Файл: Ершов, А. П. Цвет и его применение в текстильной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тот же принцип можно положить для построения простран­ ственной сетки при вычислении данных для воспроизведения не цветности, а цвета. При воспроизведении цвета с помощью худо­ жественных красок изменение цвета смеси происходит по тем же правилам, которые рассмотрены выше. В качестве примера на рис. 54 представлены кривые изменения цветности, не отлича-

Рис. 54. Результаты смеше­

Рис. 55. Зависимость отражения от по­

ния

красок:

ультрамарина

рядка лессировки.

(1)

с кадмием красным (5);

/ — виридоновый зеленый по

ализариновому

виридона зеленого (2)

с кад­

красному; 2 — ализариновый

красный по ви-

мием оранжевым (3); жел­

ридоновому зеленому.

той

цинковой

краски

(4) с

 

 

кадмием красным

(5).

 

 

ющиеся от кривых рис. 53, при смешении нескольких художест­ венных красок. Но крашение красками и лаками может быть выполнено не смешением их, а наложением слоями одной краски на другую (лессировкой). В этом случае результирующий цвет будет зависеть также от порядка наложения красок. На рис. 55 приведены спектры отражения смеси красок из виридонового зе­ леного (протравной зеленый БС) и ализаринового красного кра­ сителей. В зависимости от порядка наложения получаются раз­ личные кривые с разным характером отражения. В одном случае максимум отражения находится в области зеленого (кривая /), а во втором — в области красного цветов спектра (кривая 2).

§ 3. ТЕЛО ЦВЕТОВОГО ОХВАТА

Телом цветового охвата называется пространство, в котором можно разместить все цвета, полученные в результате синтеза из заданных конкретных красителей или красок. Тело цветового охвата группы красителей дает представление о том, какие цвета можно получить при помощи этих красителей на определенном волокне и при использовании одного и того же метода крашения. Для построения такого тела можно использовать любое число красителей, при этом будут получаться разные по виду тела цве­ тового охвата. Все эти тела, очевидно, могут быть размещены в ограниченном объеме цветового конуса. Можно представить

76


себе оптимальное тело цветового охвата, которое включало бы в себя все возможные на практике тела цветового охвата. Иде­ альное тело цветового охвата можно получить, если использо­ вать для его построения цвета, имеющие максимальную насы­ щенность при максимально возможной для данного цвета свет­ лоте. Расчет и построение идеаль­

ного тела цветового охвата были

 

 

проведены Нюбергом, а на рис. 56

 

 

представлен внешний вид его. По

 

 

форме — это параллелепипед с за­

 

 

кругленными углами и несколько

 

 

выпуклой поверхностью, образо­

 

 

ванной цветами с оптимальными

 

 

спектрами отражения. Внизу ле­

 

 

жит черный, вверху — белый

 

 

цвет, в углах цветового тела друг

Рис.

56. Тело цветового охвата.

против друга лежат основные до­

 

 

полнительные цвета: желтый и синий, красный и зеленый.

На практике используют проекцию

цветового тела на пло­

скость нулевой яркости (XOZ). Реальные тела цветового охвата при проектировании на плоскость нулевой яркости дадут разные точки для одной и той же цветности при разной светлоте. Не­ смотря на это часто вместо тела цветового-охвата используют указанное выше сечение, носящее название цветового охвата и включающее в себя все цветности одной какой-либо светлоты, которые можно воспроизвести при помощи избранного набора красителей или красок. Для построения такого цветового охвата берутся выкраски избранными для построения красителями рав­ ной концентрации, средней из используемых на практике, и на цветовой график наносятся точки цветности этих красителей. Да­ лее соединяют полученные точки между собой и с точкой цвет­ ности источника освещения, если она лежит за пределами полу­ ченного многоугольника. Так, на рис. 53 цветовым охватом будет являться многоугольник, соединяющий точки I, II, III и 0. Внут­ ри этого многоугольника лежат цветности, которые можно полу­ чить при любом смешении красителей синего, фиолетового

и

красного цветов при

суммарной концентрации красите­

ля

в 0,5%.

 

 

Г Л А В А VII

 

 

ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА

*

§ 1. ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Зрительное восприятие — сложный психологический процесс, связанный с возникновением в сознании «внешнего вида» объек­ та наблюдения. Восприятие любого объекта происходит в резуль­ тате логической обработки данных зрительных ощущений и ощу-

77


(цений других органов чувств. Зрительное восприятие «внешнего вида» определяет ряд факторов (апертура, источник света, осве­ щенность, поверхность, объем), получивших в физиологии специ­ альное название факторов, определяющих восприятие внешнего вида объекта. Каждый из этих факторов определяется несколь­ кими характеристиками, которые представляют собой перемен­ ные восприятия внешнего вида. Эта классификация была разра­ ботана Комитетом колориметрии Американского оптического общества. В табл. 3 приводятся факторы внешнего вида с указа­ нием соответствующих им характеристик.

Таблица 3

Факторы внешнего

внда

и соответствующие им характеристики

Факторы внешнего внда

№ харак­

теристик

Апертура

1—5

Источник света

1- -8

Освещенность

1 -3

Поверхность

1—11

Объем

1—9

Характеристики

внешнего

вида:

1— цветовой

тон; 2 — насыщенность;

3 — светлота

(белизна);

4 — размер;

5 — форма;

 

6 — расположение;

7 —

мелькание;

 

8 — сверкание; 9 — про­

зрачность;

10 — глянец;

11— блеск.

