Файл: Инкежинов, А. И. Пути повышения экономической эффективности использования машинно-тракторного парка в совхозах и колхозах Якутской АССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а 5Ф

Обеспеченность механизаторскими кадрами и эффективность использования тракторов в колхозах Центральной Якутии (1970 г.)

Группы колхозов

Число

Коэффициент

Годовая выработ­

Себестоимость

по числу

обеспеченности

ка на 1 уел.

1 га мягкой

механизаторов

колхозов

механизатор­

трактор (га

пахоты,

на трактор

в группе

скими кадрами

мягкой пахоты)

руб.

I. 0,46—0,66

7

0,60

219

5,27

II. 0,75—0,84

8

0,78

250

5,14

III. 0,91—1,38

6

1,17

260

5,09

Установление оптимального соотношения между наличием

техники и механизаторскими кадрами — крупный

резерв повы­

шения эффективности машинно-тракторного парка, роста про­ изводительности труда. Влияние обеспеченности механизатор­ скими кадрами на уровень и эффективность использования техники, показывают данные по 21 колхозу Центральной Яку­ тии, приведенные в табл. 50.

Как видно из данных табл. 50 с повышением коэффициента обеспеченности механизаторскими кадрами улучшаются пока­ затели использования машинно-тракторного парка.

В колхозах III группы, с наилучшей обеспеченностью меха­ низаторскими кадрами по сравнению с хозяйствами I группы выработка в расчете на условный трактор выше на 9,5%, а се­ бестоимость гектара механизированных работ соответственно ниже на 3,5%.

Внедрение в сельскохозяйственное производство сложных высокопроизводительных машин требует дальнейшего улучше­ ния качественного состава механизаторов, труд которых по своему характеру приближается к труду индустриальных ра­ бочих.

Производственный опыт людей, степень их мастерства,, культурно-техническая подготовка во многом определяют тем­

пы и уровень развития общественного производства.

«... Сте­

пень искусности наличного населения,— писал К.

Маркс,—

является в каждый данный момент предпосылкой совокупного

производства,— следовательно, главным

накоплением

богат­

ства...» *.

без знания

новых-

Нельзя добиться высоких показателей

машин, передовых агротехнических приемов, значительного по­ вышения квалификации механизаторских кадров.

Уровень подготовки механизаторов имеет большое эконо­ мическое значение. Влияние этого фактора на производителъ-1

1 К. М а р к с ы Ф. Э н г е л ь с . Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 3> с. 306.

114


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 51

Влияние

квалификации механизаторов

на показатели использования

 

 

техники

 

 

 

Марка

Классность

Колич.

Отработано

Годовая

Дневная

выработка

выработка,

трактора

механизатора

механизаторов

 

дней

га мягкой

га мягкой

 

 

 

 

 

пахоты.

пахоты

МТЗ-50

3

32

 

162

596

3,67

 

2

25

 

187

725

3,87

 

1

9

 

208

866

4,16

ДТ-75

3

26

 

172

680

3,95

 

2

21

 

211

869

4,11

 

1

13

 

228

1069

4,68

ное использование техники видно из данных работы 60 тракто­ ристов на ДТ-75 и 66 трактористов на МТЗ-50 в совхозах Цент­ ральной Якутии (табл. 51).

Повышение квалификации механизаторских кадров способ­ ствует наиболее производительному использованию техники, дает большой экономический эффект.

Из табл. 51 видно, что годовая выработка на трактор у ме­ ханизаторов, имеющих более высокую квалификацию значи­ тельно выше. Они лучше используют внутрисменное время, у них также выше среднегодовая занятость тракторов.

Однако вопросы повышения квалификации механизаторов в колхозах и совхозах республики решаются крайне неудовлет­ ворительно. По данным Министерства сельского хозяйства республики в 1971 г. было аттестовано на I класс 47 и на II класс—112 механизаторов.

Состав механизаторов колхозов и совхозов республики по квалификации в разрезе основных сельскохозяйственных райо­ нов приведен в табл. 52.

В среднем по колхозам и совхозам республики численность механизаторов I класса составляет всего лишь 4%, II класса —

13, а III класса—83%.

Крайне неблагополучно обстоит дело с повышением квали­ фикации механизаторских кадров почти во всех районах рес­ публики, за исключением Олекминского и Орджоникидзевского, в которых удельный вес механизаторов I и II классов сос­ тавляет соответственно 56,7% и 43,8%. Низкая квалификация сказывается не только на производительности машин, но и на заработке самих механизаторов. Поэтому многие из них в поисках лучших условий и более высокой оплаты переходят на работу в другие предприятия и отрасли народного хозяйства.

8*

115


В связи с недостатком механизаторских кадров в хозяйст­ вах представляет интерес изучение структуры годового балан­ са времени трактористов-машинистов.

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 52'

Состав

механизаторов колхозов

и совхозов по квалификации

на

 

 

 

1 января 1971

г.

 

 

Район

 

I класс

II

класс

III класс

, колич. | %

 

%

колич.

1 %

 

 

КОЛИЧ. I

Амгинский

 

6

4,4

9

6,6

135

89,0

Алданский

 

22

100,0

Алексеевский

 

7

5,8

41

34,4

119

59,8

Горный

 

1

1,7

5

8,6

58

89,7

Вилюйский

 

3

2,6

27

23,8

113

73,6

Верхневилюйский

7

7,8

89

92,2

Ленинский

 

5

2,1

41

17,7

231

80,2

Мегино-Кангаласский

19

6,5

39

13,3

292

80,2

Намский

 

4

2,3

22

12,8

171

84,9

Олекминский

 

28

16,7

67

40,0

167

43,3

Орджоникидзевский

25

14,6

50

29,2

171

56,2

Бунтарский

 

6

2,5

31

13,0

238

84,5

Усть-Алданский

289

100,0

Чурапчинский

 

27

26,2

103

73,8

Якутский

 

18

11,1

24

14,8

162

74,1

По группе сев. район.

