Файл: Готт, В. С. Диалектика прерывности и непрерывности в физической науке.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В. С. ГОТТ, Ф. В. НЕДЗЕЛЬСКИЙ

ДИ А Л Е К Т И К А

ПР Е Р Ы В Н О С Т И

ИН Е П Р Е Р Ы В Н О С Т И

В Ф И З И Ч Е С К О Й Н А У К Е

н I

ИЗДАТЕЛЬСТВО «МЫСЛЬ»

МОСКВА 1975

53 Г73

r 10502-003 004 (01)-7!

Гос. луб.таг'лз

>

научно - т ч/ .

>%? Д JV* 1 - - - • ‘

ЧИТАЛЬНОГО ЗАЛА

ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Б-

БЗ-54-7-74

Издательство «Мысль». 1975

 

ВВЕДЕНИЕ

На всех этапах истории естествознания обнаружива­ ется объективная тенденция взаимосвязи и взаимообогащения материалистической философии и част­ ных наук. В ходе научных исследований естество­ испытатели взаимодействуют с материальными объек­ тами и тем самым практически решают основной вопрос философии с позиций материализма, признают осознанно или неосознанно существование вне и не­ зависимо от познающего субъекта объективной ре­ альности, т. е. материального мира. Это стихийное, часто неосознанное решение основного вопроса фило­ софии, на наш взгляд, удачно выразил А. Эйнштейн, который писал, что «вера в существование внешнего мира, независимого от воспринимающего субъекта, лежит в основе всего естествознания» !.

Получаемые знания об окружающей действитель­ ности ученые выражают с помощью понятий, катего­ рий, законов науки, рассматривая их как отражение в сознании человека объектов, их свойств и взаимо­ действий. «...Итоги естествознания, — писал В. И. Ле­ нин, — суть понятия, а искусство оперировать с поня-1

1 «Эйнштейновский сборник». М., 1966, стр. 7.

3

тиями не прирождено, а есть результат 2000-летнего развития естествознания и философии»2.

В современных условиях, когда имеет место уско­ рение темпов развития науки и техники, происходит дальнейшее укрепление объективной тенденции взаи­ мосвязи материализма и частных наук, возрастание роли понятийного аппарата в развитии научного зна­ ния. «Истинная наука, — писал М. Борн, — филосо­ фична; физика, в частности, не только первый шаг к технике, но и путь к глубочайшим пластам человече­ ской мысли. Подобно тому как триста лет назад фи­ зические и астрономические открытия развенчали средневековую схоластику и открыли путь к новой философии, сегодня мы являемся свидетелями процес­ са, который, начавшись, казалось бы, с незначитель­ ных физических явлений, ведет к новой эре в филосо­ фии» 3.

Развитие современной науки и техники характери­ зуется усилением тенденции к их единству, ибо, как справедливо указывал еще К. Маркс, «если производ­ ственный процесс становится сферой применения нау­ ки, то и наоборот, наука становится фактором, так сказать, функцией производственного процесса»4. Сущность социальных функций науки заключается прежде всего в том, что она обслуживает общество теоретическими знаниями в той мере, в какой этого требует общественное производство, прогресс техники и потребности промышленности.

Наука — это особая сфера деятельности людей, особое общественное явление, функция которого со­ стоит в осознании опыта практической деятельности человека, раскрытии законов природы и общества, в

2

В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 236.

3

М. Борн. Моя жизнь и взгляды. М., 1973, стр. 63.

4 «Из

рукописного наследства К. Маркса». — «Коммунист:

1958,

№ 7,

стр. 22.

4


разработке способов и средств их использования главным образом в общественном производстве.

Наука интернациональна. Математика, естествен­ ные, технические и все другие, кроме общественных, науки по своему объективному содержанию внеклас­ совые. Однако их использование находится в прямой зависимости от классовой структуры .общества. В условиях капитализма достижения науки и техни­ ки используются главным образом для получения максимальной прибыли монополистами, что ведет к дальнейшему усилению эксплуатации трудящихся. В условиях социализма все достижения науки и тех­ ники используются в интересах трудящихся. Гене­ ральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев на XXIV съезде нашей партии говорил: «Прогресс науки и техники —это главный рычаг создания материаль­ но-технической базы коммунизма... Перед нами, това­ рищи, задача исторической важности: органически со­ единить достижения научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйст­ ва, шире развить свои, присущие социализму, формы соединения науки с производством»5.

Революционный переворот в науке и превращение ее в непосредственную производительную силу явля­ ются основой технического прогресса — важнейшего элемента научно-технической революции.

Возрастание роли науки в жизни общества порож­ дает необходимость более глубокого изучения разви­ вающихся научных понятий, в которых суммируются знания человека об окружающей действительности.

