Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В заключение необходимо подробно рассказать о заземлении корпусов трансформаторов и технике безопасности при работе с ними.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Как оборудовать пост для сварки на переменном токе?

2.Расскажите, как устроен сварочный трансформатор?

3.Как регулируется сила сварочного тока у трансформатора?

4.Для чего заземляют корпуса трансформаторов?

5.Изложите правила техники безопасности при обслуживании сварочных трансформаторов.

Д о м а ш н е е з а д а н и е Стр. 36—41 (1), стр. 10—19 (2).

Подтема

ОБОРУДОВАНИЕ ПОСТА ПРИ СВАРКЕ НА ПОСТОЯННО?/:

ТОКЕ

 

Наглядные пособия

 

 

Плакат — Сварочный преобразователь. Рис. 18 (1).

19 (1).

Плакат — Электрическая

схема преобразователя.

Рис.

 

План занятий

 

 

1.

Понятие об устройстве сварочного преобразователя.

 

2.

Включение, выключение и регулирование сварочного тока.

3.

Общие сведения об

устройстве сварочного

выпрямителя.

Методические указания

Ознакомление учащихся с оборудованием сварочного поста для сварки на постоянном токе производится в той же последователь­ ности, что и на переменном. Урок лучше провести на производстве или в учебных мастерских, пользуясь учебным разборным преоб­ разователем. Производя с помощью учащихся частичную разбор­ ку преобразователя, следует обратить их внимание на такие узлы, как якорь, обмотки возбуждения, коллектор, щетки, регулировоч­ ный реостат, клеммную доску, выключатель, а если имеется в дан­ ном преобразователе, то и на селеновый выпрямитель. Во всяком случае пояснять нужно более подробно те части и узлы, с которы­ ми учащимся придется иметь дело в процессе их работы. Особо следует остановиться на способах регулирования силы сварочного тока. Обычно в преобразователях их бывает два: грубый и плав­ ный. Каждый из них надо пояснить и показать процесс регулиров­ ки на преобразователе. Чтобы уяснить, как учащиеся усвоили технику регулировки тока, следует поручить одному-двум учащим­ ся установить заданной величины сварочный ток. Об электрических схемах преобразователя нужно сказать очень кратко, так как этот вопрос более подробно будет излагаться в дальнейшем.

13


Аналогичным образом следует познакомить учащихся со сва* рочными выпрямителями. Если учебных разборных выпрямителей нет, то изучение их можно вести в классе по плакатам.

В заключение обязательно необходимо подробно остановиться на технике безопасности при работе со сварочными преобразова­ телями и сварочными выпрямителями.

Если учащимся придется работать на сварочных агрегатах, спаренных с двигателями внутреннего сгорания, то ознакомление с ними ведется в такой же последовательности.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1. Как оборудовать сварочный пост для сварки на постоянном токе?

2.Расскажите, как устроен сварочный преобразователь.

3.Расскажите, как устроен сварочный выпрямитель.

4.Что собой представляет сварочный агрегат?

5.Как регулируется сварочный ток у преобразователей, выпрямителей и сва­ рочных агрегатов?

6.Для чего заземляют корпуса источников питания сварочной дуги?

7.Изложите правила техники безопасности при обслуживании сварочных преобразователей, выпрямителей и агрегатов.

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 33—36 (1), стр. 19—22 (2).

Подтема

ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЭЛЕКТРОСВАРЩИКА

Наглядные пособия

Плакат — Электрододержатели разных типов. Рис. 23 (1). Плакат — Маска и щиток сварщика. Рис. 24 (1).

Таблицы — Выбор типов защитных стекол и сечений сварочных

проводов. Стр. 44 (1).

;

Образцы электрододержателей, щитков,

масок, инструмента,

приспособлений, сварочных проводов и контактных наконечников.

План занятий

1.Электрододержатели.

2.Щитки, маски и защитные стекла.

