Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 47
Скачиваний: 0
В заключение необходимо подробно рассказать о заземлении корпусов трансформаторов и технике безопасности при работе с ними.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1.Как оборудовать пост для сварки на переменном токе?
2.Расскажите, как устроен сварочный трансформатор?
3.Как регулируется сила сварочного тока у трансформатора?
4.Для чего заземляют корпуса трансформаторов?
5.Изложите правила техники безопасности при обслуживании сварочных трансформаторов.
Д о м а ш н е е з а д а н и е Стр. 36—41 (1), стр. 10—19 (2).
Подтема
ОБОРУДОВАНИЕ ПОСТА ПРИ СВАРКЕ НА ПОСТОЯННО?/: |
ТОКЕ |
|||
|
Наглядные пособия |
|
|
|
Плакат — Сварочный преобразователь. Рис. 18 (1). |
19 (1). |
|||
Плакат — Электрическая |
схема преобразователя. |
Рис. |
||
|
План занятий |
|
|
|
1. |
Понятие об устройстве сварочного преобразователя. |
|
||
2. |
Включение, выключение и регулирование сварочного тока. |
|||
3. |
Общие сведения об |
устройстве сварочного |
выпрямителя. |
Методические указания
Ознакомление учащихся с оборудованием сварочного поста для сварки на постоянном токе производится в той же последователь ности, что и на переменном. Урок лучше провести на производстве или в учебных мастерских, пользуясь учебным разборным преоб разователем. Производя с помощью учащихся частичную разбор ку преобразователя, следует обратить их внимание на такие узлы, как якорь, обмотки возбуждения, коллектор, щетки, регулировоч ный реостат, клеммную доску, выключатель, а если имеется в дан ном преобразователе, то и на селеновый выпрямитель. Во всяком случае пояснять нужно более подробно те части и узлы, с которы ми учащимся придется иметь дело в процессе их работы. Особо следует остановиться на способах регулирования силы сварочного тока. Обычно в преобразователях их бывает два: грубый и плав ный. Каждый из них надо пояснить и показать процесс регулиров ки на преобразователе. Чтобы уяснить, как учащиеся усвоили технику регулировки тока, следует поручить одному-двум учащим ся установить заданной величины сварочный ток. Об электрических схемах преобразователя нужно сказать очень кратко, так как этот вопрос более подробно будет излагаться в дальнейшем.
13
Аналогичным образом следует познакомить учащихся со сва* рочными выпрямителями. Если учебных разборных выпрямителей нет, то изучение их можно вести в классе по плакатам.
В заключение обязательно необходимо подробно остановиться на технике безопасности при работе со сварочными преобразова телями и сварочными выпрямителями.
Если учащимся придется работать на сварочных агрегатах, спаренных с двигателями внутреннего сгорания, то ознакомление с ними ведется в такой же последовательности.
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1. Как оборудовать сварочный пост для сварки на постоянном токе?
2.Расскажите, как устроен сварочный преобразователь.
3.Расскажите, как устроен сварочный выпрямитель.
4.Что собой представляет сварочный агрегат?
5.Как регулируется сварочный ток у преобразователей, выпрямителей и сва рочных агрегатов?
6.Для чего заземляют корпуса источников питания сварочной дуги?
7.Изложите правила техники безопасности при обслуживании сварочных преобразователей, выпрямителей и агрегатов.
Д о м а ш н е е з а д а н и е
Стр. 33—36 (1), стр. 19—22 (2).
Подтема
ИНСТРУМЕНТ И ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ЭЛЕКТРОСВАРЩИКА
Наглядные пособия
Плакат — Электрододержатели разных типов. Рис. 23 (1). Плакат — Маска и щиток сварщика. Рис. 24 (1).
Таблицы — Выбор типов защитных стекол и сечений сварочных
проводов. Стр. 44 (1). |
; |
Образцы электрододержателей, щитков, |
масок, инструмента, |
приспособлений, сварочных проводов и контактных наконечников.
План занятий
1.Электрододержатели.
2.Щитки, маски и защитные стекла.
3.Сварочные провода и контактные наконечники.
4.Спецодежда.
