Файл: Ершов, А. П. Цвет и его применение в текстильной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
взгляда с черной ткани на белую возникает восприятие, отличное от того, которое было бы, если сразу рассматривать белую ткань. Отличие состоит в том, что в первый момент белая ткань воспри нимается менее светлой. Рассмотрение черной ткани после белой приводит в первый момент к повышению светлоты. Аналогичные явления имеют место при переносе взгляда с хроматического на ахроматический цвет или с хроматического на другой хромати ческий цвет. Необходимо только, чтобы яркости цветов были различны. Причиной последовательного светового контраста является сложение светлот исчезающего и появляющегося изо бражений.
Последовательный цветовой контраст можно заметить при переносе взгляда с одного хроматического цвета на другой оди наковой яркости. Так, если перенести взгляд с красной ткани на белую, то на белой ткани воспринимается изумрудно-зеленый цвет. Чем больше светлота и насыщенность красной ткани, тем четче и дольше будет восприниматься цвет контраста. Постепен но этот цвет будет бледнеть и в конце концов исчезнет. Цвет, воспринимаемый на белой ткани, носит название цвета последо вательного образа. Этот цвет близок к дополнительному цвету, но полностью ему не соответствует.
В табл. 4 приводится сравнение цветов предыдущего и по следовательного образа с дополнительным цветом.
|
|
Т а б л и ц а 4 |
Сравнение цвета |
предыдущего и последовательного образа |
|
|
с дополнительным цветом |
|
Цвет предыдущего образа |
Цвет последовательного образа |
Дополнительный цвет |
Красный |
Изумрудно-зеленый |
Голубовато-зеленый |
Оранжевый |
Синий |
Голубовато-синий |
Желтый |
Фиолетовый |
Голубой |
Зеленый |
Пурпурно-красный |
Пурпурный |
Синий |
Оранжевый |
Зеленовато-желтый |
Голубовато-зеленый |
Оранжево-красный |
Красный |
Фиолетовый |
Зеленовато-желтый |
Желто-зеленый |
При переносе взгляда с одного хроматического тела на дру гое происходит суммирование цвета последовательного образа с цветом тела, на который переносится взгляд. Суммирование протекает в нашем сознании, и для него неприменимы законы сложения цветов, рассмотренные выше. В табл. 5 представлены данные восприятия цвета при переносе взгляда с одного хрома тического тела на другое.
8 6
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5 |
Восприятие |
цвета при переносе взгляда с одного |
хроматического тела (I) |
||||
|
|
на другое (И) |
|
|
|
|
|
|
Цвет поверхности тела II |
* |
|
||
Цвет поверх |
|
|
|
|
|
|
ности тела I |
красный |
желтый |
зеленый |
|
синий |
фиолетовый |
|
|
|||||
Красный |
Грязно |
Зелено |
Насыщен |
Голубой |
Синий |
|
|
красный |
ватый |
но-зеле |
|
|
|
|
|
|
ный |
|
|
|
Желтый |
Пурпурный |
Серовато |
Голубова |
Насыщен |
Насыщен |
|
|
|
желтый |
то-зеле |
|
ный си |
ный фио |
|
|
|
ный |
|
ний |
летовый |
Зеленый |
Насыщен |
Оранже |
Серо-зеле |
Фиолето |
Пурпур- |
|
|
ный крас |
вый |
ный |
|
вый |
ный |
ный
Синий |
Оранже |
|
вый |
Фиолетовый Оранже вый
Насыщен Желто-зе |
Серовато- |
Пурпур- |
|
ный зо |
леный |
синий |
ный |
лотисто- |
|
|
|
желтый |
|
Голубова |
Серовато- |
Насыщен |
Желтова |
||
ный ли |
то-зеле |
то-синий |
фиолето |
монно- |
ный |
|
вый |
желтый
Одновременный контраст. Один из законов высшей нервной деятельности утверждает, что возбуждение нервных тканей при водит к возбуждению либо торможению возбуждений на сосед них участках нервной ткани. Применяя этот закон к зрительно му процессу, можно сказать, что возбуждение на участке сетчат ки глаза усиливает (положительная индукция) или ослабляет (отрицательная индукция) возбуждения в соседних участках сет чатки. Такая взаимная индукция приводит к изменению восприя тия цвета на границах двух цветов по сравнению с восприятием тех же цветов, но удаленных друг от друга. Изменение восприя тия цвета пограничных цветов называется одновременным цвето вым контрастом. Одновременный контраст двух цветов, имеющих одинаковые цветности, но разные яркости, носит название свето вого контраста, а одновременный контраст цветов, имеющих разные цветности, но одинаковые яркости, называется цветовым контрастом. Обычно оба контраста проявляются одновременно.