Классики марксизма-ленинизма показали, что без понятий и категорий, закрепляющих результаты по­ знания и служащих средством для дальнейшего бо­ лее глубокого проникновения в сущность и закономер­

5 «Материалы XXIV съезда КПСС». М., 1971, стр. 57,

5

ности развития природы и общества, немыслимо по­ знание, человеческое мышление. «...Уже самое простое обобщение, первое и простейшее образование понятий (суждений, заключений etc.) означает познание чело­ века все более и более глубокой объективной связи мира»б.

Движение познания к общему, существенному не­ возможно без категорий, понятий, без создания науч­ ных теорий.

Всякая научная теория есть обобщение явлений и процессов действительности, есть отражение их сущ­ ности с помощью законов, понятий, категорий. Ленин раскрыл значение понятий и категорий как ступеней, узловых пунктов познания мира, как выражения су­ щественных связей диалектических категорий, под­ черкивая их противоречивость, гибкость, взаимопереходы и т. д.

Конспектируя «Науку логики» Гегеля, он обращал особое внимание на то, что в ней развитие мира вы­ ражено в категориальной форме, что каждая отдель­ ная категория учитывает какую-то отдельную сторо­ ну, отдельные связи и отношения целого (т. е. мира), и все категории в своем противоречивом единстве, взаимодействии и взаимопереходах выражают единое целое.

Понятия, категории, являясь результатом абстра­ гирующей, анализирующей и синтезирующей работы мышления, играют роль средств, с помощью которых отражается реальная действительность в человече­ ском сознании, а также выступают как орудия позна­ ния. П. В. Копнин и М. В. Попович писали, что «ме­ жду орудиями труда и понятиями, используемыми в процессе мышления... существует некоторая функци­ ональная аналогия. То и другое является средством,

6 В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 29, стр. 161.

6


инструментом деятельности человека, одно — матери­ альной, а другое —духовной, то и другое связано с использованием предшествующего опыта: в одном случае результаты познания свойств и закономерно­ стей природы материализуются в виде орудий труда, в другом они в качестве категорий выступают сту­ пеньками в движении мышления»7.

Вопрос о характере понятий, категорий —это не только вопрос о том, каково их содержание, но и о том, как они применяются в научном исследовании. Ибо характер и роль абстракций в познании можно выяснить, только рассматривая понятия, категории в процессе научного теоретического анализа действи­ тельности.

Указанное обстоятельство вызывает необходи­ мость более всестороннего и глубокого анализа дан­ ных физики и других наук, в которых идет процесс обогащения содержания понятий, более точно отража­ ющих объективную диалектику материального мира. Подобный анализ является одной из важнейших за­ дач, стоящих перед философами-марксистами, разра­ батывающими методологические проблемы естество­ знания.

Развитие физики и других естественных наук ста­ вит перед философией теоретико-познавательные во­ просы, и, если философы не дают вовремя на них от­ веты, специалисты в области частных наук пытаются их решить сами, что иногда ведет к возникновению путаницы, ошибок. Совместное решение теоретико-по­ знавательных вопросов, выдвигаемых развитием ес­ тествознания, стало насущной потребностью совре­ менного познания. Обобщая накопленный в истории философской мысли опыт решения гносеологических

7 П. В. Копнин, М. В. Попович. Материалистическая диалек­ тика и методы естественных наук. М., 1968, стр. 73.

7

проблем, философы в ряде случаев оказывают су­ щественное влияние на развитие как физики, так и всего естествознания.

Весь понятийный аппарат диалектико-материали- 1 стической философии играет заметную роль в теоре­ тических построениях современного естествознания. Это движение понятий от философии к естествозна­ нию (и соответственно методологическая роль фило­ софии) является важным направлением работы в об­ ласти философских вопросов естествознания, сущест­ венным аспектом конструктивной разработки ленин­ ской идеи содружества философов и естествоиспы­ тателей.

В процессе философско-методологических исследо­ ваний выявилось, что соответствующие философские категории и понятия при применении в естествозна­ нии трансформируются в систему категорий и понятий специальных наук с одновременной конкретизацией и некоторым изменением содержания. Поэтому фи­ лософские категории, «проникая» в естествознание, как правило, не могут быть использованы конкретной естественно-научной теорией во всем их богатстве, глубине содержания. Обычно используется лишь ка­ кая-либо сторона, черта, признак философской кате­ гории (принципа, закона), но не вся методологиче­ ская «мощь» категории.

