Файл: Ершов, А. П. Цвет и его применение в текстильной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 73

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

взгляда с черной ткани на белую возникает восприятие, отличное от того, которое было бы, если сразу рассматривать белую ткань. Отличие состоит в том, что в первый момент белая ткань воспри­ нимается менее светлой. Рассмотрение черной ткани после белой приводит в первый момент к повышению светлоты. Аналогичные явления имеют место при переносе взгляда с хроматического на ахроматический цвет или с хроматического на другой хромати­ ческий цвет. Необходимо только, чтобы яркости цветов были различны. Причиной последовательного светового контраста является сложение светлот исчезающего и появляющегося изо­ бражений.

Последовательный цветовой контраст можно заметить при переносе взгляда с одного хроматического цвета на другой оди­ наковой яркости. Так, если перенести взгляд с красной ткани на белую, то на белой ткани воспринимается изумрудно-зеленый цвет. Чем больше светлота и насыщенность красной ткани, тем четче и дольше будет восприниматься цвет контраста. Постепен­ но этот цвет будет бледнеть и в конце концов исчезнет. Цвет, воспринимаемый на белой ткани, носит название цвета последо­ вательного образа. Этот цвет близок к дополнительному цвету, но полностью ему не соответствует.

В табл. 4 приводится сравнение цветов предыдущего и по­ следовательного образа с дополнительным цветом.

 

 

Т а б л и ц а 4

Сравнение цвета

предыдущего и последовательного образа

 

с дополнительным цветом

 

Цвет предыдущего образа

Цвет последовательного образа

Дополнительный цвет

Красный

Изумрудно-зеленый

Голубовато-зеленый

Оранжевый

Синий

Голубовато-синий

Желтый

Фиолетовый

Голубой

Зеленый

Пурпурно-красный

Пурпурный

Синий

Оранжевый

Зеленовато-желтый

Голубовато-зеленый

Оранжево-красный

Красный

Фиолетовый

Зеленовато-желтый

Желто-зеленый

При переносе взгляда с одного хроматического тела на дру­ гое происходит суммирование цвета последовательного образа с цветом тела, на который переносится взгляд. Суммирование протекает в нашем сознании, и для него неприменимы законы сложения цветов, рассмотренные выше. В табл. 5 представлены данные восприятия цвета при переносе взгляда с одного хрома­ тического тела на другое.

8 6


 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 5

Восприятие

цвета при переносе взгляда с одного

хроматического тела (I)

 

 

на другое (И)

 

 

 

 

 

Цвет поверхности тела II

*

 

Цвет поверх­

 

 

 

 

 

 

ности тела I

красный

желтый

зеленый

 

синий

фиолетовый

 

 

Красный

Грязно­

Зелено­

Насыщен­

Голубой

Синий

 

красный

ватый

но-зеле­

 

 

 

 

 

 

ный

 

 

 

Желтый

Пурпурный

Серовато­

Голубова­

Насыщен­

Насыщен­

 

 

желтый

то-зеле­

 

ный си­

ный фио­

 

 

 

ный

 

ний

летовый

Зеленый

Насыщен­

Оранже­

Серо-зеле­

Фиолето­

Пурпур-

 

ный крас­

вый

ный

 

вый

ный

ный

Синий

Оранже­

 

вый

Фиолетовый Оранже­ вый

Насыщен­ Желто-зе­

Серовато-

Пурпур-

ный зо­

леный

синий

ный

лотисто-

 

 

 

желтый

 

Голубова­

Серовато-

Насыщен­

Желтова­

ный ли­

то-зеле­

то-синий

фиолето­

монно-

ный

 

вый

желтый

Одновременный контраст. Один из законов высшей нервной деятельности утверждает, что возбуждение нервных тканей при­ водит к возбуждению либо торможению возбуждений на сосед­ них участках нервной ткани. Применяя этот закон к зрительно­ му процессу, можно сказать, что возбуждение на участке сетчат­ ки глаза усиливает (положительная индукция) или ослабляет (отрицательная индукция) возбуждения в соседних участках сет­ чатки. Такая взаимная индукция приводит к изменению восприя­ тия цвета на границах двух цветов по сравнению с восприятием тех же цветов, но удаленных друг от друга. Изменение восприя­ тия цвета пограничных цветов называется одновременным цвето­ вым контрастом. Одновременный контраст двух цветов, имеющих одинаковые цветности, но разные яркости, носит название свето­ вого контраста, а одновременный контраст цветов, имеющих разные цветности, но одинаковые яркости, называется цветовым контрастом. Обычно оба контраста проявляются одновременно.

