ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
ПО СЛЕДАМ
>3.
БЕСКОНЕЧНОСТИ
( с ) Издательство «Знание», 1974 г.
51 (09) К63
Комаров В. Н.
По следам бесконечности. М., «Знание», 1974.192 с. («Жизнь замечательных идей»).
Бесконечность—одно иэ древнейших научных понятий.
О нем спорили, |
вокруг |
него не раз разгорались страсти, |
||
и чем глубже |
и |
шире |
наука проникала |
в материальный |
мир, тем емче, |
богаче... |
и противоречивее |
становилось его |
содержание. В этом смысле история формирования поня тия «бесконечность» ярко и убедительно демонстрирует днзлектичность самого процесса познания.
Именно эта мысль и легла в основу книги, проводящей читателей по основным этапам формирования понятия.
51(09)
ПО СЛЕДАМ БЕСКОНЕЧНОСТИ
Человечество успешно осваивает космос. Все дальше от Земли уходят космические аппараты, все глубже в таинственные недра Вселенной проникают современные телескопы и радиотелескопы. Уже сегодня научному ис следованию доступна колоссальная область пространства с поперечником около 20 миллиардов световых лет
Проведенные в последнее время исследования косми ческих объектов, расположенных у границ наблюдаемой Вселенной, показывают, что с увеличением расстояния число таких объектов постепенно уменьшается. На рас стояниях порядка 8 — 10 миллиардов световых лет их совсем мало...
‘ С в е т о в о й |
г о д — расстояние, которое световой луч при |
|
скорости |
около 300 тысяч километров в секунду преодолевает |
|
в течение |
земного |
года. |
5
И невольно с новой силой возникает вечный вопрос, издавна волнующий мыслителей и ученых: бесконечна ли Вселенная?..
Среди естественнонаучных проблем есть проблемы, ис следование которых тесно связано с развитием всего есте ствознания и человеческой мысли вообще. Каждый серь езный успех, достигнутый в процессе их изучения, откры вает новые горизонты, способствуя прогрессу земной ци вилизации.
К числу подобных проблем относится и проблема бес конечности, в частности бесконечности Вселенной.
Бесконечность, одно из самых удивительных научных понятий, неизменно привлекает внимание человека. Быть может, это объясняется тем, что в повседневной жизни нам всегда приходится иметь дело только с конечными величинами, с конечным числом тех или иных объектов. Бесконечность манит человека своей необычностью и да же таинственностью. И дело не только в том, что беско нечность трудно, а точнее — невозможно себе предста вить. Бесконечные множества обладают многими свой ствами, которые противоречат нашему привычному опыту.
Бесконечность породила в науке парадоксальные си туации, которые состоят в том, что признание ее суще ствования вызывает, казалось бы, непреодолимые труд
ности, а отказ от нее ведет к трудностям еще |
большим. |
И тем не менее бесконечность — это вполне |
реальное |
свойство или совокупность свойств окружающего нас ми ра, и как всякое реально существующее свойство она доступна научному познанию и может быть изучена как качественно, так и количественно. С бесконечностью встречаются и бесконечность изучают не только матема тика, но и физика, и астрономия, и философия.
По существу, идея бесконечного пронизывает всю историю познания человеком окружающего мира и своего места в нем.
С обыденной точки зрения бесконечность — это нечто чрезвычайно расплывчатое, аморфное, ускользающее, ли шенное четкой определенности, не допускающее ни точ ного измерения, ни сопоставления. Бесконечность — и этим все сказано...
В действительности же науке известны различные и притом совершенно конкретные типы бесконечности. Прежде всего это практическая бесконечность. Речь идет
6
о таких больших величинах, которые формально хотя и конечны, но в рамках той или иной задачи фактически настолько велики или малы, что воспринимаются как практически бесконечные. Скажем, с точки зрения ядерной физики расстояние в один микрон бесконечно велико, а с точки зрения астрономии расстояние в один санти метр бесконечно мало. С такого рода бесконечностью со временному естествознанию приходится встречаться в большинстве физических приложений математики. По этому ее можно еще назвать физической.
Однако практическая, или физическая, |
бесконеч |
||
ность — это все-таки |
еще не бесконечность |
в |
строгом |
значении этого слова. |
Наиболее простая и, |
если можно |
так сказать, наглядная бесконечность — бесконечность чисел натурального ряда. К ней примыкает так называе мая теоретико-множественная бесконечность, то есть раз ного рода множества, содержащие бесконечное число эле ментов.
