Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 0
Целью этой темы является ознакомление учащихся с транспорт ными средствами, сборочными приспособлениями, приспособления ми для механизации вспомогательных работ, автоматизацией про цесса сварки и резки, а также с работой поточных и автоматиче ских линий.
Так как все изучаемые вопросы довольно тесно связаны меж ду собой, разбивать эту тему иа отдельные подтемы не следует.
Наглядные пособия
Плакат — Электрическая тележка с грузоподъемным краном. Рис. 95 настоящего пособия.
Плакат — Пластинчатый транспортер. Рис. 96 настоящего по собия.
Плакат — Подвесной крючковый конвейер. Рис. 97 настояще го пособия.
Плакат— Рольганг. Рис. 98 настоящего пособия.
Плакат — Приспособления для сборки и сварки решетчатых стропильных ферм. Рис. 209 (1).
Плакат — Сборочные приспособления. Рис. 211 (1). Плакат — Поворотные приспособления. Рис. 212 (1). Плакат — Роликовый стенд. Рис. 125 (2).
Плакат — Установка для автоматической сварки под флюсом цилиндрических обечаек. Рис. 207 (1).
Плакат — Поточная механизированная линия сборки и сварки обечаек. Рис. 214 (1).
Плакат — Поточная линия изготовления крышек и днищ. Рис. 99 настоящего пособия.
Плакат — Схема автоматической линии сборки и сварки авто мобильных колес. Рис. 100 настоящего пособия.
План занятий
1. Основные понятия и задачи механизации и автоматизации производства.
2. Механизация транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.
3.Сборочно-сварочные приспособления и механизмы.
4.Автоматизация процессов сварки и резки металлов.
5.Поточные и автоматические линии.
6.Определение уровня механизации сварочного производства.
Методические указания
Приступая к изучению этой темы, прежде всего следует дать определение механизации и автоматизации производства. Надо пояснить, что механизацией производственного процесса называет ся замена в нем ручного труда машинами или замена менее со вершенных машин более совершенными. Далее надо сказать, что
11 |
155 |
высшей ступенью механизации является автоматизация, при кото рой весь производственный процесс выполняется машинами-ав томатами, а человек выполняет только функции наладки, управле ния и наблюдения за работой оборудования. Затем следует рас сказать о задачах механизации и автоматизации сварочного про изводства. Надо перечислить и пояснить следующие из них:
облегчение условий труда сборщиков и сварщиков путем заме ны ручного труда полу автоматами и автома тами;
сокращение дли тельности производст венного цикла в резуль тате уменьшения вре мени на сборку и уве личение скоростей сварки;
повышение качества сварных швов и соеди нений;
экономия расхода материалов и электро энергии;
снижение себестоимости сварных конструкций.
В ходе занятий нужно подробно остановиться на процессах механизации сборочных работ, оснастке и приспособлениях для сборки под сварку. Следует также отметить, что комплексная механизация и автоматизация сварочного производства дости гается в результате применения:
механизированного и электрифицированного подъемно-транс- цортного оборудования;
универсальных и специальных сборочно-сварочных приспособ лений и механизмов с быстродействующими зажимными устройст вами;
вспомогательного оборудования для установки и поворота сва риваемых изделий с применением механических, пневматических и гидравлических приводов;
полуавтоматического и автоматического сварочного и газоре зательного оборудования;
поточных и автоматических сборочно-сварочных линий.
На каждом из этих пунктов следует остановиться более по дробно.
