Файл: Готт, В. С. Диалектика прерывности и непрерывности в физической науке.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
В. С. ГОТТ, Ф. В. НЕДЗЕЛЬСКИЙ
ДИ А Л Е К Т И К А
ПР Е Р Ы В Н О С Т И
ИН Е П Р Е Р Ы В Н О С Т И
В Ф И З И Ч Е С К О Й Н А У К Е
н I
ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЫСЛЬ»
МОСКВА 1975
53 Г73
r 10502-003 004 (01)-7!
Гос. луб.таг'лз |
> |
научно - т ч/ . |
>%? Д JV* 1 - - - • ‘ •
ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Б-
БЗ-54-7-74 |
Издательство «Мысль». 1975 |
|
ВВЕДЕНИЕ
На всех этапах истории естествознания обнаружива ется объективная тенденция взаимосвязи и взаимообогащения материалистической философии и част ных наук. В ходе научных исследований естество испытатели взаимодействуют с материальными объек тами и тем самым практически решают основной вопрос философии с позиций материализма, признают осознанно или неосознанно существование вне и не зависимо от познающего субъекта объективной ре альности, т. е. материального мира. Это стихийное, часто неосознанное решение основного вопроса фило софии, на наш взгляд, удачно выразил А. Эйнштейн, который писал, что «вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания» !.
Получаемые знания об окружающей действитель ности ученые выражают с помощью понятий, катего рий, законов науки, рассматривая их как отражение в сознании человека объектов, их свойств и взаимо действий. «...Итоги естествознания, — писал В. И. Ле нин, — суть понятия, а искусство оперировать с поня-1
1 «Эйнштейновский сборник». М., 1966, стр. 7.
3
тиями не прирождено, а есть результат 2000-летнего развития естествознания и философии»2.
В современных условиях, когда имеет место уско рение темпов развития науки и техники, происходит дальнейшее укрепление объективной тенденции взаи мосвязи материализма и частных наук, возрастание роли понятийного аппарата в развитии научного зна ния. «Истинная наука, — писал М. Борн, — филосо фична; физика, в частности, не только первый шаг к технике, но и путь к глубочайшим пластам человече ской мысли. Подобно тому как триста лет назад фи зические и астрономические открытия развенчали средневековую схоластику и открыли путь к новой философии, сегодня мы являемся свидетелями процес са, который, начавшись, казалось бы, с незначитель ных физических явлений, ведет к новой эре в филосо фии» 3.
Развитие современной науки и техники характери зуется усилением тенденции к их единству, ибо, как справедливо указывал еще К. Маркс, «если производ ственный процесс становится сферой применения нау ки, то и наоборот, наука становится фактором, так сказать, функцией производственного процесса»4. Сущность социальных функций науки заключается прежде всего в том, что она обслуживает общество теоретическими знаниями в той мере, в какой этого требует общественное производство, прогресс техники и потребности промышленности.
Наука — это особая сфера деятельности людей, особое общественное явление, функция которого со стоит в осознании опыта практической деятельности человека, раскрытии законов природы и общества, в
2 |
В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 236. |
|
3 |
М. Борн. Моя жизнь и взгляды. М., 1973, стр. 63. |
|
4 «Из |
рукописного наследства К. Маркса». — «Коммунист: |
|
1958, |
№ 7, |
стр. 22. |
4
разработке способов и средств их использования главным образом в общественном производстве.
Наука интернациональна. Математика, естествен ные, технические и все другие, кроме общественных, науки по своему объективному содержанию внеклас совые. Однако их использование находится в прямой зависимости от классовой структуры .общества. В условиях капитализма достижения науки и техни ки используются главным образом для получения максимальной прибыли монополистами, что ведет к дальнейшему усилению эксплуатации трудящихся. В условиях социализма все достижения науки и тех ники используются в интересах трудящихся. Гене ральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев на XXIV съезде нашей партии говорил: «Прогресс науки и техники —это главный рычаг создания материаль но-технической базы коммунизма... Перед нами, това рищи, задача исторической важности: органически со единить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйст ва, шире развить свои, присущие социализму, формы соединения науки с производством»5.
Революционный переворот в науке и превращение ее в непосредственную производительную силу явля ются основой технического прогресса — важнейшего элемента научно-технической революции.
Возрастание роли науки в жизни общества порож дает необходимость более глубокого изучения разви вающихся научных понятий, в которых суммируются знания человека об окружающей действительности.
