Файл: Инкежинов, А. И. Пути повышения экономической эффективности использования машинно-тракторного парка в совхозах и колхозах Якутской АССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 43
Скачиваний: 0
колхозов и совхозов новой техникой. Она стала сложнее в устройстве, изменилась технология проведения технических уходов. Теперь от механизатора требуется более высокая ква лификация, глубокие знания технологии проведения техниче ских уходов. Пока еще практически невозможно иметь в хозяй стве всех трактористов с высокой квалификацией слесаря-на ладчика. 40—50% состава механизаторов составляет молодежь. Эти механизаторы, не имея глубоких технических знаний и должного производственного навыка, не могут обеспечить вы сококвалифицированных технических уходов за машинами.
2. За последние годы в связи с увеличением количества сельскохозяйственной техники, ее мощности и скорости выпол нения полевых работ возросла сезонность работ сельскохозяй ственных машин, резко увеличилась концентрация основных сельскохозяйственных работ в короткие агротехнические сро ки. С увеличением сезонности работ сельскохозяйственных ма шин возникла и сезонность в использовании механизаторов.
В связи с сезонностью загрузки механизаторов общая их квалификация снижается, так как число упражнений на маши не уменьшается. Снижение общей квалификации механизато ров отражается на качестве проводимых технических уходов.
3. Рост качества современной сельскохозяйственной тех ники, ее экономичности привели к увеличению трудоемкости 13- проведении технических уходов. В связи с внедрением дистан ционного управления многими узлами и агрегатами сельскохо зяйственных машин с места водителя ему практически трудно своевременно проводить ежесменные и периодические техни ческие уходы.
Например, трудоемкость проведения ежесменного техниче ского ухода за комбайном С-6 составляет 2,8 человеко-часа, а обслуживают 4 человека. Для комбайна СК-3 или СК-4 состав ляет 4,2 человека-часа, то есть более половины времени сменьц а обслуживает один человек.
В связи с вышесказанным заслуживает внимания разра ботка мероприятий, связанных с улучшением производственной эксплуатации машин. Это прежде всего создание приборов, по которым тракторист-машинист сможет следить за техническим состоянием машины и контролировать работу агрегатов. До сих пор машинно-тракторный парк эксплуатируют «на глаз» и «на слух». Основные показатели (скоростные режимы, пра вильный их выбор и оптимальную загрузку) трактористы опре деляют, не имея контрольных приборов.
Многие передовые колхозы и совхозы страны широко при меняют форму технического обслуживания машин специализи рованными бригадами и звеньями. Характерной особенностью, этой формы является полное осуществление принципа разделе ния и кооперации труда механизаторов, создание благоприятных условий для повышения производительности труда.
119
По данным Министерства сельского хозяйства ЯАССР, в 1971 г. техническое обслуживание машинно-тракторного парка звеньями мастеров-наладчиков проводилось в 15 хозяйствах, в которых работало 31 звено. Эти звенья обслуживали 574 трак тора и 70 комбайнов. В остальных хозяйствах техническое об служивание машин проводилось силами водителей-механизато- ров. Данные разработки годовых отчетов совхозов и колхозов за 1970 г. показывают, что технико-экономические показатели работы машинно-тракторного парка в хозяйствах, перешедших на новое техническое обслуживание выше, чем в остальных. В хозяйствах, ведущих техническое обслуживание машин специа
лизированными звеньями, |
годовая |
выработка |
на 15-сильный |
||||||||
трактор составила |
262 га, |
затраты |
на |
ремонты |
и технические |
||||||
уходы в расчете на |
1 га мягкой' пахоты |
1,59 руб., расход горю |
|||||||||
чего на |
1 га —10,3 кг, |
в |
остальных |
хозяйствах соответствен |
|||||||
но—240,4, 1,79 |
и |
12,1. |
|
|
|
|
|
ма |
|||
Внедрение нового метода технического обслуживания |
|||||||||||
шин в хозяйствах Томской области за |
1963—1967 гг. дало |
сле |
|||||||||
дующие |
результаты: |
|
|
|
|
|
|
|
|||
1. Снижение затрат на содержание машинно-тракторного |
|||||||||||
парка в среднем |
по |
области на |
20%, |
по Кожевниковскому |
|||||||
району — на |
27 %. |
расхода |
дизельного |
масла, |
соответственно |
||||||
2. Уменьшение |
|||||||||||
на 10 и |
18%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Увеличение фактического межремонтного периода работы |
|||||||||||
■трактора |
на |
30 |
и |
80%. |
|
|
|
|
|
|
4. Увеличение выработки на физический трактор 18 и 55%]. Передовая практика показывает, что в улучшении техниче ского обслуживания верным путем является специализация и механизация проведения технических уходов. Введение спе циальной службы мастеров-наладчиков и использование пере движных механизированных агрегатов или стационарных пос тов позволит сократить время технических уходов на 35%, рез ко повысить эксплуатационную надежность машинно-трактор
ного парка и увеличить рабочее время агрегатов.
В хозяйствах республики со стороны инженерно-технических работников не уделяется должного внимания внедрению про грессивного метода технического обслуживания машин в про изводство, подбору и подготовке мастеров-наладчиков.
Массовое внедрение новой формы технического обслужи вания — путь к созданию условий для высокопроизводительно го использования современной техники. Низкая эксплуатацион ная надежность многих сельскохозяйственных машин требует' хорошей организации технической помощи в полевых условиях.
