Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 51
Скачиваний: 0
А. И. ДОБРОЛЮБОВ,. С. И. АКУНОВИЧ
АВТОМАТИЗАЦИЯ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ МАШИНАМИ
М о с к в а
«МАШИНОСТРОЕНИЕ:
1974
Д56 УДК 621.9.06—522/523.001
Ж
Добролюбов А. И., Акунович С. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами. М., «Машиностроение», 1974, 224 с.
Автоматизация проектно-конструкторских работ с помощью ЭВМ в различных областях техники — это сложная проблема автоматизации инженерного тру да. Рост сложности автоматизированных машин и устройств, повышенные требования к оптимальности их структур, сжатые сроки и большая трудоемкость проектирования делают проблему автоматизации про ектирования особенно актуальной в машиностроении.
Книга .посвящена вопросам автоматизации конкрет ной области проектирования в машиностроении — автоматизации проектирования, анализа и вычерчи вания схем управления технологическими машина ми. Рассматриваются электрические и гидравличес кие релейно-контактные системы управления маши нами механико-технологического типа — металлооб рабатывающими станками, автоматическими линиями подъемно-транспортными машинами и т. п.
Большое внимание уделено процессам алгоритмиза ции (формализации) процесса проектирования, ана лиза и вычерчивания систем управления с последую щей реализацией полученных алгоритмов на универ сальных ЭВМ и соответствующих внешних устройст вах ЭВМ. В приложении приведены примеры авто матизированного синтеза, анализа и вычерчивания схем управления конкретных автоматизированных станков.
Книга рассчитана на инженеров, занимающихся проектированием электрических и гидравлических систем управления.
Табл. 50. Ил. 47. Список лит. 21 назв.
Рецензент лауреат Государственной премии
Э. И. МИНСКЕР
\
30501—604
Д 038(01)—74 59-73
© Издательство «Машиностроение», 1974 г.
Пр е д и с л о в и е
Вкниге приведены методы и практичес кий опыт автоматизации проектирования (синтеза), анализа и вычерчивания систем управления автоматизированного оборудо вания. Методы в подавляющем большинст ве случаев рассмотрены на примерах проек тирования и анализа схем управления авто матизированными станками. Главное вни мание при отборе материала авторы уделя ли практической направленности методов По методам, описанным в книге, получены практические результаты.
При написании книги авторы столкну лись с рядом трудностей, обусловленных спецификой излагаемого материала. Глав ная трудность заключалась в нахождении способов доступного и краткого описания методов, алгоритмов и программ автомати зированного проектирования, анализа и вы черчивания.
Изложение материала на упомянутых трех уровнях — методов, алгоритмов и про грамм — велось различными способами, яв ляющимися, по мнению авторов, наиболее эффективными в каждом конкретном случае.
Методы описываются обычным инженер ным языком с привлечением общематемати ческих символов и выражений и сопровож даются конкретными примерами.
3
Алгоритмы, как правило, проиллюстри рованы блок-схемами и сопровождены ком ментариями.
При описании АЛГОЛ-программы ис пользованы алгольные буквенно-цифровые идентификаторы, смысл которых пояснен в тексте. Программы снабжены примерами подготовки исходных данных и полученны ми на ЭВМ результатами.
Учитывая трудность изложения сложных и разнообразных по своей сущности вопро сов автоматизированного проектирования систем управления, авторы сочли целесооб разным ввести приложение, где рассмотре ны конкретные примеры проектирования схем управления станками.
ВВЕДЕНИЕ
Использование универсальных ЭВМ для автоматиза ции проектирования является актуальной проблемой сов ременной науки и техники.
Под проектированием в широком смысле слова пони маются процессы создания технической документации (проектов) различных технических объектов — машин, механизмов, приборов, разнообразных технических сис тем и устройств, технологических процессов.
Проектирование в настоящее время является наибо лее трудоемкой частью инженерной деятельности. Удель ный вес трудовых затрат на проектирование постоянно повышается, что вызывает рост численности проектиров щиков.
