Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Следовательно, число заклепок в шве должно быть 5.
Выберем двухрядное расположение заклепок (рис. 21) и в соот ветствии с рекомендациями (см. стр. 30—31) определим
t — М = 6 • 4 = 2 4 м м , |
= 2d = 2 • 4 = 8 м м и t2= l ,5 d = 1,5 - 4 = 6 м м . |
||||
Ширина листов и |
накладок |
в сечении |
А —А |
||
b = |
2t - f 2t2= |
2 |
• 2 4 + 2 • 6 |
= |
6 0 м м . |
Проверим сечение |
А —А, |
ослабленное |
|
тремя отверстиями под |
|
заклепки, на разрыв листа и накладок: |
|
|
|||
____ Qn |
|
3 • Юз |
|
= 3 2 ,3 М П а < 135 М П а . |
|
а Р = (b — 3d0)S = (6 0 — 3 • 4 ,5 ) • 1 0 - з . 2 • Ю |
|
||||
- з |
Проверим прочность накладок на разрыв в сечении Б —Б.
Согласно условию равномерности распределения нагрузки между заклепками в сечении Б —Б действует сила, равная 2/s Qn.
Ширина |
накладок в этих сечениях |
|
|||
|
bt = t - f 2 г?2 = 2 4 + 2 • 6 = 3 6 м м . |
||||
Уравнение прочности на разрыв накладок в сечении Б —Б |
|||||
2 |
Qn |
|
|
|
2- 3- Юз |
° Р = 5 |
' ( * ! __ 2d0) 2 S „ |
— 5 (3 6 |
— 2 ■ 4 ,„) • Ю - з - 2 • 1 • Ю - з “ |
||
|
= 2 2 ,2 М П а |
< |
135 |
М П а . |
|
Длина нахлестки |
|
|
|
|
|
|
L = t + |
2ti = 2 4 |
-| |
2 • |
8 = 40 м м . |
32
§ 4. СОЕДИНЕНИЯ ЗАГИБКОЙ
Соединения.загибкой получают при отгибе края или лапки дета лей, изготовленных из тонколистового материала. Материал детали, подлежащей загибке, должен быть возможно более мягким, чтобы не было отхода отогнутого элемента вследствие упругости. К соедине ниям загибкой относятся соединения фальцами, лапками и шплин тами.
6
i
Рис. 22.
Соединение в фальц осуществляется совместной загибкой краев
тонколистовых деталей толщиной до 0,8 мм (рис. 22,а). После загиб ки место стыка краев деталей обжимают. Размер нахлестки обычно составляет 1--(8—10)5, но не менее 2,5 мм. Фальц может быть рас положен внутри (рис. 22, б) или снаружи (рис. 22, в). Соединение
вфальц может быть осуществлено при помощи вспомогательной дета ли (рис. 22,г). Соединения фальцами применяют при изготовлении кожухов, крышек и других тонкостеппых деталей, в основном при мелкосерийном производстве. Для обеспечения плотности соединения
встык деталей закладывают листовую резипу или пропаивают место стыка.
а |
б |
8 |
Рис. 23.
В массовом производстве для крепления тонкостенных деталей применяют соединения лапками. Заготовки соединяемых деталей
изготавливают штамповкой. Лапки одной детали вводят в отверстия или впадины другой и загибают (рис. 23, а) . Соединения лапками
являются простыми и экономичными, поэтому ими часто в конструк циях заменяют другие виды неразъемных соединений. С помощью лапок собирают детали коробчатой формы: крышки, кожухи и другие детали, изготовленные из листового материала. На рис. 23, б показа но соединение с помощью лапок записывающего пера со стрелкой
3 В. А. Заилетохин |
33 |
самопишущих приборов. Одну из лапок вводят в отверстие стрелки и загибают, а четыре остальных загибают непосредственно по пери метру поперечного сечения. Перо при этом строго фиксируется на стрелке. Более прочное соединение обеспечивают разведенные лапки (рис. 23, в), так как в этом случае лапка с уклоном, скользя по кром
ке прорези, действует как клин и прочно стягивает соединяемые детали.
а
В
Рис. 24.
