Файл: Инкежинов, А. И. Пути повышения экономической эффективности использования машинно-тракторного парка в совхозах и колхозах Якутской АССР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а 5Ф
Обеспеченность механизаторскими кадрами и эффективность использования тракторов в колхозах Центральной Якутии (1970 г.)
Группы колхозов |
Число |
Коэффициент |
Годовая выработ |
Себестоимость |
по числу |
обеспеченности |
ка на 1 уел. |
1 га мягкой |
|
механизаторов |
колхозов |
механизатор |
трактор (га |
пахоты, |
на трактор |
в группе |
скими кадрами |
мягкой пахоты) |
руб. |
I. 0,46—0,66 |
7 |
0,60 |
219 |
5,27 |
II. 0,75—0,84 |
8 |
0,78 |
250 |
5,14 |
III. 0,91—1,38 |
6 |
1,17 |
260 |
5,09 |
Установление оптимального соотношения между наличием |
||||
техники и механизаторскими кадрами — крупный |
резерв повы |
шения эффективности машинно-тракторного парка, роста про изводительности труда. Влияние обеспеченности механизатор скими кадрами на уровень и эффективность использования техники, показывают данные по 21 колхозу Центральной Яку тии, приведенные в табл. 50.
Как видно из данных табл. 50 с повышением коэффициента обеспеченности механизаторскими кадрами улучшаются пока затели использования машинно-тракторного парка.
В колхозах III группы, с наилучшей обеспеченностью меха низаторскими кадрами по сравнению с хозяйствами I группы выработка в расчете на условный трактор выше на 9,5%, а се бестоимость гектара механизированных работ соответственно ниже на 3,5%.
Внедрение в сельскохозяйственное производство сложных высокопроизводительных машин требует дальнейшего улучше ния качественного состава механизаторов, труд которых по своему характеру приближается к труду индустриальных ра бочих.
Производственный опыт людей, степень их мастерства,, культурно-техническая подготовка во многом определяют тем
пы и уровень развития общественного производства. |
«... Сте |
пень искусности наличного населения,— писал К. |
Маркс,— |
является в каждый данный момент предпосылкой совокупного
производства,— следовательно, главным |
накоплением |
богат |
ства...» *. |
без знания |
новых- |
Нельзя добиться высоких показателей |
машин, передовых агротехнических приемов, значительного по вышения квалификации механизаторских кадров.
Уровень подготовки механизаторов имеет большое эконо мическое значение. Влияние этого фактора на производителъ-1
1 К. М а р к с ы Ф. Э н г е л ь с . Соч., изд. 2-е, т. 26, ч. 3> с. 306.
114
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 51 |
Влияние |
квалификации механизаторов |
на показатели использования |
||||
|
|
техники |
|
|
|
|
Марка |
Классность |
Колич. |
Отработано |
Годовая |
Дневная |
|
выработка |
выработка, |
|||||
трактора |
механизатора |
механизаторов |
|
дней |
га мягкой |
га мягкой |
|
|
|
|
|
пахоты. |
пахоты |
МТЗ-50 |
3 |
32 |
|
162 |
596 |
3,67 |
|
2 |
25 |
|
187 |
725 |
3,87 |
|
1 |
9 |
|
208 |
866 |
4,16 |
ДТ-75 |
3 |
26 |
|
172 |
680 |
3,95 |
|
2 |
21 |
|
211 |
869 |
4,11 |
|
1 |
13 |
|
228 |
1069 |
4,68 |
ное использование техники видно из данных работы 60 тракто ристов на ДТ-75 и 66 трактористов на МТЗ-50 в совхозах Цент ральной Якутии (табл. 51).
Повышение квалификации механизаторских кадров способ ствует наиболее производительному использованию техники, дает большой экономический эффект.
Из табл. 51 видно, что годовая выработка на трактор у ме ханизаторов, имеющих более высокую квалификацию значи тельно выше. Они лучше используют внутрисменное время, у них также выше среднегодовая занятость тракторов.
Однако вопросы повышения квалификации механизаторов в колхозах и совхозах республики решаются крайне неудовлет ворительно. По данным Министерства сельского хозяйства республики в 1971 г. было аттестовано на I класс 47 и на II класс—112 механизаторов.
