Файл: Заплетохин, В. А. Соединения деталей приборов [пособие].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следовательно, число заклепок в шве должно быть 5.

Выберем двухрядное расположение заклепок (рис. 21) и в соот­ ветствии с рекомендациями (см. стр. 30—31) определим

t — М = 6 4 = 2 4 м м ,

= 2d = 2 4 = 8 м м и t2= l ,5 d = 1,5 - 4 = 6 м м .

Ширина листов и

накладок

в сечении

А —А

b =

2t - f 2t2=

2

2 4 + 2 6

=

6 0 м м .

Проверим сечение

А —А,

ослабленное

 

тремя отверстиями под

заклепки, на разрыв листа и накладок:

 

 

____ Qn

 

3 • Юз

 

= 3 2 ,3 М П а < 135 М П а .

а Р = (b — 3d0)S = (6 0 — 3 4 ,5 ) • 1 0 - з . 2 Ю

 

- з

Проверим прочность накладок на разрыв в сечении Б Б.

Согласно условию равномерности распределения нагрузки между заклепками в сечении Б —Б действует сила, равная 2/s Qn.

Ширина

накладок в этих сечениях

 

 

bt = t - f 2 г?2 = 2 4 + 2 6 = 3 6 м м .

Уравнение прочности на разрыв накладок в сечении Б —Б

2

Qn

 

 

 

2- 3- Юз

° Р = 5

' ( * ! __ 2d0) 2 S

5 (3 6

2 4 ,„) • Ю - з - 2 1 Ю - з

 

= 2 2 ,2 М П а

<

135

М П а .

Длина нахлестки

 

 

 

 

 

L = t +

2ti = 2 4

-|

2

8 = 40 м м .

32


§ 4. СОЕДИНЕНИЯ ЗАГИБКОЙ

Соединения.загибкой получают при отгибе края или лапки дета­ лей, изготовленных из тонколистового материала. Материал детали, подлежащей загибке, должен быть возможно более мягким, чтобы не было отхода отогнутого элемента вследствие упругости. К соедине­ ниям загибкой относятся соединения фальцами, лапками и шплин­ тами.

6

i

Рис. 22.

Соединение в фальц осуществляется совместной загибкой краев

тонколистовых деталей толщиной до 0,8 мм (рис. 22,а). После загиб­ ки место стыка краев деталей обжимают. Размер нахлестки обычно составляет 1--(8—10)5, но не менее 2,5 мм. Фальц может быть рас­ положен внутри (рис. 22, б) или снаружи (рис. 22, в). Соединение

вфальц может быть осуществлено при помощи вспомогательной дета­ ли (рис. 22,г). Соединения фальцами применяют при изготовлении кожухов, крышек и других тонкостеппых деталей, в основном при мелкосерийном производстве. Для обеспечения плотности соединения

встык деталей закладывают листовую резипу или пропаивают место стыка.

а

б

8

Рис. 23.

В массовом производстве для крепления тонкостенных деталей применяют соединения лапками. Заготовки соединяемых деталей

изготавливают штамповкой. Лапки одной детали вводят в отверстия или впадины другой и загибают (рис. 23, а) . Соединения лапками

являются простыми и экономичными, поэтому ими часто в конструк­ циях заменяют другие виды неразъемных соединений. С помощью лапок собирают детали коробчатой формы: крышки, кожухи и другие детали, изготовленные из листового материала. На рис. 23, б показа­ но соединение с помощью лапок записывающего пера со стрелкой

3 В. А. Заилетохин

33

самопишущих приборов. Одну из лапок вводят в отверстие стрелки и загибают, а четыре остальных загибают непосредственно по пери­ метру поперечного сечения. Перо при этом строго фиксируется на стрелке. Более прочное соединение обеспечивают разведенные лапки (рис. 23, в), так как в этом случае лапка с уклоном, скользя по кром­

ке прорези, действует как клин и прочно стягивает соединяемые детали.

а

В

Рис. 24.