При соединении загибкой применяют вспомогательные детали — разводные шплинты (ГОСТ 397—66, рис. 24,а). Концы шплинтов
после установки в отверстия соединяемых деталей загибают (рис. 24, б) . -Соединения шплинтами предусматривают в тех случаях,
когда допустима подвижность соединяемых деталей, так как между отверстием и шплинтом всегда имеется зазор. Температурные дефор мации, например, медного контактного ножа и стальной пластины рубильника, соединенных шплинтами (рис. 24, б), не опасны благо даря зазорам в соединении. В ряде конструкций, если пе предъявля ются высокие требования к точности соединения, шплинты являются наиболее простым способом сборки узлов (рис. 24, г).
Точность сборки соединений загибкой определяется точностью размеров соединяемых деталей, взаимное положение которых может быть обеспечено по 4-му классу.
Прочность соединений загибкой зависит от геометрических разме ров элементов деталей, непосредственно передающих усилия. Как правило, эти элементы работают на срез. Уравнения прочности сос тавляют по обычным формулам курса «Сопротивление материалов» с учетом числа срезов. Однако часто усилия в месте соединения не значительны, поэтому размеры элементов загиба определяются усло виями технологии изготовления.
§ 5. СОЕДИНЕНИЯ СВАРКОЙ
Сваркой получают неразъемные соединения деталей путем мест ного нагрева их материалов до расплавлепного или пластического состояния. Затвердевший слой металла после сварки называется сварным швом или сварной точкой. В приборостроении освоена свар
ка конструкционных сталей, цветных сплавов и некоторых типов пластмасс.
Свариваемость материалов характеризуется степенью однородно сти сварного шва и прочностью соединения. Высокой свариваемостью,
34
папример, обладают малоуглеродистые (<Ю,25%) и нержавеющие стали, алюминиевые сплавы АД1, АМцА, АЛЗ, оловянистые бронзы Бр.ОФ 7-0,2, медь, латунь, нейзильбер и другие материалы. Средне углеродистые стали с содержанием С от 0,25 до 0,45%, инвар ЭН36, хромистые стали 20Х, 30Х, алюминиевые сплавы Д 16, АЛ9, бронзы Бр.АЖ 9-4, Бр.Б2 обладают умеренной свариваемостью и требуют предварительного нагрева пли последующей термической обработки. Стали с содержанием углерода >0,45% , а также марок 65Г, У8А—У12А, 3X13 и другие обладают низкой свариваемостью и склон ны к образованию трещин в сварном шве.
С помощью сварки можно соединять детали из разнородных материалов, однако комбинации разнородных материалов огра ничены.
Например, совершенно не свариваются нержавеющие стали
салюминиевыми сплавами, хромистые стали с медными сплавами.
Всравнении с другими видами неразъемных соединений сварные соединения имеют ряд преимуществ. За счет сил молекулярного сцепления сварка обеспечивает повышенную прочность и плотность соединения. Сварные соединения позволяют значительно уменьшить вес конструкций благодаря непосредственному соединению деталей
(без применения дополнительных элементов — заклепок, накладок и т. и.). Сварка обеспечивает высокие экономические показатели: ма лую трудоемкость процесса, низкую стоимость сварочного оборудо вания, возможность автоматизации процесса.
Недостатками сварных соединений являются нестабильность качества сварного шва и трудность его контроля.
Применяемые методы сварки можно разбить на две основные группы: сварка плавлением и сварка давлением.
Сварка плавлением осуществляется благодаря расплавлению
материалов соединяемых деталей и присадочного материала. Плавле ние мест соединений деталей может быть обеспечено различными спо собами: электрической дугой в воздухе или в среде защитных газов, газовой ацетилено-кислородной горелкой1. При электродуговой сварке источником тепловой энергии является электрическая дуга, а при ацетилено-кислородной используется теплота газового пламени. Газо вая сварка обеспечивает большую плотность соединения, чем электродуговая, однако прочность сварного шва ниже. Если электродуговая сварка производится в среде инертного газа аргона, защищающего металлы от окисления, то сварка называется аргонно-дуговой. Аргонно-дуговая сварка широко применяется для сварки алюми ниевых и магниевых сплавов, для сварки нержавеющих сталей.
Сварка давлением осуществляется путем нагрева свариваемых
мест до пластического состояния материала и сдавливания этих мест. Сварка давлением производится различными видами электрической контактной сварки.
1 Применение других видов сварки (термитной, трением, индукционной, электролитической, солнечной и т. д.) рассматривается в специальной литера туре.
