ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 0
выход информации в вышестоящие отраслевые и меж отраслевые центры.
Создание такой системы межотраслевых вычислитель ных центров в рамках всей страны требует сложных вы числений и научного обоснования. Система должна опи раться на массовую стандартизацию характеристик машин, их математического обеспечения, на создание еди ной системы информации, средств ее обработки и пере дачи.
В 1966 г. в нашей стране выпускалось 13 типов ЭВМ, имеющих в целом ряде случаев аналогичные решения, но несовместимые по информационным, математическим и техническим признакам. Ныне выпускаются фактически три типа ЭВМ четко специализированных для использо вания в различных сферах. Ведутся большие работы по созданию взаимосогласованной системы ЭВМ и их мате матического обеспечения. Опираясь на эту систему, целесообразно в ближайшее время разработать комплекс ную генеральную схему построения единой АСУ народ ным хозяйством (на 10—15 лет). Это позволит более обоснованно решать и первоочередные задачи создания отраслевых АСУ в нынешнем пятилетии.
Как уже было сказано выше, нам необходимо создать специализированные организации для разработки еди ной АСУ, комплексно решающей задачу образования ра циональной структуры управляемых систем, соответст вующих им органов управления, единой информационной системы, средств связи, сбора, переработки и передачи информации, а также применяемых ЭВМ и взаимосвя занного комплекса математических моделей для обработ ки информации.
Надо постепенно переходить к индустриальному методу создания АСУ. Для этого в первую очередь необхо димо унифицировать технические комплексы управляю щих систем, затем сделать по возможности одинаковыми структуру потоков информации, методы принятия реше ний, документооборот, методы кодирования информации и математическое обеспечение.
Целям унификации АСУ послужило бы и создание общесоюзного классификатора продукции, работа над которым ведется очень медленно, а также разработка научно обоснованных методов определения трудовых и материальных нормативов.
180
Самой важной проблемой в АСУ является разработка математического обеспечения. Трудозатраты на разработ ку программ для решения задач на ЭВМ составляют се годня до 50—60% всех трудозатрат на создание АСУ.
Организации Минприбора начали уже разработку пакетов прикладных программ, ориентированных на АСУ, создаваемых на базе ЭВМ третьего поколения. Совмещение во времени разработки пакетов прикладных программ, операционных систем и трансляторов с алго ритмических языков, создаваемых ныне в организациях, конструирующих ЭВМ, позволит обеспечить хорошую ба зу для внедрения ЭВМ третьего поколения.
В данное время на систему автоматизированного управления все больше возлагается решение не простых учетных задач, а преимущественно экстремальных задач различных классов: распределения ресурсов, управления запасами, упорядочения (это задачи календарного плани рования); массового обслуживания и др. При этом центр тяжести переносится на практическую реализацию полу чаемых с помощью ЭВМ решений. Поэтому предстоит разработать универсальную методологию, позволяющую модифицировать теоретически обоснованные постановки и методы решения применительно к конкретным задачам.
При расширении возможностей АСУ в них можно будет ставить и решать принципиально новые задачи, например, построение общей модели предприятия, прибли жающейся к адекватному отображению всех аспектов функционирования предприятия и др.
В сфере управления еще предстоит изучить немало проблем, связанных с передачей машине функций опера тивного управления. К сожалению, с увеличением разме ров и сложности системы возрастает и цена ошибок. Разумное использование вычислительной техники, одна ко, может повысить эффективность отдельных отраслей промышленности, а их работу делать более стабильной.
Благодаря способности ЭВМ быстро решать слож ные системы уравнений, экономисты сейчас могут соз дать математическую модель не только предприятия, но и всей экономической системы. Руководители предприя тий, объединений, подотраслей и т. д. могут испытать на такой модели различные варианты своих предложений, прежде чем выбрать одно из них. В этом случае огра ничивающим фактором будут не возможности машины,
181
а глубина понимания человеком сущности решаемых проблем. ЭВМ способна лишь выполнять команды челове ка, в то время как специалист по анализу должен знать весь комплекс сложных взаимосвязей исследуемого объекта.
Развитие методологии АСУ будет совершенствоваться и в результате углубления знаний о процессах функцио нирования предприятий. Разработки АСУП на данном этапе базируются, в основном, на исследовании пред приятий как производственно-технологических систем. Так, например, все модели оптимизации производствен ных программ, задач оперативно-производственного пла нирования и другие в качестве своих компонентов имеют технологические параметры. Стоимостные показатели в этих моделях играют роль соизмерителей или оценок. Та кой характер исследований и разработок соответствует выделенному первому уровню автоматизации и механиза ции функций повседневного руководства производствен но-хозяйственной деятельностью.
