Файл: Байкова, В. М. Химия после уроков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Органические и минеральные удобрения и их значе­ ние для питания растений. Микроэлементы и их влияние

на рост и развитие растений. Постановка опытов и фик­

сация полученного материала. Составление таблиц, ха­

рактеризующих роль того или иного микроэлемента в мо­ мент развития растения.

Сроки, дозы и способы внесения удобрений в почву.

Приготовление питательных растворов. Опыты по выра­ щиванию растений на питательных растворах с различ­

ным содержанием питательных элементов. Испытание

отдельных минеральных удобрений на различных почвах,

проверка разных сроков внесения удобрений.

Опыты по распознаванию минеральных удобрений.

Составление коллекции минеральных удобрений и глав­

нейших микроудобрений. Описание физиологического

действия каждого элемента, вносимого в почву. Изготов­ ление сводной таблицы. Составление таблицы, показыва­

ющей, что дает избыток и недостаток того или иного эле­

мента в растениях (уметь это определить по внешним

признакам).

Стимуляторы роста растений. Опыты с янтарной кис­ лотой на пришкольном участке. Опыты с ускоренным со­

зреванием плодов с помощью этилена. Стимуляция цвете­

ния некоторых растений. Стимуляция роста гетероаукси­

ном. Торможение жизнедеятельности растений. Дозы

и способы применения стимуляторов.

Средства защиты растений. Способы обеззараживания

семян. Способы борьбы с сорняками. Приготовление бор­

досской жидкости. Дозы и способы применения средств

для борьбы с вредителями и болезнями растений. Дозы,

способы и сроки внесения гербицидов. Опыты на при­

школьном участке с комнатными растениями.

Занимательные опыты: «Урожай в бутылке», «Как

растение «пьет» воду?», «Надпись на траве». Как преду­ предить зарастание садовых дорожек? Как растения

«грызут» камни? Как корни «ищут» себе пищу? Цвету­

щие зимой в комнате вишни. Букет свежих полевых цве­

тов зимой. Как превратить крахмал в сахар. Консервиро­

вание ягод сернистой кислотой. Получение пахучих масел

из растений. Опыты по цветоводству с применением мик­ роудобрений. «Сад в бутылке».

3

1445

33


ЛИТЕРАТУРА:

Аринушкина Е. В. Руководство по химическому анализу почв. Изд. Московского ун-та, Μ., 1962.

Гатаулин А. Г. Качественный анализ карбонатных почв в полевых условиях. «Химия в школе», 1969, Ws 3, стр. 79.

Дояренко А. Г. Занимательная агрономия. Сельхозгиз, Μ.,

1956.

Зальцер Э. Гидропоника для любителей. «Колос», Μ., 1965. Кащенко Ф. П. Совместимость удобрений. «Химия и жизнь»,

1966, № 8, стр. 85.

Коновалова Е. и др. Розы на гидропонике. «Цветоводство»,

1969, Ws 3, стр. 4, 5.

Магницкий К- ∏., Ю. А. Шугаров, В. К. Мальков. Новые методы анализа растений и почв. Сельхозгиз, Μ., J959.

Мураш И. Г. Аэропоника в теплицах. «Московский рабочий»,

Μ., 1964.

Новоселов А. Гидропоника в нашем доме. «Химия и жизнь»,

1966, Ws 4, стр. 92.

Пейве Я- В. Микроэлементы в растениеводстве. Изд. АН

Латв. ССР, Рига, 1958.

Писаржевский О. Н. Они создали агрохимию. «Наука

и жизнь», 1964, Ws 3, стр. 36.

Польский Б. Рассказы о почве. Учпедгиз, Μ., 1958. Польский Б. Методика почвенных исследований в школе.

Учпедгиз, Μ., 1960.

Поплавский С. А. Из опыта работы агрохимических круж­ ков. «Химия в школе », 1970, Ws 3, стр. 64.

C к а з к и н Ф. Д. и др. Практикум по физиологии растений. «Советская наука», Μ., 1953, стр. Ill, 114, 141, 161, 259, 274.

Тавлинова Г. К. Гидропоника и цветы. Л., 1966. Троицкий С. В. Определение кислотности почвы на при­

школьных участках. «Химия в школе», 1971, Ws 3, стр. 70.

Федоров П. А. Агрохимические опыты по химии. «Просве­ щение», Μ., 1965.

Хабарова С. А. Опыт работы юных химиков на пришколь­ ном участке. «Химия в школе», 1954, Ws 3, стр. 63.

Геохимический кружок

Геохимический кружок — одно из направлений вне­ классной работы по химии. В кружке школьники узнают о химической жизни нашей планеты, учатся проводить химический анализ материалов в полевых условиях, со­

бирают коллекции горных пород и минералов, знакомятся

с биографиями выдающихся ученых-минералогов и гео­ химиков. Работа кружка тесно связана с экскурсиями

в природу и походами по родному краю.