Состав механизаторов колхозов и совхозов республики по квалификации в разрезе основных сельскохозяйственных райо нов приведен в табл. 52.
В среднем по колхозам и совхозам республики численность механизаторов I класса составляет всего лишь 4%, II класса —
13, а III класса—83%.
Крайне неблагополучно обстоит дело с повышением квали фикации механизаторских кадров почти во всех районах рес публики, за исключением Олекминского и Орджоникидзевского, в которых удельный вес механизаторов I и II классов сос тавляет соответственно 56,7% и 43,8%. Низкая квалификация сказывается не только на производительности машин, но и на заработке самих механизаторов. Поэтому многие из них в поисках лучших условий и более высокой оплаты переходят на работу в другие предприятия и отрасли народного хозяйства.
8* |
115 |
В связи с недостатком механизаторских кадров в хозяйст вах представляет интерес изучение структуры годового балан са времени трактористов-машинистов.
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 52' |
|
Состав |
механизаторов колхозов |
и совхозов по квалификации |
на |
||||
|
|
|
1 января 1971 |
г. |
|
|
|
Район |
|
I класс |
II |
класс |
III класс |
||
, колич. | % |
|
% |
колич. |
1 % |
|||
|
|
КОЛИЧ. I |
|||||
Амгинский |
|
6 |
4,4 |
9 |
6,6 |
135 |
89,0 |
Алданский |
|
— |
— |
— |
— |
22 |
100,0 |
Алексеевский |
|
7 |
5,8 |
41 |
34,4 |
119 |
59,8 |
Горный |
|
1 |
1,7 |
5 |
8,6 |
58 |
89,7 |
Вилюйский |
|
3 |
2,6 |
27 |
23,8 |
113 |
73,6 |
Верхневилюйский |
— |
— |
7 |
7,8 |
89 |
92,2 |
|
Ленинский |
|
5 |
2,1 |
41 |
17,7 |
231 |
80,2 |
Мегино-Кангаласский |
19 |
6,5 |
39 |
13,3 |
292 |
80,2 |
|
Намский |
|
4 |
2,3 |
22 |
12,8 |
171 |
84,9 |
Олекминский |
|
28 |
16,7 |
67 |
40,0 |
167 |
43,3 |
Орджоникидзевский |
25 |
14,6 |
50 |
29,2 |
171 |
56,2 |
|
Бунтарский |
|
6 |
2,5 |
31 |
13,0 |
238 |
84,5 |
Усть-Алданский |
— |
— |
— |
— |
289 |
100,0 |
|
Чурапчинский |
|
— |
— |
27 |
26,2 |
103 |
73,8 |
Якутский |
|
18 |
11,1 |
24 |
14,8 |
162 |
74,1 |
По группе сев. район. |
12 |
2,9 |
47 |
11,4 |
410 |
85,7 |
|
По ЯАССР... |
|
134 |
4,0 |
437 |
13,0 |
2770 |
83,0 |
В табл. |
53 приводится |
результат выборочного обследова |
ния по данным первичного бухгалтерского учета в шести сов хозах Центральной Якутии, характеризующих использование
годового фонда рабочего времени |
трактористами-машинистами |
||
(всего 60 лицевых счетов). |
* |
тракторист-машинист |
|
Данные |
табл. 53 показывают, |
что |
|
затрачивает |
на непосредственную работу |
на тракторе всего |
50,9% рабочего времени. Удельный вес работы на тракторе, ре монте и регламентированных дней отдыха составляет 78,6%. Все это свидетельствует о наличии внутренних резервов, о нерацио нальном использовании имеющихся механизаторских кадров.
