Файл: Ершов, А. П. Цвет и его применение в текстильной промышленности.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
Тот же принцип можно положить для построения простран ственной сетки при вычислении данных для воспроизведения не цветности, а цвета. При воспроизведении цвета с помощью худо жественных красок изменение цвета смеси происходит по тем же правилам, которые рассмотрены выше. В качестве примера на рис. 54 представлены кривые изменения цветности, не отлича-
Рис. 54. Результаты смеше |
Рис. 55. Зависимость отражения от по |
||||
ния |
красок: |
ультрамарина |
рядка лессировки. |
||
(1) |
с кадмием красным (5); |
/ — виридоновый зеленый по |
ализариновому |
||
виридона зеленого (2) |
с кад |
красному; 2 — ализариновый |
красный по ви- |
||
мием оранжевым (3); жел |
ридоновому зеленому. |
||||
той |
цинковой |
краски |
(4) с |
|
|
кадмием красным |
(5). |
|
|
ющиеся от кривых рис. 53, при смешении нескольких художест венных красок. Но крашение красками и лаками может быть выполнено не смешением их, а наложением слоями одной краски на другую (лессировкой). В этом случае результирующий цвет будет зависеть также от порядка наложения красок. На рис. 55 приведены спектры отражения смеси красок из виридонового зе леного (протравной зеленый БС) и ализаринового красного кра сителей. В зависимости от порядка наложения получаются раз личные кривые с разным характером отражения. В одном случае максимум отражения находится в области зеленого (кривая /), а во втором — в области красного цветов спектра (кривая 2).
§ 3. ТЕЛО ЦВЕТОВОГО ОХВАТА
Телом цветового охвата называется пространство, в котором можно разместить все цвета, полученные в результате синтеза из заданных конкретных красителей или красок. Тело цветового охвата группы красителей дает представление о том, какие цвета можно получить при помощи этих красителей на определенном волокне и при использовании одного и того же метода крашения. Для построения такого тела можно использовать любое число красителей, при этом будут получаться разные по виду тела цве тового охвата. Все эти тела, очевидно, могут быть размещены в ограниченном объеме цветового конуса. Можно представить
76
себе оптимальное тело цветового охвата, которое включало бы в себя все возможные на практике тела цветового охвата. Иде альное тело цветового охвата можно получить, если использо вать для его построения цвета, имеющие максимальную насы щенность при максимально возможной для данного цвета свет лоте. Расчет и построение идеаль
ного тела цветового охвата были |
|
|
проведены Нюбергом, а на рис. 56 |
|
|
представлен внешний вид его. По |
|
|
форме — это параллелепипед с за |
|
|
кругленными углами и несколько |
|
|
выпуклой поверхностью, образо |
|
|
ванной цветами с оптимальными |
|
|
спектрами отражения. Внизу ле |
|
|
жит черный, вверху — белый |
|
|
цвет, в углах цветового тела друг |
Рис. |
56. Тело цветового охвата. |
против друга лежат основные до |
|
|
полнительные цвета: желтый и синий, красный и зеленый. |
||
На практике используют проекцию |
цветового тела на пло |
скость нулевой яркости (XOZ). Реальные тела цветового охвата при проектировании на плоскость нулевой яркости дадут разные точки для одной и той же цветности при разной светлоте. Не смотря на это часто вместо тела цветового-охвата используют указанное выше сечение, носящее название цветового охвата и включающее в себя все цветности одной какой-либо светлоты, которые можно воспроизвести при помощи избранного набора красителей или красок. Для построения такого цветового охвата берутся выкраски избранными для построения красителями рав ной концентрации, средней из используемых на практике, и на цветовой график наносятся точки цветности этих красителей. Да лее соединяют полученные точки между собой и с точкой цвет ности источника освещения, если она лежит за пределами полу ченного многоугольника. Так, на рис. 53 цветовым охватом будет являться многоугольник, соединяющий точки I, II, III и 0. Внут ри этого многоугольника лежат цветности, которые можно полу чить при любом смешении красителей синего, фиолетового
и |
красного цветов при |
суммарной концентрации красите |
ля |
в 0,5%. |
|
|
Г Л А В А VII |
|
|
ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА |
* |
§ 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ
Зрительное восприятие — сложный психологический процесс, связанный с возникновением в сознании «внешнего вида» объек та наблюдения. Восприятие любого объекта происходит в резуль тате логической обработки данных зрительных ощущений и ощу-
77
(цений других органов чувств. Зрительное восприятие «внешнего вида» определяет ряд факторов (апертура, источник света, осве щенность, поверхность, объем), получивших в физиологии специ альное название факторов, определяющих восприятие внешнего вида объекта. Каждый из этих факторов определяется несколь кими характеристиками, которые представляют собой перемен ные восприятия внешнего вида. Эта классификация была разра ботана Комитетом колориметрии Американского оптического общества. В табл. 3 приводятся факторы внешнего вида с указа нием соответствующих им характеристик.