За 1971—1975 гг. намечается организовать более 2 тыс. вычислительных центров. Задача будет состоять в том, чтобы не только оснастить их новым оборудова нием, но и увязать в единую сеть, создать основу госу дарственной сети вычислительных центров страны. Важ нейшей частью работ в этой области будет осуществле ние мероприятий по созданию общегосударственной авто матизированной системы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяй ством (ОГАС) в тесной увязке с развитием автоматизи рованных систем всех уровней и создаваемой системы средств связи страны.
За пятилетие должно быть создано более 1800 авто матизированных систем управления на крупных пред приятиях и в организациях различных отраслей народ ного хозяйства, около 700 систем управления технологи ческими процессами и производствами.
В том числе планируется:
создание крупнейших АСУ в энергетике, статистике, гидрометеослужбе, банковской сети;
создание АСУ на головных предприятиях отраслей и народного хозяйства: в угольной, химической и нефте химической промышленности, в машиностроении, в рыб ной промышленности, в сельском хозяйстве и др.;
182
широкое тиражирование наиболее эффективных по своим результатам систем (торговля, крупные базы и оклады материальных ценностей, ремонтное дело);
существенное использование АСУ на основных техно логических процессах и в производствах (прокатное, кон верторное и доменное производство в черной металлур гии, обогатительные процессы в цветной металлургии, при эксплуатации нефтяных и газовых месторождений, в производстве продуктов химии и нефтехимии, при обра ботке геофизической информации, в управлении мощны-, ми энергоблоками, при рациональном составлении техно логических смесей).
Управление значительным объемом перевозок на же лезнодорожном, морском, речном, воздушном и автомо бильном транспорте будет осуществляться с помощью автоматизированных систем управления. Около 400 АСУ должно быть создано в строительных министерствах.
Планируется осуществить работы по созданию первой очереди автоматизированных систем управления в систе ме материально-технического снабжения и плановых органов страны.
За текущее пятилетие на предприятиях и в организа циях промышленности намечается внести в эксплуата цию более 2 тыс. ЭВМ, что позволит значительно увели чить мощность вычислительных центров. В отраслях про мышленности, производящих предметы потребления, парк ЭВМ возрастает более чем в 3 раза, в добывающих и обрабатывающих отраслях в 2,7 раза, в машинострое нии немногим более чем в 2 раза.
Реализация намеченных на 1971—1975 гг. мероприя тий по внедрению автоматизированных систем и вычисли тельной техники в промышленности позволит получить экономический эффект около 1,9 млрд, рублей.
К концу 1975 г. на каждом пятом крупном промыш ленном предприятии должна быть создана АСУ, которая обеспечит оптимизацию расчетов по перспективному и текущему планированию развития предприятий и опера тивное управление производственными процессами, дви жением материальных и трудовых ресурсов, финансами.
В текущем пятилетии предусматривается осуществить разработку и ввод в действие полностью или частично АСУ почти во всех союзных министерствах и ведомствах и в Vs республиканских министерств и ведомств.
183
В это же время будут продолжаться работы по созда нию общегосударственной автоматизированной системы (ОГАС) сбора и обработки информации для учета, пла нирования и управления народным хозяйством. Раз работка ОГАС должна опираться на ряд функциональ ных звеньев: автоматизированные системы плановых расчетов (АСПР), отраслевых министерств и ведомств, организаций, построенных по территориальному принципу (Госснаб СССР, Госбанк СССР, Минсельхоз, «Союзсельхозтехника», транспортные министерства и др.); союз ных республик; центральных органов (ЦСУ, Госстандар та СССР, Комитета цен); систему управления научнотехническим прогрессом (АСУНТ).
Технической базой ОГАС является Государственная сеть вычислительных центров (ГСВЦ), состоящая из взаимодействующих отраслевых, ведомственных, рес публиканских и территориальных вычислительных цент ров. Общегосударственная система передачи данных (ОГСПД), являющаяся составной частью. Единой авто матизированной системы связи (ЕАСС), собственный (или совмещенный с другой организацией общесоюзного значения) Главный вычислительный центр.
При проектировании и создании ОГАС должно быть обеспечено информационное единство путем создания системы классификации и кодирования информации, включающей автоматизированную систему ведения обще союзных классификаторов; унифицированных систем до кументации; унификации принципов построения норма тивов и их обновления; унифицированной системы показа телей, обеспечивающей сопоставимость во времени и по различным качественным и количественным признакам; регламентации потоков информации по направленности, объему, периодичности, достоверности и срочности; уни фикации порядка формирования и обработки данных.