Быстрые темпы прогресса во всех областях техники и непрерывный рост сложности проектируемых объектов предъявляют к проектированию новые требования. Одной из основных задач является сокращение сроков проекти рования. Длительные сроки часто приводят к тому, что в процессе проектирования, изготовления и отладки новое изделие морально устаревает.
Важной задачей является получение высокого качест ва проектов. Понятие качества проекта включает в себя как содержание проекта — его новизну, научную обосно ванность, использование новейших технических средств, оптимальность решений, технологичность, так и его фор му— качество и полноту полученных документов, отсут ствие ошибок, простоту и ясность документации.
Внастоящее время ЭВМ, оснащенные соответствую щими внешними устройствами, могут успешно разрешить эти задачи проектирования.
Всилу своего быстродействия ЭВМ могут ускорить процессы проектирования в десятки и сотни раз по срав нению с обычными сроками, а природа алгоритмов и программ цифровых машин такова, что они обнаружива ют в большинстве случаев каждую, даже самую незна-
5
чительную ошибку в исходных данных, промежуточных и конечных результатах.
Однако для внедрения методов автоматизированного проектирования необходимо разрешить ряд коренных проблем проектирования, качественно отличных от тра диционных. Решение их требует больших трудовых зат рат, привлечения новых современных областей науки и форм организации проектирования.
Автоматизация проектирования включает в себя два основных этапа:
1)алгоритмизацию процессов проектирования;
2)программирование алгоритмов и отладку прог
рамм на ЭВМ.
Оба эти этапа, как показывает опыт, являются чрез вычайно трудоемкими. Их трудоемкость, например для проектирования объектов машиностроения, колеблется от нескольких человеко-месяцев до нескольких человеколет.
Алгоритмизация процессов проектирования — это соз дание системы строгих правил и предписаний, точное вы полнение которых на ЭВМ обеспечивает выполнение за данного процесса проектирования и получение конечно го результата — проекта.
Процесс алгоритмизации проектирования в настоя щее время мало изучен как теоретически, так и практи чески. Разработчик алгоритмов должен быть специалис том высокой квалификации как в области «интуитивно го», «ручного» проектирования данного класса объектов, так и в области математики и вычислительной техники, программирования и алгоритмических языков. В необхо димости сочетания разнородных знаний — инженерных и математических — основная трудность на пути широ кого внедрения методов автоматизации проектирования.
Главным фактором ускорения программирования яв ляются алгоритмические языки. Алгоритмический язык является средством общения инженера и ЭВМ, он позво ляет сравнительно быстро запрограммировать и ввести з ЭВМ любую инженерную задачу и получить требуемый результат, быстро внести изменение в программу, на ладить обмен программами. Однако использование ал горитмических языков требует решения таких проблем, как разработка трансляторов, подготовка программистов высокой квалификации, высокого уровня организации ра боты вычислительного центра.
6
Отечественный и зарубежный опыт автоматизации инженерного труда и, в частности, проектирования пока зывает, что наибольшей эффективности в этой области можно добиться, объединяя в единый творческий про цесс разработку алгоритмов, их программирование и от ладку.
Из универсальных алгоритмических языков, получив ших наибольшее международное распространение, явля ются прежде всего АЛ ГОЛ-60 [2], ФОРТРАН-1 V, ПЛ-1 [7] и другие языки, построенные на их базе. АЛГОЛ имеет неоспоримые преимущества по сравнению с другими язы ками из-за богатства возможностей представления раз нообразных задач, легкости чтения человеком, возможно сти блочного построения программ и использования про цедур. Однако следует заметить, что реализация АЛГОЛа довольно сложна, трансляторы сравнительно громоздки, велико время трансляции и счета.
В этом отношении неоспоримые преимущества имеют специальные (проблемно-ориентированные) языки. При мером такого языка является ЛЯПАС [13]. Однако специ альные языки неприменимы в больших системах, объеди няющих разнородные задачи.
Автоматизация проектирования в настоящее время находится в стадии экспериментальных разработок и тео ретических поисков. Автоматизированы лишь отдельные этапы проектирования. Автоматизация процессов проек тирования в целом носит человеко-машинный характер. В ближайшие годы предстоит большая работа по соеди нению этих этапов в единую систему автоматизированно го проектирования и сведения к минимуму вмешательст ва человека в этот процесс.