Содержание работы геохимического кружка. Геохи­

мия Земли. Знакомство с биографиями Μ. В. Ломоно­

34


сова, В. И. Вернадского, А. Е. Ферсмана. А. Е. Ферсман

и его роль в развитии геохимии. Задачи геохимии. Гео­

логическая разведка. Определение скоплений элементов

в земной коре. Признаки поверхностного залегания руд.

Знакомство с металлическими и агрономическими руда­

ми. Сбор минералов и горных пород Карелии. Составле­

ние коллекций.

 

Химические элементы в природе.

Кремний — основа

земной коры.

Углерод — основа всего

живого. Железо

и

железный

век. Метеориты — вестники вселенной.

Л.

А. Кулик — исследователь метеоритов. Редкие рассе­

янные элементы. Происхождение названий химических

элементов и минералов.

Геохимик в поле. Сбор материалов при геохимиче­

ских поисках. Снаряжение и укладка собранных мате­

риалов. Запись наблюдений. Паспортизация и система­ тизация собранного материала.

Химический анализ минералов в полевых условиях. Реакции между твердыми веществами, их особенности.

Качественные реакции на ионы наиболее важных эле­ ментов. Изготовление карманной химической лаборато­ рии и работа с ней в полевых условиях. Изготовление кристаллографических моделей. Проведение минерало­

гической экскурсии.

ЛИТЕРАТУРА:

Байкова В. Μ., Шульгин В. Н. Применение химического анализа для определения минералов. «Химия в школе»., 1966, № 2. стр. 71.

Барабанов В. Ф. Как собирать минералы и горные породы. Детгиз, Μ., 1952.

Борисов П. А. Карельский декоративный камень. Госиздат, Петрозаводск, 1949.

Борисов П. А. О чем говорят камни Карелии. Издательство «Карелия», Петрозаводск, 1973.

Воскресенский П. И. Химия — помощница юного геолога. «Просвещение», Μ., 1966.

Добровольский В. В. Химия и геохимия почвы. «Химия в школе», 1963, № 4, стр. 7.

Дорфман Μ. Д. Картины на камне. «Химия и жизнь», 1972, № 8, стр. 57.

в

Исаков

П. Μ. Получение реактивов из

минералов. «Химия

школе», 1958, № 3, стр. 41.

 

метеоритики

в

Кринов

Е. Л., Л. А. Кулик — организатор

СССР. В сб.:

«Метеоритика СССР». Под ред.

В. Г.

Фесенкова,

вып. 4, Μ.—Л., 1948.

35


Малахов А. Сто профессий геолога. «Молодая гвардия», Μ.,

1963.

Перельман А. И. История атомов и география. Географиз-

дат, Μ., 1956.

Пинская Е. Н. Вопросы геохимии на внеклассных занятиях. «Химия в школе», 1953, № 2, стр. 63.

Пчельников Т. С. Юные разведчики земли. «Химия в шко­

ле», 1964, № 4, стр. 84.

Разумовский Н. К. Как определять минералы. Детгиз, Μ.,

1953.

Синегуб Е. С. Как собирать коллекции горных пород и ми­ нералов. Госгеолиздат, Μ., 1951.

Соболевский В. И. Замечательные минералы. «Просвеще­

ние», Μ., 1971.

Соколов В. А. Очерки о карельских известняках, доломите и мраморе. Петрозаводск, 1955.

Ферсман А. Е. Воспоминания о камне. Изд. АН СССР, Μ., 1958.

Ферсман А. Е. Занимательная минералогия. Изд. АН СССР, Μ., 1959.

Ферсман А. Е. Занимательная геохимия. Изд. АН СССР, Μ., 1959.

Шапошникова Л. Бриллианты Голконды. «Вокруг света», 1969, № 7, стр. 46.

Шаскольская Μ. П. Кристаллы. Гостехиздат, Μ., 1956. Шубников А. В. Кристаллы в науке и технике. Изд. АН

СССР, Μ., 1958.

Яковлев А. А. В мире камня. Детгиз, Μ., 1951.

Яковлев А. А. В поход за полезными ископаемыми. Детгиз, Μ., 1954.

Химико-краеведческий кружок

Краеведческая работа по химии — один из интерес­

нейших видов внеклассной работы. Она повышает инте­ рес учеников, а следовательно, и внимание к химии. Знакомство с природными богатствами края, с их прак­

тическим использованием расширяет кругозор учащихся,

способствует их профессиональной ориентации. Пригла­

шение на кружковые занятия и экскурсии специалистов

химических предприятий позволяет осуществить связь

химии с жизнью во внеклассной работе.

Содержание туристско-краеведческой работы в связи с изучением химии. Недра Карелии. Карельское железо.