Фактор «апертура» соответствует восприятию качества света,

идущего от любой

поверхности

и

рассматриваемого как свет

безотносительно к

его

источнику.

Факторы «источник света»

и «освещенность» соответствуют восприятию освещения незави­ симо от характеристик отражающих поверхностей, т. е. света, падающего на поверхность, в отличие от света отраженного. Последние два фактора — «поверхность» и «объем» соответству­ ют восприятию характеристик объектов независимо от освеще­ ния. Характеристики восприятия внешнего вида, как уже было указано выше, представляют собой переменные восприятия и мо­ гут быть различными в разных условиях.

Рассмотрим теперь каждую из характеристик внешнего вида, особенно характеристики ощущения цвета.

78


Рис. 58. Насыщенность спектраль­ ных цветов.

Цветовой тон — основная качественная характеристика ощу­ щения цвета, позволяющая установить общее между ощущением цвета образца и цветом спектрального излучения. Цветовых то­ нов в видимом спектре столько, сколько в нем можно различить участков: цветовых порогов по цветовому тону. Таких порогов насчитывается примерно 130. При смешении излучений, имею­ щих цветовые тона начала и конца видимого спектра, получают пурпурные цвета, насчитывающие 20—30 порогов по цветовому тону. На рис. 57 приводится кривая чувствительности глаза

к цветовому тону. На оси абсцисс отложены длины волн, а на оси ординат — цветовой порог различения цветового тона, выра­ женный в АХ. Как видно из рисунка, величина порога наиболь­ шая по величине у цветов излуче­ ний начала и конца спектра, а на остальных участках она колеб­ лется в пределах 2—4 нм.

Насыщенность — вторая ка­ чественная характеристика ощу­ щения цвета, позволяющая раз­ личить два ощущения цвета, име­ ющего один и тот же цветовой тон, но разную степень хроматичности. Наибольшая насыщен­ ность — у спектральных цветов, в то время как насыщенность ахроматических цветов равна ну­

лю. Насыщенность измеряется, как и все ощущения, порогами. На рис. 58 приведено сравнение насыщенностей спектраль­ ных цветов. На оси абсцисс отложены длины волн, а на оси ординат — число порогов различения насыщенности. Наиболь­ шим числом порогов обладают цвета коротко- и длинновол­ новой частей спектра (до 18 порогов). В середине спектра число

порогов уменьшается до 7.

Светлота •— третья, количественная, характеристика ощуще­ ния цвета, показывающая общее между ощущением данного

79


и белого цвета. Представление об изменении светлоты можно получить, наблюдая изменение ощущения цвета в колориметре при введении нейтрального клина между объектом наблюдения и наблюдателем. Светлота также изменяется при разбавлении какой-либо печатной краски черной. При изменении яркости объекта одновременно изменяется и светлота, но прямой связи между этими величинами нет: изменяя условия наблюдения, можно оценивать излучения разной яркости как равносветлотные. Равенство светлот показывает равенство психо­ логических понятий, а равенство яркостей — тождество раз­ дражений видимым излучением одинаковых участков сет­ чатки глаза.

Светлота несамосветящихся тел при неизменном освещении

зависит от

световых свойств

тел

и изменяется

с изменением

последних.

Для несамосветящихся

объектов

представление

о светлоте заменяется обычно

представлением о

белизне. Под

белизной понимается характеристика ощущения цвета, показы­ вающая общее между ощущением данной и идеально белой по­ верхности. В повседневной жизни понятие о светлоте использу­ ется при суждении об излучениях, не связанных с осветителем. Так, говорят, что в комнате светлее, чем на улице. Но, сравнивая кесамосветящиеся объекты, используют понятие белизны и гово­ рят, что «эта ткань более белая, чем та». В понятие «белая ткань» вкладывается представление о хорошо рассеивающей поверхности с очень маленьким избирательным поглощением в области видимых излучений. В жизни не всегда четко разли­ чают понятия светлоты и белизны; все зависит от того, на чем сосредоточивается внимание наблюдателя. Так, сосредоточив внимание на излучении, отраженном от поверхности, говорят о светлоте, а при рассмотрении самой поверхности — о ее бе­ лизне.

Светлота и белизна измеряются порогами различения, при­ чем от абсолютно черного до идеально белого цвета на­

считывают 300—400

порогов. Для построения ахроматиче­

ских (серых) шкал

используют большие величины — сту­

пени, насчитывающие несколько порогов различения по свет­ лоте (белизне).

Мелькание и сверкание представляют собой изменение интен­ сивности и, возможно, качества света с течением времени. Они соответствуют восприятию переменного света. Глянец относится к тому случаю восприятия, когда поверхность объекта хорошо отполирована и может отражать свет зеркально без селективно­ го поглощения.

Блеск соответствует восприятию поверхности, характери­ стики которой меняются при изменении угла зрения на­

блюдения. Прозрачность

дает

представление о

глубине

объекта наблюдения и

связана

с

отражением

излучения

от внутренних участков

тела или

с излучением,

прошед­

шим толщу тела.

 

 

 

 

80