ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Ефремов А. Н. Больше внимания научно-атеистическому воспитанию школьников. «Химия в школе», 1970, № 5, стр. 27.
Кульский Л. А. Серебряная вода, ее свойства и примене ние. Киев, Изд. АН УССР, (1962.
Научно-атеистическое воспитание в процессе преподавания хи мии. «Химия в школе», 1955, № 1, стр. 3.
Мезенцев В. А. Есть ли чудеса в природе? «Московский рабочий», Μ., 1967.
P ы н к е в и ч Μ. С. Научно-атеистическое воспитание при изу чении химии в школе. Минск, 1964.
Смирнов А. Д. «Серебряная вода». «Химия в школе», 1959, № 5, стр. 49.
Стрельцов Б., Хромов В. Легенды о самоцветах. «Наука и жизнь», 1971, № 7, стр. 55.
Ферсман А. Е. Камни и суеверия. «Наука и жизнь», 1967, № 5, стр. 33.
Фигуровский Н, А. Химия обличает. «Советская Россия», 1962, стр. 54.
Кружок истории химии
Вобъяснительной записке к программам сказано:
«Одним из принципов в преподавании химии должен
быть исторический подход к раскрытию понятий, теорий, законов. Привлекая исторический материал, следует зна
комить учащихся с тем, как добываются в науке знания, как возникают и разрешаются при этом противоречия,
какое влияние на развитие науки оказывают вопросы практики, какой вклад в сокровищницу научного знания внесли выдающиеся ученые-химики»1.
Вразвитии интереса к химии исторический кружок дает неограниченные возможности, и успех его работы зависит от тех средств, которые применяет учитель для
возбуждения мысли и интереса школьника.
Изучение биографий ученых, знакомство с фактами из истории науки, проведение исторических опытов, реше ние задач с историческим содержанием — все это позво
ляет провести широкий исторический обзор отдельных
проблем науки. Большое значение имеет освещение вы
дающихся эпох, которые явились поворотными пунктами
истории развития науки (Французской революций 1789 года, Великой Октябрьской революции).
Занятие в кружке носит тематический характер. Это
может быть решение задач с историческим содержанием,
1 Программа восьмилетней школы. Химия. «Просвещение», Μ.,
1974, стр. 4.
43
выполнение химических опытов, имеющих в науке исто
рическое значение, изготовление тематических коллек
ций по истории химии и многое другое. Возможны сооб щения учителя или учащихся по отдельным вопросам из
истории химии (открытия в науке, методы выполнения какого-то опыта с демонстрацией или практической ра
ботой). Занятия могут быть посвящены знакомству с био графиями ученых-химиков, изготовлению наглядных по
собий, работе с литературными материалами, наконец,
это могут быть экскурсии, конференции, кинофильмы, ве чера и пр. Время, затрачиваемое на проведение одного
занятия, должно быть не более 1 —1,5 часа.
Содержание работы кружка. Решение химических за
дач исторического содержания *. Выполнение историче
ских опытов12. Сообщения, посвященные ученым-хими кам, вопросам об открытиях, методах выполнения како
го-то исторического опыта (сообщение сопровождается
демонстрацией опыта). Информации о новых книгах,
статьях, обзоры журналов, содержащих материалы по
истории химии. Составление картотеки по истории хи мии. Изготовление наглядных пособий. Экскурсии. Про
ведение конференций. Просмотр кинофильмов. Органи
зация и проведение вечеров по химии с исторической
тематикой. Проведение вечеров, посвященных жизни и научной деятельности ученых-химиков. Составление
викторин по истории химии. Изготовление тематических коллекций по истории химии (почтовых марок, откры
ток, книг, иллюстраций). Выпуск стенных газет, бюллете
ней, журналов, альбомов, сборника рассказов-загадок,
рассказов-задач по истории химии. Сбор материалов по темам: «Самые первые в истории химии», «Почему мы
так говорим?», «Интересные факты из истории химии».