В геометрии и астрономии рассматривается метриче
ская бесконечность — такие |
пространственные |
многооб |
разия, площади или объемы |
которых нельзя |
выразить |
конечным числом. |
|
|
Существует и еще один бесконечный процесс — беско нечное приближение числовой последовательности к не которому пределу. И это не только чисто математическая конструкция. С такого рода процессами наука встречает ся и в природе. Скажем, можно как угодно близко подой ти к абсолютному нулю температуры или к скорости света в пустоте, но мы никогда в реальном физическом процессе не достигнем этих мировых констант в точ ности.
Возможен и такой тип бесконечности, как бесконечная делимость. Например, бесконечная делимость простран ства и времени.
Один из важнейших типов бесконечности, являющийся предметом философского анализа и исследования,— неис черпаемость реального мира. С одной стороны, это бес конечность числа физических явлений и условий, кото рые реализуются в природе, а с другой — бесконечный характер процесса познания мира человеком.
Таким образом, проблема бесконечности — это очень сложная комплексная проблема. Понятие бесконечности имеет богатое и разнообразное содержание. И на разных
7
этапах развития науки различные ее области выдвигают на первый план те или иные типы бесконечности.
Итак, бесконечность вовсе не условная математиче ская конструкция — она отражает реальные свойства окружающего нас мира. И не случайно чуть ли не вся история математики, физики н астрономии самым тесным образом переплетается с исследованием проблемы беско нечного.
Одним из фундаментальных вопросов науки, непосред ственно связанных с проблемой бесконечности, является вопрос о геометрических свойствах Вселенной.
Великие философы древности пытались решить этот вопрос с помощью сравнительно простых и, казалось бы, на первый взгляд неопровержимых логических рассуж дений.
Представим себе, говорили они, что у Вселенной есть край и человек достиг этого края. Стоит ему -только вы тянуть руку — и она окажется за границами Вселенной. Но тем самым рамкп материального мира раздвигаются еще на некоторое расстояние. Тогда можно будет прибли зиться к новой границе и повторить ту же операцию еще раз. И так без конца. Значит, Вселенная не может иметь границ.
«Нет никакого конца ни с одной стороны у Вселенной, ибо иначе края непременно она бы имела»,— писал Лук реций Кар в своей поэме «О природе вещей».
И действительно, если необычайно трудно, почти не возможно представить себе пространство, которое в лю бом направлении простирается безгранично далеко, то еще труднее вообразить обратное, то есть что у Вселен ной где-то существует край, есть граница. Ведь в таком случае действительно возникает вполне естественный во прос: а что находится дальше?.
Однако обращение к «очевидности» не может служить основанием для серьезных научных выводов. Мы многого не можем себе представить, но это само по себе еще ни чего не доказывает. Что же касается рассуждения Лук реция, то оно хотя внешне и логично, но на самом деле опирается на наши привычные земные представления. При этом молчаливо предполагается, что они справедли вы везде и всегда. Между тем весь опыт познания при роды убедительно доказывает, что так называемая «па-
8
глядность» весьма ненадежный советчик при решении научных вопросов.
Можно вспомнить хотя бы о тех возражениях, кото рые вызывала в свое время идея кругосветного путеше ствия, выдвинутая Магелланом. Ее противники как раз
основывали все свои возражения |
на |
наглядности. Как |
||
можно, восклицали они, |
двигаясь |
все |
время по |
прямой |
в одном направлении, вернуться в ту же точку?! |
Возмож |
|||
ность такого результата |
противоречила общепринятым |
житейским представлениям, противоречила обыденному здравому смыслу. Но, как известно, действительность подтвердила предположение Магеллана.
Аналогичные возражения встретила идея антиподов: если Земля шарообразна, то как могут люди жить на другой ее стороне — ведь им приходится ходить вниз головой?!
«...Здравый человеческий рассудок,— писал Фридрих Энгельс,— весьма почтенный спутник в четырех стенах своего дойашнего обихода, переживает самые удивитель ные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования»
Здравый смысл — порождение конкретной историче ской эпохи, он отражает фактически достигнутый уровень знаний. Но мир бесконечно разнообразен, а наши знания о нем всегда относительны — они имеют определенные границы применимости. Где пролегают эти границы — заранее неизвестно. И потому нередко совершаются по пытки применять существующие научные представления
к описанию таких явлений, которые на самом |
деле им |
не -подвластны. Так возникают заблуждения — незнание, |
|
временно принимаемое за знание. |
опреде |
Это и есть здравый смысл, соответствующий |
ленному уровню развития науки: «знания плюс заблуж дения».