При соединении загибкой применяют вспомогательные детали — разводные шплинты (ГОСТ 397—66, рис. 24,а). Концы шплинтов

после установки в отверстия соединяемых деталей загибают (рис. 24, б) . -Соединения шплинтами предусматривают в тех случаях,

когда допустима подвижность соединяемых деталей, так как между отверстием и шплинтом всегда имеется зазор. Температурные дефор­ мации, например, медного контактного ножа и стальной пластины рубильника, соединенных шплинтами (рис. 24, б), не опасны благо­ даря зазорам в соединении. В ряде конструкций, если пе предъявля­ ются высокие требования к точности соединения, шплинты являются наиболее простым способом сборки узлов (рис. 24, г).

Точность сборки соединений загибкой определяется точностью размеров соединяемых деталей, взаимное положение которых может быть обеспечено по 4-му классу.

Прочность соединений загибкой зависит от геометрических разме­ ров элементов деталей, непосредственно передающих усилия. Как правило, эти элементы работают на срез. Уравнения прочности сос­ тавляют по обычным формулам курса «Сопротивление материалов» с учетом числа срезов. Однако часто усилия в месте соединения не­ значительны, поэтому размеры элементов загиба определяются усло­ виями технологии изготовления.

§ 5. СОЕДИНЕНИЯ СВАРКОЙ

Сваркой получают неразъемные соединения деталей путем мест­ ного нагрева их материалов до расплавлепного или пластического состояния. Затвердевший слой металла после сварки называется сварным швом или сварной точкой. В приборостроении освоена свар­

ка конструкционных сталей, цветных сплавов и некоторых типов пластмасс.

Свариваемость материалов характеризуется степенью однородно­ сти сварного шва и прочностью соединения. Высокой свариваемостью,

34


папример, обладают малоуглеродистые (<Ю,25%) и нержавеющие стали, алюминиевые сплавы АД1, АМцА, АЛЗ, оловянистые бронзы Бр.ОФ 7-0,2, медь, латунь, нейзильбер и другие материалы. Средне­ углеродистые стали с содержанием С от 0,25 до 0,45%, инвар ЭН36, хромистые стали 20Х, 30Х, алюминиевые сплавы Д 16, АЛ9, бронзы Бр.АЖ 9-4, Бр.Б2 обладают умеренной свариваемостью и требуют предварительного нагрева пли последующей термической обработки. Стали с содержанием углерода >0,45% , а также марок 65Г, У8А—У12А, 3X13 и другие обладают низкой свариваемостью и склон­ ны к образованию трещин в сварном шве.

С помощью сварки можно соединять детали из разнородных материалов, однако комбинации разнородных материалов огра­ ничены.

Например, совершенно не свариваются нержавеющие стали

салюминиевыми сплавами, хромистые стали с медными сплавами.

Всравнении с другими видами неразъемных соединений сварные соединения имеют ряд преимуществ. За счет сил молекулярного сцепления сварка обеспечивает повышенную прочность и плотность соединения. Сварные соединения позволяют значительно уменьшить вес конструкций благодаря непосредственному соединению деталей

(без применения дополнительных элементов — заклепок, накладок и т. и.). Сварка обеспечивает высокие экономические показатели: ма­ лую трудоемкость процесса, низкую стоимость сварочного оборудо­ вания, возможность автоматизации процесса.

Недостатками сварных соединений являются нестабильность качества сварного шва и трудность его контроля.

Применяемые методы сварки можно разбить на две основные группы: сварка плавлением и сварка давлением.

Сварка плавлением осуществляется благодаря расплавлению

материалов соединяемых деталей и присадочного материала. Плавле­ ние мест соединений деталей может быть обеспечено различными спо­ собами: электрической дугой в воздухе или в среде защитных газов, газовой ацетилено-кислородной горелкой1. При электродуговой сварке источником тепловой энергии является электрическая дуга, а при ацетилено-кислородной используется теплота газового пламени. Газо­ вая сварка обеспечивает большую плотность соединения, чем электродуговая, однако прочность сварного шва ниже. Если электродуговая сварка производится в среде инертного газа аргона, защищающего металлы от окисления, то сварка называется аргонно-дуговой. Аргонно-дуговая сварка широко применяется для сварки алюми­ ниевых и магниевых сплавов, для сварки нержавеющих сталей.

Сварка давлением осуществляется путем нагрева свариваемых

мест до пластического состояния материала и сдавливания этих мест. Сварка давлением производится различными видами электрической контактной сварки.

1 Применение других видов сварки (термитной, трением, индукционной, электролитической, солнечной и т. д.) рассматривается в специальной литера­ туре.