3.Сварочные провода и контактные наконечники.

4.Спецодежда.

5.Сборочные приспособления

Методические указания

С приспособлениями и инструментом электросварщика учащие­ ся уже частично познакомились на занятиях по производственному обучению. Здесь же следует углубить их знания и познакомить с

14


различными типами электрододержателей, сварочными проводами, несложными сборочными приспособлениями. Надо пояснить уча­ щимся назначение щитков и масок, указать на случаи их приме­ нения, рассказать, какие бывают светофильтры (защитные стекла), как они выбираются, еще раз пояснить назначение стальных ще- -foK, зубил, молотков. Нужно ознакомить учащихся с устройством различных типов сварочных проводов, кабельных наконечников и контактных зажимов. Надо пояснить, как выбирается сечение сва­ рочных проводов и кабельных наконечников. Целесообразно пору­ чить нескольким учащимся выбрать по таблице необходимое сечение сварочного провода в зависимости от силы сварочного тока.

Следует подробно рассказать о назначении спецодежды и про­ демонстрировать на одном из учащихся правильное ее ношение.

В заключение можно остановиться на несложных сборочных приспособлениях. Показать их в натуру или на плакатах, указать на случаи их применения.

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.

Назовите инструмент и приспособления, применяемые электросварщиком.

2.

Как выбирается марка защитных светофильтров?

3.

Опишите устройство наиболее распространенных электрододержателей.

4.Расскажите о назначении спецодежды и правильном ее ношении.

5.Как и в зависимости от чего выбирается поперечное сечение сварочного провода?

6.Каково назначение сборочных приспособлений?

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 41—45 (1), стр. 22—27 (2).

Т е м а 5

СВАРОЧНАЯ ДУГА И ЕЕ СВОЙСТВА

Эта тема является одной из основных, так как для успешного усвоения процессов, происходящих при электродуговой сварке, надо хорошо знать теорию сварочной дуги. Подробное и доходчи­ вое изложение материала этой темы даст возможность учащимся понять многие явления, происходящие при дуговой сварке. Тема содержит большое количество теоретического материала, при изу­ чении которого необходимо знать новую терминологию, связанную с явлениями, происходящими в сварочной дуге. Термины, впервые встречающиеся на уроках, следует подробно пояснять и отражать их в конспектах учащихся.

Всю тему рекомендуется разбить на следующие подтемы:

1.Основные сведения о сварочной дуге.

2.Влияние магнитных полей на дугу.

3.Плавление и перенос металла в дуге.

4.Тепловое действие дуги.

15


Подтема

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВАРОЧНОЙ ДУГЕ

 

Наглядные пособия

 

Плакат

Схемы электрических сварочных дуг. Рис.

25 (1).

Плакат

Схема строения дуги. Рис. 26 (1).

горения

 

 

Плакат — Схема

 

 

дуги. Рис. 3 настоящего посо­

 

 

бия.

 

 

 

Плакат — Формы статиче-

 

 

ристики дуги. Рис. 4 настояще­

 

 

го пособия.

 

 

 

Таблица — Потенциалы воз­

 

 

буждения и ионизации различ­

 

 

ных элементов. Табл. 2 (2).

 

 

Учебный кинофильм — «Сва­

Рис. 3. Схема горения сварочной дуги

рочная дуга», 1 часть,

1971 г.

План занятий

1.Основные физические явления в дуге.

2.Строение сварочной дуги.

3.Статическая (вольтамперная) характеристика дуги.

Методические указания

Начать урок следует с определения сварочной дуги. Надо срав­ нить ее с искрой (можно с молнией), отметить, что дуга является не кратковременным, а длительным электрическим разрядом между двумя электродами в газовой среде. Она имеет очень высокую тем­ пературу и используется для расплавления металла. Нужно ска­ зать, что она была открыта русским ученым В. В. Петровым, а по­ этому называется дугой Петрова.

