Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 50

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью этой темы является ознакомление учащихся с транспорт­ ными средствами, сборочными приспособлениями, приспособления­ ми для механизации вспомогательных работ, автоматизацией про­ цесса сварки и резки, а также с работой поточных и автоматиче­ ских линий.

Так как все изучаемые вопросы довольно тесно связаны меж­ ду собой, разбивать эту тему иа отдельные подтемы не следует.

Наглядные пособия

Плакат — Электрическая тележка с грузоподъемным краном. Рис. 95 настоящего пособия.

Плакат — Пластинчатый транспортер. Рис. 96 настоящего по­ собия.

Плакат — Подвесной крючковый конвейер. Рис. 97 настояще­ го пособия.

Плакат— Рольганг. Рис. 98 настоящего пособия.

Плакат — Приспособления для сборки и сварки решетчатых стропильных ферм. Рис. 209 (1).

Плакат — Сборочные приспособления. Рис. 211 (1). Плакат — Поворотные приспособления. Рис. 212 (1). Плакат — Роликовый стенд. Рис. 125 (2).

Плакат — Установка для автоматической сварки под флюсом цилиндрических обечаек. Рис. 207 (1).

Плакат — Поточная механизированная линия сборки и сварки обечаек. Рис. 214 (1).

Плакат — Поточная линия изготовления крышек и днищ. Рис. 99 настоящего пособия.

Плакат — Схема автоматической линии сборки и сварки авто­ мобильных колес. Рис. 100 настоящего пособия.

План занятий

1. Основные понятия и задачи механизации и автоматизации производства.

2. Механизация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.

3.Сборочно-сварочные приспособления и механизмы.

4.Автоматизация процессов сварки и резки металлов.

5.Поточные и автоматические линии.

6.Определение уровня механизации сварочного производства.

Методические указания

Приступая к изучению этой темы, прежде всего следует дать определение механизации и автоматизации производства. Надо пояснить, что механизацией производственного процесса называет­ ся замена в нем ручного труда машинами или замена менее со­ вершенных машин более совершенными. Далее надо сказать, что

11

155

Рис. 95. Электрическая тележка с грузоподъемным краном

высшей ступенью механизации является автоматизация, при кото­ рой весь производственный процесс выполняется машинами-ав­ томатами, а человек выполняет только функции наладки, управле­ ния и наблюдения за работой оборудования. Затем следует рас­ сказать о задачах механизации и автоматизации сварочного про­ изводства. Надо перечислить и пояснить следующие из них:

облегчение условий труда сборщиков и сварщиков путем заме­ ны ручного труда полу­ автоматами и автома­ тами;

сокращение дли­ тельности производст­ венного цикла в резуль­ тате уменьшения вре­ мени на сборку и уве­ личение скоростей сварки;

повышение качества сварных швов и соеди­ нений;

экономия расхода материалов и электро­ энергии;

снижение себестоимости сварных конструкций.

В ходе занятий нужно подробно остановиться на процессах механизации сборочных работ, оснастке и приспособлениях для сборки под сварку. Следует также отметить, что комплексная механизация и автоматизация сварочного производства дости­ гается в результате применения:

механизированного и электрифицированного подъемно-транс- цортного оборудования;

универсальных и специальных сборочно-сварочных приспособ­ лений и механизмов с быстродействующими зажимными устройст­ вами;

вспомогательного оборудования для установки и поворота сва­ риваемых изделий с применением механических, пневматических и гидравлических приводов;

полуавтоматического и автоматического сварочного и газоре­ зательного оборудования;

поточных и автоматических сборочно-сварочных линий.

На каждом из этих пунктов следует остановиться более по­ дробно.

