отношения осуществляются по производственному объеди­ нению (комбинату) в целом независимо от местонахож­ дения его производственных единиц. По объединениям, которым подчинены самостоятельные предприятия и орга­ низации, пользующиеся правами, предусмотренными По­ ложением о социалистическом государственном производ­ ственном предприятии, расчеты с бюджетом по платежам

из прибыли производятся самими предприятиями и орга­ низациями. Однако платежи могут вноситься и объеди­ нением в централизованном порядке, который устанавли­ вается Министерством финансов СССР по согласованию с министерством, в систему которого входит данное объ­ единение.

В связи с утверждением Положения о производствен­

ном объединении (комбинате) намечается в дальнейшем осуществить глубокую перестройку действующих объеди­ нений. В новых условиях управления не все объединения

будут хозяйствовать как прежде. В действовавших до сих

пор объединениях примерно 60% производственных еди­ ниц имели самостоятельность. Между тем исходя из по­ становления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О не­ которых мероприятиях по дальнейшему совершенствова­ нию управления промышленностью», производственные

единицы в объединениях теряют юридическую самостоя­

тельность.

Предстоит решить ряд вопросов, связанных с дея­

тельностью объединений. В частности, предусматривается,

141


что на основе общего Положения, как единого норматив­ ного документа, министерства и ведомства подготовят и введут положения, учитывающие специфические особен­

ности своей отрасли.

Имеется в виду, что производственное объединение (комбинат) будет основным, первичным звеном промыш­

ленности.

В принятом Советом Министров СССР Положении о производственном объединении (цомбпнате) преду­

сматривается распространить это положение на крупные

заводы и фабрики, хотя они ни с кем и не объединяются.

На современном этапе хозяйственного развития страны

процесс углубления хозрасчетных начал в организации

отраслевых финансов постепенно начинает охватывать ми­ нистерства. Если в дореформенный период отраслевые

финансы ограничивались главным образом отношениями, связанными с распределением ассигнований из бюджета и платежей в бюджет между подведомственными предприя­ тиями и организациями, то теперь содержание таких отношений расширяется. Это усиливает воздействующую

роль отраслевых финансов на эффективность производства,

на темпы экономического роста. В

Отчетном

докладе

ЦК КПСС XXIV съезду партии подчеркивается:

«Весьма

актуальным остается последовательное

впедренпе прин­

ципов хозяйственного расчета как на промышленных пред­ приятиях, в колхозах и совхозах, так и в вышестоящих хозяйственных звеньях» *.

В 1970 г. хозрасчетные принципы организации отрас­ левых финансов получили дальнейшее развитие, когда на основополагающие принципы экономической реформы были переведены приборостроительная отрасль и одна из крупнейших в стране хозяйственных организаций — Главмосавтотранс. Впервые в практике осуществления ре­ формы хозрасчетным стало целое министерство — Мини­

стерство приборостроения, средств автоматизации и си­ стем управления СССР, где финансирование всех расходов отрасли, включая капиталовложения, производится за счет собственных источников.

Основой планирования в приборостроении является

пятилетіпш план с распределением заданий по годам. На

год утверждаются лппіь три показателя: производство про-

1 Материалы XXIV съезда КПСС, с. 70.

142


дукции в укрупненной номенклатуре; ввод в действие но­ вых мощностей и объектов; объем материально-техничес­

кого снабжения, обеспечивающий выполнение программы производства, строительства и научно-исследовательских работ. Все остальные показатели министерство планирует самостоятельно, а некоторые из ипх — по согласованию с Госпланом СССР.

Одновременно с пятилетним планом и в соответствии с ним министерству утверждаются иа каждый год пяти­ летки следующие финансовые нормативы:

норматив отчислений от прибыли в распоряжение

министерства для осуществления расширенного воспроиз­ водства, развития науки и техники, экономического стиму­

лирования предприятий и организаций и покрытия других плановых затрат;

норматив фонда заработной платы в процентном отно­ шении к реализуемой продукции или к другому экономи­

ческому показателю, характеризующему расширение производства и повышение его эффективности, с учетом

обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом средней заработной платы.

Утвержденные нормативы, как правило, не меняются в ходе выполнения пятилетпего плана, чем обеспечивается его стабильность.

До перехода па новые условия министерство не несло должпой материальной ответственности за невыполнение предприятиями обязательств перед государственным бюд­ жетом. Его финансовые ресурсы представляли собой по существу сумму средств предприятии. Резерв финансовой помощи был небольшой и, следовательно, слабо воздей­

ствовал на работу предприятий. Недостатки их деятель­ ности в конечном счете покрывал бюджет. В настоящее время в пятилетием плане и годовых планах министерства

утверждаются нормативы и сумма платежей в бюджет из прибыли предприятий. Эта сумма вносится в бюджет во

всех случаях, даже тогда, когда план по прибыли в целом по отрасли не выполнен, за счет уменьшения доли при­ были, остающейся у министерства. Таким образом, с по­

мощью отраслевых финансов возможность дальнейшего развития отрасли органически сочетается с эффективной

деятельностью всех предприятий.

Но

чтобы

развивать

производство, внедрять новую технику,

нужна

прибыль,

а поэтому необходимо постоянно

повышать результатпв-

143