Оформление школьного уголка, стендов по истории хи мии. Чтение лекций по истории химии для школьников
и |
родителей. |
|
|
Я. |
1 |
Задачи с историческим содержанием взяты из сб.: |
|
Л. |
Гольдфарб, Ю. |
В. Xo даков. Задачи и упражнения по |
|
химии для средней школы. |
«Просвещение», Μ., 1971. |
||
|
2 |
Если около названия опыта в скобках приводится номер, то тех |
нику и методику описания опыта следует искать в книге: Г. Фоулз. Лекционные опыты по химии. Учпедгиз, Μ., 1962, под тем же номе ром. Фамилии и даты, стоящие в скобках рядом с названием опыта, указывают автора и год, когда было сделано открытие.
44
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛОВ ИЗ ИСТОРИИ
ХИМИИ ВО ВЗАИМОСВЯЗИ C УЧЕБНОЙ ПРОГРАММОЙ.
ПЛАНЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ
7-й класс
Тема 1. Первоначальные химические понятия
Разделы темы, содержащие |
Содержание внеклассной работы |
||
вопросы истории химии |
|||
Предмет химии |
Первые шаги химии. Химия |
у народов |
|
|
|
древности |
|
§ 7. |
Химические ре |
Исторические опыты |
|
акции |
вокруг нас |
|
|
§ 8. |
Атомы |
Д. Дальтон и его учение |
об атомах |
§9. Атомный вес Μ. В. Ломоносов и атомное учение
§13. Атомно-молеку Составление химических формул Даль
лярное учение |
|
тона |
|
§ |
14. Знаки |
химиче |
История происхождения названий неко |
ских |
элементов |
|
торых химических элементов |
§ |
16. Закон |
сохране |
Μ. В. Ломоносов, его жизнь и деятель |
ния массы веществ |
ность |
||
|
|
|
Теория флогистона. Опыты по доказа |
|
|
|
тельству закона сохранения массы ве |
|
|
|
ществ |
Занятие 1-е (организационное). Первые шаги химии.
План. Решение организационных вопросов. Знаком ство школьников с содержанием и планом внеклассной работы по истории химии. Сообщение учителя о разви
тии химии. Некоторые опыты, имеющие историческое зна чение (демонстрирует учитель) — опыт Д. Пристли,
1774 г.; опыт Г. Кавендиша, 1766 г. (учебник для 7—8кл., §19,34).
Занятие 2-е. Учение об атомах.
План I. Доклады и сообщения: Д. Дальтон и его
учение об атомах. Μ. В. Ломоносов — предшественник
Д. Дальтона в развитии атомного учения. II. Практиче
ские работы: Изготовление химических символов по
Д. Дальтону (1808 г.). Составление химических формул
Д. Дальтона. III. Решение задачи № 1—22.
45
Занятие 3-є. Химические элементы и их названия.
План I. Доклады и сообщения: Происхождение на
званий химических элементов (некоторые примеры). От куда произошло слово «элемент»? Происхождение слова
«азот». Химические элементы, названные в честь ученых. II. Практическая работа: Составление календаря знаме нательных дат по истории химии на учебный год. III. Ре
шение задачи № 1—20.
Занятие 4-е. Μ. В. Ломоносов и закон сохранения мас
сы веществ.
План: I. Доклады и сообщения: Μ. В. Ломоносов,
жизнь и научная деятельность (с демонстрацией фото
графий через эпидиаскоп). II. Практические работы: Из
готовление приборов для экспериментального доказа
тельства закона сохранения веса веществ. Выполнение
опытов, подтверждающих закон сохранения массы ве
ществ.
ЛИТЕРАТУРА:
Арский И. П. Прибор для экспериментального доказатель ства закона сохранения веса веществ. «Химия в школе», 1960, № 1, стр. 69.
