Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 78

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учащиеся делают вывод: наблюдения с помощью

химических реакций показали, что наибольшее количе­

ство

двухвалентного железа

содержится

в источнике

№ 4.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА:

 

Баев С. Я.

Из опыта изучения местных вод. «Химия в шко­

ле», 1969, № 3, стр. 81.

 

 

 

 

Борисов П. А. Карельский декоративный камень. Петроза­

водск,

1949.

 

 

О чем говорят камни Карелии. Петрозаводск,

Борисов П. А.

1952.

 

 

E.,

P ы ч и н Ю.

В. Работа с лекарственными

Бочаров С.

растениями в школе. Учпедгиз, Μ., 1956.

А. Исследование естест­

Будыко П.

K∙,

В есе л и цк а я Т.

венных минеральных красок в школьном

химическом кружке. Сб.

в помощь учителям химии. Саратов, 1965.

 

 

Вишневский С. А. Санаторий «Марциальные воды». «Каре­

лия», Петрозаводск, 1972.

в школе. «Карелия», Петроза­

Иванов П.

В.

Изучение леса

водск, 1972.

 

Н. А. Химия и

экономика Карелии. Карельск.

Калужский

кн. изд., Петрозаводск, 1965.

P о бо не нВ. И. Очерк геоло­

Кратц К. О., Бискэ Г. C.,

гии и

полезных ископаемых Карелии. Карельск. кн.

изд., Петроза­

водск,

1961.

 

 

 

 

 

 

Матюшкина А. П. Слово лесохимии. Карельск. кн. изд.,

Петрозаводск,

1964.

Геология как

краеведческая

основа работы

Рывкин

А.

А.

химического кружка в 8-летней школе. «Химия в школе», 1962, № 6, стр. 57.

Соколов В. А. Природные краски Карело-Финской ССР. Петрозаводск, 1951.

Соколов В. А. Очерки о карельских известняках, доломитах и мраморе. Петрозаводск, 1955.

Чернов В. Н. Полезные растения Карело-Финской ССР. Пет­ розаводск, 1952.

Чернов В. Н. Лекарственные растения Карелии. Петроза­ водск, 1958.

Чернов В. Н. Вредные и ядовитые травы Карелии. Петроза­ водск, 1958.

Яковлев А. А. В поход за полезными ископаемыми. Μ., 1954.

Кружок занимательной химии

Основная работа кружка — развивать и совершенст­

вовать познавательные интересы школьников, учитывая возможности химического кабинета школы и уровень

знаний учащихся. «Не развлекать школьника при помо­

щи внеклассной работы, а, опираясь на его потребности,

39



воспитывать, развивать и совершенствовать его лич­

ность,..»1.

Содержание работы кружка. Проведение заниматель­

ных опытов по химии: диффузия, изделия из гипса, мине­

ральный хамелеон, несмешивающиеся жидкости, «време­ на года», «закат над морем», мгновенно выращенный

кристалл, «растения», выращенные из различных солей,

разноцветный букет и др. Составление альбома занима­

тельных опытов с подробным описанием техники их вы­

полнения и химической сущности вопроса.

Выступление учащихся с занимательными опытами

на школьных химических вечерах, перед родителями, шефами. «Час химии» в классах. Выращивание кристал­ лов из насыщенных растворов солей. Составление кол­ лекций кристаллов. Изготовление сувениров из кристал­ лов: «каменный» цветок, кристаллические бусы, «хру­

стальный башмачок», «избушка на курьих ножках»,

«дюймовочка», трехцветный кристалл, слоистые кристал­ лы, «морская звезда». Изготовление елочных игрушек

к «химической елке», «химические водоросли». Изготов­ ление призов для химических вечеров, КВН, конкурсов,

олимпиад. Оформление помещения (зала, сцены, клас­

са) для проведения массовых мероприятий по химии.

Выпуск химической газеты «Занимательные цифры

ифакты». Составление странички «Химики шутят», бюл­

летеней: «Знаете ли вы, что...?», «Химия в мире животных

ирастений», «Удивительные творения природы». Состав­

ление альбома «Химия в художественной литературе». Составление занимательных вопросов, химических рас­

сказов-загадок, рассказов-рисунков, задач-рисунков, за­

гадок, викторин, химических игр, организация конкурсов.

Оформление выставки работ по занимательной химии

(выставляются самые лучшие работы, выполненные на

кружковых занятиях, например, коллекции кристаллов

и изделия из них, елочные игрушки к «химческой елке»,

тематические коллекции почтовых марок, расказы-за-

гадки, викторины и пр.).

ЛИТЕРАТУРА:

Артемьев Г. И. Использование художественной литературы

впреподавании химии. «Химия в школе», 1958, № 2, стр. 69.

ɪЩукина Г. И. Формирование познавательных интересов во внеучебной деятельности. «Просвещение», Μ., 1966, стр. 307.

40


Байкова В. Μ. Внеклассная работа по химии. «Карелия», Петрозаводск, 1970, стр. 83.

Варфоломеева Е. К.,

Золотова 3 Г., Егоро­

ва О. H., Антонова Н. К.

Опыт выращивания кристаллов из

растворов. «Химия в школе», 1956, № 1, стр. 58.

Григориади П. К. Несколько новых опытов. «Химия в шко­ ле», 1969, № 6, стр. 75.

