Файл: Ершов, А. П. Цвет и его применение в текстильной промышленности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 62

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1 0 0 уУ1; й\ 1Е\гх\, Ь\ —7Li|3i; L2—100УУ2;

Положим, что точки А и В являются точками координатной системы а, р и У1/2 (рис. 87). Разнооттеночность АЕ оценивается прямой АВ. Проведем через точку А плоскость так, чтобы на ней расположился равноконтрастный график, а ось У1/2 располага­ лась перпендикулярно этой плоскости. Опустим перпендикуляр BD на плоскость равноконтрастного графика, и через точку .4

проведем прямые а и р .

АВ = АЕ является гипотенузой прямо­

угольного треугольника ADB. Катет BD равен разности значений

координат У1/2- Катет AD служит гипотенузой треугольника AD,

у которого катетами

являются Да и Др. Таким образом,

/Ш = у(Д а)2+ (Др)2; отсюда следует:

Д£ = У(Да)2+ (Др)2+ (Дг/1/2)2.

Для согласования выведенной формулы с результатами на­ блюдений в нее вводятся факторы шкалы ^i = 700 и /г2=100, а также величина f, являющаяся функцией глянца. В оконча­ тельном виде формула Хантера имеет вид

E = f V

£,у*1/(Да)2 + (Л(У)2 4- {кЛу'^у.

 

 

 

В этой

формуле

величина

 

 

У1/2

учитывает яркость образ­

 

 

ца,

фактор

k введен

для того,

 

 

чтобы наименьшая из наблю­

 

 

даемых разнооттеночностей АЕ

 

 

была равна 0,2. Фактор k опре­

 

 

деляется опытным путем и слу­

 

 

жит поправкой к субъективным

 

 

данным наблюдателя. Фактор

Рис. 87. Графическое

определение

глянца для матовых поверхно­

стей равен

единице.

 

цветоразличения по

Хантеру.

В 1944

г. формула Хантера

 

 

была модифицирована Ф. Скофильдом и представлена им в сле­ дующем виде:

ЛД = )/(Д 1)2 + (Аа)2 + ( Щ \

где AE = Li—L2; Д = a2~7L2a2\ b2 = 7L2fi2.

Эта формула позволяет получить расчетные данные, совпада­ ющие с визуальными наблюдениями, и используется на практи­ ке тогда, когда необходимо иметь особенно точные результаты. Следует указать на один из вариантов рассматриваемой форму­ лы Джадда — Хантера, имеющей вид:

Л,025 1[700у«(Да2 + Д82)«] + [100(Ау«)2])«.

122


В 1944 г. Никерсон и Штульц использовали равноконтраст­ ный график Мак-Адама и связали его со значениями координат цвета цветового тела атласа цветов Мюнселла. Полученные данные позволили им получить следующую расчетную формулу:

ДЕ = / V (0,23\/у)2+ [Д( V x - I/ ) Р + 0 ,4 A (W -

Vy)2,

где Vx, Vv, Vz являются функциями светлот атласа

Мюнселла

и приводятся в справочных таблицах. Значение / зависит от вы­ бора единицы разнооттеночности; при f= 40 результат вычисле­ ния выражается в единицах NBS. Последняя формула расчета

разнооттеночности наиболее часто используется

в текстильной

промышленности Европы и США.

формул

иногда

используются

Кроме рассмотренных выше

для расчетов

следующие:

 

 

 

формула

Никерсон

 

 

 

 

ДД = - | - С Д / / +

С Д И +

ЗДС;

 

формула

Балинкина

 

 

 

ДД = [ ( ^ - С Д / / ) 2+ ( 6Д Н ) 2+ ( - ^ - Д С ) 2] К.

Обе формулы основаны на использовании цветового тела ат­ ласа цветов Мюнселла. В формулах значениям Я, К и С соответ­ ствуют Hue, Value, Chroma Мюнселла. По Д. А. Шкловеру

Д Я = V (Д V a) 2 + (Д V p ) 2 + (Д V y ) 2;

V, = 103log

V = 0,25 • Ю3 log§-^g;

V y = k -103 log

где R, G, В — координаты

цвета в физиологической системе;

С=0-у20 в зависимости от условий адаптации; &= 0,05-1-0,2.

