Файл: Горелик, А. Л. Некоторые вопросы построения систем распознавания.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
жег оказаться затрудннтёльны'м. В этом случае можно использовать метод статистических испытаний, описанный в § 6.6.
І1)сть СуК СуК С у обозначают весовые коэффициенты, харак
теризующие относительные вы трыш і в случае, если: а) распознавае мый объект в действительности принадлежит классу Ку ; б) применен
у-й |
способ маскировки (у —- 1 , |
16); в) |
получено решение вида (1), |
|||
(2) |
или (3), |
что отмечается верхним индексом у величин С[1) . |
Вели |
|||
чина |
= С{\)рЛ'Кг'К2I А \ |
) + dftPj (Кг + |
Кг \ Ку) + |
|
||
|
*>/ |
|
||||
|
+ |
С{]} [ 1 - Р } (Кг -Кг I Кх) - |
Pi (Кг + |
К2| А \)] |
(6.87) |
представляет собой средний выигрыш на одно решение при задан ном способе маскировки.
Обозначим через Хг, х2 вероятности появления объектов из клас сов Кі, Кг соответственно, а через yj, у = 1, . . . , 16, вероятности,
с которыми применяется один из способов маскировки. Очевидно, что
|
X, + х2 = 1, |
|
|
I , |
X= |
1, 2; |
|
|||
|
16 |
|
|
|
|
|
|
|
|
( 6.88) |
|
Хі |
У7= |
1 . |
|
|
'■ |
I. |
/=-■!. |
16. |
|
|
|
|
|
|||||||
|
/= 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Безусловный средний |
выигрыш |
на одно решите |
запишется как |
|||||||
|
|
|
|
|
2 |
! G |
|
|
|
|
|
|
|
|
Я = |
2 |
2 |
Ryj'JiXy, |
|
(6.89) |
|
|
|
|
|
|
х=і у=і |
|
|
|
|
|
где Ry и Ху, по предположению, известные велич ;ны. |
|
|||||||||
тов |
Задача определения наилучшей тактики при маскировке объек |
|||||||||
из класса |
Кг, |
Кг |
сводится |
к |
нахождению таких |
значений |
||||
у *}, |
/= 1 ,..., |
16, при |
которых |
величина R, |
заданная |
формулой |
(6.89) , достигает максимума без нарушения ограничения (6.88). Это стандартная задача линейного программирования, решение которой в приведенной постановке тривиально; оно сводится к нахождению наибольшего коэффициента при переменных у, в линейной форме (6.89) , причем соответствующее значение у*jo=l. Это означает, что при данных условиях существует единственный оптимальный способ маскировки объектов. Если ввести в рассмотрение дополнительные ограничения (например, по стоимости мероприятий маскировки, рас ходам дефицитных материалов и т. д.) вида
16
^г» г = 1 . 2.......
/=1
где Ьі — ограничение по і-му фактору, то оптимальное оешеыие за дачи линейного программирования может содержать более чем одно положительное значение y*j. Следовательно, в этом случае наилуч шая тактика при маскировке объектов состоит в случайном «заме шивании» различных способов с частотами у*2.
