ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Органические и минеральные удобрения и их значе ние для питания растений. Микроэлементы и их влияние
на рост и развитие растений. Постановка опытов и фик
сация полученного материала. Составление таблиц, ха
рактеризующих роль того или иного микроэлемента в мо мент развития растения.
Сроки, дозы и способы внесения удобрений в почву.
Приготовление питательных растворов. Опыты по выра щиванию растений на питательных растворах с различ
ным содержанием питательных элементов. Испытание
отдельных минеральных удобрений на различных почвах,
проверка разных сроков внесения удобрений.
Опыты по распознаванию минеральных удобрений.
Составление коллекции минеральных удобрений и глав
нейших микроудобрений. Описание физиологического
действия каждого элемента, вносимого в почву. Изготов ление сводной таблицы. Составление таблицы, показыва
ющей, что дает избыток и недостаток того или иного эле
мента в растениях (уметь это определить по внешним
признакам).
Стимуляторы роста растений. Опыты с янтарной кис лотой на пришкольном участке. Опыты с ускоренным со
зреванием плодов с помощью этилена. Стимуляция цвете
ния некоторых растений. Стимуляция роста гетероаукси
ном. Торможение жизнедеятельности растений. Дозы
и способы применения стимуляторов.
Средства защиты растений. Способы обеззараживания
семян. Способы борьбы с сорняками. Приготовление бор
досской жидкости. Дозы и способы применения средств
для борьбы с вредителями и болезнями растений. Дозы,
способы и сроки внесения гербицидов. Опыты на при
школьном участке с комнатными растениями.
Занимательные опыты: «Урожай в бутылке», «Как
растение «пьет» воду?», «Надпись на траве». Как преду предить зарастание садовых дорожек? Как растения
«грызут» камни? Как корни «ищут» себе пищу? Цвету
щие зимой в комнате вишни. Букет свежих полевых цве
тов зимой. Как превратить крахмал в сахар. Консервиро
вание ягод сернистой кислотой. Получение пахучих масел
из растений. Опыты по цветоводству с применением мик роудобрений. «Сад в бутылке».
3 |
1445 |
33 |
ЛИТЕРАТУРА:
Аринушкина Е. В. Руководство по химическому анализу почв. Изд. Московского ун-та, Μ., 1962.
Гатаулин А. Г. Качественный анализ карбонатных почв в полевых условиях. «Химия в школе», 1969, Ws 3, стр. 79.
Дояренко А. Г. Занимательная агрономия. Сельхозгиз, Μ.,
1956.
Зальцер Э. Гидропоника для любителей. «Колос», Μ., 1965. Кащенко Ф. П. Совместимость удобрений. «Химия и жизнь»,
1966, № 8, стр. 85.
Коновалова Е. и др. Розы на гидропонике. «Цветоводство»,
1969, Ws 3, стр. 4, 5.
Магницкий К- ∏., Ю. А. Шугаров, В. К. Мальков. Новые методы анализа растений и почв. Сельхозгиз, Μ., J959.
Мураш И. Г. Аэропоника в теплицах. «Московский рабочий»,
Μ., 1964.
Новоселов А. Гидропоника в нашем доме. «Химия и жизнь»,
1966, Ws 4, стр. 92.
Пейве Я- В. Микроэлементы в растениеводстве. Изд. АН
Латв. ССР, Рига, 1958.
Писаржевский О. Н. Они создали агрохимию. «Наука
и жизнь», 1964, Ws 3, стр. 36.
Польский Б. Рассказы о почве. Учпедгиз, Μ., 1958. Польский Б. Методика почвенных исследований в школе.
Учпедгиз, Μ., 1960.
Поплавский С. А. Из опыта работы агрохимических круж ков. «Химия в школе », 1970, Ws 3, стр. 64.
C к а з к и н Ф. Д. и др. Практикум по физиологии растений. «Советская наука», Μ., 1953, стр. Ill, 114, 141, 161, 259, 274.
Тавлинова Г. К. Гидропоника и цветы. Л., 1966. Троицкий С. В. Определение кислотности почвы на при
школьных участках. «Химия в школе», 1971, Ws 3, стр. 70.
Федоров П. А. Агрохимические опыты по химии. «Просве щение», Μ., 1965.
Хабарова С. А. Опыт работы юных химиков на пришколь ном участке. «Химия в школе», 1954, Ws 3, стр. 63.
Геохимический кружок
Геохимический кружок — одно из направлений вне классной работы по химии. В кружке школьники узнают о химической жизни нашей планеты, учатся проводить химический анализ материалов в полевых условиях, со
бирают коллекции горных пород и минералов, знакомятся
с биографиями выдающихся ученых-минералогов и гео химиков. Работа кружка тесно связана с экскурсиями
в природу и походами по родному краю.