Рассказывая о механизации транспортных и погрузочно-раз­ грузочных работ, в первую очередь нужно ознакомить учащих­ ся с межцеховым транспортом, предназначенным для перемеще­ ния различных грузов на территории предприятия между его цехами, а также между цехами и складами. Здесь надо указать

156


на грузовые автомобили, электрокары, троллейкары, автокары, электрические тележки с грузоподъемным краном (рис. 95), авто- п электропогрузчики. Подробно рассматривать их устройство и работу не следует, а указать только области применения в усло­ виях базового предприятия. Более подробно нужно остановиться

Рис. 96. Пластинчатый транспортер

на внутрицеховом транспорте, осуществляющем перевозку, погруз­ ку и разгрузку грузов в пределах отдельных цехов. Надо отме­ тить, что в зависимости от конкретного назначения внутрицеховой

транспорт, в свою очередь,

подразделяется на о б щ е ц е х о в о й

и м е ж о п е р а ц и о н н ы й .

Надо пояснить, что первый из них

предназначен для перевозки грузов между внутрицеховыми скла­ дами и производственными участками, а второй обеспечивает

Рис. 97. Подвесной крючковый конвейер

транспортную связь между отдельными рабочими местами. Нуж­ но сказать, что в качестве общецеховых транспортных средств, применяемых в сборочно-сварочном производстве, чаще всего ис­ пользуют мостовые крапы, кран-балки и тельферы. Подробно рас­ сматривать их не надо, а следует указать только на грузоподъем­ ность, производительность и эффективность применения. Заканчи­ вая рассмотрение этого вопроса, надо кратко остановиться на межоперационном транспорте и по плакатам познакомить учащих­

157

ся с устройством самодвижущегося пластинчатого транспортера (рис. 96) или подвесного крючкового конвейера (рис. 97), которые легко преодолевают крутые подъемы и спуски. Следует также отметить, что кроме механического, широкое распространение имеет гравитационный транспорт, при котором используется сила тяжести передвигаемого груза. Здесь надо познакомить учащих­ ся с рольгангами (рис. 98), склизами, скатами, спусками, желоба­ ми и др. Рассматривая вопрос об автоматизации процессов сварки

Рис. 98. Рольганг

и резки металлов, надо рассказать об устройстве сварочных авто­ матов для сварки под флюсом и в защитных газах, указать на их преимущества, отметить области применения. Следует в общих словах рассказать об устройстве и рабше электрошлаковых аппа­ ратов для сварки металла большей толщины, привести общие све­ дения об автоматизации процессов газопламенной обработки ме­ таллов, познакомить с автоматизацией процессов контактной сварки.

В дальнейшем можно кратко остановиться на работе поточ­ ных и автоматических линий. Надо пояснить, что поточные ли­ нии— это комплекс основного, вспомогательного, подъемно-транс­ портного и технологического оборудования, в котором отдельные операции обработки, сборки и сварки закреплены за определен­ ным оборудованием и определенными рабочими местами, распо­ ложенными по ходу технологического процесса. В качестве при­ мера можно рассказать о работе поточно-механизированной линии сборки и сварки обечаек или поточной линии изготовления кры­ шек и днищ (рис. 99). Если на базовом предприятий имеются поточные линии, то можно рассмотреть и их работу. Нужно по­ яснить, что каждая операция должна выполняться на одном или нескольких рабочих местах с таким расчетом, чтобы детали пере­ давались с одного рабочего места на другое через равные про­ межутки времени. Учащиеся должны уяснить, что в противном случае часть оборудования и рабочих мест будет перегружена, а другая часть простаивать.

Затем надо сказать, что автоматическая линия — это комп­ лекс машин и механизмов, выполняющих без непосредственного

158


7

6

5

4

J

Рис. 99. Поточная линия изготовления крышек и днищ для цилиндри­ ческих сосудов:

/ — обрезка

торца, 2 — разметка

и керновка

всех

отверстиЛ,

3 — вырезка н

сверление отверстий, 4 — сборка

фланца

с днищем,

5 —сварка

наружного шва,

6 — сварка

внутреннего шва, 7 — сборка

патрубков,

8 — приварка патрубков,

 

9 — установка и приварка

перегородок

 


участия человека производственный процесс в определенной тех­ нологической последовательности и в заданном ритме. В качестве примера можно пояснить схему работы автоматической линии сборки и сварки автомобильных колес (рис. 100). Здесь надо под­ черкнуть, что на автоматических линиях сборочно-сварочные рабо­ ты, а также передача изделия с одного рабочего места ка другое полностью автоматизированы. Рабочий только наблюдает за ра­ ботой оборудования, регулирует и налаживает отдельные меха­ низмы.