Одновременный световой контраст можно наблюдать на ри­ сунке в месте соприкосновения двух разноярких участков ахро­ матических цветов. При этом граница более светлой поверхности воспринимается как менее светлая, а менее светлой — как более светлая, в результате чего на границе наблюдается серая каемка (пограничный контраст). Когда маленький белый рисунок нане­ сен на черный фон, рисунок повышает свою светлоту по сравне­ нию с тем же рисунком, но без черного фона (контраст фона).

87


Совершенно аналогичная картина наблюдается при соприкосно­ вении хроматического цвета с ахроматическим или хроматиче­ ских цветов. Чем больше различие в светлоте, тем больше свето­ вой контраст.

Одновременный цветовой контраст появляется, если соприка­ саются два равноярких цвета, один из которых ахроматический, или если на хроматическом фоне поместить белый рисунок. В первом случае на границе цветов воспринимается цветная ка­ емка, а во втором рисунок воспринимается как хроматический,

близкий

к дополнительному цвету фона

(контрастный цвет).

В табл. 6 приводится

сравнение восприятий цвета излучения,

контрастного и дополнительного цветов.

 

 

 

 

Т а б л и ц а 6

Сравнение

восприятия цвета излучения с контрастным и дополнительным

 

 

цветами

 

Восприятие цвета излучения

Контрастный цвет

Дополнительный цвет

Оранжево-красный

Сине-фиолетовый

Голубовато-зеленый

Зеленовато-зеленый

Голубовато-синий

Синий

Желто-зеленый

Оранжево-красный

Фиолетовый

Зеленый

 

Желто-оранжевый

Пурпурный

Синий

 

Желтый

Зеленовато-желтый

Если на хроматическом фоне поместить хроматический рису­ нок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным цветом и воспринимается как новый цвет. В табл. 7 приводятся воспри­ нимаемые при этом цвета.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 7

Восприятие цвета при одновременном

цветовом контрасте

 

 

Восприятие цвета рисунка без фона

 

Восприятие

 

 

 

 

 

цвета фона

красный

оранжевый

желтый

зеленый

синий

 

Красный

Желтеет

Зеленеет

Голубеет

Зеленеет

Зеленый

Приобре­

 

Приобре­

Приобре­

 

тает фи­

 

тает

 

тает фи­

 

олетовый

 

оранже­

олето­

 

оттенок

 

вый от­

вый от­

 

 

 

тенок

 

тенок

Синий

Приобре­

Желтеет

Более на­

 

 

тает

 

сыщен­

 

 

оранже­

 

ный

 

 

 

вый от

 

 

 

 

 

тенок

 

 

 

 

88


Одновременный контраст наблюдается также в пограничных областях, и вышеописанные восприятия цвета появляются на границе цветов. Одновременный цветовой контраст широко используется в текстильной промышленности при выполнении узоров на ткани. При этом руководствуются следующими эмпи­ рическими правилами:

цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщен­ ным; такое сочетание позволяет повысить насыщенность цвета рисунка;

сочетание неконтрастных цветов нежелательно, так как при этом уменьшается насыщенность, и тем в большей степени, чем ближе цвет рисунка к фону;

контраст проявляется тем в большей степени, чем больше различие в насыщенности и светлоте.

При выполнении рисунков часто необходимо избавиться от контраста. Это достигается устранением границ соприкосновения цветов, введением белых и черных полос (просновок при пестротканном рисунке). Такой же эффект можно получить, если соз­ дать большую разницу в светлотах цветового фона и рисунка добавлением к цвету рисунка цвета фона или выбором такого по размерам рисунка, чтобы он переходил с одного фона на другой.

§6. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА

Восприятие цвета зависит от логической обработки информа­ ции, поступающей в мозг, главным образом, из органа зрения, и данных, записанных в памяти человека. Это положение можно иллюстрировать на примере работы художника. Подвергнем ко­ лористическому анализу художественную картину и сравним полученные данные с данными таких же анализов натуры. Ника­ кого сходства натуры с картиной при этом не обнаружится. Что­ бы добиться сходства восприятия картины и натуры, художник должен был учесть психологические особенности зрения. Краски, которыми располагает художник, далеки от красок природы. Уже одно это исключает возможность получения точной копии. Кро­ ме того, сочетание красок на картине вызовет явление одновре­ менного контраста, поэтому не все сочетания красок природы можно использовать при выполнении картины. Невозможно так­ же копировать все яркостные переходы, наблюдаемые в приро­ де, так как количество яркостных четких переходов в этом слу­ чае мало.

Художник также должен знать и соблюдать законы оптики, изображая ближние огни более яркими, а дальние — менее ярки­ ми, т. е. так, как наше сознание руководствуется при обработке информации. Дальние предметы всегда видны в синей дымке, и эти же цвета нужно использовать при изображении дальних предметов.

89