Содержание работы геохимического кружка. Геохи
мия Земли. Знакомство с биографиями Μ. В. Ломоно
34
сова, В. И. Вернадского, А. Е. Ферсмана. А. Е. Ферсман
и его роль в развитии геохимии. Задачи геохимии. Гео
логическая разведка. Определение скоплений элементов
в земной коре. Признаки поверхностного залегания руд.
Знакомство с металлическими и агрономическими руда
ми. Сбор минералов и горных пород Карелии. Составле
ние коллекций.
|
Химические элементы в природе. |
Кремний — основа |
|
земной коры. |
Углерод — основа всего |
живого. Железо |
|
и |
железный |
век. Метеориты — вестники вселенной. |
|
Л. |
А. Кулик — исследователь метеоритов. Редкие рассе |
янные элементы. Происхождение названий химических
элементов и минералов.
Геохимик в поле. Сбор материалов при геохимиче
ских поисках. Снаряжение и укладка собранных мате
риалов. Запись наблюдений. Паспортизация и система тизация собранного материала.
Химический анализ минералов в полевых условиях. Реакции между твердыми веществами, их особенности.
Качественные реакции на ионы наиболее важных эле ментов. Изготовление карманной химической лаборато рии и работа с ней в полевых условиях. Изготовление кристаллографических моделей. Проведение минерало
гической экскурсии.
ЛИТЕРАТУРА:
Байкова В. Μ., Шульгин В. Н. Применение химического анализа для определения минералов. «Химия в школе»., 1966, № 2. стр. 71.
Барабанов В. Ф. Как собирать минералы и горные породы. Детгиз, Μ., 1952.
Борисов П. А. Карельский декоративный камень. Госиздат, Петрозаводск, 1949.
Борисов П. А. О чем говорят камни Карелии. Издательство «Карелия», Петрозаводск, 1973.
Воскресенский П. И. Химия — помощница юного геолога. «Просвещение», Μ., 1966.
Добровольский В. В. Химия и геохимия почвы. «Химия в школе», 1963, № 4, стр. 7.
Дорфман Μ. Д. Картины на камне. «Химия и жизнь», 1972, № 8, стр. 57.
в |
Исаков |
П. Μ. Получение реактивов из |
минералов. «Химия |
|
школе», 1958, № 3, стр. 41. |
|
метеоритики |
||
в |
Кринов |
Е. Л., Л. А. Кулик — организатор |
||
СССР. В сб.: |
«Метеоритика СССР». Под ред. |
В. Г. |
Фесенкова, |
вып. 4, Μ.—Л., 1948.
35
Малахов А. Сто профессий геолога. «Молодая гвардия», Μ.,
1963.
Перельман А. И. История атомов и география. Географиз-
дат, Μ., 1956.
Пинская Е. Н. Вопросы геохимии на внеклассных занятиях. «Химия в школе», 1953, № 2, стр. 63.
Пчельников Т. С. Юные разведчики земли. «Химия в шко
ле», 1964, № 4, стр. 84.
Разумовский Н. К. Как определять минералы. Детгиз, Μ.,
1953.
Синегуб Е. С. Как собирать коллекции горных пород и ми нералов. Госгеолиздат, Μ., 1951.
Соболевский В. И. Замечательные минералы. «Просвеще
ние», Μ., 1971.
Соколов В. А. Очерки о карельских известняках, доломите и мраморе. Петрозаводск, 1955.
Ферсман А. Е. Воспоминания о камне. Изд. АН СССР, Μ., 1958.
Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. Изд. АН СССР, Μ., 1959.
Ферсман А. Е. Занимательная геохимия. Изд. АН СССР, Μ., 1959.
Шапошникова Л. Бриллианты Голконды. «Вокруг света», 1969, № 7, стр. 46.
Шаскольская Μ. П. Кристаллы. Гостехиздат, Μ., 1956. Шубников А. В. Кристаллы в науке и технике. Изд. АН
СССР, Μ., 1958.
Яковлев А. А. В мире камня. Детгиз, Μ., 1951.
Яковлев А. А. В поход за полезными ископаемыми. Детгиз, Μ., 1954.
Химико-краеведческий кружок
Краеведческая работа по химии — один из интерес
нейших видов внеклассной работы. Она повышает инте рес учеников, а следовательно, и внимание к химии. Знакомство с природными богатствами края, с их прак
тическим использованием расширяет кругозор учащихся,
способствует их профессиональной ориентации. Пригла
шение на кружковые занятия и экскурсии специалистов
химических предприятий позволяет осуществить связь
химии с жизнью во внеклассной работе.
Содержание туристско-краеведческой работы в связи с изучением химии. Недра Карелии. Карельское железо.
Огнеупорные и кислотоупорные породы. Природное стек
ло. Ювелирные и поделочные камни. Фарфоровый ка
мень. Шунгит, шунгитовые породы, «шунгизит». Диато
мовые илы. Карельский мрамор. Карбонатные породы.