Классики марксизма-ленинизма показали, что без понятий и категорий, закрепляющих результаты по знания и служащих средством для дальнейшего бо лее глубокого проникновения в сущность и закономер
5 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., 1971, стр. 57,
5
ности развития природы и общества, немыслимо по знание, человеческое мышление. «...Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений etc.) означает познание чело века все более и более глубокой объективной связи мира»б.
Движение познания к общему, существенному не возможно без категорий, понятий, без создания науч ных теорий.
Всякая научная теория есть обобщение явлений и процессов действительности, есть отражение их сущ ности с помощью законов, понятий, категорий. Ленин раскрыл значение понятий и категорий как ступеней, узловых пунктов познания мира, как выражения су щественных связей диалектических категорий, под черкивая их противоречивость, гибкость, взаимопереходы и т. д.
Конспектируя «Науку логики» Гегеля, он обращал особое внимание на то, что в ней развитие мира вы ражено в категориальной форме, что каждая отдель ная категория учитывает какую-то отдельную сторо ну, отдельные связи и отношения целого (т. е. мира), и все категории в своем противоречивом единстве, взаимодействии и взаимопереходах выражают единое целое.
Понятия, категории, являясь результатом абстра гирующей, анализирующей и синтезирующей работы мышления, играют роль средств, с помощью которых отражается реальная действительность в человече ском сознании, а также выступают как орудия позна ния. П. В. Копнин и М. В. Попович писали, что «ме жду орудиями труда и понятиями, используемыми в процессе мышления... существует некоторая функци ональная аналогия. То и другое является средством,
6 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 161.
6
инструментом деятельности человека, одно — матери альной, а другое —духовной, то и другое связано с использованием предшествующего опыта: в одном случае результаты познания свойств и закономерно стей природы материализуются в виде орудий труда, в другом они в качестве категорий выступают сту пеньками в движении мышления»7.
Вопрос о характере понятий, категорий —это не только вопрос о том, каково их содержание, но и о том, как они применяются в научном исследовании. Ибо характер и роль абстракций в познании можно выяснить, только рассматривая понятия, категории в процессе научного теоретического анализа действи тельности.
Указанное обстоятельство вызывает необходи мость более всестороннего и глубокого анализа дан ных физики и других наук, в которых идет процесс обогащения содержания понятий, более точно отража ющих объективную диалектику материального мира. Подобный анализ является одной из важнейших за дач, стоящих перед философами-марксистами, разра батывающими методологические проблемы естество знания.
Развитие физики и других естественных наук ста вит перед философией теоретико-познавательные во просы, и, если философы не дают вовремя на них от веты, специалисты в области частных наук пытаются их решить сами, что иногда ведет к возникновению путаницы, ошибок. Совместное решение теоретико-по знавательных вопросов, выдвигаемых развитием ес тествознания, стало насущной потребностью совре менного познания. Обобщая накопленный в истории философской мысли опыт решения гносеологических
7 П. В. Копнин, М. В. Попович. Материалистическая диалек тика и методы естественных наук. М., 1968, стр. 73.
7
проблем, философы в ряде случаев оказывают су щественное влияние на развитие как физики, так и всего естествознания.
Весь понятийный аппарат диалектико-материали- 1 стической философии играет заметную роль в теоре тических построениях современного естествознания. Это движение понятий от философии к естествозна нию (и соответственно методологическая роль фило софии) является важным направлением работы в об ласти философских вопросов естествознания, сущест венным аспектом конструктивной разработки ленин ской идеи содружества философов и естествоиспы тателей.
В процессе философско-методологических исследо ваний выявилось, что соответствующие философские категории и понятия при применении в естествозна нии трансформируются в систему категорий и понятий специальных наук с одновременной конкретизацией и некоторым изменением содержания. Поэтому фи лософские категории, «проникая» в естествознание, как правило, не могут быть использованы конкретной естественно-научной теорией во всем их богатстве, глубине содержания. Обычно используется лишь ка кая-либо сторона, черта, признак философской кате гории (принципа, закона), но не вся методологиче ская «мощь» категории.