Рассказывая о механизации транспортных и погрузочно-раз грузочных работ, в первую очередь нужно ознакомить учащих ся с межцеховым транспортом, предназначенным для перемеще ния различных грузов на территории предприятия между его цехами, а также между цехами и складами. Здесь надо указать
156
на грузовые автомобили, электрокары, троллейкары, автокары, электрические тележки с грузоподъемным краном (рис. 95), авто- п электропогрузчики. Подробно рассматривать их устройство и работу не следует, а указать только области применения в усло виях базового предприятия. Более подробно нужно остановиться
Рис. 96. Пластинчатый транспортер
на внутрицеховом транспорте, осуществляющем перевозку, погруз ку и разгрузку грузов в пределах отдельных цехов. Надо отме тить, что в зависимости от конкретного назначения внутрицеховой
транспорт, в свою очередь, |
подразделяется на о б щ е ц е х о в о й |
и м е ж о п е р а ц и о н н ы й . |
Надо пояснить, что первый из них |
предназначен для перевозки грузов между внутрицеховыми скла дами и производственными участками, а второй обеспечивает
Рис. 97. Подвесной крючковый конвейер
транспортную связь между отдельными рабочими местами. Нуж но сказать, что в качестве общецеховых транспортных средств, применяемых в сборочно-сварочном производстве, чаще всего ис пользуют мостовые крапы, кран-балки и тельферы. Подробно рас сматривать их не надо, а следует указать только на грузоподъем ность, производительность и эффективность применения. Заканчи вая рассмотрение этого вопроса, надо кратко остановиться на межоперационном транспорте и по плакатам познакомить учащих
157
ся с устройством самодвижущегося пластинчатого транспортера (рис. 96) или подвесного крючкового конвейера (рис. 97), которые легко преодолевают крутые подъемы и спуски. Следует также отметить, что кроме механического, широкое распространение имеет гравитационный транспорт, при котором используется сила тяжести передвигаемого груза. Здесь надо познакомить учащих ся с рольгангами (рис. 98), склизами, скатами, спусками, желоба ми и др. Рассматривая вопрос об автоматизации процессов сварки
Рис. 98. Рольганг
и резки металлов, надо рассказать об устройстве сварочных авто матов для сварки под флюсом и в защитных газах, указать на их преимущества, отметить области применения. Следует в общих словах рассказать об устройстве и рабше электрошлаковых аппа ратов для сварки металла большей толщины, привести общие све дения об автоматизации процессов газопламенной обработки ме таллов, познакомить с автоматизацией процессов контактной сварки.
В дальнейшем можно кратко остановиться на работе поточ ных и автоматических линий. Надо пояснить, что поточные ли нии— это комплекс основного, вспомогательного, подъемно-транс портного и технологического оборудования, в котором отдельные операции обработки, сборки и сварки закреплены за определен ным оборудованием и определенными рабочими местами, распо ложенными по ходу технологического процесса. В качестве при мера можно рассказать о работе поточно-механизированной линии сборки и сварки обечаек или поточной линии изготовления кры шек и днищ (рис. 99). Если на базовом предприятий имеются поточные линии, то можно рассмотреть и их работу. Нужно по яснить, что каждая операция должна выполняться на одном или нескольких рабочих местах с таким расчетом, чтобы детали пере давались с одного рабочего места на другое через равные про межутки времени. Учащиеся должны уяснить, что в противном случае часть оборудования и рабочих мест будет перегружена, а другая часть простаивать.
Затем надо сказать, что автоматическая линия — это комп лекс машин и механизмов, выполняющих без непосредственного
158
7
6
5
4
J
Рис. 99. Поточная линия изготовления крышек и днищ для цилиндри ческих сосудов:
/ — обрезка |
торца, 2 — разметка |
и керновка |
всех |
отверстиЛ, |
3 — вырезка н |
|
сверление отверстий, 4 — сборка |
фланца |
с днищем, |
5 —сварка |
наружного шва, |
||
6 — сварка |
внутреннего шва, 7 — сборка |
патрубков, |
8 — приварка патрубков, |
|||
|
9 — установка и приварка |
перегородок |
|
участия человека производственный процесс в определенной тех нологической последовательности и в заданном ритме. В качестве примера можно пояснить схему работы автоматической линии сборки и сварки автомобильных колес (рис. 100). Здесь надо под черкнуть, что на автоматических линиях сборочно-сварочные рабо ты, а также передача изделия с одного рабочего места ка другое полностью автоматизированы. Рабочий только наблюдает за ра ботой оборудования, регулирует и налаживает отдельные меха низмы.