Огнеупорные и кислотоупорные породы. Природное стек­

ло. Ювелирные и поделочные камни. Фарфоровый ка­

мень. Шунгит, шунгитовые породы, «шунгизит». Диато­

мовые илы. Карельский мрамор. Карбонатные породы.

Флюсы в металлургической промышленности, сельском

36

хозяйстве и строительстве. Изготовление коллекций. Со­

ставление карты Карелии с указанием залежей полезных

ископаемых. Краски из природного сырья: синие, жел­ тые, черные, бронзовые, зеленоватые, блестящие. Полу­ чение красок в лаборатории. Развитие лесохимии в Ка­ релии, использование лесных отходов. Составление диа­

грамм, коллекций, схем на тему «Лесохимия Карелии».

Исследование химического состава Марциальной воды. Растения Карелии: красители, эфиро-масличные, лекар­ ственные, витаминные, инсектицидные, индикаторы, «ру­ дознатцы». Составление гербариев, описание свойств

и применение этих растений. Изготовление коллекций:

«Полезные ископаемые Карелии», «Природные строи­ тельные и облицовочные материалы Карелии», «Поде­

лочные камни Карелии».

Методика проведения занятия кружка

по теме: «Исследование химического состава воды ку­

рорта «Марциальные воды». Организуется экскурсия к Марциальным источникам. Рассказывается об истории

их открытия, о минеральных водах вообще и особен­ ностях Марциальной воды.

Вода считается минеральной, если в 1 литре ее содер­ жится более 1 грамма растворенных твердых веществ

или не менее 0,25 грамма растворенных газообразных

веществ (углекислота, сероводород), а также если в ней

содержатся редко встречающиеся элементы (марганец,

железо, бром, йод, мышьяк, радиоактивные элементы и др.), обладающие лечебным действием. Для них тоже определены нормы. Для железа она составляет не менее 10 миллиграммов на 1 литр воды. Марциальные воды по своему химическому составу относятся к железистым азотным гидрокарбонатно-сульфатным минеральным водам, содержащим натрий, магний, кальций, марганец и следы мышьяка. Главная их ценность — в высокой кон­ центрации активного двухвалентного железа.

В каждом

из четырех

источников — вода

различной

минерализациимгіл.

. Так, в 1-м источнике она наименее мине­

рализована,

содержание

железа мгілв ,

ней

составляет

17—18 мг/л.

Во 2-м источнике

содержание

железа —

40—50

В 3-м источнике —

85

в водемгілего. име­

ются ионы Ca++, Mg++, SO4—. Наиболее богат 4-й

источ­

ник, содержание в нем железа составляет 95

 

При

соприкосновение с кислородом

воздуха

активное

двух­

37


валентное железо Марциальной воды переходит в трех­ валентное и образуется буро-желтый осадок гидроокиси

железа. Это природная минеральная краска — охра.

Скапливаясь в долине ручья Раударгия, она образовала здесь промышленные запасы.

Анализ воды производится непосредственно около источников с помощью походной лаборатории. Берут

8 пробирок и на каждой отмечается чертой любой точный

объем, например, 9 миллилитровРеактивы — железо­ синеродистый калий K3[Fe (CN)6] (красная кровяная

соль) и железистосинеродистый калий K4[Fe (CN)6] (жел­

тая кровяная соль).

Пробирку до черты наполняют Марциальной водой из

источника и пипеткой прибавляют 5—6 капель раствора красной кровяной соли. Цвет получаемого соединения

с водой из каждого источника различен-—от прозрачного

голубовато-зеленого (1-й источник) до непрозрачного темно-синего (4-й источник). Интенсивность окраски

характеризует наличие в данной воде двухвалентного же­ леза Fe+2+ K3[Fe (CN)6]—> Fe3[Fe(CN)6]2 — турнбул-

лева синь, осадок нерастворим в кислотах.

Затем берут тот же объем марциальной воды, что для

определения катионов двухвалентного железа и пипет­

кой добавляют 5—6 капель раствора желтой кровяной

соли. Цвет проб из четырех источников меняется не рез­

ко, так как ионы двухвалентного железа не успели окис­ литься до трехвалентного. Если дать воде постоять на

воздухе, то цвет соединений станет более интенсивным. Получается Fe+3 + KJFe(CN)6]—^Fe4[Fe(CN)6]3, берлин­

ская лазурь, осадок нерастворим в кислотах.

После проведенияСодержание

анализовНаличиесоставляется таблица.

двухвалентного

двухвалентного

Наличие трехвалентного

источника

железа в мар­

железа. Реактив

ж’елеза. Реактив

 

циальной воде

Ka [Fe (CN)fi]

K1 [Fe (CN)8I

1-й

18

голубовато-зе­

зеленовато-голу­

2-й

45

леный

бой

голубой

зелено-голубой

3-й

85

ярко-голубой

светлый

зелено-голубой

4-й

95

темно-синий

зелено-голубой

 

 

 

яркий

38