Использование всего богатства содержания фило­ софской категории в принципе осуществляется лишь во всем комплексе научного знания и в весьма длитель­ ном развитии соответствующих частных естественно­ научных теорий. Поскольку в такой теории в данный момент используется не все содержание универсаль­ ных категорий, то это дает возможность прогнозиро вать вероятное развитие частной теории, осуществляя ее диалектико-логический анализ, вскрывая в заро­ дыше те противоречия (диалектические), которые еще

8


в полной мере не проявились в ее развитии. Часто та или иная естественнонаучная теория в определенный момент своего становления акцентирует внимание на одной из сторон диалектического противоречия. Так, например, в классической механике теоретико-позна­ вательный акцент был сделан на определенность, не­ обходимость, лапласовскую причинность, динамич­ ность и т. д. Дальнейшее развитие физики (появление квантовой механики, теории относительности и т. д.) показало односторонность, неполноту реализации идеи диалектического противоречия в категориальном «каркасе» классической механики. И не случайно по­ следующее развитие физики, как и вообще всей нау­ ки, пошло именно по диалектическому пути. В естест­ вознании были разработаны соответствующие теории и понятия, оказавшиеся, с известной степенью при­ ближения, диалектическим синтезом, конкретизацией идеи диалектического противоречия.

Переплетение категорий частных наук и философ­ ских категорий, их трансформация, объединение в об­ щую понятийную систему конкретной науки — харак­ терная черта современного познания. Отсюда следует, что диалектико-логический анализ понятий естествен­ нонаучных теорий является одной из важных за­ дач философских вопросов естествознания. Он позво­ ляет показать методологическую продуктивность ка­ тегорий и законов материалистической диалектики, объяснить возникновение и становление основных по­ нятий специальных наук при разрешении диалектиче­ ских противоречий. Философские категории, посколь­ ку они отображают диалектически развивающуюся действительность, являются единством противополож­ ностей. Анализ .противоречивой сущности категорий одновременно выполняет и прогностическую функцию, нацеливает естествоиспытателей на поиски новых противоречий и путей их разрешения.

9


Поскольку категориальная система диалектики в определенный момент не может целиком «воплотить­ ся» в системе понятий естественнонаучной теории, то здесь и возникает то диалектическое противоречие между всеобщим и частным, которое содействует даль­ нейшему приращению специальных знаний. Естество­ испытатели заинтересованы в более полном использо­ вании арсенала философских средств анализа научной теории, которые могут выявить перспективные воз­ можности дальнейшего прогресса их наук. Философ­ ские категории, принципы и законы — это животвор­ ный источник новых идей для естествознания, кото­ рый никогда не может быть исчерпан до конца.

Это «исчерпание» невозможно еще и потому, что научная философия представляет собой открытую си­ стему, которая не ограничивается только существую­ щими категориями, а черпает новое знание, в частно­ сти, из естественных и других специальных наук и тем самым обогащает как содержание своих традицион­ ных категорий, так и пополняется некоторыми новы­ ми категориями.

Среди всех естественных наук важная роль на протяжении последних столетий, и особенно в наш век, принадлежит бурно развивающейся физике. Ее дости­ жения и открытия являются фундаментом техническо­ го прогресса и оказывают существенное влияние на формирование материалистического мировоззрения. Развитие физики, как и любой другой науки, связано с развитием ее понятийного, категориального аппара­ та и тем самым связано с развитием философии.

Все более глубокое проникновение физики в мир атомов и элементарных частиц, исследование различ­ ных видов вещества и поля настоятельно требуют бо­ лее адекватного отражения объективной диалектики изучаемого физикой материального мира с помощью понятий диалектики.

ю

В физике наряду с другими философскими кате­ гориями уже давно используются категории прерыв­ ности и непрерывности, но только в XIX и особенно

вXX в. логика развития этой науки привела физиков

кнеобходимости все чаще и чаще обращаться к ар­ сеналу категорий материалистической диалектики, где уже в основном была раскрыта и отображена с по­ мощью понятий объективная диалектика прерывности и непрерывности движущейся материи и ее атрибу­ тов.

Методологическая функция категорий прерывности и непрерывности (как и других категорий материали­ стической диалектики) по отношению к частным нау­ кам осуществляется прежде всего через содержание этих категорий. Поэтому целесообразно вначале очень кратко раскрыть эволюцию содержания понятий пре­ рывности и непрерывности в истории философии.

Анализ «Физики» Аристотеля показывает8, что по­ нятие «непрерывное» здесь определяется прежде все­ го через понятия единого, делимого на части в свою очередь всегда делимые (т. е. >беспредельно делимо­ го). Соответственно понятие «прерывное» определя­ ется Аристотелем через понятия многого, состоящего из неделимых частей. Непрерывное движение опреде­ ляется им как делимое до бесконечности изменение; прерывное движение —как изменяющееся сразу.

Запишем это так:

 

непрерывное

прерывное

 

(1)

единое

многое

неделимых

частей

(2)

беспредельно делимое

состоит из

(3)

изменение делимо до бес-

изменяется

сразу

 

 

конечности

 

 

 

8

См. Аристотель. Физика.

М., 1937,

стр. 113, 124,

125, 174,

198 и др.

11