Файл: Инкежинов, А. И. Пути повышения экономической эффективности использования машинно-тракторного парка в совхозах и колхозах Якутской АССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 43

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

колхозов и совхозов новой техникой. Она стала сложнее в устройстве, изменилась технология проведения технических уходов. Теперь от механизатора требуется более высокая ква­ лификация, глубокие знания технологии проведения техниче­ ских уходов. Пока еще практически невозможно иметь в хозяй­ стве всех трактористов с высокой квалификацией слесаря-на­ ладчика. 40—50% состава механизаторов составляет молодежь. Эти механизаторы, не имея глубоких технических знаний и должного производственного навыка, не могут обеспечить вы­ сококвалифицированных технических уходов за машинами.

2. За последние годы в связи с увеличением количества сельскохозяйственной техники, ее мощности и скорости выпол­ нения полевых работ возросла сезонность работ сельскохозяй­ ственных машин, резко увеличилась концентрация основных сельскохозяйственных работ в короткие агротехнические сро­ ки. С увеличением сезонности работ сельскохозяйственных ма­ шин возникла и сезонность в использовании механизаторов.

В связи с сезонностью загрузки механизаторов общая их квалификация снижается, так как число упражнений на маши­ не уменьшается. Снижение общей квалификации механизато­ ров отражается на качестве проводимых технических уходов.

3. Рост качества современной сельскохозяйственной тех­ ники, ее экономичности привели к увеличению трудоемкости 13- проведении технических уходов. В связи с внедрением дистан­ ционного управления многими узлами и агрегатами сельскохо­ зяйственных машин с места водителя ему практически трудно своевременно проводить ежесменные и периодические техни­ ческие уходы.

Например, трудоемкость проведения ежесменного техниче­ ского ухода за комбайном С-6 составляет 2,8 человеко-часа, а обслуживают 4 человека. Для комбайна СК-3 или СК-4 состав­ ляет 4,2 человека-часа, то есть более половины времени сменьц а обслуживает один человек.

В связи с вышесказанным заслуживает внимания разра­ ботка мероприятий, связанных с улучшением производственной эксплуатации машин. Это прежде всего создание приборов, по которым тракторист-машинист сможет следить за техническим состоянием машины и контролировать работу агрегатов. До сих пор машинно-тракторный парк эксплуатируют «на глаз» и «на слух». Основные показатели (скоростные режимы, пра­ вильный их выбор и оптимальную загрузку) трактористы опре­ деляют, не имея контрольных приборов.

Многие передовые колхозы и совхозы страны широко при­ меняют форму технического обслуживания машин специализи­ рованными бригадами и звеньями. Характерной особенностью, этой формы является полное осуществление принципа разделе­ ния и кооперации труда механизаторов, создание благоприятных условий для повышения производительности труда.

119



По данным Министерства сельского хозяйства ЯАССР, в 1971 г. техническое обслуживание машинно-тракторного парка звеньями мастеров-наладчиков проводилось в 15 хозяйствах, в которых работало 31 звено. Эти звенья обслуживали 574 трак­ тора и 70 комбайнов. В остальных хозяйствах техническое об­ служивание машин проводилось силами водителей-механизато- ров. Данные разработки годовых отчетов совхозов и колхозов за 1970 г. показывают, что технико-экономические показатели работы машинно-тракторного парка в хозяйствах, перешедших на новое техническое обслуживание выше, чем в остальных. В хозяйствах, ведущих техническое обслуживание машин специа­

лизированными звеньями,

годовая

выработка

на 15-сильный

трактор составила

262 га,

затраты

на

ремонты

и технические

уходы в расчете на

1 га мягкой' пахоты

1,59 руб., расход горю­

чего на

1 га —10,3 кг,

в

остальных

хозяйствах соответствен­

но—240,4, 1,79

и

12,1.

 

 

 

 

 

ма­

Внедрение нового метода технического обслуживания

шин в хозяйствах Томской области за

1963—1967 гг. дало

сле­

дующие

результаты:

 

 

 

 

 

 

 

1. Снижение затрат на содержание машинно-тракторного

парка в среднем

по

области на

20%,

по Кожевниковскому

району — на

27 %.

расхода

дизельного

масла,

соответственно

2. Уменьшение

на 10 и

18%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Увеличение фактического межремонтного периода работы

■трактора

на

30

и

80%.

 

 

 

 

 

 

4. Увеличение выработки на физический трактор 18 и 55%]. Передовая практика показывает, что в улучшении техниче­ ского обслуживания верным путем является специализация и механизация проведения технических уходов. Введение спе­ циальной службы мастеров-наладчиков и использование пере­ движных механизированных агрегатов или стационарных пос­ тов позволит сократить время технических уходов на 35%, рез­ ко повысить эксплуатационную надежность машинно-трактор­

ного парка и увеличить рабочее время агрегатов.

В хозяйствах республики со стороны инженерно-технических работников не уделяется должного внимания внедрению про­ грессивного метода технического обслуживания машин в про­ изводство, подбору и подготовке мастеров-наладчиков.

Массовое внедрение новой формы технического обслужи­ вания — путь к созданию условий для высокопроизводительно­ го использования современной техники. Низкая эксплуатацион­ ная надежность многих сельскохозяйственных машин требует' хорошей организации технической помощи в полевых условиях.