Дьякович С. В. Этимологический анализ при изучении хи­ мических терминов и названий. «Химия в школе», 1971, № 3, стр. 50.

Зданчук Г. А. Химический кружок. Учпедгиз, Μ., 1959. Зданчук Г. А. Задачи-рисунки. «Химия в школе», 1968, № 1,

стр. 76.

Левашов В. И. Занимательная химия. Учпедгиз, Μ., 1962. Леншин А. С. О применении гипса в школьном эксперимен­

те. «Химия в школе»., 1960, № 4, стр. 73.

 

 

 

в шко­

Сахарова Μ. Ф.

Выращивание кристаллов. «Химия

ле», 1958, № 3, стр. 44.

 

Химический эксперимент в школе. «Народ­

Ситкевич Л.

И.

 

ная асвета», Минск,

1969,

стр. 21, 22, 46, 50, 56,

59,

65,

68,

103, 105,

114.

Д.

Опыты по диффузии веществ

в растворах.

Смирнов А.

«Химия в школе» 1963, № 4, стр. 64.

 

 

школе», 1970,

Смирнов А.

Д.

Самовоспламенение. «Химия в

№ 6, стр. 83.

Д.

Из занимательной химии. «Химия в

школе»,

Смирнов А.

1970, № 5, стр. 86.

Д.

Невидимое превращается в видимое. «Химия

Смирнов А.

в школе», 1971, № 1, стр. 83.

 

 

школе», 1972,

Смирнов А.

Д. Опыты по диффузии. «Химия в

№ 3, стр. 72.

 

 

П. И. Химический

иллюзион.

«Наука

Старосельский

 

и жизнь». 1969, № 4, стр. 150.

 

химии.

«Химия

T е л и ц ы н А.

А.

Опыты по занимательной

в школе», 1964, № 1, стр. 71.

 

в школе», 1970,

Угрюмов П.

Г.

Химические игры. «Химия

№ 4, стр. 83.

 

Г.

Отливки из гипса.

«Химия в

школе»,

Хациревич Μ.

1958, № 1, стр. 69.v

 

И. Занимательные очерки по химии. Дет-

Храпковский А.

гиз, Л., 1958.

 

 

 

по

химии.

«Химия

Черняк И. А. Тематические викторины

в школе», 1965, № 2,

стр. 67.

 

 

 

 

Шаскольская Μ. П. Кристаллы. Гостехиздат, Μ., 1956. Шваб Ю. Μ. Смекалистые, на старт! Изд. «Учитель», Ташкент,

1966.

Шкурко Μ. И. Занимательные опыты по химии. Изд. «На­ родная асвета», Минск, 1968, стр. 27—29, 34—35, 59, 62.

Атеистический кружок

Атеистический кружок — одна из форм внеклассной

работы по химии, открывающая перед учителем большие

возможности по научно-атеистическому воспитанию уча­

щихся. Содержание работы кружка во многом зависит

41


от оборудования кабинета химии, но вместе

с тем есть

вопросов,

 

литератур­

многоСодержание работыпозволяющихкружка.использовать

ные источники.

Доклады и

сообщения

о происхождении религии.

Формы религиозных верова­

ний. Современная религия и причины ее существования. Отношение церкви к науке, ученым (об Ипатии, Д. Бру­

но, А. Лавуазье, Μ. В. Ломоносове, Д. Пристли, К. А. Ти­

мирязеве). Чтение отрывков атеистического характера из художественных произведений.

Опыты: огонь без спичек, звездный дождь, зажигание водой, «чудо» со свечами, «несгораемый» платок, краше­ ние яиц, рождественские огни, получение «молока» из

воды, «исцеление раны», получение «вина» из воды, дым без огня, таинственные письмена, серебрение креста,

монет, «малиновый сок», «газированная вода» и «моло­

ко» из одной бутылки, «горение» снега, растворение кре­

ста и кольца в воде, таинственное появление и исчезно­ вение надписей. Рассказы о серебряной воде, о блуж­ дающих огнях. Исследование свойств серебряной воды. Постановка опытов.

Рассказы об элементах и их соединениях в художест­ венной и научно-популярной литературе. Рассказы о фос­ форе, блуждающих огнях, «огонь с неба», загадки огня.

Подготовка антирелигиозных лекций с демонстрацией опытов и выступление с ними перед учащимися, родите­ лями, шефами. Беседа по работе академика А. Е. Ферс­

мана «Камни и суеверия».

Проведение атеистических вечеров на темы: «Химия

против религии», «Химия разоблачает'чудеса».

ЛИТЕРАТУРА:

Борисов И. Н. Химия и научно-атеистическое воспитание. Учпедгиз, Μ., 1958.

Боровков И. И. Как сделать «святую воду» и три «чуда»

сее помощью? «Химия и жизнь», 1970, № 3, стр. 87.

Буды ко П. К., Зо лотков а 3. Г. Химия разоблачает «чудеса» религии». Саратов, 1965.

Голикова 3. Ф. Из опыта атеистического воспитания уча­ щихся на занятиях по химии. «Химия в школе», 1955, № 2, стр. 38.

Ефремов А. Н. Научное предвидение и атеистическое воспи­ тание учащихся. «Химия в школе», 1959, № 3, стр. 21.

Ефремов А. И. Взаимосвязь исторического и современного материала в атеистической работе на уроках химии. «Химия в шко­ ле», 1965, № 4, стр. 24.

42