Развитие АСУ приведет к радикальному изменению и переосмыслению функций, выполняемых в рамках системы человеком и в первую очередь управленческим персона лом. Реализацию управленческих функций будет выпол нять не только специальный персонал, но и большинство рабочих (в рамках АСУП его обязанностью является выдача вполне определенной и достоверной информа ции). В связи с этим одним из важнейших направлений научно-исследовательских работ в области АСУП являет
184
ся моделирование и проектирование человеко-машинных систем управления.
Повсеместный переход на ЭВМ третьего поколения (ЕСЭВМ) требует проведения подготовительных работ на предприятиях для их полного использования. Необхо димо разработать методологические материалы по орга низации взаимодействия различных АСУ на базе ЭВМ третьего поколения.
Одним из условий проверки качества решений будет испытание проектов АСУ на имитационных системах. Трудоемкость разработки проектов и массовый характер внедрения АСУ обусловливает необходимость широкого использования для этих целей электронно-вычислитель ных машин. Следует создать программы и системы, ко торые бы обеспечивали с помощью ЭВМ синтез комплек са моделей конкретных АСУ: их интегрированных систем обработки данных и технической базы.
Также необходимо решить проблему обслуживания технических средств АСУ. Нельзя мириться с созданием отдельных групп технического обслуживания для каждой системы. Нужно создать территориальные организации по централизованному обслуживанию средств вычисли тельной техники.
Необходимо шире прибегать к использованию игро вых ситуаций, особенно при подготовке и переподготовке кадров управляющих, чтобы созданные в нашей стране системы автоматизированного управления работали с полной отдачей.
Решение вышеперечисленных задач позволит значи тельно повысить эффективность всего общественного про изводства и обеспечить дальнейший рост производитель ности труда.
ЛИТЕРАТУРА
А в е р и н |
В. |
И. и др. Экономическая |
эффективность |
АСУП. М., |
НИИУМС, ЦНИИИТЭИ МПСА и СУ, 1972. |
управлении. |
|||
Б е р г А. |
И. |
Кибернетика — наука об |
оптимальном |
М.— Л., «Энергия», 1964.
Би р С т. Кибернетика и управление производством. М., «Наука», 1965.
Бр а н д о н Д. Организация работы на вычислительном центре. М.,
«Экономика», |
1970. |
предприятием. М., |
|
Б р у д н и к |
|
С. С. Автоматизация управления |
|
«Экономика», |
1968. |
|
|
Б р у д н и к |
С. С. Оценка экономической эффективности автомати |
||
зированной |
системы управления предприятием. |
М., «Экономика», |
1972.
В о л о с к о в Н. Г. Организация и планирование работы машино счетных станций и вычислительных центров. М., «Статистика», 1969. В о р о б ь е в Г. Г. Информационная культура управленческою тру да. М., «Экономика», 1971.
Временная отраслевая методика расчета эффекта, получаемого в результате внедрения АСУП. М., Министерство приборостроения,
1969. |
Кибернетика или |
управление |
и связь в |
животном и |
В и н е р Н. |
||||
машине. М., «Советское радио», 1968. |
построения |
автоматизиро |
||
Г л у ш к о в |
В. М. Основные |
принципы |
||
ванных систем управления. |
|
|
|
Го д у н о в А. А. Введение в теорию управления. М., «Экономика», 1967.
Гу т ш т е й н А. И. Управление промышленным предприятием и ки
бернетика. М., «Экономика», 1969. |
|
|
|
||||
Д е й н е к о |
О. |
А. Методологические проблемы науки и управления |
|||||
производством. М., «Наука», 1970. |
|
|
|
||||
Д у мл ер |
С. |
А. |
Управление производством и кибернетика. М., |
||||
«Машиностроение», |
1969. |
|
информации. М., «Наука», |
||||
Исследование |
потоков экономической |
||||||
1968. |
|
|
|
|
|
|
|
К а м е н и ц е р |
С. Е. и др. Автоматизированная система управления |
||||||
машиностроительным |
предприятием. |
М., «Машиностроение», |
1971. |
||||
К в е й д Э. |
Анализ |
|
сложных систем |
М., «Советское радио», |
1969. |
||
К о з л о в а |
О. |
В., |
К у з н е ц о в И. |
Н. |
Научные основы управления |
||
производством. М., «Экономика», 1970. |
|
|
|||||
К о л о д н ы й |
М. Г. |
и др. Методика технико-экономического обосно |
вания автоматизации управления производством с применением вы числительной техники. Киев, УкрНИИНТИ, 1967.
186