ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
В настоящее время науке известно четыре типа взаи модействий между микрообъектами. Прежде всего это так называемые сильные или ядерные взаимодействия — они удерживают протоны и нейтроны в ядрах атомов. Второй тип — электромагнитные взаимодействия, с которыми мы встречаемся внутри атомов,— они обеспечивают сущест вование электронных оболочек. Третий тин — слабые взаимодействия, которые проявляются, в частности, при радиоактивном бета-распаде. И, наконец, гравитационные взаимодействия, отличающиеся своим универсальным характером и охватывающие все уровни материаль ных объектов от элементарных частиц до космических миров.
Интенсивность каждого из этих взаимодействий при близительно в тысячу раз слабее предыдущего. И поэтому может показаться, что в тех процессах, где проявляются, скажем, сильные взаимодействия, все остальные уже не могут оказывать на ход событий сколько-нибудь сущест венное влияние. Точно так же при слабых взаимодей ствиях не могут иметь существенного значения гравита ционные эффекты.
Однако в действительности дело обстоит, видимо, зна чительно сложнее. В последнее время теоретики нащу пали неожиданные глубинные внутренние связи между различными типами взаимодействий. В частности, напри мер, оказалось, что значение масс электрона и протона, видимо, может быть вычислено на основе гравитацион ных эффектов.
Впрочем, эти результаты, быть может, не столь уж неожиданны. Ведь еще А. Эйнштейн многие годы своей жизни посвятил поискам единой теории поля.
Вообще окружающий нас мир можно представить себе как рыболовную сеть, состоящую из множества мельчай ших ячеек. Каждую из этих ячеек можно вырвать из сети и изучить в отдельности, саму по себе. Но подобным способом мы ничего или почти ничего не сможем узнать о сети в целом: ведь вырывая ячейку, мы разрушаем сеть. К тому же различные ячейки «мировой сети» отличаются друг от друга.
Отсюда следует чрезвычайно важный вывод, имеющий огромное принципиальное значение: изучать явления при роды необходимо в их совокупности и взаимодействии. Только при этом условии мы можем составить картину
179
мировых процессов, верно отражающую реальное поло жение вещей.
Но так как число отношений и взаимодействий между ячейками «мировой сети» бесконечно, то мы с неизбеж ностью приходим к заключению о бесконечном многооб разии реального мира.
Этот вывод находит себе все больше подтверждений в новейших данных современного естествознания.
Во всяком случае развитие современной физики убеди тельно показывает, что чем глубже мы проникаем в тайны строения материи, тем более многообразные и тонкие свя зи обнаруживаем.
Это — с одной стороны...
А с другой, бесконечный характер процесса «исчерпа ния» мира человеком — его познания.
Если в эпоху «классической» науки, когда кардиналь ные изменения привычных представлений об окружаю щем мире происходили в достаточной степени редко, у че ловека не могло не создаваться ощущения полной или почти полной завершенности существующей системы зна ний и, следовательно, ограниченности познания вообще, то современное естествознание уже не питает подобных иллюзий. В «неклассической» науке, ведущей свое нача ло от великой решолюции в физике, совершившейся на рубеже XIX и XX столетий, периодический пересмотр фундаментальных принципов стал нормой, которая не только разрушает миф о завершенности науки, но и яв ляется весьма действенным фактором в развитии цивили зации.
Связанный с классической наукой идеал завершенного знания постепенно уступает место идеалу б е с к о н е ч н о го п о з н а н и я . Стремление к достиженшо окончатель ного объяснения того или иного явления природы, пол ностью исключающего возникновение . новых вопросов, сменяется ясным пониманием перспективы возникнове ния в процессе научного исследования бесконечного числа все новых и новых вопросов. А неизбежность появления этих вопросов, способная привести в уныние ученого клас сической эпохи, сегодня, наоборот, представляется нам в оптимистическом свете — она свидетельствует не только о неисчерпаемости окружающего мира, но и о безгранич ных возможностях познания его человеком.
Разумеется, это 'вовсе не означает, что современная
180
наука ставит своей единственной и главной задачей толь ко генерирование все новых и новых проблем, не слиш ком заботясь о детальном изучении каждого данного яв ления. Познание конкретных явлений по-прежнему со ставляет важнейшую функцию науки. Но в современном естествознании этот процесс неотделим от прогресса по знания в целом. Каждое конкретное объяснение — это в то же время и очередной вопрос или целая серия вопро сов, продвигающая вперед весь бесконечный процесс по знания.
Ощущение безграничности познания, неисчерпаемых возможностей человека в изучении окружающего мира имеет и огромное психологическое значение. Безгранич ность познания, присущая всему человечеству, противо стоит индивидуальной ограниченности человеческой жизни.
Угроза небытия испокон века была угрозой для каж дого человека, и люди пытались преодолеть ее с помощью различных религиозных и философских концепций. Имен но такова была сущность философии эпикурейцев: бес конечное небытие лежит за пределами конечного челове ческого существования.
Когда мы существуем, восклицал Эпикур, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем!