35


Соединения электродуговой и газовой сваркой

Поскольку при электродуговой и газовой сварке возникают значи­ тельные тепловые деформации соединяемых деталей, то точность этих видов соединений ниже, чем заклепочных. Точность соединений в этом случае может быть повышена за счет применения специаль­ ных приспособлений, фиксирующих детали в процессе сварки, или за счет изменения формы деталей, обеспечивающей неизменность относительного положения.

С учетом технологических и экономических условий для каждого способа сварки установлены рекомендуемые толщины соединяемых деталей. При толщинах соединяемых деталей > 8 мм газовая сварка становится экономически невыгодной. Электродуговой сваркой воз­ можно соединение деталей толщиной до 200 мм и больше. Для каждо­ го конструктивного вида сварного соединения в справочной литера­ туре указываются рекомендуемые толщины соединяемых деталей.

По относительному положению деталей соединения электродуго­ вой и газовой сваркой подразделяются на стыковые (рис. 25,а), вна­

хлестку

(рис. 25,6), угловые

(рис. 25, в) и тавровые (рис. 25, г).

 

 

 

Стыковые соединения при­

 

 

 

меняются для деталей, рас­

 

i f s s a

га

положенных в одной плоско­

 

сти. Они различаются фор­

 

у

о

мой подготовки кромок перед

 

 

I

сваркой. Формы подготовлен­

Е*

3

 

ных кромок определяют ти­

 

пы сварных швов, которым

 

 

 

согласно

ГОСТ

2.312—68

 

Рис. 25.

 

присваиваются

буквенно­

 

 

 

цифровые обозначения, при­

 

 

 

меняемые

при

переписке,

и графические обозначения, указываемые на чертежах. Конструк­ тивное выполнение кромок соединяемых деталей выбирается в зави­ симости от их толщины. Для тонколистовых деталей применяют под­ готовку кромок с отбортовкой (рис. 26, а), а при больших толщинах деталей кромки выполняют прямыми (рис. 26, б) . Лучший провар

может быть обеспечен для V-образных швов со скосом одной кромки (рис. 26, в) или со скосом двух кромок (рис. 26, г). При толщинах

деталей более 20 мм V-образные швы становятся неэкономичными, так как возрастает количество наплавляемого металла; в этом случае

применяют К-образные (рис.

26,6) и Х-образные швы

(рис. 26, е),

обеспечивающие экономию металла 30—40%.

 

 

При сварке в стык листов разной толщины (S < S i)

следует при­

держиваться

следующих соотношений:

 

 

 

5 .

.

.

< 3

мы

4 -г- 8 мм

I)

11 .\ш

12н-25 мм

> 2 5

мм

Si .

.

.

<1,7S

< 1 ,6 S

<

1Л S

' (S -L- 5 мм)

< (S

7 мм)

36


При соблюдении этих правил подготовку кромок можно произво­ дить так же, как и для листов одинаковой толщины. Если Si превы­

шает указанные значения, то на листе большей толщины при одно­ стороннем превышении кромок делают скос до толщины тонкого лис­ та длиной 1 = 5 (Si—S) (рис. 27, а), при двустороннем превышении делают два скоса длиной 1 = 2,5 (SiS) (рис. 27,6).

а

 

L

6

 

 

|------ 9 ? -------г -

___ __ i_

 

 

1

II

 

 

 

 

1 1

 

1

JL

*

 

1 1—

Н 6

г

 

 

съ

 

 

 

 

 

 

 

1—

\ / “ Т

 

]

К !

:

V

а '

 

к

?'

 

 

 

 

См

 

б

 

1

\ / г ~

V

г

е

1

c d c x !

X

?"

 

См

Рис. 26.

Соединения внахлестку обычно осуществляют угловыми швами,

без скоса кромок деталей. Толщина соединяемых деталей может быть от 2 до 60 мм.

о

6

Рис. 27.

Угловые швы применяются с различными поперечными сечения­ ми. Наибольшее распространение получило нормальное поперечное сечение в виде равнобедренного прямоугольного треугольника

(рис. 28,а). Поперечные сечения в виде неравнобедренного прямо­ угольника с увеличенным отношением основания к высоте (рис. 28, б) н с вогнутым профилем (рис. 28, в) позволяют уменьшить

37