207
6.9.РАСПОЗНАВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Рассмотрим задачу распознавания объектов в условиях, когда природа или «противник» может как препятствовать выявлению от дельных признаков объектов, так и сознательно изменять свою так тику в отношении частоты предъявления объектов различных клас сов распознающей стороне. Пусть требуется построить систему для распознавания объектов двух классов Кі и К2 = Кі, которые, зада ются признаками A t, А 2, Аз, А4 посредством булевых функций сле дующего вида:
Кі=Аі ■А2-\-А2 • Аз+Аі ■Аі,
/Сг—Лі-Лг + Аі'Пз + Лй’Аз’Аі. |
(6.90) |
||||
Добавив к (6.90) уравнение |
|
|
|
|
|
}(Аі, Ä 2, |
Аз, А4) + ф (Кі, Кг)=1, |
(6.91) |
|||
мы получим стандартную задачу определения |
неизвестной функции |
||||
ф(Аь Кг) при заданной функции f(A і, А 2, Аз, |
Л4). |
|
|||
Предположим для определенности, |
что |
имеется четыре пары |
|||
распределений случайных |
величин |
Xj, |
заданных |
через плотности |
|
вероятностей fi(xj), і= 1, 2; |
( = 1 ,..., |
4 |
(рис. 6.12). |
Элемент А] обо |
значает высказывание: «Измеренное значение х*j случайной величи ны Xj принадлежит распределению fi(Xj)», тогда как Aj есть выска
зывание: «х*і относится к распределению fi{Xj)». |
Aj, когда x*j <( |
|||
Условимся |
считать, |
что имеет |
место признак |
|
< х ], и A j , |
когда x * j |
> x 2j . Если |
же xj-sjxj |
то значение |
истинности элемента Aj остается неопределенным, и относительно принадлежности x*j к распределениям fi(Xj) и f2(xj) нельзя сделать никаких заключений. В соответствии с данным правилом определим вероятности вида (6.48)
<7і0 И ) :—J fi (х) dx, |
|
J |
|
|
||
qj (Х М ) |
I |
fu(x) dx, |
|
|||
|
—00 |
|
|
x'! |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
00 |
|
|
x\ |
|
|
|
|
|
I |
fi (x) dx, |
|
|
<?з(°М)= |
\ |
fi{x )dx, |
qj ( 1 | 0) |
I |
|
|
• |
je? |
|
|
|
|
|
/ |
|
|
|
|
|
|
|
X* |
|
|
|
|
|
|
} |
|
J f2 (x) dx. |
(6.92) |
||
дЛХ | 0 ) = |
[ |
f 2 (х) dx, |
qj (О I 0) |
Мы предполагаем, что противодействие распознаванию объектов со стороны «противника» выражается в том, что, во-первых, вероятно сти (6.92) связаны определенными соотношениями вида
M < 7 j ( 0 | 1 ) , <Ъ'(1|1), . . . , < ? і ( Ц О ), <?3( 0 1 0 ) ] < С ;, ( = 1 , 2, . . . , (6. 93)
208
(Ci — заданные постоянные), ограничивающими область Допустимых значении q3, и, во-вторых, если ц и 1—р — вероятности, с кото рыми «противник» предъявляет объекты классов Кі я Кг соответст венно, то значение і] .может произвольно изменяться в пределах O^TlsTl. Поскольку «противник» располагает двумя стратегиями: предъявлять только объекты класса Kt и только объекты класса Кг, то естественно попытаться расширить арсенал стратегий стороны, проводящей распознавание. Для этого наряду с правилом класси фикации объектов, выраженным соотношениями (6.90), (6.91) и
(Ф(Хь Кг)=Кі)— +Ки
(ф(-Кі, Кг)=Кг)— *Кг, |
(6.94) |
следует ввести в рассмотрение другое правило, которое заключается в следующем:
(Ц>(Ки Кг)=Кі)— +Кг,
(ф(/Сі, Кг)=Кг)— +Кі. |
(6.95) |
Таким образом, мы допускаем, что распознаваемый объект относит ся к классу Кг, если решение уравнений (6.90), (6.91) есть ср = Хі;
точно так же мы считаем, что объект принадлежит классу Kt, если решением уравнений является функция ф= Кг.