Но вынося бесконечность за рамки существования каждого отдельного человека, подобная философия могла разве лишь освободить его в какой-то степени от страха смерти, но в то же время, замыкая любые цели и надеж ды в конечные рамки индивидуального существования, лишала человека какой бы то ни было отдаленной пер
спективы. |
о конечности бытия |
Совершенно иное представление |
|
и бессмертии приносит современная |
наука и связанная |
с ней безграничная преобразующая деятельность челове чества, обращенная в будущее. Именно она дает каждому отдельному человеку ощущение собственного бессмертия, бессмертия индивидуальной человеческой личности.
Для осуществления своих целей человек познает за кономерности природных процессов и, изменяя начальные условия, сознательно добивается того, чтобы эти процес сы приводили к нужным результатам. Дело в том, что ход событий в природе однозначно определен объективными закономерностями. Выбор же начальных условий в из-
181
вестпой |
степени |
не зависит от характера |
этих законов |
и находится во власти человека. |
|
||
«То, |
что мы |
называем наукой,— писал |
в 1951 году |
А. Эйнштейн,— преследует одну-единственную цель: уста новление того, что существует на самом деле. Определе ние того, что должно быть, представляет собой задачу, в известной степени независимую от першой, если дей ствовать последовательно, то вторая цель вообще недо стижима».
Но тот же Эйнштейн признавал, что наука обладает моральными истоками, с которыми связано не само со держание научных понятий, а их развитие. Развиваю щееся моральное самосознание движет науку вперед.
«Поведение индивида в феодальном обществе опреде лялось традицией, приобретавшей религиозную основу,— пишет известный советский философ профессор Б. Г. Куз нецов.— Потом схоластика стремилась дать традициям и догмам и, в частности, моральным канонам, политиче ское обоснование, необходимое для теократического авто ритета церкви. Возрождение освободило человека от тра диционных схоластических канонов морали, но он стал жертвой светской тирании абсолютных монархий и оли гархических республик. Потом на смену авторитарной регламентации поведения человека пришла стихийная сила статистических законов, игнорировавших индивиду альные интересы и судьбы. И, наконец, в нашу эпоху победы и развития гармоничных общественных форм судьба человека в большей степени освобождается от иг норирующих ее стихийных законов, и моральные прин ципы, динамически развивающиеся, становятся канонами поведения и силой, преобразующей науку, производство, культуру, определяющей цели науки, производства, твор чества...»
В то же время проблема неисчерпаемости мира вызы вает и ряд дискуссионных вопросов.
Если мир бесконечно разнообразен, то каково число фундаментальных физических законов?
Существует мнение, что бесконечное разнообразие ок ружающего нас мира предполагает и бесконечное число таких принципов.
Однако нередко высказывается и другая точка зрения, согласно которой бесконечное разнообразие фи зических явлений и условий в реальной Вселенной может
182
быть объяснено, исходя из конечного и даже весьма не большого числа фундаментальных физических принципов.
В конце 1971 года в Бюраканской обсерватории про ходила советско-американская конференция по внеземным цивилизациям. И одной из проблем, которую особенно оживленно обсуждали участники совещания, был вопрос о том, могут ли человечество и какая-либо инопланетная цивилизация, установив между собой контакт, понять друг друга.
Здесь мы внобь сталкиваемся с тем же вопросом: о числе основных принципов, с помощью которых можно объяснить окружающий мир. Если это число конечно и сравнительно невелико, то можно ожидать, что любая цивилизация, достигшая достаточно высокого уровня раз вития, должна овладеть ими. И тогда системы знаний о мире таких цивилизаций должны быть в основных чертах сходными.
Но если существует бесконечное количество фунда ментальных принципов, то не исключена возможность, что различные цивилизации овладевают ими в разной после довательности. И при установлении контакта земного че ловечества с разумными обитателями какой-либо иной планеты вполне может оказаться, что к данному моменту «мы» и «они» владеем различными «наборами» таких принципов. И хотя и те и другие отражают вполне ре альные свойства окружающего нас мира, системы знаний, построенные на их основе, могут оказаться настолько отличными друг от друга, что практически нельзя будет найти никакой возмояшости перехода от одной системы к другой.
Разумеется, и в случае конечного числа принципов взаимопонимание может оказаться чрезвычайно сложным делом. Ведь принципы формулируются в определенной системе понятий, а понятия вырабатываются в процессе практической деятельности цивилизации и во многом определяются конкретными условиями, в том числе кон кретными особенностями разумных существ и свойствами среди их обитания. Другими словами, может случиться, что «мы» и «они» говорим об одном и том же, но на разных «физических языках». Тогда придется искать пра вила перевода.
Но может случиться и так — мысль о подобной воз можности высказал Зельманов,— что число основных
183
принципов зависит от характера избираемых понятий и в зависимости от этого оно может оказаться либо конеч ным, либо бесконечным.
Еще одна относительность бесконечности, но связан ная на этот раз уже с самим процессом познания!
Вот какой узел принципиальнейших проблем завязы вается при ближайшем рассмотрении вопроса о неисчер паемости окружающего нас мира.