Балезин С. А. Великий русский химик Μ. В. Ломоносов. Книга для чтения по химии. Ч. 1, Учпедгиз, Μ., 1955, стр. 68.
Волков В. А. «Химия» начиналась так... «Химия и жизнь», 1968, № 11, стр. 30.
Джу а Μ. История химии. «Мир», Μ., 1966. |
|
Уч |
|
Диогенов Г. Г. |
История открытия химических элементов. |
||
педгиз, Μ., 1960. |
|
и жизнь», |
1969, |
Ж оф фру а Э. Ф. Чудеса алхимии. «Химия |
|||
№ 2, стр. 58. 60. |
И. И. История химических символов и |
фор |
|
Искольдский |
|||
мул в России. «Химия в школе», 1954, № 2, стр. 16. |
|
|
|
Карелин П. H. |
К 200-летию со дня. рождения Джона Даль |
||
тона. «Химия в школе», 1966, № 5, стр. 19. |
для чтения по |
||
Морозов И. А. |
Первые шаги химии. Книга |
химии. Ч. 1. Учпедгиз, Μ., 1955, стр. 19.
Павленко Μ. Μ. Демонстрационные опыты, иллюстрирую щие закон Μ. В. Ломоносова. «Химия в школе», 1956, № 6, стр. 46.
Парменов К. Я- Химия у культурных народов древности. Книга для чтения по химии. Ч. 1. Учпедгиз, Μ., 1955, стр. 8.
П а X о р у к о в Н. И. |
Ломоносов в портретах, |
иллюстрациях |
и.документах. «Химия в школе», 1961, № 4, стр. 11. |
учение об ато |
|
Сморгонский Л. |
Μ. Джон Дальтон и его |
мах. Книга для чтения по химии. Ч. 1, Учпедгиз, Μ., 1955, стр. 96. Фигуровский Н. А. Открытие элементов и происхождение
их названий. «Наука», Μ., 1970.
Чугаев Л. А. Теория флогистона. Книга для чтения по хи мии. Ч. 1. Учпедгиз, Μ., 1955, стр. 46.
46
Тема II. Кислород. Окислы. Горение
Разделы |
темы, содержащие |
Содержание внеклассной работы |
||
вопросы истории химии |
||||
§ 20. |
Кислород |
История открытия кислорода. Историче |
||
|
|
ские опыты, связанные с открытием кисло |
||
|
|
рода |
|
|
§ 24. Получение кис |
|
|
|
|
лорода |
|
|
|
|
§ 26. |
Состав воздуха |
Изучение качественного состава возду |
||
|
|
ха. Двенадцатидневный опыт А. Л. Ла |
||
|
|
вуазье. Исторические опыты по |
определе |
|
|
|
нию состава воздуха. Работы Μ. В. Ломо |
||
|
|
носова, связанные |
с прокаливанием метал |
|
|
|
лов. Открытие инертных газов и их при |
||
|
|
менение |
|
|
§ 27. Горение и мед |
Исторические опыты, связанные с горе |
|||
ленное |
окисление |
нием. Конференция по книге Μ. Фарадея |
||
|
|
«История свечи». |
Проведение |
вечера на |
|
|
тему: «Огонь в жизни человека» |
|
Занятие 5-е. Открытие кислорода и его получение. План. I. Доклады и сообщения: История открытия
кислорода. Кому принадлежит первенство открытия кис
лорода в мире и в Европе? Историческая обстановка
в период открытия кислорода. II. Практические работы: Опыт Д. Пристли по открытию кислорода, 1774 г. (№30).
Жидкий хамелеон (реакция разложения манганата ка лия под действием кислорода воздуха). Опыт К. В. LUe-
еле, 1774 г. (№ 69). Каталитическое действие двуокиси
марганца. Опыт Д. В. Доберейнера, 1832 (№ 32). III.
Просмотр кинофильма «Кислород и его применение».
Занятие 6-е. Воздух.