Опыт |
показывает, |
что |
закрепление автопередвижных мастер- |
|
1 А. |
Е. Т р у н о в , |
М. Т. |
Ш о к и н. Новое |
в техническом обслуживании |
машинно-тракторного |
парка. |
Новосибирск, 1969, |
с. 140. |
Ш
ских ГОСНИТИ за механиками отделений и ферм приводит к превращению их в транспортные средства. Нередко через два — три года оборудование передвижной мастерской разукомплекто вывается и приходит в негодность. С помощью такой «мастер ской» становится невозможно выполнить даже простейшие ре монтные операции.
Для того, чтобы перейти на новую форму организации тех нического обслуживания мастерами-наладчиками в колхозах и совхозах нужно провести большую подготовительную работу.
Для этого необходимо:
а) составить годовой план-график ремонтов и технических уходов за тракторами, комбайнами и другими сложными сель
скохозяйственными |
машинами; |
|
б) провести подробные семинары с инженерно-техническими |
||
работниками; |
|
высоко |
в) подобрать для работы мастерами-наладчиками |
||
квалифицированных |
механизаторов и в необходимых |
случаях |
провести обучение |
их; |
|
г) изменить в корне организацию заправки тракторов и ком |
байнов нефтепродуктами, подготовить материальную базу, ра бочие места технического обслуживания.
Права и обязанности мастеров-наладчиков и механизаторовзаправщиков должны быть сформулированы и регламентирова ны точно.
На все тракторы должны быть следующие документы: L Учетный лист тракториста по установленной форме.
2. Лимитная книжка трактора. В ней — выработка нарас тающим итогом в га условной пахоты и нормы отчислений де нежных средств на ремонты и технические уходы.
3. Талоны на получение горюче-смазочных материалов, ко торые являются документами строгой бухгалтерской отчетности.
Для упорядочения системы технического обслуживания нам представляется необходимым дальнейшее углубление разделе ния труда при техническом обслуживании машин.
Мастера-наладчики должны заниматься только проведением планово-предупредительных технических уходов и ремонтов и устранением неисправностей, обнаруженных во время техниче ского ухода, но не аварийным ремонтом тракторов или комбай нов в поле. Их нельзя отвлекать на аварийные ремонтные рабо ты — иначе нарушится вся система принудительного техническо го обслуживания. В связи с этим автор считает необходимым в крупных хозяйствах вводить должность инженера-механика по эксплуатации машинно-тракторного парка на правах замести теля главного инженера хозяйства. Звенья мастеров-наладчиков, занимающиеся проведением технических уходов закрепляются за инженером по эксплуатации тракторного парка.
Практика показывает, что поломки и аварии возникают в основном из-за некачественных ремонтов. Поэтому звенья сле
121
сарей с автопередвижными мастерскими, оборудованными ра диостанциями, необходимо передать центральной ремонтной мастерской. Хорошо оборудованные автопередвижные мастер ские должны выезжать для устранения поломок и аварий толь ко по вызову механиков отделений с набором необходимых де талей и ремонтных материалов. Техническая помощь станет бо лее оперативной, значительно сократятся простои машин по при чине поломок и соответственно повысится ответственность рабо чих за ремонт техники. Так, появится в колхозах и совхозах ава рийно-ремонтная служба.
При такой организации работы инженер-механик отделения освободится от обязанностей ремонтника и будет заниматься эксплуатацией машинно-тракторного парка и работой с молоды ми механизаторами.
Внедрение вышеизложенной организации технического об служивания тракторов, комбайнов и сельскохозяйственных ма шин даст большой экономический эффект. Сократятся не только денежные затраты на содержание парка тракторов и комбайнов, но и улучшится техническое состояние машинно-тракторного парка, появится возможность внедрить в практику эксплуатации машин высокую техническую культуру, значительно увеличить долговечность работы сельскохозяйственных машин.
В колхозах и совхозах Якутской АССР на 1 января 1973 г. имелось 53 ремонтных мастерских, из них—15 типовых. Произ водственная площадь их составляет 10952 кв. м. Типовые мас терские имеют совхозы «Якутский», «Хатасский», «Нюрбинский», «Эльгяйский», которые располагают необходимым ремонтным оборудованием. В других хозяйствах осуществляется в основном текущий ремонт тракторов и комбайнов. Кроме того, районные отделения «Сельхозтехника» имеют ремонтные мастерские, про изводственная площадь которых равна 11040 кв. м. Многие кол хозы и совхозы не имеют мастерских даже для выполнения те кущих ремонтов. Характерным для Якутии является интенсив ная эксплуатация тракторов в зимнее время на транспортных работах. В этот период технические уходы за тракторами прак тически не производятся из-за Отсутствия специальных стацио нарных пунктов. В результате техника используется на износ и по мере выхода из строя доставляется на ремонт. Существую щие ремонтные мастерские плохо оснащены ремонтно-техноло гическим оборудованием.
Слабая ремонтная база, недостаток оборудования, запасных частей и квалифицированных кадров,— вот основные причины низкого уровня использования техники в сельском хозяйстве республики. По данным осеннего технического смотра машин но-тракторного парка, проведенного Инспекцией по гостехнад зору Министерства сельского хозяйства ЯАССР в ноябре 1971 г. готовность техники была следующей:
122