Таблица 3 |
|
Факторы внешнего |
внда |
и соответствующие им характеристики |
|
Факторы внешнего внда |
№ харак |
теристик |
|
Апертура |
1—5 |
Источник света |
1- -8 |
Освещенность |
1 -3 |
Поверхность |
1—11 |
Объем |
1—9 |
Характеристики |
внешнего |
вида: |
||||
1— цветовой |
тон; 2 — насыщенность; |
|||||
3 — светлота |
(белизна); |
4 — размер; |
||||
5 — форма; |
|
6 — расположение; |
7 — |
|||
мелькание; |
|
8 — сверкание; 9 — про |
||||
зрачность; |
10 — глянец; |
11— блеск. |
||||
Фактор «апертура» соответствует восприятию качества света, |
||||||
идущего от любой |
поверхности |
и |
рассматриваемого как свет |
|||
безотносительно к |
его |
источнику. |
Факторы «источник света» |
и «освещенность» соответствуют восприятию освещения незави симо от характеристик отражающих поверхностей, т. е. света, падающего на поверхность, в отличие от света отраженного. Последние два фактора — «поверхность» и «объем» соответству ют восприятию характеристик объектов независимо от освеще ния. Характеристики восприятия внешнего вида, как уже было указано выше, представляют собой переменные восприятия и мо гут быть различными в разных условиях.
Рассмотрим теперь каждую из характеристик внешнего вида, особенно характеристики ощущения цвета.
78
Цветовой тон — основная качественная характеристика ощу щения цвета, позволяющая установить общее между ощущением цвета образца и цветом спектрального излучения. Цветовых то нов в видимом спектре столько, сколько в нем можно различить участков: цветовых порогов по цветовому тону. Таких порогов насчитывается примерно 130. При смешении излучений, имею щих цветовые тона начала и конца видимого спектра, получают пурпурные цвета, насчитывающие 20—30 порогов по цветовому тону. На рис. 57 приводится кривая чувствительности глаза
к цветовому тону. На оси абсцисс отложены длины волн, а на оси ординат — цветовой порог различения цветового тона, выра женный в АХ. Как видно из рисунка, величина порога наиболь шая по величине у цветов излуче ний начала и конца спектра, а на остальных участках она колеб лется в пределах 2—4 нм.
Насыщенность — вторая ка чественная характеристика ощу щения цвета, позволяющая раз личить два ощущения цвета, име ющего один и тот же цветовой тон, но разную степень хроматичности. Наибольшая насыщен ность — у спектральных цветов, в то время как насыщенность ахроматических цветов равна ну
лю. Насыщенность измеряется, как и все ощущения, порогами. На рис. 58 приведено сравнение насыщенностей спектраль ных цветов. На оси абсцисс отложены длины волн, а на оси ординат — число порогов различения насыщенности. Наиболь шим числом порогов обладают цвета коротко- и длинновол новой частей спектра (до 18 порогов). В середине спектра число
порогов уменьшается до 7.
Светлота •— третья, количественная, характеристика ощуще ния цвета, показывающая общее между ощущением данного
79
и белого цвета. Представление об изменении светлоты можно получить, наблюдая изменение ощущения цвета в колориметре при введении нейтрального клина между объектом наблюдения и наблюдателем. Светлота также изменяется при разбавлении какой-либо печатной краски черной. При изменении яркости объекта одновременно изменяется и светлота, но прямой связи между этими величинами нет: изменяя условия наблюдения, можно оценивать излучения разной яркости как равносветлотные. Равенство светлот показывает равенство психо логических понятий, а равенство яркостей — тождество раз дражений видимым излучением одинаковых участков сет чатки глаза.
Светлота несамосветящихся тел при неизменном освещении
зависит от |
световых свойств |
тел |
и изменяется |
с изменением |
последних. |
Для несамосветящихся |
объектов |
представление |
|
о светлоте заменяется обычно |
представлением о |
белизне. Под |
белизной понимается характеристика ощущения цвета, показы вающая общее между ощущением данной и идеально белой по верхности. В повседневной жизни понятие о светлоте использу ется при суждении об излучениях, не связанных с осветителем. Так, говорят, что в комнате светлее, чем на улице. Но, сравнивая кесамосветящиеся объекты, используют понятие белизны и гово рят, что «эта ткань более белая, чем та». В понятие «белая ткань» вкладывается представление о хорошо рассеивающей поверхности с очень маленьким избирательным поглощением в области видимых излучений. В жизни не всегда четко разли чают понятия светлоты и белизны; все зависит от того, на чем сосредоточивается внимание наблюдателя. Так, сосредоточив внимание на излучении, отраженном от поверхности, говорят о светлоте, а при рассмотрении самой поверхности — о ее бе лизне.
Светлота и белизна измеряются порогами различения, при чем от абсолютно черного до идеально белого цвета на
считывают 300—400 |
порогов. Для построения ахроматиче |
ских (серых) шкал |
используют большие величины — сту |
пени, насчитывающие несколько порогов различения по свет лоте (белизне).
Мелькание и сверкание представляют собой изменение интен сивности и, возможно, качества света с течением времени. Они соответствуют восприятию переменного света. Глянец относится к тому случаю восприятия, когда поверхность объекта хорошо отполирована и может отражать свет зеркально без селективно го поглощения.
Блеск соответствует восприятию поверхности, характери стики которой меняются при изменении угла зрения на
блюдения. Прозрачность |
дает |
представление о |
глубине |
|
объекта наблюдения и |
связана |
с |
отражением |
излучения |
от внутренних участков |
тела или |
с излучением, |
прошед |
|
шим толщу тела. |
|
|
|
|
80