По плакату следует пояснить, что электросварочная дуга может быть прямого, косвенного и комбинированного действия, надо ука­ зать на случаи их применения. Затем можно перейти к рассмотре­ нию физических явлений в дуге. Восстановив в памяти учащихся путем опроса такие понятия как проводник и изолятор, надо отметить, что газы в обычном состоянии не проводят электрическо­ го тока, то есть являются изоляторами. Для того чтобы они стали проводниками, их надо ионизировать. Поясняя процесс ионизации, необходимо вычертить на доске схему атома и пояснить его строе­ ние. Необходимо дать определение электрону, иону, сказать, что та­ кое свободны^ электроны и как они образуются. Надо перечислить способы ионизации и пояснить их сущность. Затем можно дать опре-

'деление потенциала ионизации и назвать величину потенциала ионизации некоторых элементов. Усвоение учащимися потенциала

16


ионизации поможет им в дальнейшем понять назначение мела, гранита, поташа и других ионизирующих веществ, вводимых в

состав электродных покрытий.

После этого следует рассмотреть схему горения дуги (рис. 3) и схему строения дуги, назвать ее основные участки, кратко охарак­

теризовать

процессы,

протекающие

 

 

 

 

 

 

в них, указать на величину падения

 

 

 

 

 

 

напряжения на аноде, в столбе дуги

 

 

 

 

 

 

и на катоде. На доске нужно напи­

 

 

 

 

 

 

сать формулу общего

падения на­

 

 

 

 

 

 

пряжения на дуге и пояснить ее

 

 

 

 

 

 

структуру. После того как учащие­

 

 

 

 

 

 

ся получат ясное представление о

 

 

 

 

 

 

напряжении

на

основных участках

 

 

 

 

 

 

дуги, можно перейти к

статической

 

 

 

 

 

 

(вольтамперной)

характеристике

Рис. 4. Формы статической (вольт­

дуги. Надо дать определение стати­

ческой характеристики дуги, приве­

амперной) характеристики дуги:

а — для дуги длиной 2 мм, б — для ду­

сти ее форму (рис. 4), пояснить, как

ги длиной 3 мм;

1 — участок,

характер­

изменяется

форма характеристики

ный

для ручной

дуговой сварки. 2 —

участок, характерный для автоматиче­

в зависимости от длины дуги, и рас­

ской

сварки

 

под

флюсом

толстой

электродной

проволокой на

малых и

сказать, какие

участки характери­

средних плотностях

тока, 3 — участок,

стики дуги характерны

при различ­

характерный

для

полуавтоматической

сварки под флюсом и в защитных га­

ных способах сварки.

 

зах тонкой электродной проволокой на

 

 

больших плотностях тока

В конце занятий необходимо ос-

 

 

 

 

 

 

тановиться на особенностях горения дуги на постоянном и переменном токе, указать на факторы, влия­

ющие на устойчивость горения дуги, и рассказать о полярности дуги. •

По окончании изучения всей подтемы желательно показать уча­ щимся учебный кинофильм «Сварочная дуга».

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Что называется электрической сварочной дугой?

2.В чем состоит процесс ионизации газов?

3.Назовите основные участки электрической дуги и опишите процессы, происходящие в них.

4.Каково падение напряжения на основных участках дуги?

5.Дайте определение статической (вольтамперной) характеристики дуги и начертите ее форму.

6.Изложите особенности горения дуги на переменном токе.

7.Что такое прямая и обратная полярность?

Д о м а ш н е е з а д а н и е Стр. 46—54 (1), стр. 28—43 (2).

Подтема

ВЛИЯНИЕ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА ДУГУ

Наглядные пособия

 

Плакат — Влияние места

токршдвода._.на отклонение дуги. )

Рис. 5 настоящего пособия.

•* »-*ая

8

Заказ 205

iа*& СССР

17

ЭКСШ МПЛЯР

Ч И,ТА Л Ь Ч < Л " f?r я л л д