Опыт

показывает,

что

закрепление автопередвижных мастер-

1 А.

Е. Т р у н о в ,

М. Т.

Ш о к и н. Новое

в техническом обслуживании

машинно-тракторного

парка.

Новосибирск, 1969,

с. 140.

Ш


ских ГОСНИТИ за механиками отделений и ферм приводит к превращению их в транспортные средства. Нередко через два — три года оборудование передвижной мастерской разукомплекто­ вывается и приходит в негодность. С помощью такой «мастер­ ской» становится невозможно выполнить даже простейшие ре­ монтные операции.

Для того, чтобы перейти на новую форму организации тех­ нического обслуживания мастерами-наладчиками в колхозах и совхозах нужно провести большую подготовительную работу.

Для этого необходимо:

а) составить годовой план-график ремонтов и технических уходов за тракторами, комбайнами и другими сложными сель­

скохозяйственными

машинами;

 

б) провести подробные семинары с инженерно-техническими

работниками;

 

высоко­

в) подобрать для работы мастерами-наладчиками

квалифицированных

механизаторов и в необходимых

случаях

провести обучение

их;

 

г) изменить в корне организацию заправки тракторов и ком­

байнов нефтепродуктами, подготовить материальную базу, ра­ бочие места технического обслуживания.

Права и обязанности мастеров-наладчиков и механизаторовзаправщиков должны быть сформулированы и регламентирова­ ны точно.

На все тракторы должны быть следующие документы: L Учетный лист тракториста по установленной форме.

2. Лимитная книжка трактора. В ней — выработка нарас­ тающим итогом в га условной пахоты и нормы отчислений де­ нежных средств на ремонты и технические уходы.

3. Талоны на получение горюче-смазочных материалов, ко­ торые являются документами строгой бухгалтерской отчетности.

Для упорядочения системы технического обслуживания нам представляется необходимым дальнейшее углубление разделе­ ния труда при техническом обслуживании машин.

Мастера-наладчики должны заниматься только проведением планово-предупредительных технических уходов и ремонтов и устранением неисправностей, обнаруженных во время техниче­ ского ухода, но не аварийным ремонтом тракторов или комбай­ нов в поле. Их нельзя отвлекать на аварийные ремонтные рабо­ ты — иначе нарушится вся система принудительного техническо­ го обслуживания. В связи с этим автор считает необходимым в крупных хозяйствах вводить должность инженера-механика по эксплуатации машинно-тракторного парка на правах замести­ теля главного инженера хозяйства. Звенья мастеров-наладчиков, занимающиеся проведением технических уходов закрепляются за инженером по эксплуатации тракторного парка.

Практика показывает, что поломки и аварии возникают в основном из-за некачественных ремонтов. Поэтому звенья сле­

121


сарей с автопередвижными мастерскими, оборудованными ра­ диостанциями, необходимо передать центральной ремонтной мастерской. Хорошо оборудованные автопередвижные мастер­ ские должны выезжать для устранения поломок и аварий толь­ ко по вызову механиков отделений с набором необходимых де­ талей и ремонтных материалов. Техническая помощь станет бо­ лее оперативной, значительно сократятся простои машин по при­ чине поломок и соответственно повысится ответственность рабо­ чих за ремонт техники. Так, появится в колхозах и совхозах ава­ рийно-ремонтная служба.

При такой организации работы инженер-механик отделения освободится от обязанностей ремонтника и будет заниматься эксплуатацией машинно-тракторного парка и работой с молоды­ ми механизаторами.

Внедрение вышеизложенной организации технического об­ служивания тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных ма­ шин даст большой экономический эффект. Сократятся не только денежные затраты на содержание парка тракторов и комбайнов, но и улучшится техническое состояние машинно-тракторного парка, появится возможность внедрить в практику эксплуатации машин высокую техническую культуру, значительно увеличить долговечность работы сельскохозяйственных машин.

В колхозах и совхозах Якутской АССР на 1 января 1973 г. имелось 53 ремонтных мастерских, из них—15 типовых. Произ­ водственная площадь их составляет 10952 кв. м. Типовые мас­ терские имеют совхозы «Якутский», «Хатасский», «Нюрбинский», «Эльгяйский», которые располагают необходимым ремонтным оборудованием. В других хозяйствах осуществляется в основном текущий ремонт тракторов и комбайнов. Кроме того, районные отделения «Сельхозтехника» имеют ремонтные мастерские, про­ изводственная площадь которых равна 11040 кв. м. Многие кол­ хозы и совхозы не имеют мастерских даже для выполнения те­ кущих ремонтов. Характерным для Якутии является интенсив­ ная эксплуатация тракторов в зимнее время на транспортных работах. В этот период технические уходы за тракторами прак­ тически не производятся из-за Отсутствия специальных стацио­ нарных пунктов. В результате техника используется на износ и по мере выхода из строя доставляется на ремонт. Существую­ щие ремонтные мастерские плохо оснащены ремонтно-техноло­ гическим оборудованием.

Слабая ремонтная база, недостаток оборудования, запасных частей и квалифицированных кадров,— вот основные причины низкого уровня использования техники в сельском хозяйстве республики. По данным осеннего технического смотра машин­ но-тракторного парка, проведенного Инспекцией по гостехнад­ зору Министерства сельского хозяйства ЯАССР в ноябре 1971 г. готовность техники была следующей:

122