5.Сборочные приспособления
Методические указания
С приспособлениями и инструментом электросварщика учащие ся уже частично познакомились на занятиях по производственному обучению. Здесь же следует углубить их знания и познакомить с
14
различными типами электрододержателей, сварочными проводами, несложными сборочными приспособлениями. Надо пояснить уча щимся назначение щитков и масок, указать на случаи их приме нения, рассказать, какие бывают светофильтры (защитные стекла), как они выбираются, еще раз пояснить назначение стальных ще- -foK, зубил, молотков. Нужно ознакомить учащихся с устройством различных типов сварочных проводов, кабельных наконечников и контактных зажимов. Надо пояснить, как выбирается сечение сва рочных проводов и кабельных наконечников. Целесообразно пору чить нескольким учащимся выбрать по таблице необходимое сечение сварочного провода в зависимости от силы сварочного тока.
Следует подробно рассказать о назначении спецодежды и про демонстрировать на одном из учащихся правильное ее ношение.
В заключение можно остановиться на несложных сборочных приспособлениях. Показать их в натуру или на плакатах, указать на случаи их применения.
|
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы |
1. |
Назовите инструмент и приспособления, применяемые электросварщиком. |
2. |
Как выбирается марка защитных светофильтров? |
3. |
Опишите устройство наиболее распространенных электрододержателей. |
4.Расскажите о назначении спецодежды и правильном ее ношении.
5.Как и в зависимости от чего выбирается поперечное сечение сварочного провода?
6.Каково назначение сборочных приспособлений?
Д о м а ш н е е з а д а н и е
Стр. 41—45 (1), стр. 22—27 (2).
Т е м а 5
СВАРОЧНАЯ ДУГА И ЕЕ СВОЙСТВА
Эта тема является одной из основных, так как для успешного усвоения процессов, происходящих при электродуговой сварке, надо хорошо знать теорию сварочной дуги. Подробное и доходчи вое изложение материала этой темы даст возможность учащимся понять многие явления, происходящие при дуговой сварке. Тема содержит большое количество теоретического материала, при изу чении которого необходимо знать новую терминологию, связанную с явлениями, происходящими в сварочной дуге. Термины, впервые встречающиеся на уроках, следует подробно пояснять и отражать их в конспектах учащихся.
Всю тему рекомендуется разбить на следующие подтемы:
1.Основные сведения о сварочной дуге.
2.Влияние магнитных полей на дугу.
3.Плавление и перенос металла в дуге.
4.Тепловое действие дуги.
15
Подтема
ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СВАРОЧНОЙ ДУГЕ
|
Наглядные пособия |
|
|
Плакат |
Схемы электрических сварочных дуг. Рис. |
25 (1). |
|
Плакат |
Схема строения дуги. Рис. 26 (1). |
горения |
|
|
|
Плакат — Схема |
|
|
|
дуги. Рис. 3 настоящего посо |
|
|
|
бия. |
|
|
|
Плакат — Формы статиче- |
|
|
|
ристики дуги. Рис. 4 настояще |
|
|
|
го пособия. |
|
|
|
Таблица — Потенциалы воз |
|
|
|
буждения и ионизации различ |
|
|
|
ных элементов. Табл. 2 (2). |
|
|
|
Учебный кинофильм — «Сва |
|
Рис. 3. Схема горения сварочной дуги |
рочная дуга», 1 часть, |
1971 г. |
План занятий
1.Основные физические явления в дуге.
2.Строение сварочной дуги.
3.Статическая (вольтамперная) характеристика дуги.
Методические указания
Начать урок следует с определения сварочной дуги. Надо срав нить ее с искрой (можно с молнией), отметить, что дуга является не кратковременным, а длительным электрическим разрядом между двумя электродами в газовой среде. Она имеет очень высокую тем пературу и используется для расплавления металла. Нужно ска зать, что она была открыта русским ученым В. В. Петровым, а по этому называется дугой Петрова.