12

2,9

47

11,4

410

85,7

По ЯАССР...

 

134

4,0

437

13,0

2770

83,0

В табл.

53 приводится

результат выборочного обследова­

ния по данным первичного бухгалтерского учета в шести сов­ хозах Центральной Якутии, характеризующих использование

годового фонда рабочего времени

трактористами-машинистами

(всего 60 лицевых счетов).

*

тракторист-машинист

Данные

табл. 53 показывают,

что

затрачивает

на непосредственную работу

на тракторе всего

50,9% рабочего времени. Удельный вес работы на тракторе, ре­ монте и регламентированных дней отдыха составляет 78,6%. Все это свидетельствует о наличии внутренних резервов, о нерацио­ нальном использовании имеющихся механизаторских кадров.

Быстрые темпы оснащения сельского хозяйства техникой выдвигают задачу организации в сельскохозяйственных пред­ приятиях хорошей инженерно-технической службы, обеспечи­ вающей высокий уровень руководства, рациональное использо­ вание, ремонт и хранение всех механических средств труда. Не­ обходимо каждое хозяйство обеспечить инженерами и техника­ ми, работа которых должна организовываться по принципу

116


 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 53>

Структура годового

баланса

времени трактористов-машинистов

 

 

среднем на одного тракториста)

 

 

 

Вид работ

Всего

% К итогу

 

 

чел. дней

Отработано

на

тракторе

 

186

50,9

Отработано

на

ремонте

 

39

10,6

Отработано на конно-ручных работах

26

7,1

Выходные

 

 

 

43

11,7

Отпуска

 

 

 

20

5,4

Прочие потери времени (церерывы по

 

состоянию здоровья, организационным

14,3

и прочим

причинам)

 

51

И т о г о....

 

 

 

365

100

четкого разделения и кооперации труда, с учетом квалифика­ ции каждого специалиста. В настоящее время большинствосовхозов и колхозов крайне слабо обеспечены • инженерно-тех­ ническими кадрами, а в последние годы численность их сни­ жается. Так, по данным Министерства сельского хозяйства республики в 1965 г. на 100 физических тракторов и комбайнов приходилось 11,2 инженеров и техников-механиков, а в 1972 г.

— 7,6. В связи с ростом техники ежегодно увеличивается объем работы инженерно-технического персонала по эксплуа­ тации, техническому обслуживанию и ремонту машинно-трак­ торного парка. Назрела необходимость упорядочения и совер­ шенствования инженерной службы совхозов и колхозов, изме­ нения существующих штатных нормативов и повышения ма­ териальной заинтересованности кадров.

В 1972 г. обеспеченность хозяйств инженерными кадрами составила 69,7%, при этом законченное высшее образование имели 27,5, а среднее специальное—42,1%. Более того 30,4% инженерно-технических должностей в колхозах и совхозах за­ нимают люди, не имеющие специальной подготовки. В боль­ шинстве своем это замечательные труженики, но без специаль­ ного образования они не могут грамотно решать сложные ин­ женерные вопросы.

Таким образом, успешное решение проблемы подготовки механизаторских и инженерно-технических кадров, полное обеспечение ими потребностей совхозов и колхозов республики, а также всемерная забота о повышении их квалификации и рациональном использовании являются важнейшим условием улучшения использования машинно-тракторного парка.

117


Решение данной проблемы требует охвата механизаторским всеобучем всех трудоспособных жителей села, в том числе — женщин. Большим резервом для решения этого вопроса являет­ ся обучение учащихся выпускных классов сельских средних школ специальности сельского механизатора.

4. Совершенствование организации технического обслуживания и ремонта машин

Постоянная готовность к работе машин достигается плано­ мерным осуществлением системы мероприятий по техническо­ му обслуживанию и ремонту их. Система технического обслу­ живания машинно-тракторного и автомобильного парка носит планово-предупредительный характер и строится в соответствии с требованиями и нормами, предусмотренными правилами эк­ сплуатации.

Система технического обслуживания трактора, комбайнов включает в себя обкатку новых и отремонтированных машин, ежесменные и сезонные периодические технические уходы, те­ кущие и капитальные ремонты, хранение техники.

Выполнение работ по каждому из элементов системы орга­ низуется со строгой периодичностью и на основе соответствую­ щей документации. Она предусматривает комплекс различных операций, обеспечивающих исправное техническое состояние и экономичную работу машин, предупреждение износа и поломок

деталей,

узлов, механизмов и агрегатов.

В совхозах и колхозах республики в настоящее время очень

медленно

внедряется система

технического обслуживания с

помощью

специализированных

мастеров-наладчиков. Форма

технического обслуживания машин силами трактористов-маши- нистов стала тормозом на пути улучшения использования ма­ шинно-тракторного парка. Она не соответствует уровню тех­ нического оснащения сельского хозяйства, в результате чего появилась настоятельная необходимость более решительного внедрения новой формы технического обслуживания техники во все хозяйства.

Существующая система технического обслуживания и ре­ монта машин в совхозах и колхозах республики силами трак­ тористов и комбайнеров давно устарела, она не учитывает:

а) больших изменений в конструкции тракторов и других сельскохозяйственных машин;

б) рост в количественном и качественном отношении парка сельскохозяйственных машин;

в) изменений в условиях организации эксплуатации и тех­ нического обслуживания сельскохозяйственной техники.

Эти изменения выражаются в следующем:

1. За последнее время произошло коренное перевооружение

118