Рис. 100. Схема автоматической линии сборки и свар ки автомобильных колес:
1 — пресс для |
сборки дисков н ободов колес, 2 — |
наклонный |
|||
рольганг, |
3 — приемный |
магазин-конвейер, |
4 |
— шаговый |
|
транспортер, |
5 — раздаточные механизмы, |
6 — сварочные |
|||
автоматы. |
7 — рольганги, |
8 — транспортер, Р — автомат для |
очистки шлака, 10—-автомат для |
пробивки ниппельного от |
верстия, И — автомат для заточки |
заусенцев, 12 — контроль |
ный пункт, 13 — промежуточный |
склад. /4 — механический |
подъемник. 15 — главный конвейер цеха
Заканчивая рассмотрение этого вопроса, надо отметить, что высшей ступенью автоматизации производства является примене ние станков с программным управлением. В качестве примера можно указать на разработанную и внедренную систему програм много управления газорезательными машинами с использованием магнитной ленты. Надо подчеркнуть, что при этом обеспечивает ся автоматизация не только самого процесса резки, но и связан ных с ним вспомогательных операций, таких как зажигание и га шение пламени резака, пуск и выключение струи режущего кисло рода, подвод резака к месту реза и отвод его по окончании про цесса резки и т. д.
Заканчивая изучение темы, следует остановиться на определе нии уровня механизации сварочного производства. Здесь надо пояснить, что понимается под степенью охвата рабочих механизи рованным трудом, как определяется уровень механизированного труда в общих трудозатратах и как рассчитывается уровень ме ханизации и автоматизации всего производственного процесса.
Для более полного усвоения материала всей темы следует орга низовать несколько экскурсий на различные предприятия. Чем больше разнообразных технологических процессов и приспособле ний увидят учащиеся непосредственно на производстве, тем луч ше они усвоят данную тему.
160
|
|
|
К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы |
||
1. |
Каковы задачи |
механизации и |
автоматизации |
сварочного производства? |
|
2. |
Перечислите |
пути комплексной |
механизации и |
автоматизации сварочного |
|
производства. |
о |
механизации |
транспортных |
и погрузочио-разгрузочных |
|
3. |
Расскажите |
||||
работ. |
|
|
|
|
|
4.Что относится к внутрицеховому транспорту?
5.Что называется поточными линиями?
6.Каковы особенности работы автоматических линии?
Д о м а ш н е е з а д а н и е
Стр. 450—462 (I), стр. 284—288 (2), стр. 290—291 (3).
Т е м а 29
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Материал этой темы обобщает данные по технике безопасности и противопожарным мероприятиям, с которыми учащиеся уже частично ознакомлены в процессе обучения. Эта тема является заключительной и изучение ее ведется перед самым выходом уча щихся на производство. Желательно изложение вопросов техники безопасности и противопожарных мероприятий поручить инжене ру по технике безопасности базового предприятия, а вопросов производственной санитарии — врачу. Если такой возможности нет, то занятия проводит сам преподаватель.
Цель этой темы состоит в том, чтобы закрепить знания общих
правил техники безопасности, дополнить |
и систематизировать |
их |
||||
и указать на особенности этих правил |
в |
сборочно-сварочных |
||||
цехах. |
|
|
|
|
|
|
|
Наглядные пособия |
|
|
|
||
Плакат — Предельно |
допустимая |
концентрация |
вредных |
ве |
||
ществ в воздухе рабочей зоны сварочных цехов. Стр. 470 (1). |
|
|||||
Плакат — Схема устройства вентиляции |
в кабине сварщика. |
|||||
Рис. 216 (Г). |
безопасности |
при |
выполнении |
электросва |
||
Плакаты — Техника |
рочных работ (комплект из шести плакатов), Машиностроение,
1969 г. |
1968 |
г. |
Кинофильм — «Осторожно! В баллоне газ», 1 часть, |
||
Кинофильм — «Осторожно — сварка», 2 части, 1968 |
г. |
|
Кинофильм — «Техника безопасности при газовой сварке и рез |
||
ке металлов», 2 части, 1968 г. |
|
чрез-' |
Кинофильм — «Техника безопасности при газовой сварке |
||
ке металлов на строительстве», 1 часть, 1961 г. |
|
|
Образцы индивидуальных защитных средств электрогазосвар щиков.
161