35
Соединения электродуговой и газовой сваркой
Поскольку при электродуговой и газовой сварке возникают значи тельные тепловые деформации соединяемых деталей, то точность этих видов соединений ниже, чем заклепочных. Точность соединений в этом случае может быть повышена за счет применения специаль ных приспособлений, фиксирующих детали в процессе сварки, или за счет изменения формы деталей, обеспечивающей неизменность относительного положения.
С учетом технологических и экономических условий для каждого способа сварки установлены рекомендуемые толщины соединяемых деталей. При толщинах соединяемых деталей > 8 мм газовая сварка становится экономически невыгодной. Электродуговой сваркой воз можно соединение деталей толщиной до 200 мм и больше. Для каждо го конструктивного вида сварного соединения в справочной литера туре указываются рекомендуемые толщины соединяемых деталей.
По относительному положению деталей соединения электродуго вой и газовой сваркой подразделяются на стыковые (рис. 25,а), вна
хлестку |
(рис. 25,6), угловые |
(рис. 25, в) и тавровые (рис. 25, г). |
|||
|
|
|
Стыковые соединения при |
||
|
|
|
меняются для деталей, рас |
||
|
i f s s a |
га |
положенных в одной плоско |
||
|
сти. Они различаются фор |
||||
|
у |
о |
мой подготовки кромок перед |
||
|
|
I |
сваркой. Формы подготовлен |
||
Е* |
3 |
|
ных кромок определяют ти |
||
|
пы сварных швов, которым |
||||
|
|
|
согласно |
ГОСТ |
2.312—68 |
|
Рис. 25. |
|
присваиваются |
буквенно |
|
|
|
|
цифровые обозначения, при |
||
|
|
|
меняемые |
при |
переписке, |
и графические обозначения, указываемые на чертежах. Конструк тивное выполнение кромок соединяемых деталей выбирается в зави симости от их толщины. Для тонколистовых деталей применяют под готовку кромок с отбортовкой (рис. 26, а), а при больших толщинах деталей кромки выполняют прямыми (рис. 26, б) . Лучший провар
может быть обеспечен для V-образных швов со скосом одной кромки (рис. 26, в) или со скосом двух кромок (рис. 26, г). При толщинах
деталей более 20 мм V-образные швы становятся неэкономичными, так как возрастает количество наплавляемого металла; в этом случае
применяют К-образные (рис. |
26,6) и Х-образные швы |
(рис. 26, е), |
||||||||
обеспечивающие экономию металла 30—40%. |
|
|
||||||||
При сварке в стык листов разной толщины (S < S i) |
следует при |
|||||||||
держиваться |
следующих соотношений: |
|
|
|
||||||
5 . |
. |
. |
< 3 |
мы |
4 -г- 8 мм |
I) |
11 .\ш |
12н-25 мм |
> 2 5 |
мм |
Si . |
. |
. |
<1,7S |
< 1 ,6 S |
< |
1Л S |
' (S -L- 5 мм) |
< (S |
7 мм) |
36
При соблюдении этих правил подготовку кромок можно произво дить так же, как и для листов одинаковой толщины. Если Si превы
шает указанные значения, то на листе большей толщины при одно стороннем превышении кромок делают скос до толщины тонкого лис та длиной 1 = 5 (Si—S) (рис. 27, а), при двустороннем превышении делают два скоса длиной 1 = 2,5 (Si—S) (рис. 27,6).
а |
|
L |
6 |
|
|
|------ 9 ? -------г - |
___ __ i_ |
|
|||
|
1 |
II |
|
||
|
|
|
1 1 |
|
1 |
JL |
* |
|
1 1— |
Н 6 |
|
г |
|
|
съ |
|
|
|
|
|
|
|
|
1— |
\ / “ Т |
|
] |
К ! |
: |
V |
а ' |
|
к |
?' |
|
|
|
|
|
См |
|
б |
|
1 |
\ / г ~ |
V |
г |
е |
1 |
c d c x ! |
|
X |
?" |
|
См |
Рис. 26.
Соединения внахлестку обычно осуществляют угловыми швами,
без скоса кромок деталей. Толщина соединяемых деталей может быть от 2 до 60 мм.
о |
6 |
Рис. 27.
Угловые швы применяются с различными поперечными сечения ми. Наибольшее распространение получило нормальное поперечное сечение в виде равнобедренного прямоугольного треугольника
(рис. 28,а). Поперечные сечения в виде неравнобедренного прямо угольника с увеличенным отношением основания к высоте (рис. 28, б) н с вогнутым профилем (рис. 28, в) позволяют уменьшить
37