Использование всего богатства содержания фило софской категории в принципе осуществляется лишь во всем комплексе научного знания и в весьма длитель ном развитии соответствующих частных естественно научных теорий. Поскольку в такой теории в данный момент используется не все содержание универсаль ных категорий, то это дает возможность прогнозиро вать вероятное развитие частной теории, осуществляя ее диалектико-логический анализ, вскрывая в заро дыше те противоречия (диалектические), которые еще
8
в полной мере не проявились в ее развитии. Часто та или иная естественнонаучная теория в определенный момент своего становления акцентирует внимание на одной из сторон диалектического противоречия. Так, например, в классической механике теоретико-позна вательный акцент был сделан на определенность, не обходимость, лапласовскую причинность, динамич ность и т. д. Дальнейшее развитие физики (появление квантовой механики, теории относительности и т. д.) показало односторонность, неполноту реализации идеи диалектического противоречия в категориальном «каркасе» классической механики. И не случайно по следующее развитие физики, как и вообще всей нау ки, пошло именно по диалектическому пути. В естест вознании были разработаны соответствующие теории и понятия, оказавшиеся, с известной степенью при ближения, диалектическим синтезом, конкретизацией идеи диалектического противоречия.
Переплетение категорий частных наук и философ ских категорий, их трансформация, объединение в об щую понятийную систему конкретной науки — харак терная черта современного познания. Отсюда следует, что диалектико-логический анализ понятий естествен нонаучных теорий является одной из важных за дач философских вопросов естествознания. Он позво ляет показать методологическую продуктивность ка тегорий и законов материалистической диалектики, объяснить возникновение и становление основных по нятий специальных наук при разрешении диалектиче ских противоречий. Философские категории, посколь ку они отображают диалектически развивающуюся действительность, являются единством противополож ностей. Анализ .противоречивой сущности категорий одновременно выполняет и прогностическую функцию, нацеливает естествоиспытателей на поиски новых противоречий и путей их разрешения.
9
Поскольку категориальная система диалектики в определенный момент не может целиком «воплотить ся» в системе понятий естественнонаучной теории, то здесь и возникает то диалектическое противоречие между всеобщим и частным, которое содействует даль нейшему приращению специальных знаний. Естество испытатели заинтересованы в более полном использо вании арсенала философских средств анализа научной теории, которые могут выявить перспективные воз можности дальнейшего прогресса их наук. Философ ские категории, принципы и законы — это животвор ный источник новых идей для естествознания, кото рый никогда не может быть исчерпан до конца.
Это «исчерпание» невозможно еще и потому, что научная философия представляет собой открытую си стему, которая не ограничивается только существую щими категориями, а черпает новое знание, в частно сти, из естественных и других специальных наук и тем самым обогащает как содержание своих традицион ных категорий, так и пополняется некоторыми новы ми категориями.
Среди всех естественных наук важная роль на протяжении последних столетий, и особенно в наш век, принадлежит бурно развивающейся физике. Ее дости жения и открытия являются фундаментом техническо го прогресса и оказывают существенное влияние на формирование материалистического мировоззрения. Развитие физики, как и любой другой науки, связано с развитием ее понятийного, категориального аппара та и тем самым связано с развитием философии.
Все более глубокое проникновение физики в мир атомов и элементарных частиц, исследование различ ных видов вещества и поля настоятельно требуют бо лее адекватного отражения объективной диалектики изучаемого физикой материального мира с помощью понятий диалектики.
ю
В физике наряду с другими философскими кате гориями уже давно используются категории прерыв ности и непрерывности, но только в XIX и особенно
вXX в. логика развития этой науки привела физиков
кнеобходимости все чаще и чаще обращаться к ар сеналу категорий материалистической диалектики, где уже в основном была раскрыта и отображена с по мощью понятий объективная диалектика прерывности и непрерывности движущейся материи и ее атрибу тов.
Методологическая функция категорий прерывности и непрерывности (как и других категорий материали стической диалектики) по отношению к частным нау кам осуществляется прежде всего через содержание этих категорий. Поэтому целесообразно вначале очень кратко раскрыть эволюцию содержания понятий пре рывности и непрерывности в истории философии.
Анализ «Физики» Аристотеля показывает8, что по нятие «непрерывное» здесь определяется прежде все го через понятия единого, делимого на части в свою очередь всегда делимые (т. е. >беспредельно делимо го). Соответственно понятие «прерывное» определя ется Аристотелем через понятия многого, состоящего из неделимых частей. Непрерывное движение опреде ляется им как делимое до бесконечности изменение; прерывное движение —как изменяющееся сразу.
Запишем это так:
|
непрерывное |
прерывное |
|
|
(1) |
единое |
многое |
неделимых |
частей |
(2) |
беспредельно делимое |
состоит из |
||
(3) |
изменение делимо до бес- |
изменяется |
сразу |
|
|
конечности |
|
|
|
8 |
См. Аристотель. Физика. |
М., 1937, |
стр. 113, 124, |
125, 174, |
198 и др.
11