В немецком стандарте DIN6164 рекомендуется формула Рих­ тера:

4 £ = [(->0- ^ . 4 д г ) г+ (-Ц Щ Д .Д5) + ( 4 D ) f ,

где D — светлота, 5 — насыщенность, Т — цветовой тон карты цветов немецкого стандарта.

123


Г Л А В А XI

ЦВЕТ В ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Восприятие цвета в текстильной промышленности играет ре­ шающую роль при оценке качества изделия. Над внешним видом текстильных изделий работают как художник, так и колорист. Успех этой работы во многом зависит от знания законов цветоведения.

Кроме рисунка и красок, на восприятие цвета влияет строе­ ние ткани (фактура). Так, восприятие цвета капроновой и шер­ стяной тканей, окрашенных одним и тем же красителем, будет различно.

Восприятие капрона связано с представлением о легкой, прозрачной ткани с четким рисунком переплетения, восприя­ тие шерсти — с непрозрачной тяжелой тканью. Такие ассо­ циации имеют место при характеристике текстильных материа­ лов; например, говорят о легких, прозрачных либо о тяжелых цветах.

Ткани из одного и того же волокна, но с разным ткацким ри­ сунком воспринимаются различными по цвету даже тогда, когда они окрашены одним и тем же красителем. Неровности краше­ ния и мелкие дефекты ткачества очень заметны на окрашенном материале, так как восприятие цвета таких участков ткани будет резко отличаться от восприятия цвета мест, не имеющих указан­ ных недостатков.

Восприятием цвета можно управлять, сосредоточивая свое внимание на цвете или фактуре материала. Так, если окрасить ткань в цвет, который «не бросается в глаза», то внимание на­ блюдателя сосредоточится на рисунке ткани. Чтобы «скрыть фактуру», ткань красят в насыщенные, близкие к спектральным цвета, например грубошерстные изделия красят в яркие красные или фиолетовые цвета.

Используемые в жизни ассоциации указывают на неотдели­ мость восприятия цвета от других зрительных восприятий. На­ пример, цвета красный, оранжевый, желтый и травянисто-зеле­ ный воспринимаются как «теплые», ассоциируясь с представле­ нием о нагретых телах, имеющих большой вес. Восприятие синего, сине-зеленого, фиолетового и пурпурного цветов ассоциируется с холодом, прозрачностью, воздушностью, и эти цвета назы­ вают «холодными».

Очень большое значение для восприятия цвета имеют глянец и блеск. Так, восприятие цвета матовых изделий довольно резко отличается от восприятия того же цвета изделий с блестящей или глянцевой поверхностью: на разноотражающих поверхно­ стях наблюдается «игра» светотеней и рефлексов (вторичных от­ ражений), что естественно приводит к резкому изменению вос­ приятия цвета.

124


§ 1. ВЫБОР ЦВЕТА ОКРАСКИ ТКАНИ

Цвет придается ткани двумя основными методами: а) краше­ нием ткани в какой-либо один цвет; б) печатанием — нанесени­ ем на поверхность ткани цветного узора или рисунка. Кроме то­ го, используются методы получения меланжевых и пестротканных изделий: применение волокон разных цветов и использова­ ние пряжи разных цветов.

Ткацкие и трикотажные изделия состоят из переплетения нитей. От вида этого переплетения, толщины, вида крутки и рав­ номерности толщины нитей зависит восприятие цвета изделия. Как упоминалось выше, выбор цвета окраски ткани зависит прежде всего от фактуры, поскольку восприятия цвета и формы не отделимы друг от друга. Внимание наблюдателя можно сосре­ доточить на красивом переплетении нитей и отвлечь от дефектов ткацкого рисунка или грубой крутки нитей. Достичь сосредото­ чения внимания можно выбором цвета окраски ткани. Так, «теп­ лые» насыщенные цвета оттеняют фактуру, а «холодные» и ахро­ матические отвлекают внимание от фактуры, сосредоточивая его на цвете. Этими опытными данными широко пользуются в тек­ стильной промышленности.

При выборе цвета ткани руководствуются ее назначением и модой. Например, при крашении технических тканей основное внимание обращают на практичность (например, маркость) и це­ левое назначение (защита, камуфляж и т. п.). Бытовые ткани окрашивают в разнообразные цвета, учитывая моду и назначе­ ние ткани. Так, ткани для пальто, костюмов, платья и верхней одежды хотя и красят в разнообразные цвета, но при этом цве­ товой охват для каждого вида одежды весьма ограничен.