План. I. Доклады и сообщения: Качественный со став воздуха. Роль воздуха при горении (исследования
M .В. Ломоносова). «Двенадцатидневный опыт» А. Л. Ла
вуазье. |
Открытия инертных газов и |
их применение. |
|
II. Практическая работа: Изготовление модели установ |
|||
ки дляЗанятиеизучения7-е. |
опыта А. Л. Лавуазье |
по определению |
|
состава |
воздуха |
(№ 70). |
|
Горение.
План. I. Конференция по книге Μ. Фарадея «Исто
рия свечи». II. Демонстрационные опыты по горению
47
(проводит учитель): Горение свечи под колоколом. Опыт Д. Мейова, 1674 г. (№ 64). Горение фосфора в закрытом сосуде. Опыт К- В. Шееле, 1777 г. (№ 67). Опыт Д. При
стли |
с |
растением, 1772 г. (№ 65). III. Решение задач |
||||||||||||
№ 2—9. |
|
|
|
|
ЛИТЕРАТУРА: |
|
|
|
||||||
Лавуазье А. Л. Анализ атмосферного воздуха. Книга для |
||||||||||||||
чтения по химии. Ч. 1, Учпедгиз, Μ., 1955, стр. 159. |
|
|
||||||||||||
Николаев В. Н. |
Жидкий хамелеон. «Химия в школе» (опыт |
|||||||||||||
Шееле, 1774 г.), 1966, № 5, стр. 65. |
|
|
|
|
|
по химии. |
||||||||
Фарадей Μ. |
Как горит |
свеча? Книга для чтения |
||||||||||||
Ч. 1, Учпедгиз, Μ., 1955, стр. 167. |
|
|
|
1956. |
|
|
||||||||
Фарадей Μ. История свечи. Детгиз, Μ., |
|
Μ., 1962, |
||||||||||||
Фоѵлз |
Г. |
Лекционные опыты по |
химии. |
Учпедгиз, |
||||||||||
№ 30, |
32, |
64, |
65, |
67, |
70. |
Рассказы |
о |
веществах-невидимках. Детгиз, |
||||||
Ходаков Ю. В. |
||||||||||||||
Μ., 1955. |
|
|
|
|
Общая и |
неорганическая химия. |
Учпедгиз, |
|||||||
Ходаков Ю. В. |
||||||||||||||
Μ., 1959, стр. 197. |
|
Как рождаются научные открытия. |
«Наука», |
|||||||||||
Ходаков Ю. В. |
||||||||||||||
Μ., 1964, сто. 41. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
Тема III. Водород. Кислоты. Соли |
|
|||||||||
Разделы |
темы, |
содержащие |
|
Содержание внеклассной работы |
||||||||||
вопросы истории химии |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
§ 31. |
Получение водо |
История |
открытия |
водорода. |
Водород |
|||||||||
рода |
|
|
|
|
|
|
в воздухоплавании. |
Исторические опыты. |
||||||
|
|
|
|
|
|
Изготовление |
аппаратов |
для |
получения |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
водорода |
|
|
|
|
|
|
|
§ 34. |
Кислоты |
|
|
Индикаторы |
растительного происхожде |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
ния |
и |
химического |
синтеза. |
Экскурсия |
|||
|
|
|
|
|
|
|
в природу за растениями-индикаторами. |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
Приготовление |
лакмусовой |
бумаги и рас |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
тительных индикаторов. Электрохимиче |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
ский ряд металлов. Опыты H. Н. Бекетова |
|||||||
§ 35. Состав кислот. |
Т. |
Е. |
Ловиц — основоположник микро |
|||||||||||
Соли |
|
|
|
|
|
|
химического |
анализа. |
Исследование формы |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
кристаллов под микроскопом для анализа |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
солей |
(по Ловицу) |
|
|
|
Занятие 8-е. Открытие водорода и изучение его
свойств.
План. I. Доклады и сообщения: Как был открыт водород? Водород в воздухоплавании. II. Практические
48