Одновременный световой контраст можно наблюдать на ри сунке в месте соприкосновения двух разноярких участков ахро матических цветов. При этом граница более светлой поверхности воспринимается как менее светлая, а менее светлой — как более светлая, в результате чего на границе наблюдается серая каемка (пограничный контраст). Когда маленький белый рисунок нане сен на черный фон, рисунок повышает свою светлоту по сравне нию с тем же рисунком, но без черного фона (контраст фона).
87
Совершенно аналогичная картина наблюдается при соприкосно вении хроматического цвета с ахроматическим или хроматиче ских цветов. Чем больше различие в светлоте, тем больше свето вой контраст.
Одновременный цветовой контраст появляется, если соприка саются два равноярких цвета, один из которых ахроматический, или если на хроматическом фоне поместить белый рисунок. В первом случае на границе цветов воспринимается цветная ка емка, а во втором рисунок воспринимается как хроматический,
близкий |
к дополнительному цвету фона |
(контрастный цвет). |
|
В табл. 6 приводится |
сравнение восприятий цвета излучения, |
||
контрастного и дополнительного цветов. |
|
||
|
|
|
Т а б л и ц а 6 |
Сравнение |
восприятия цвета излучения с контрастным и дополнительным |
||
|
|
цветами |
|
Восприятие цвета излучения |
Контрастный цвет |
Дополнительный цвет |
|
Оранжево-красный |
Сине-фиолетовый |
Голубовато-зеленый |
|
Зеленовато-зеленый |
Голубовато-синий |
Синий |
|
Желто-зеленый |
Оранжево-красный |
Фиолетовый |
|
Зеленый |
|
Желто-оранжевый |
Пурпурный |
Синий |
|
Желтый |
Зеленовато-желтый |
Если на хроматическом фоне поместить хроматический рису нок, то цвет рисунка как бы суммируется с контрастным цветом и воспринимается как новый цвет. В табл. 7 приводятся воспри нимаемые при этом цвета.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 7 |
Восприятие цвета при одновременном |
цветовом контрасте |
||||
|
|
Восприятие цвета рисунка без фона |
|
||
Восприятие |
|
|
|
|
|
цвета фона |
красный |
оранжевый |
желтый |
зеленый |
синий |
|
|||||
Красный |
— |
Желтеет |
Зеленеет |
Голубеет |
Зеленеет |
Зеленый |
Приобре |
|
Приобре |
Приобре |
|
|
тает фи |
|
тает |
|
тает фи |
|
олетовый |
|
оранже |
олето |
|
|
оттенок |
|
вый от |
вый от |
|
|
|
|
тенок |
|
тенок |
Синий |
Приобре |
Желтеет |
Более на |
|
|
|
тает |
|
сыщен |
|
|
|
оранже |
|
ный |
|
|
|
вый от |
|
|
|
|
|
тенок |
|
|
|
|
88
Одновременный контраст наблюдается также в пограничных областях, и вышеописанные восприятия цвета появляются на границе цветов. Одновременный цветовой контраст широко используется в текстильной промышленности при выполнении узоров на ткани. При этом руководствуются следующими эмпи рическими правилами:
цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщен ным; такое сочетание позволяет повысить насыщенность цвета рисунка;
сочетание неконтрастных цветов нежелательно, так как при этом уменьшается насыщенность, и тем в большей степени, чем ближе цвет рисунка к фону;
контраст проявляется тем в большей степени, чем больше различие в насыщенности и светлоте.
При выполнении рисунков часто необходимо избавиться от контраста. Это достигается устранением границ соприкосновения цветов, введением белых и черных полос (просновок при пестротканном рисунке). Такой же эффект можно получить, если соз дать большую разницу в светлотах цветового фона и рисунка добавлением к цвету рисунка цвета фона или выбором такого по размерам рисунка, чтобы он переходил с одного фона на другой.
§6. ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ МОЗГА ЧЕЛОВЕКА
Восприятие цвета зависит от логической обработки информа ции, поступающей в мозг, главным образом, из органа зрения, и данных, записанных в памяти человека. Это положение можно иллюстрировать на примере работы художника. Подвергнем ко лористическому анализу художественную картину и сравним полученные данные с данными таких же анализов натуры. Ника кого сходства натуры с картиной при этом не обнаружится. Что бы добиться сходства восприятия картины и натуры, художник должен был учесть психологические особенности зрения. Краски, которыми располагает художник, далеки от красок природы. Уже одно это исключает возможность получения точной копии. Кро ме того, сочетание красок на картине вызовет явление одновре менного контраста, поэтому не все сочетания красок природы можно использовать при выполнении картины. Невозможно так же копировать все яркостные переходы, наблюдаемые в приро де, так как количество яркостных четких переходов в этом слу чае мало.
Художник также должен знать и соблюдать законы оптики, изображая ближние огни более яркими, а дальние — менее ярки ми, т. е. так, как наше сознание руководствуется при обработке информации. Дальние предметы всегда видны в синей дымке, и эти же цвета нужно использовать при изображении дальних предметов.
89