Флюсы в металлургической промышленности, сельском
36
хозяйстве и строительстве. Изготовление коллекций. Со
ставление карты Карелии с указанием залежей полезных
ископаемых. Краски из природного сырья: синие, жел тые, черные, бронзовые, зеленоватые, блестящие. Полу чение красок в лаборатории. Развитие лесохимии в Ка релии, использование лесных отходов. Составление диа
грамм, коллекций, схем на тему «Лесохимия Карелии».
Исследование химического состава Марциальной воды. Растения Карелии: красители, эфиро-масличные, лекар ственные, витаминные, инсектицидные, индикаторы, «ру дознатцы». Составление гербариев, описание свойств
и применение этих растений. Изготовление коллекций:
«Полезные ископаемые Карелии», «Природные строи тельные и облицовочные материалы Карелии», «Поде
лочные камни Карелии».
Методика проведения занятия кружка
по теме: «Исследование химического состава воды ку
рорта «Марциальные воды». Организуется экскурсия к Марциальным источникам. Рассказывается об истории
их открытия, о минеральных водах вообще и особен ностях Марциальной воды.
Вода считается минеральной, если в 1 литре ее содер жится более 1 грамма растворенных твердых веществ
или не менее 0,25 грамма растворенных газообразных
веществ (углекислота, сероводород), а также если в ней
содержатся редко встречающиеся элементы (марганец,
железо, бром, йод, мышьяк, радиоактивные элементы и др.), обладающие лечебным действием. Для них тоже определены нормы. Для железа она составляет не менее 10 миллиграммов на 1 литр воды. Марциальные воды по своему химическому составу относятся к железистым азотным гидрокарбонатно-сульфатным минеральным водам, содержащим натрий, магний, кальций, марганец и следы мышьяка. Главная их ценность — в высокой кон центрации активного двухвалентного железа.
В каждом |
из четырех |
источников — вода |
различной |
||||
минерализациимгіл. |
. Так, в 1-м источнике она наименее мине |
||||||
рализована, |
содержание |
железа мгілв , |
ней |
составляет |
|||
17—18 мг/л. |
Во 2-м источнике |
содержание |
железа — |
||||
40—50 |
В 3-м источнике — |
85 |
в водемгілего. име |
||||
ются ионы Ca++, Mg++, SO4—. Наиболее богат 4-й |
источ |
||||||
ник, содержание в нем железа составляет 95 |
|
При |
|||||
соприкосновение с кислородом |
воздуха |
активное |
двух |
37
валентное железо Марциальной воды переходит в трех валентное и образуется буро-желтый осадок гидроокиси
железа. Это природная минеральная краска — охра.
Скапливаясь в долине ручья Раударгия, она образовала здесь промышленные запасы.
Анализ воды производится непосредственно около источников с помощью походной лаборатории. Берут
8 пробирок и на каждой отмечается чертой любой точный
объем, например, 9 миллилитровРеактивы — железо синеродистый калий K3[Fe (CN)6] (красная кровяная
соль) и железистосинеродистый калий K4[Fe (CN)6] (жел
тая кровяная соль).
Пробирку до черты наполняют Марциальной водой из
источника и пипеткой прибавляют 5—6 капель раствора красной кровяной соли. Цвет получаемого соединения
с водой из каждого источника различен-—от прозрачного
голубовато-зеленого (1-й источник) до непрозрачного темно-синего (4-й источник). Интенсивность окраски
характеризует наличие в данной воде двухвалентного же леза Fe+2+ K3[Fe (CN)6]—> Fe3[Fe(CN)6]2 — турнбул-
лева синь, осадок нерастворим в кислотах.
Затем берут тот же объем марциальной воды, что для
определения катионов двухвалентного железа и пипет
кой добавляют 5—6 капель раствора желтой кровяной
соли. Цвет проб из четырех источников меняется не рез
ко, так как ионы двухвалентного железа не успели окис литься до трехвалентного. Если дать воде постоять на
воздухе, то цвет соединений станет более интенсивным. Получается Fe+3 + KJFe(CN)6]—^Fe4[Fe(CN)6]3, берлин
ская лазурь, осадок нерастворим в кислотах.
После проведенияСодержание |
анализовНаличиесоставляется таблица. |
||
№ |
двухвалентного |
двухвалентного |
Наличие трехвалентного |
источника |
железа в мар |
железа. Реактив |
ж’елеза. Реактив |
|
циальной воде |
Ka [Fe (CN)fi] |
K1 [Fe (CN)8I |
1-й |
18 |
голубовато-зе |
зеленовато-голу |
2-й |
45 |
леный |
бой |
голубой |
зелено-голубой |
||
3-й |
85 |
ярко-голубой |
светлый |
зелено-голубой |
|||
4-й |
95 |
темно-синий |
зелено-голубой |
|
|
|
яркий |
38