Быстрые темпы оснащения сельского хозяйства техникой выдвигают задачу организации в сельскохозяйственных пред приятиях хорошей инженерно-технической службы, обеспечи вающей высокий уровень руководства, рациональное использо вание, ремонт и хранение всех механических средств труда. Не обходимо каждое хозяйство обеспечить инженерами и техника ми, работа которых должна организовываться по принципу
116
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 53> |
Структура годового |
баланса |
времени трактористов-машинистов |
|||
|
|
(в |
среднем на одного тракториста) |
|
|
|
|
Вид работ |
Всего |
% К итогу |
|
|
|
чел. дней |
|||
Отработано |
на |
тракторе |
|
186 |
50,9 |
Отработано |
на |
ремонте |
|
39 |
10,6 |
Отработано на конно-ручных работах |
26 |
7,1 |
|||
Выходные |
|
|
|
43 |
11,7 |
Отпуска |
|
|
|
20 |
5,4 |
Прочие потери времени (церерывы по |
|
||||
состоянию здоровья, организационным |
14,3 |
||||
и прочим |
причинам) |
|
51 |
||
И т о г о.... |
|
|
|
365 |
100 |
четкого разделения и кооперации труда, с учетом квалифика ции каждого специалиста. В настоящее время большинствосовхозов и колхозов крайне слабо обеспечены • инженерно-тех ническими кадрами, а в последние годы численность их сни жается. Так, по данным Министерства сельского хозяйства республики в 1965 г. на 100 физических тракторов и комбайнов приходилось 11,2 инженеров и техников-механиков, а в 1972 г.
— 7,6. В связи с ростом техники ежегодно увеличивается объем работы инженерно-технического персонала по эксплуа тации, техническому обслуживанию и ремонту машинно-трак торного парка. Назрела необходимость упорядочения и совер шенствования инженерной службы совхозов и колхозов, изме нения существующих штатных нормативов и повышения ма териальной заинтересованности кадров.
В 1972 г. обеспеченность хозяйств инженерными кадрами составила 69,7%, при этом законченное высшее образование имели 27,5, а среднее специальное—42,1%. Более того 30,4% инженерно-технических должностей в колхозах и совхозах за нимают люди, не имеющие специальной подготовки. В боль шинстве своем это замечательные труженики, но без специаль ного образования они не могут грамотно решать сложные ин женерные вопросы.
Таким образом, успешное решение проблемы подготовки механизаторских и инженерно-технических кадров, полное обеспечение ими потребностей совхозов и колхозов республики, а также всемерная забота о повышении их квалификации и рациональном использовании являются важнейшим условием улучшения использования машинно-тракторного парка.
117
Решение данной проблемы требует охвата механизаторским всеобучем всех трудоспособных жителей села, в том числе — женщин. Большим резервом для решения этого вопроса являет ся обучение учащихся выпускных классов сельских средних школ специальности сельского механизатора.
4. Совершенствование организации технического обслуживания и ремонта машин
Постоянная готовность к работе машин достигается плано мерным осуществлением системы мероприятий по техническо му обслуживанию и ремонту их. Система технического обслу живания машинно-тракторного и автомобильного парка носит планово-предупредительный характер и строится в соответствии с требованиями и нормами, предусмотренными правилами эк сплуатации.
Система технического обслуживания трактора, комбайнов включает в себя обкатку новых и отремонтированных машин, ежесменные и сезонные периодические технические уходы, те кущие и капитальные ремонты, хранение техники.
Выполнение работ по каждому из элементов системы орга низуется со строгой периодичностью и на основе соответствую щей документации. Она предусматривает комплекс различных операций, обеспечивающих исправное техническое состояние и экономичную работу машин, предупреждение износа и поломок
деталей, |
узлов, механизмов и агрегатов. |
|
В совхозах и колхозах республики в настоящее время очень |
||
медленно |
внедряется система |
технического обслуживания с |
помощью |
специализированных |
мастеров-наладчиков. Форма |
технического обслуживания машин силами трактористов-маши- нистов стала тормозом на пути улучшения использования ма шинно-тракторного парка. Она не соответствует уровню тех нического оснащения сельского хозяйства, в результате чего появилась настоятельная необходимость более решительного внедрения новой формы технического обслуживания техники во все хозяйства.
Существующая система технического обслуживания и ре монта машин в совхозах и колхозах республики силами трак тористов и комбайнеров давно устарела, она не учитывает:
а) больших изменений в конструкции тракторов и других сельскохозяйственных машин;
б) рост в количественном и качественном отношении парка сельскохозяйственных машин;
в) изменений в условиях организации эксплуатации и тех нического обслуживания сельскохозяйственной техники.
Эти изменения выражаются в следующем:
1. За последнее время произошло коренное перевооружение
118