По плакату следует пояснить, что электросварочная дуга может быть прямого, косвенного и комбинированного действия, надо ука зать на случаи их применения. Затем можно перейти к рассмотре нию физических явлений в дуге. Восстановив в памяти учащихся путем опроса такие понятия как проводник и изолятор, надо отметить, что газы в обычном состоянии не проводят электрическо го тока, то есть являются изоляторами. Для того чтобы они стали проводниками, их надо ионизировать. Поясняя процесс ионизации, необходимо вычертить на доске схему атома и пояснить его строе ние. Необходимо дать определение электрону, иону, сказать, что та кое свободны^ электроны и как они образуются. Надо перечислить способы ионизации и пояснить их сущность. Затем можно дать опре-
'деление потенциала ионизации и назвать величину потенциала ионизации некоторых элементов. Усвоение учащимися потенциала
16
ионизации поможет им в дальнейшем понять назначение мела, гранита, поташа и других ионизирующих веществ, вводимых в
состав электродных покрытий.
После этого следует рассмотреть схему горения дуги (рис. 3) и схему строения дуги, назвать ее основные участки, кратко охарак
теризовать |
процессы, |
протекающие |
|
|
|
|
|
|
|
в них, указать на величину падения |
|
|
|
|
|
|
|||
напряжения на аноде, в столбе дуги |
|
|
|
|
|
|
|||
и на катоде. На доске нужно напи |
|
|
|
|
|
|
|||
сать формулу общего |
падения на |
|
|
|
|
|
|
||
пряжения на дуге и пояснить ее |
|
|
|
|
|
|
|||
структуру. После того как учащие |
|
|
|
|
|
|
|||
ся получат ясное представление о |
|
|
|
|
|
|
|||
напряжении |
на |
основных участках |
|
|
|
|
|
|
|
дуги, можно перейти к |
статической |
|
|
|
|
|
|
||
(вольтамперной) |
характеристике |
Рис. 4. Формы статической (вольт |
|||||||
дуги. Надо дать определение стати |
|||||||||
ческой характеристики дуги, приве |
амперной) характеристики дуги: |
||||||||
а — для дуги длиной 2 мм, б — для ду |
|||||||||
сти ее форму (рис. 4), пояснить, как |
ги длиной 3 мм; |
1 — участок, |
характер |
||||||
изменяется |
форма характеристики |
ный |
для ручной |
дуговой сварки. 2 — |
|||||
участок, характерный для автоматиче |
|||||||||
в зависимости от длины дуги, и рас |
ской |
сварки |
|
под |
флюсом |
толстой |
|||
электродной |
проволокой на |
малых и |
|||||||
сказать, какие |
участки характери |
средних плотностях |
тока, 3 — участок, |
||||||
стики дуги характерны |
при различ |
характерный |
для |
полуавтоматической |
|||||
сварки под флюсом и в защитных га |
|||||||||
ных способах сварки. |
|
зах тонкой электродной проволокой на |
|||||||
|
|
больших плотностях тока |
|||||||
В конце занятий необходимо ос- |
|
|
|
|
|
|
тановиться на особенностях горения дуги на постоянном и переменном токе, указать на факторы, влия
ющие на устойчивость горения дуги, и рассказать о полярности дуги. •
По окончании изучения всей подтемы желательно показать уча щимся учебный кинофильм «Сварочная дуга».
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы
1.Что называется электрической сварочной дугой?
2.В чем состоит процесс ионизации газов?
3.Назовите основные участки электрической дуги и опишите процессы, происходящие в них.
4.Каково падение напряжения на основных участках дуги?
5.Дайте определение статической (вольтамперной) характеристики дуги и начертите ее форму.
6.Изложите особенности горения дуги на переменном токе.
7.Что такое прямая и обратная полярность?
Д о м а ш н е е з а д а н и е Стр. 46—54 (1), стр. 28—43 (2).
Подтема
ВЛИЯНИЕ МАГНИТНЫХ ПОЛЕЙ НА ДУГУ
Наглядные пособия |
|
||
Плакат — Влияние места |
токршдвода._.на отклонение дуги. ) |
||
Рис. 5 настоящего пособия. |
•* »-*ая |
8 |
|
Заказ 205 |
|||
iа*& СССР |
17 |
ЭКСШ МПЛЯР
Ч И,ТА Л Ь Ч < Л " f?r я л л д