Сведем рассматриваемую задачу по определению наилучших стратегий сторон к матричной игре (2x2). Запишем соотношения (6.90) в совершенной дизъюнктивной нормальной форме
9 -
к , — S f“ = а 1-а 2-а 3-а 4 -j-а г а 2-я 3-a 4 +
а=1
+А , • А2 • А 3 ■Я4 -f- А, ■А 2 ■Я3• Я4 -)- А, ■7 2 ■А 3• А4 -j-
+Ах ■Я2' А3-А4+Д, •Л2-А3•Д4+Л] • Z2-A3-Ä4Ar
А і -Аі -А3-А4, ■ |
(6.Гб) |
7 |
|
К’г = S /* = ■А 2-А3-А4 + Я,-А2-Я3 ■А4 -\- |
|
, «=| . |
|
+ Ä, ■Л2• А 3-Я4 -j- ЯІ -А2‘Я3-Я4 + Я2-Я3-А4 -f- |
|
-Т' Я4‘Яг' Аа'А4 А, ■Я2 ■Я3 ■/ 4, |
|
14— 4 5 2 |
209 |
г і г функции
fl —А 1' -+' А, ■Л4, |
..., /) —Л,• A4 • Â3 • A^, |
f‘2 — A i • A z• Л3- |
.... f~2 А 1-Иг• /.3■ |
соответствуют различным типам объектов классов Кі и Кг. В соот ветствии с формулами (6.96) найдем для первой стратегии:
РГ-НКі !/{)--=?. (1 I |
1 )9 ,0 I \) + qt (О I |
\) q3 (\ | |
]) + |
||||
+ |
<7. (Ч i)<M i |
I |
|
(Ч 1)V2(1 I |
И) |
- |
|
|
- q , 0 |
) |
1 ) 9 2 (0 I 1)?,(1 |
I 1)94(1 |
I 1), |
|
|
|
I / ? ) = ? , ( ! |
I |
I ) 92 (1 I 0) H |
9г (0)0) |
<7j(l|0)-f- |
||
+ |
9.(1 I 1)94(1 |
11) |
— 9, (1 I I) 92 (1 10) 9« 0 1>) - |
||||
|
- 9 . ( 1 11) 9a (0 10) 9з(1 10) 94(1 I |
1). |
|
PO) (Kt 1 f\) -9. (0 I 1) 92 (1 11) +9. (011) 9з (0 11)+
+9г(0 I О 9з (0 1 1) 94 (0 1 1)—9,(0|1ü)9(1 11) 9з(°І О—
- 9 . (0 I 1) 9,(0 I 1) 9,(0 I 1) 9 4 ( 0 1 1),
A ‘>(* ,!/?) —9i (0 I 1 ) 9 ,0 I 0 ) + 9 . (0| 1)9з (0 I 0) 4-
+ 9a (0 [ 0) 9з(0|0)9,(0| 1 ) - 9 .(0 | 1)9а(1 |0 )9 з (0 |0 )- - 9 . (0 I 1)92 (0 | ü) q3(0 I 0) 94(0 I 1),
Pf"(Kx\f'2) = 9 .(1 |0 ) 9 , ( l |l ) + 9 , ( 0 |
|l ) 9 , ( l |l ) + |
||||||
+ |
9. |
(1 I 0) 94(1 I |
I) — 9. О 10) 9 ,0 I |
1)94(1 |
I |
1 ) - |
|
|
|
— 9. (1 I 0) |
92 (0 I 1) 9з (1 I 1) 94 (1 I 1). |
|
|
||
PO |
(Кі I /2) - 9 .0 |
I 1) 9, (1 |0 )+ 9 ,(0 |0 )9 з (1 |
] 0)+ |
||||
+ |
9. |
(1 11) 9* |
(1 I 0) — 9, (1 11) 9, (1 I 0)9* (1 I 0) — |
||||
|
|
- 9 ,( 1 |
I 1)9, (0 |0 )9 3 (1 I 0) 9,(1 I 0), |
|
|
||
+<’>(*, I/ 2) =9. (0| 0)9, (1 [ 1) + 9, (0 I |
0) 93 (0 I |
1)4- |
|||||
+9,(0 |
I 1)9,(0 I |
1)94(0 I 1)—9,(0 I 0) 9, (1 | 1)^(0 |
| 1)_ |
||||
|
|
- 9 , (0 I |
0) |
9, (0 \ 1) 93 (0 11) 94 (0 I 1), |
|
|
+C> (Kt I f72) —.9, (0 | 1)9,0 I 0) + 9. (0 I 1) 9,(0 10) +
+9.(0|0)9,(0|0) 94 (0]0) -9 , |
(Of 1) 9, (1 |0) q3 (0| 0) - |
- 9 . (0 I 1 ) 9 (0. I 0)?, |
(0 I 0) 94 (0 I 0). |