Зависимость выбора цвета от моды сложна и постоянно меня­ ется, особенно от сезона к сезону. Но и в этих непостоянствах моды имеются свои закономерности. Так, для верхней тяжелой одежды из ткани с грубой фактурой используются «холодные», мало насыщенные цвета, более светлые для лета и более темные для зимы. Для верхней женской и детской одежды используют ткани с хорошей фактурой и красят их в «теплые» цвета, часто большой насыщенности. Насыщенные (броские) цвета использу­ ют для бытовых изделий реже, преимущественно для некоторых видов легкой ткани. Получение «модных» цветов достигается смесовым крашением для уменьшения как насыщенности, так и светлоты. Часто в этих целях используется смесь хроматиче­ ских и ахроматических цветов, а при печатании прибегают к ку­ пированию или используют краски с малым содержанием кра­ сителя.

На выбор цвета большое влияние оказывает эстетический фактор. Так, большинство людей лучшие оценки дают тканям, окрашенным полноцветными цветами. Насыщенные цвета отвле­ кают и раздражают человека, и большинство людей не дает им хорошей оценки. При добавлении к «теплым» цветам небольших

125


количеств «холодных» или ахроматических цветов появляется восприятие грязноватости (тупости) цвета. Такие смеси всегда получают невысокие оценки потребителей. Бытовые ткани, ис­ пользуемые при вечернем освещении, красят в цвета, характери­ стики которых даны для источника А. Такой источник обогаща­ ет ощущение «теплых» цветов, но при солнечном освещении те же цвета воспринимаются менее светлыми и менее насыщенны­ ми. «Холодные» цвета при вечернем освещении воспринимаются как более темные, чем при солнечном свете.

Выбор цвета ткани зависит также от оптических свойств во­ локна и от его строения. На прозрачных волокнах цвет ощуща­ ется более насыщенным, чем на непрозрачных. Так, цвет шелка всегда кажется более полноцветным, чем тот же цвет хлопчато­ бумажных изделий. Для получения большой насыщенности про­ зрачные волокна красят в «теплые» цвета, особенно маломаркие изделия из шерсти и шелка. Ворсованная ткань имеет благопри­ ятные условия для многократного отражения излучений ворсин­ ками ткани. Поэтому такие ткани воспринимаются менее светлы­ ми, но более насыщенными, чем неворсованные. При изменении наклона или длины ворса изменяются условия отражения, а вме­ сте с тем и цвет ткани. По тем же причинам вытертые места на текстильных изделиях очень сильно заметны на фоне невытертой ткани.

При выборе цвета ткани учитывается цвет неокрашенного волокна, так как цвет готового изделия зависит от суммы цветов красителя и волокна. При крашении отбеленной ткани устраня­ ется необходимость в поправке на цвет неокрашенной ткани и получается большая чистота цвета изделий.

Декоративные ткани окрашивают преимущественно в полно­ цветные цвета, но при этом принимают во внимание характер и степень освещенности их при эксплуатации, а также цвет окру­ жающих предметов. Для получения желаемого восприятия цвета сильно освещенных театральных декораций учитывается измене­ ние цветового тона при изменении яркости. Выбор цвета декора­ тивных тканей сложен. Часть ткани всегда будет находиться в тени, а на освещенную часть будут попадать блики (отраже­ ния) от окружающих предметов, часто имеющих иные цвета (рефлексы). Рефлексы цвета усиливают насыщенность цвета ткани, если цвета их совпадают, и уменьшают при несовпадении цвета вплоть до сильного падения насыщенности при дополни­ тельных цветах. Если декоративная ткань освещается несколь­ кими разными источниками, то на ней образуются цветные тени. Рефлексы и цветные тени могут гармонировать с цветом ткани или вызывать восприятие несовместимых цветов. Выяснением подобных сложных вопросов обычно занимается художник.

Выбор цвета сигнальных флагов определяется их назначени­ ем и изменением степени цветоразличения с расстоянием от фла­ га до наблюдателя. Так, синий цвет на расстоянии 700 м воспри­ нимается как темно-серый и не может быть определен. При кра­

126