Таким образом, здравый смысл — явление относитель ное, временное, он включает в себя не только знание, но и заблуждения. И, следовательно, на него нельзя пола
гаться при решении научных |
проблем, |
в |
особенности |
|
сложных научных проблем. |
|
|
|
|
Поэтому не удивительно, что представления о беско |
||||
нечности с развитием науки не раз |
претерпевалп весьма |
|||
‘ К. М а р к с и Ф. Э н г е л ь с . |
Соч., |
т. 20, |
стр. |
21. |
9
серьезные изменения. Это в особенности относится к пред ставлениям о бесконечности Вселенной, история развития которых напоминает увлекательный детективный роман с неожиданными загадками и непредвиденными пово ротами.
Исходная версия древних, основанная на наглядности и здравом смысле, версия, казавшаяся несомненной и очевидной, затем начисто опровергается. Но вскоре выяс няется несостоятельность и новой версии и происходит возврат к первоначальному выводу, хотя и выступающему в новом качестве. После этого совершается вновь крутой поворот, а «под занавес» выясняется, что истина не по хожа ни на одно из обсуждавшихся предположений.
И это перечисление еще далеко не полно отражает содержание того мастерски закрученного повествования, главным героем которого является Бесконечность.
Это она вызвала, например, кризис в основаниях ма тематики, поставила труднейшие, до сих пор нерешенные задачи перед физикой элементарных частиц.
Даже сам вопрос о существовании и свойствах беско нечного породил множество удивительных проблем и столкнул ученых лицом к лицу с неразрешимыми пара доксами.
И совершенно прав был выдающийся математик XIX столетия Давид Гильберт, когда писал: «С давних пор никакой другой вопрос так глубоко не волновал челове ческую мысль, как вопрос о бесконечности. Бесконечное действовало на разум столь же побуждающе и плодо творно, как едва ли действовала какая-либо другая идея...»
История изучения бесконечности тесно связана с принципиальными, поворотными моментами развития ес тествознания. И проследить почти такую же долгую, как сознательное существование человечества, полную дра матических событий жизнь этой замечательной идеи не только в высшей степени интересно, но и весьма поучи тельно. Ведь история выдающихся научных идей — это не просто музей, где покрываются пылью любопытные экспонаты, относящиеся к различным эпохам. Опыт исто рии науки дает, ключ к пониманию характера происходя щих в ней процессов, помогает не только постичь «связь времен», но и понять внутренние закономерности движе ния научной мысли, заглянуть в ее будущее, значительно
10
облегчает объективную оценку вновь возникающих идей и теорий, составляющих последнее слово науки.
«Изучениепрошлого, в том числе и научной мысли, всегда приводит к введению в человеческое сознание но вого»,— отмечал выдающийся советский ученый академик В. И. Вернадский.
Наука — это не только история открытий, не только свод законов природы и правил для решения различных задач. Это нечто неизмеримо большее. Уже сами поиски новых путей в науке требуют иногда отказа от того спо соба мышления, который утвердился вместе с общеприз нанными привычными научными теориями и сделался сво еобразной монополией, стал частью здравого смысла. По этому результаты подобных поисков необыкновенно поу чительны и обладают далеко идущими последствиями.
Казалось бы, проблема бесконечного принадлежит к числу самых абстрактных научных проблем, имеющих весьма отдаленное отношение к практической деятельнос ти людей и их повседневной жизни.
На самом же деле история изучения бесконечности — это не только история создания новых страниц матема тики, астрономии и физики, это, по существу, история развития человеческой мысли.
А от ученых исследование бесконечности требовало и требует дерзкого полета воображения, оригинальности мышления, способности преодолевать гнет традиционных представлений, умения раздвигать рамки общепризнан ных теорий и прокладывать новые неизведанные пути.
Эта |
книга — рассказ |
об истории развития |
одной |
из |
|
самых |
поразительных |
научных |
идей — идеи |
бесконеч |
|
ности. |
|
|
|
|
|
Но идеи не рождаются и не развиваются |
сами |
по |
|||
себе — это также рассказ о тех |
людях, которые двигали |
||||
ее вперед. |
|
|
|
|