В области проектирования цифровых вычислительных устройств автоматизированы лишь некоторые этапы про ектирования и анализа этих устройств [17], и актуальной задачей является соединение автоматизированных этапов в единую систему.
Необходимым условием успешного решения задач автоматизированного проектирования систем управления технологическими машинами является комплексное ис пользование формальных теоретических методов и пряктическсуо опыта проектирования. Работы по теории ре лейных устройств, выполненные советской школой, воз главляемой М. А. Гавриловым, дают возможность фор мализовать сложный процесс проектирования систем
7
управления и использовать для реализации этого процес са вычислительную технику. Необходимость дополнитель ного учета ряда трудноформализуемых требований по надежности, безаварийности, эксплуатационным качест вам и других требует, как правило, аппроксимации фор мальных теоретических методов и создания инженерных методов проектирования.
Следует отметить, что в настоящее время имеются все необходимые условия для того, чтобы поставить ав томатизацию проектирования систем управления (дис кретных устройств) на практические рельсы. Это явля ется следствием того, что имеются значительные теоре тические разработки в области анализа и синтеза дискретных устройств; заводами и конструкторскими бю ро накоплен большой практический опыт проектирования самых разнообразных дискретных устройств: схем управ ления машинами и механизмами, вычислительных уст ройств, различных автоматических и полуавтоматических приборов, процессов и т. д.; дискретные устройства по своей природе являются структурами, строение и функ ционирование которых чаще всего описываются средст вами математической логики, что создает предпосылки для эффективного применения при их проектировании цифровой вычислительной техники; реализация дискрет ных систем чаще всего осуществляется на стандартной аппаратуре; схемы управления являются инвариантными структурами, допускающими большой диапазон тополо гических и конструктивных решений; проектирование схем управления в значительно меньшей степени по сравнению с проектированием механических конструкций связано с задачами пространственного размещения элементов. Большинство задач размещения аппаратов схем сводится к топологическим задачам на плос кости.
Процесс автоматизированного проектирования схем управления может быть в общем случае разбит на следу ющие основные этапы:
1. Формирование технического задания на автомати зированное проектирование схемы управления;
2.Проектирование принципиальной схемы;
3.Моделирование и анализ работоспособности спро ектированной схемы;
4.Выбор и расчет аппаратуры;
8
5.Проектирование монтажной схемы, схем размеще ния аппаратуры, спецификаций и другой конструктор ской документации;
6.Автоматизация вычерчивания схемы и другой кон структорской документации;
7.Разработка технологической документации на из готовление схемы;
8.Разработка эксплуатационной документации.
Не все из перечисленных этапов одинаковы с точки зрения возможности и необходимости их автоматизации. Рассмотрим более подробно каждый из этапов.
1. Формирование технического задания является на чальным и весьма трудоемким этапом автоматизирован ного проектирования, определяющим все его последую щие этапы. Одновременно этот этап является характер ным, отражающим специфику автоматизированного про ектирования и его отличия от обычного интуитивного проектирования. Прежде всего задание на автоматизиро ванное проектирование должно быть полным и абсолютно безошибочным. Наличие одной даже второстепенной ошибки в задании приводит к неверным результатам. Если во время интуитивного проектирования допущен ные в задании ошибки чаще всего выявляются и исправ ляются проектировщиком на последующих этапах и само задание также часто корректируется в процессе раз работки проекта, то при автоматизированном проекти ровании требуется формализованное и безошибочное за дание, выданное в полном объеме до начала проектиро вания.
В излагаемом в настоящей книге методе синтеза схем управления станков техническое задание на проектирова ние схем представляется в виде таблиц устойчивых сос тояний (ТУС). ТУС составляется конструктором и отра жает условия работы будущей схемы. Специальная про грамма производит проверку правильности составления технического задания.
Составление технического задания на схему в виде ТУС представляет значительные трудности. Особенно эта задача усложняется для станков и агрегатов, имею щих большое число рабочих органов и сложный цикл работы.
Основой метода автоматизированного составления технического задания на проектирование схем управле ния и механизмов является моделирование работы ме
9