Рис. 100. Схема автоматической линии сборки и свар­ ки автомобильных колес:

1 — пресс для

сборки дисков н ободов колес, 2

наклонный

рольганг,

3 — приемный

магазин-конвейер,

4

— шаговый

транспортер,

5 — раздаточные механизмы,

6 — сварочные

автоматы.

7 — рольганги,

8 — транспортер, Р — автомат для

очистки шлака, 10—-автомат для

пробивки ниппельного от­

верстия, И — автомат для заточки

заусенцев, 12 — контроль­

ный пункт, 13 — промежуточный

склад. /4 — механический

подъемник. 15 — главный конвейер цеха

Заканчивая рассмотрение этого вопроса, надо отметить, что высшей ступенью автоматизации производства является примене­ ние станков с программным управлением. В качестве примера можно указать на разработанную и внедренную систему програм­ много управления газорезательными машинами с использованием магнитной ленты. Надо подчеркнуть, что при этом обеспечивает­ ся автоматизация не только самого процесса резки, но и связан­ ных с ним вспомогательных операций, таких как зажигание и га­ шение пламени резака, пуск и выключение струи режущего кисло­ рода, подвод резака к месту реза и отвод его по окончании про­ цесса резки и т. д.

Заканчивая изучение темы, следует остановиться на определе­ нии уровня механизации сварочного производства. Здесь надо пояснить, что понимается под степенью охвата рабочих механизи­ рованным трудом, как определяется уровень механизированного труда в общих трудозатратах и как рассчитывается уровень ме­ ханизации и автоматизации всего производственного процесса.

Для более полного усвоения материала всей темы следует орга­ низовать несколько экскурсий на различные предприятия. Чем больше разнообразных технологических процессов и приспособле­ ний увидят учащиеся непосредственно на производстве, тем луч­ ше они усвоят данную тему.

160


 

 

 

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.

Каковы задачи

механизации и

автоматизации

сварочного производства?

2.

Перечислите

пути комплексной

механизации и

автоматизации сварочного

производства.

о

механизации

транспортных

и погрузочио-разгрузочных

3.

Расскажите

работ.

 

 

 

 

 

4.Что относится к внутрицеховому транспорту?

5.Что называется поточными линиями?

6.Каковы особенности работы автоматических линии?

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 450—462 (I), стр. 284—288 (2), стр. 290—291 (3).

Т е м а 29

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Материал этой темы обобщает данные по технике безопасности и противопожарным мероприятиям, с которыми учащиеся уже частично ознакомлены в процессе обучения. Эта тема является заключительной и изучение ее ведется перед самым выходом уча­ щихся на производство. Желательно изложение вопросов техники безопасности и противопожарных мероприятий поручить инжене­ ру по технике безопасности базового предприятия, а вопросов производственной санитарии — врачу. Если такой возможности нет, то занятия проводит сам преподаватель.

Цель этой темы состоит в том, чтобы закрепить знания общих

правил техники безопасности, дополнить

и систематизировать

их

и указать на особенности этих правил

в

сборочно-сварочных

цехах.

 

 

 

 

 

 

 

Наглядные пособия

 

 

 

Плакат — Предельно

допустимая

концентрация

вредных

ве­

ществ в воздухе рабочей зоны сварочных цехов. Стр. 470 (1).

 

Плакат — Схема устройства вентиляции

в кабине сварщика.

Рис. 216 (Г).

безопасности

при

выполнении

электросва­

Плакаты — Техника

рочных работ (комплект из шести плакатов), Машиностроение,

1969 г.

1968

г.

Кинофильм — «Осторожно! В баллоне газ», 1 часть,

Кинофильм — «Осторожно — сварка», 2 части, 1968

г.

 

Кинофильм — «Техника безопасности при газовой сварке и рез­

ке металлов», 2 части, 1968 г.

 

чрез-'

Кинофильм — «Техника безопасности при газовой сварке

ке металлов на строительстве», 1 часть, 1961 г.

 

 

Образцы индивидуальных защитных средств электрогазосвар­ щиков.

161